Доклад на тему : "Стратегии смыслового чтения на уроках английского языка"
учебно-методический материал на тему

Девятова Елена Аркадьевна

Материал окажется полезным при подготовке к семинару по данной теме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Стратегии смыслового чтения на уроках английского языка»

                     Елена Аркадьевна Девятова

                                                 МОУ «СОШ №35 с УИОП»

                                                учитель английского языка

                                 базовая категория

89125028082

ФГОС второго поколения содержит требования к личностным, предметным и метапредметным результатам изучения предмета. Одним из таких метопридметных результатов, которые можно формировать на уроках иностранного языка, является смысловое чтение, включающее «умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность фактов».

Смысловое чтение включает в себя три основных аспекта, являющихся критериями оценки уровня его форсированности, а именно:

- поиск информации и понимание прочитанного;

- преобразование и интерпретации информации;

- оценка информации.

Работа с текстом происходит поэтапно:

1.Предтекстовый;

2. Текстовой;

3.Послетекстовый.

Если смотреть с точки зрения такой технологии как критическое мышление то, можно выделить три стадии: 1. Стадия вызова. 2. Стадия осмысления. 3. Рефлексия.

На этапе перед чтением текста нужно активизировать знания учащихся, пробудить их интерес к изучению текста. Задачами ориентировочных предтекстовых стратегий являются постановка цели и задач чтения, актуализация или знакомство с важными понятиями, актуализация предшествующих знаний, формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий, мотивирование читателя, включение механизма антиципации — прогнозирования содержания, тематической и эмоциональной направленности текста,  формирования умения и привычки думать над книгой до чтения. Если раньше, согласно традиционной методике, на этапе предчтения текста давалось одно задание «Прочитайте текст», а основное внимание уделялось контролю понимания прочитанного, то теперь мы знаем, что чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся читать текст и выше достигаемый им результат.

 Текстовой этап, это основной этап, где и происходит непосредственная работа с текстом. На этапе после прочтения текста учащиеся формируют личностное отношение к тексту и формируют его либо с помощью собственного текста либо своей позиции в дискуссии.

Сейчас, хочу рассказать Вам о некоторых приемах и стратегиях, которые я применяю на уроках при чтении текстов на английском языке.

К примеру, рассмотрим урок в  6 классе в 3 четверти по теме What do you know about famous British people? Я предлагаю ребятам для чтения текст об Уильяме Шекспире (см.Приложение 1)

Предтекстовый этап (ориентировачный)

 Приём ключевые слова. Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слова и выписывает их на доску. Ученики в парах дают толкование слов и высказывают предположения, как они буду применяться в новом контексте

При работе с текстом проверяется правильность предположений и новая трактовка (приложении №1).

1)Детям предлагается догадаться, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. На доске ключевые слова: sonnet, Stratford-upon-Avon, plays, stage, Romeo and Juliet.

Учащиеся высказывают предположения о том, о чем будет говорится в тексте, в сильных группах можно составить рассказ-предложение из нескольких предложений.

2)Далее применяю еще один  из распространенных приемов - предваряющие вопросы (придумать вопросы, ответы на которые ученики будут искать в тексте).

Например, Where was William Shakespeare born? What profession did he decide to choose? и другие.

После прочтения текста учащиеся должны ответить на эти вопросы

3) Также интересен прием верные и неверные утверждения.

При изучении урока в 7 классе Health is above wealth предлагаю учащимся текст для чтения

Music is Bridge to Good Health (см.Приложение 2)

 На данном этапе учащимся предлагаются следующие утверждения:

- Do you believe that music treats people?

- There is not a single function of the body which cannot be affected by music. Do you think it is true?

-Rude music can do the harm to our health. Do you agree?

Далее учащиеся читают текст про себя. Учитель просит оценить достоверность утверждений, используя информацию текста.

Следующий прием, который актуально использовать на начальном этапе работы с текстом – это прогнозирование содержания текста по заголовку (см.Приложение №3). Этот прием работы заключается в предсказании содержания текста по заголовку:

1.Учащиеся читают заголовок текста, рассматривают иллюстрации к нему и высказывают свои предположения о теме содержании текста;

2.Учащимся предлагается воспользоваться своими знаниями по теме, которой посвящен текст, задавая себя вопрос: "Что я знаю по этой теме?"

3.Учащиеся записывают ключевое слово заголовка и составляют схему, заполняя ее ассоциации, возникшие у них еще до чтения.

4.Учащимся предлагается разбиться на пары, обсудить составленные схемы и уточнить свои предположения о теме и содержании текста.

Мотивационные загадки (см. Приложение №4).

Еще одной значимой задачей этого этапа является мотивация учащегося к изучению текста. Мотивационный аспект приобретает особую важность при самостоятельной работе с текстом. Ученики должны догадаться о теме урока, отгадывая загадки и открывая таблички, тем самым усилить мотивацию учащихся к работе над текстом.

Текстовый этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. На этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения, он самый продолжительный по времени и может включать несколько заданий, позволяющих провести проверку прочитанного.

Целью стратегий на исполнительной фазе чтения является развитие его механизмов, то есть выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение/отклонение, контекстуальная и смысловая догадка, размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное. Основным принципом стратегий этого этапа является остановка деятельности, размышление вслух, прогноз, установление разнообразных и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития сюжета.

    «Чтение в кружок»

Начинается чтение текста по абзацам. Задача ученика — читать с пониманием, задача слушающих — задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. После каждого прочитанного абзаца слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ неверен или неточен, другие ученики его поправляют.

    «Чтение с остановками»

Цель — управление процессом осмысления текста во время чтения.

Текст читается с остановками, во время которых учитель задает вопросы детям. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.

Ученик читает текст. Учитель останавливает его после определенных моментов и задает всем ребятам несколько вопросов на понимание прочитанного, и один на прогнозирование событий.

Еще один из вариантов, это учащиеся самостоятельно читают текст первый раз с установкой проверить свои предположения, сделанные до чтения текста.

Также  можно использовать стратегию «Инсерт» (приложение №5 ). На стадии осмысления обучаемые знакомятся с новой информацией, анализируют, отмечают что-то новое для себя.

Один из любимых приемов на текстовом этапе – это прием «Кластер».

Выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определённом порядке в виде грозди.

Важно в тексте, с которым работаешь (приложение №5):

1. Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания.

2. Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы.

3. Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации

Целью стратегий послетекстовой деятельности является использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного.

 В качестве заданий можно организовать дискуссию, ролевую игру, презентацию, написать письмо, сочинение и т. д.

Беседа по содержанию текста.

В качестве заданий на контроль понимания прочитанного учащимся предлагались задания, вовлекающие их в активную творческую деятельность, причем не только речевую, но и неречевую:

- нарисуйте, начертите…

- перескажите, расскажите, спишите, докажите…

- напишите, продолжите, закончите, дополните…

- найдите эквиваленты, переведите…

Также стараюсь использовать на уроках при обучении смысловому чтению прием «Ромашка Блума»

Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.

Учащиеся изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой. Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).

При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.

Классификация вопросов Б.Блума:

  • Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. «Как звали главного героя?»
  • Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. «Правда ли, что...», «Если я правильно понял, то...» Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.
  • Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. «Что бы произошло, если...», «Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он …»
  • Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. «Как вы относитесь к ... ?», «Что лучше?», «Правильно ли поступил ...?»
  • Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова «Почему». Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых
  • Практические вопросы. Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой. «Как бы я поступил на месте героя?»

Рассмотрим пример такой «Ромашки» при чтении текста в 5 классе

Очень интересен прием синквейн.

Должна отметить, что данный прием очень нравится ученикам, и я стараюсь использовать его на своих занятиях. Синквейн как обобщение работы по тексту. При этом наиболее эффективной представляется парная организация работы. Каждой паре дается 3-4 минуты для составления синквейна, после чего происходит обсуждение нескольких получившихся работ с последующим их объединением в один наиболее четкий синквейн. Впоследствии конечный вариант используется как опора для пересказа изученного текста. Синквейн - один из приемов контрольно- оценочной деятельности на уроках.

Например, после чтения текста Christmas учащиеся составили следующий синквейн

Christmas

Traditional and lovely

Get together, celebrate, have dinner

People feel happy

A family holiday

Или после чтения текста о Шекспире

William Shakespeare

Greatest and famous

Write sonnets, write plays, be actor

Not known much about his life

A famous British writer.

Можно использовать приём «Шесть шляп» (приложение № 6). Он используется при подведении итогов работы с текстом. Каждому ученику предлагается выбрать одну из шляп по цвету. Цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить. Учащихся можно объединить в группы по цвету шляп.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование умения смыслового чтения является сложным, комплексным процессом, который заключается в синтезе множества различных навыков и умений, и при отсутствии хотя бы одного из них умение смыслового чтения считается несформированным.

В заключении хочется сказать, что чтение на английском языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения, является по мнению многих исследователей, самым необходимым для большинства людей. Возможность непосредственного общения с носителями языка имеют, как правило, сравнительно немногие, возможность читать, практически все.

Обучение стратегиям чтения развивает умения взаимодействовать с текстом, размышлять о прочитанном.

(Приложение № 1)

Догадка темы урока по ключевым словам.

1)Детям предлагается догадаться, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. На доске ключевые слова:

Sonnet

Stratford-upon-Avon

Playwright

 William Shakespeare

   William Shakespeare (1564-1616) was one of the greatest and famous writers in human history. He was born in Stratford-on-Avon, a small town in the middle of England. His father wanted his son to be a well-educated person and William was sent to the local grammar school.
   Studying at school the boy actually did not have any free time. But he spent his rare spare hours walking in the forest or watching the river Avon.
   Those days there were not a lot of theatres in towns and actors and actresses had to travel moving from one place to another with their shows. Sometimes they visited Stratford-on-Avon. William liked to watch them playing. He got fond of their profession and he decided to become an actor.
   He went to London and there he became an actor. At that time he began to write plays too. Shakespeare was at the same time an actor and a playwright. In his works he reflected events of his contemporaries' life. His plays were staged in many theatres, translated into many foreign languages. That made Shakespeare a very popular man.
  Most famous of his plays are Othello, King Lear, Hamlet, and Romeo and Juliet. They are still popular and you can watch his .plays in almost any country of the world. He produced thirty seven plays at all. He had connections with the best English theatres for about 25 years.
   William Shakespeare wrote also a lot of poetry including his unbeaten sonnets. There are numerous songs written with his poems. He is still most often published author of the world and well known among people. We do not know much about his life. We can only guess what kind of man he was analyzing the legends and a few documents of the time.

  Shakespeare died in 1616, but millions people today still admire his plays.        

Учащиеся высказывают предложения о том, что говорится в тексте, в сильных группах можно составить рассказ-предложение из нескольких предложений.

(Приложение №2)

2) Учащимся предлагаются верные и неверные утверждения:

- Do you believe that music treats people?

- There is not a single function of the body which cannot be affected by music. Do you think it is true?

-Rude music can do the harm to our health. Do you agree?

Далее учащиеся читают текст про себя. Учитель просит оценить достоверность утверждений, используя информацию текста.

Music is Bridge to Good Health.

Music influences almost every aspect of the listener's body and mind. All of us can point to one time or another in our lives when music impacted our emotions. Maybe it was the quiet classical music during a romantic dinner. Perhaps it was a wild dance of rap. Music plays a central role in different moments of our life. It helps us to feel the importance of the moment.

According to Dr Adam Goldstein of Stanford University, who asked people to study the impacts of emotions, music was on the first place because it affects some areas of the brain which influences our feelings, emotions. We just feel the impact of music on our emotions. It also affects our heart, blood pressure, brain development etc. «There is not a single function of body which cannot be affected by music» says author David Tarne in his book The Secret Power of Music.

Doctors prove that certain types of music are powerful to treat people. They have a joke «A melody a day keeps a doctor away». Music helps to resist illnesses, raise endorphins. Especially classical music does it, because it helps people to feel calm and relaxed. The result of statistics is that at the age of seventy, 50 per cent of American men are seriously ill, 80 per cent of people, listening to classical music regularly, are not only alive, but active and working. Rude music can do harm to our health, because it destroys our brains.

But each of us is unique and has different tastes in music. And it depends on us what to choose – health or something different.

(Приложение № 3)

http://doc4web.ru/uploads/files/87/87951/hello_html_46567335.pnghttp://doc4web.ru/uploads/files/87/87951/hello_html_m2681570a.pnghttp://doc4web.ru/uploads/files/87/87951/hello_html_m2838d9d8.png

Christmas.

The 25th of December is Christmas Day. It is a happy holiday for a lot of people in different countries. Some weeks before Christmas English people are busy. They send greeting cards to all their relatives and friends. You can buy Christmas cards or you can make them.

People buy a Christmas tree and decorate it with toys, coloured balls and little coloured lights.

On Christmas Eve people put their presents under the tree. When children go to bed, they put their stockings near their beds.

At night Father Christmas comes. He has got a big bag of presents for children. He puts the presents into the children’s stockings.

Every year there is a very big Christmas tree in the centre of London, in Trafalgar Square. In the evening before Christmas people like to come to Trafalgar Square to look at the tree. On Christmas Eve the streets in London are decorated, too.

The shops are very busy on Christmas. People want to buy presents for their family and friends. And they buy a lot of food and drink for all the Christmas parties.

People open their presents on Christmas morning and they all are happy with what they get.

For Christmas dinner people eat turkey, potatoes and green vegetables. Then they have the Christmas pudding. At five o’clock it’s time for tea and Christmas cake.

On Christmas people wish their nearest and dearest a merry Christmas.

The day after Christmas is Boxing Day. People usually visit their relatives and friends. They do not work on that day.

(Приложение № 4)

Мотивационные загадки по теме «Спорт».

Ученики должны догадаться о теме урока, отгадывая загадки и открывая таблички.

http://doc4web.ru/uploads/files/87/87951/hello_html_m19e396e6.pnghttp://doc4web.ru/uploads/files/87/87951/hello_html_m19e396e6.pnghttp://doc4web.ru/uploads/files/87/87951/hello_html_m19e396e6.pnghttp://doc4web.ru/uploads/files/87/87951/hello_html_m19e396e6.pnghttp://doc4web.ru/uploads/files/87/87951/hello_html_m19e396e6.png

1) You can do it on the skating- rink (Skate) .

2) A game which can be played on the table (Ping-pong).

3) We had them in Sochi (the Olympic Games).

4) It is a game played with an oval ball (Rugby).

5) If you want to be a sportsman you should do it hard (Train).

(Приложение №5)

Стратегия «ИНСЕРТ» по теме «Спорт».

«V» - уже знал (знала)

«+» - новое

«-» - думал иначе

«?» - есть вопрос

CURLING. This game appeared in the Winter Olympic Games in 1998 in Nagano, Japan. Curling, born in Scotland in the 16th century, was played on frozen ponds using simple stones.

Nowadays it is a popular and unusual kind of sport. Each team consists of 4 players (3 leads and 1 skip). They play on a frozen pitch and should deliver the rock to the centre of a target as close as possible. A target is drawn on the ice (called «the house»). The rock is a round block of stone with a handle and it is 19. 96 kilos. Also, the leads sweep the ice with brooms in front of the rock to make its way better (easier). Points are calculated, basing on the number of stones that finish close to the centre of the house. Only one team can score in the end. Each team has 73 min to play for 10 ends.

FREESTYLE SKIING. Freestyle skiing is acrobatic jumps with very short skis. It is a very exciting but dangerous kind of sport because it is difficult to control your body, ski down from the hill, performing different acrobatic elements. There are two kinds of freestyle skiing (specialties). Moguls: for men and women. Aerials: for men and women. The judges watch the keeping of the line and the position of the body, the controlling of the skis and carving. The sum of scores provides the final result. The sport appeared in the Winter Olympic Games in 1988.

SHORT TRACK SPEED SKATING. It is a race on the ice on a short track at a super high speed. Everyone is against everyone. The event is fast and spectacular. The aim is to finish the distance at the shortest time. The quickest is the winner. Short track has been an Olympic discipline since Albertville 1992, Italy. Athletes compete individually or in pairs. The distances are 500, 1000 and 1500m for men and women.

(Приложение №6)

Осмысление текста через приём «Кластер».

The National Flag of the UK.

The national flag of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland is the most obvious symbol of the United Kingdom. It is called the Union Jack.

«Jack» is an old word which means «sailor». It explains the name of the flag. King James III (1566-1622) ordered the Union Flag to be flown on the main mast of all British ships, except was the ships. So the flag was flown at the front of the ships.

Union Jack is a mixture of several overlaid flags. It combines three flags representing England, Scotland and Ireland.

These flags are the crosses of the Patron Saint of England (St. George's Cross – red cross on a white ground), the flag of the Patron Saint of Scotland (St. Andrew's Cross – white diagonal cross on a blue ground) and the flag of the Patron Saint of Northern Ireland (St. Patrick's Cross – red diagonal on a white ground).

St. David of Wales is not represented in the flag probably because Wales is a principality, not a kingdom.

После прочтения текста учащиеся заполняют «Кластер» самостоятельно в тетрадях или по группам, или коллективно на доске.

(Приложение № 7)

Приём «Шесть шляп».

Music is Bridge to Good Health.

Music influences almost every aspect of the listener's body and mind. All of us can point to one time or another in our lives when music impacted our emotions. Maybe it was the quiet classical music during a romantic dinner. Perhaps it was a wild dance of rap. Music plays a central role in different moments of our life. It helps us to feel the importance of the moment.

According to Dr Adam Goldstein of Stanford University, who asked people to study the impacts of emotions, music was on the first place because it affects some areas of the brain which influences our feelings, emotions. We just feel the impact of music on our emotions. It also affects our heart, blood pressure, brain development etc. «There is not a single function of body which cannot be affected by music» says author David Tarne in his book The Secret Power of Music.

Doctors prove that certain types of music are powerful to treat people. They have a joke «A melody a day keeps a doctor away». Music helps to resist illnesses, raise endorphins. Especially classical music does it, because it helps people to feel calm and relaxed. The result of statistics is that at the age of seventy, 50 per cent of American men are seriously ill, 80 per cent of people, listening to classical music regularly, are not only alive, but active and working. Rude music can do harm to our health, because it destroys our brains.

But each of us is unique and has different tastes in music. And it depends on us what to choose – health or something different.

Каждая группа получает «шляпу»

1) «Белая шляпа»- в тексте нужно найти факты.

• 80% of people, listening to classical music, are active and working

2) «Желтая шляпа»- позитивное мышление.

В тексте нужно найти позитивную информацию.

• Music helps to resist illnesses.

3) «Черная шляпа»- негативное мышление.

В тексте нужно найти негативную информацию.

• Rude music can do harm to your health.

4) «Синяя шляпа»- обобщающая шляпа.

Группа подводит итоги, делает выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стратегии смыслового чтения на уроках русского языка и литературы

Обучение смысловому чтению в  5-6 классе на уроках русского языка ( практические примеры)...

Стратегия, этапы работы, приемы по развитию смыслового чтения на уроках английского языка

Буклет "Стратегия, этапы работы, приемы по развитию смыслового чтения на уроках английского языка" содержит  стратегию, этапы работы над текстами при овладении стратегией смыслового чтения, прием...

Презентация "Стратегии смыслового чтения на уроках иностранного языка"

Презентация "Стратегии смыслового чтения на уроках иностранного языка"...

СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Применение методики смыслового чтения на уроках иностранного языка для более глубокого изучения иностранного языка и успешной сдачи выпускных экзаменов...

Презентация на тему: "Обучение смысловому чтению на уроках английского языка".

В данной презентации раскрывается понятие смыслового чтения, некоторые приёмы смыслового чтения....

Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»

laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...