Стратегии смыслового чтения на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку на тему

Притченко Наталья Николаевна

Обучение смысловому чтению в  5-6 классе на уроках русского языка ( практические примеры)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_strategiyam_chteniya_v_5_klasse.pptx863.7 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стратегии смыслового чтения на уроках русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы Звонаревокутской СОШ Притченко Наталья Николаевна

Слайд 2

различия традиционной инновационной методики работы с текстом

Слайд 3

Этапы работы с текстом 1этап Работа с текстом до чтения Цель : развитие читательского антипации (умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации) -постановка задач чтения -актуализация опыта -создание мотивации

Слайд 4

Мозговой штурм 1.Тема- ассоциации 2.чтение текста 3Сопоставление того, что знали, с тем, что прочитали ЧТО НОВОГО? 3.ОСК 5 класс. Тема6 Русские народные сказки.Жанры сказка

Слайд 5

Прогнозирование Рассмотрите иллюстрации к произведению. Как вы думаете, о чём будет текст ? («Кавказский пленник», «Муму», «Чёрная курица, или Подземные жители», «В дурном обществе», « Т ёплый хлеб») При самостоятельном чтении этап антипации сохраняется: - какими были ваши ожидания? -какие вопросы до чтения у вас возникли? -на что обратили внимание перед чтением и почему?

Слайд 6

Г лоссарий (ключевые слова ) Цель: актуализация словаря. Связанного с темой информационный текст Список слов. Задание :1.отметьте те, которые могут быть связаны с текстом 2.Вернитесь к словам, посмотрите на значение и употребление слов , использованных в тексте

Слайд 7

6 класс Тема: Древнерусская литература 1)Устное народное творчество, Письменная литература, 10 век, 19 век, 11-17 века, христианство, А.С.Пушкин , коллективное творчество, герои: и сторические лица, вымышленные персонажи. 2) Работая в парах, составьте вопросы к теме, занесите в таблицу. ( после чтения: получены ли ответы ?)

Слайд 8

Русский язык Изложения 5 класс ориентиры предвосхищения Цель: актуализация опыта Отметьте, согласны ли вы с утверждением Олимпийские игры До чтения суждения После чтения Родина Олимпийских игр-Греция Игры проводились один раз в четыре года Игры были запрещены, как несовместимые с христианством Первые игры проходили до н.э

Слайд 9

просмотровое чтение 1)чтение заголовка ( о чём?) 2)просмотр начала каждого абзаца и последнего предложения в тексте 3)сделайте предположение, о чём текст?

Слайд 10

Тестовая деятельность Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации 1)Чтение в кружок 2)чтение про себя с вопросами 3)Чтение про себя с остановками (слаб) 4)Чтение про себя с пометками Установка : диалог с автором Комментированное чтение Словарная работа

Слайд 11

Диалог с автором -находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы -задавать свои вопросы -обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста -проверять ,совпадают ли они с замыслом автора Включать воображение Чем это можно объяснить? Что из этого следует? что сейчас случится? Почему именно так…? Для чего…?

Слайд 12

Чтение вслух цель: проверка понимания читаемого текста Чтение по очереди по абзацам (текст только у читающего) 2) слущающие задают вопросы, чтобы проверить, понимает ли текст читающий все читают попеременно

Слайд 13

Чтение про себя с вопросами цель: научить читать текст вдумчиво, задавая вопросы 1)Читаем первый абзац про себя. Работаем в паре: один задаёт вопросы , другой отвечает 2)читаем третий абзац, меняемся ролями И т.д .

Слайд 14

Чтение с остановками 1)работа с названием- предположения , ассоциации 2)читаем смысловые части и отвечаем на вопросы

Слайд 15

Тёплый хлеб К.Паустовский 1) чтение 1 абзаца .Как вы думаете ,как будет жить раненый конь в деревне? Как к нему будут относиться взрослые, дети? Где он будет жить? 2) Почему и как людям дают прозвища7Каким вы представляете себе Фильку ? Можно ли делать вывод о человеке по внешности? да нет почему? 3 ) Что произойдёт дальше? как поступит Филька? 4)Работа с ключевыми словами пейзажа 5) Что чувствует Филька , услышав рассказ бабки? Что он сделает ? почему?

Слайд 16

Чтение про себя с пометами Понял + Не понял – Надо обсудить ? Согласен + Не согласен – Требуется обсуждение !! таблица, работа в парах, групповое обсуждение

Слайд 17

Послетекстовая деятельность Цель: корректировка читательской интерпретации авторским смыслом Постановка концептуального вопроса к тексту - п онимание авторского замысла Рассказ о писателе (соотнесение информации с тем представлением о личности автора, которое сложилось у ребёнка в процессе чтения) Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации (какой фрагмент проиллюстрирован, точен ли художник в деталях, совпадает ли его видение с вашим? Выполнение творческих заданий

Слайд 18

Узелки на память с оставление схем опор по произведению, по биографической справке Название__________________ Автор________________________ Герои произведения___________ Время и место действия ____________ Сюжет: Начало событий_____________________ Поворотный пункт событий_______________ Проблема_________________ ____________ Решение проблемы__________________________

Слайд 19

Сказание о Белгородском киселе Герои рассказа : печенеги, горожане, старец Время и место действия: 997,10 век, Р усь, Белгород Прроблема : во время осады города жители решили сдаться врагу Главное событие : следуют совету старца , печенеги поверили в непобедимость города Главная мысль : выход есть из любой ситуации, нужно искать выход всегда, нельзя отчаиваться .

Слайд 20

Черты характера Интерпретация текста Отметьте черты характера, которые присущи герою. Подтвердите своё мнение эпизодом из книги Умный Сильный Заботливый Серьёзный Упрямый Угрюмый Не вызывает доверия Послушный Жадный

Слайд 21

РАФТ Роль________________ Адресат______________ Форма________________ Текст__________________ «Кавказский пленник»-5 класс Дина-Жилин-письмо-------------- «Уроки французского» Я—Лидия Михайловна--- письмо,телеграмма …. Пересказ событий от лица разных героев.

Слайд 22

Проверочный лист 1)учитель сам составляет 2) учитель+ дети « К раткий пересказ» 1.Названа основная мысль текста да-нет 2.Названы главные мысли текста и основные детали ( ключевые слова) да-нет 3.Присутствует логико- смысловая структура текста ( части правильно следуют друг за другом) да- нет 4.Имеются необходимые средства связи , объединяющие главные мысли текста ( абзацы связаны между собой) да-нет 5)Содержание изложено своими словами с сохранением лексических единиц автора да-нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"

В докладе говорится о трх фазах процесса чтения, о  технологии работы с текстом, о заглавии и ключевых словах как опорных элементах текста, приводятся фрагменты уроков....

«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»

«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»...

Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ООО относит «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» к обязательным...

Формирование компетенций смыслового чтения на уроках русского языка и литературы».

Тезисы  с презентацией к выступлению на районном семинаре...

Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»

laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...

Статья «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»

В статье  рассматривается стратегия смыслового чтения, обосновывается необходимость поиска новых подходов к изучению текстовой информации.    Автор раскрывает  цели и задачи с...