Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе
статья по теме

Материал представляет собой выступление на ШМО учителей математики и информатики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО учителей математики и информатики 09.11.2012

«Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе

Современное общество требует от человека способности постоянно учится и переучиваться в соответствии с изменяющейся ситуацией и потребностей общества, готового к самостоятельным действиям и оперативному принятию решений. Для человека в настоящее время приоритетным является не тот багаж знаний, который он накопил, а способность самостоятельно найти необходимую информацию, осмыслить ее и применить в конкретной ситуации для достижения желаемого результата. Вот почему в настоящее время приоритетным является умение учащихся самостоятельно находить и усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться. Огромные возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий в образовательном процессе, как психологическая составляющая универсального ядра  фундаментального образования наряду с традиционным изложением предметного содержания курса математики.

Ключевой целью образования является личностное, общекультурное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающих такую компетенцию, как умение учиться. 

Универсальные учебные действия – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, а также способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Для успешного освоения учащимися образовательных программ необходимо сформировать у учащихся следующие виды УУД:

  1. личностные  Система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего  мира. Личностные УДД выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди»,  «Я и общество», «Я и познание», «Я и я»

В математике: смыслообразование

  1. регулятивные  Отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка)

   В математике: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, алгоритмизация действий

  1. познавательные.  Система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации

В математике познавательные общеучебные – моделирование, выбор наиболее эффективного способа решения задач; познавательные логические – анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия

  1. коммуникативные  Способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использования правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме

В математике: использование средств языка и речи для получения информации, участия в продуктивном диалоге, самовыражение, монологические высказывания разного типа

Виды заданий:

личностные:

  1. Участие в проектах
  2. Подведение итогов урока
  3. Творческие задания
  4. Мысленное воспроизведение ситуации
  5. Самооценка событий
  6. Дневники достижений

регулятивные:

  1. Преднамеренные ошибки
  2. Поиск информации в предложенных источниках
  3. Взаимоконтроль
  4. «Найди  ошибку»

познавательные:

  1. Упорядочивание
  2. «Цепочки»
  3. Составление схем-опор
  4. Работа с разного вида таблицами
  5. Составление и распознавание диаграмм
  6. Поиск лишнего

коммуникативные:

  1. Составь задание однокласснику
  2. Оцени работу товарища
  3. Работа в группах
  4. «расскажи …», «объясни…», «прокомментируй…» и другое

Умение решать задачи –

такое же практическое искусство,

как умение плавать и бегать.

Ему можно научиться только

путем подражания и упражнений

Д. Пойа

примеры заданий, которые можно использовать для формирования УУД на уроках математики в средней школе

Личностные УУД

1. Сколько существует маршрутов, посещения трех памятных мест: Кузнечики, Подольские курсанты, памятник Виктору Талалихину в парке Культуры и отдыха. Есть ли среди этих памятников летчик-истребитель герой Советского союза?

патриотическое воспитание, отношение к социальным ценностям: формирование интереса к культуре и истории родного края

2. Калорийность рациона школьника 11-15 лет должна составлять 2500 ккал. На завтрак приходится 35%, на обед 40%, на полдник 10%, на ужин 15%. Найдите количество калорий на каждый прием пищи школьника.

Дополнительное задание: составьте меню на 1 день, учитывая калорийность на этикетке каждого продукта, или воспользовавшись таблицей калорийности продуктов, рекомендованных для питания школьников (на стенде в кабинете математике)

знакомство с рациональным режимом питания, формирование навыков здорового питания

3. Образец дневника достижений (распечатка для каждого учащегося в начале урока) – ученик сам оценивает свою деятельность

Этап урока

устный счет

домашнее задание

первичное закрепление нового материала

итог урока

рефлексия

моя оценка

Регулятивные УУД

1.  Найди ошибку, которая допущена при решении уравнения:

4 (x - 3) = x + 2 (x + 5)

4x – 12 = x + 2x + 2

4x – x – 2x = 2 + 12

x = 14                       Ответ: 14

Анализ хода решения уравнения. Учащийся должен вспомнить все правила, которые используются в ходе его решения.

2.  Решите ребус: одинаковые буквы соответствуют одинаковым цифрам

составление плана и последовательности действий, способность к волевому усилию и преодолению трудностей

3. Правильно прочитай сведения о древнегреческом ученом, записанное без пробелов

ПриблизительныегодыжизниПифагора – 570 – 500 года до н.э.РодилсябудущийматематикнаостровеСамос,позжепереехалвКротен.ИменнотамПифагорначалзаниматьсянаукой,проводитьисследованияихитроумныевычисления…

Определить цель учебной деятельности, составить план решения проблемы творческого характера, редактирование текста

4. Решение различных текстовых задач максимально способствует развитию универсальных учебных действий на уроках математики

Задача: для приготовления сдобного дрожжевого теста нужно взять муку, маргарин, молоко и сахар в пропорции 5:1:3:1 соответственно (личностные УДД: проявление внимания, интереса, желания больше узнать). Сколько сахара (в килограммах) необходимо взять для приготовления 4 кг. теста? (создание проблемной ситуации учителем и формирование проблемы учащимися)

Решение

Регулятивные УУД

Пусть масса одной части х грамм,

Тогда для теста потребуется 5х  муки; х маргарина; 3х молока; х сахара (поиск решения проблемы учащимися)

По условию задачи надо приготовить 4 кг. теста. Составим уравнение:

5х + х + 3х + х = 4

10х = 4

х = 0,4 (кг) (решение задачи)

проверка: 5 ∙ 0,4 + 0,4 + 3 ∙ 0,4 + 0,4 = 4 (определение успешности выполнения своей работы)             Ответ: 0,4 кг. сахара необходимо

Рекомендации по развитию УУД

  1. личностные.
  1. помните, что каждый ребенок индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности;
  2. в жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был взрослый это тот человек, который открывает ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения;
  3. организуя учебную деятельность по математике, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики (сотрудничество с школьным  психологом)

регулятивные УУД

  1. научите учащегося контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной теме;
  2. научите учащегося контролировать, выполнять свои действия по заданному плану, образцу, правилу, алгоритму;
  3. помогите учащемуся научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.

Познавательные УУД

  1. чтобы учащиеся усвоили материал по математике, научите их мыслить системно(например – основное понятие (правило) – пример – значение материала)
  2. постарайтесь помочь учащимся овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности , учите их учиться;
  3. найдите способ, чтобы учащиеся применяли свои знания на практике;
  4. развивайте творческое мышление, познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще предлагайте учащимся творческие задания

Коммуникативные УУД

  1. создавайте условия, чтобы учащиеся чаще высказывали свои мысли, мнения, задавали вопросы;
  2. не бойтесь «нестандартных уроков», внедряйте различные виды современных технологий в образовательный процесс, различные виды и формы работы на уроке;
  3. изучайте и учитывайте жизненный опыт учащихся, их интересы, особенности развития.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование УУД на уроках математики Бокарева Ольга Сергеевна, учитель математики ГБОУ СОШ №2082 Выступление на ШМО учителей математики и информатики 09.11.12

Слайд 2

Актуальность современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, а выявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества

Слайд 3

Универсальные учебные действия это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учится

Слайд 5

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД Система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Личностные УДД выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и я» В математике - смыслообразование

Слайд 6

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД Отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка) В математике – целеполагание , планирование, прогнозирование, контроль, оценка, алгоритмизация действий

Слайд 7

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД Система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации в математике познавательные общеучебные – моделирование, выбор наиболее эффективного способа решения задач; - познавательные логические – анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия

Слайд 8

КОММУНИКТИВНЫЕ УУД Способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использования правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме В математике - Использование средств языка и речи для получения информации, участия в продуктивном диалоге, самовыражение, монологические высказывания разного типа

Слайд 9

личностные Виды заданий Участие в проектах Подведение итогов урока Творческие задания Мысленное воспроизведение ситуации Самооценка событий Дневники достижений

Слайд 10

регулятивные Преднамеренные ошибки Поиск информации в предложенных источниках Взаимоконтроль «Найди ошибку»

Слайд 11

познавательные Упорядочивание «Цепочки» Составление схем-опор Работа с разного вида таблицами Составление и распознавание диаграмм Поиск лишнего

Слайд 12

коммуникативные Составь задание однокласснику Оцени работу товарища Работа в группах «расскажи …», «объясни…», «прокомментируй…» и другое

Слайд 13

Ценность современного образования «Чему нужно научиться?» «Как мне этому научиться?»

Слайд 14

«научить учиться» «научить жить» «научить жить вместе» «научить работать и зарабатывать»

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках физики в основной школе

Методические особенности формирование универсальных учебных действий на уроках физики в основной школе...

Доклад «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики в основной школе»

Доклад «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики в основной школе» ...

Формирование универсальных учебных действий на уроках физкультуры в начальной школе

Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэтому способы...

Формирование универсальных учебных действий на уроках физкультуры в начальной школе

Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэтому способы...

"Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в основной школе"

Статья о формировании ууд на уроках математики в 5 классах в условиях ФГОС....

Формирование универсальных учебных действий на уроке музыки в начальной школе

Содержание:1. Введение                2. Ценностные ориентиры в начальной школе...

Лукьянович О. В. "Формировании универсальных учебных действий на уроке музыки в общеобразовательной школе"

Содержание учебного курса предмета "Музыка" в рамках Федерального государственного образовательного стандарта "второго поколения" (далее – ФГОС) для общеобразовательной школы основано на концепц...


 

Комментарии

Кошелева Лидия Анатольевна

Ольга Сергеевна! Материал содержательный. нужный. своевременный. Спасибо!