Стратегии смыслового чтения на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку на тему
Обучение смысловому чтению в 5-6 классе на уроках русского языка ( практические примеры)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_strategiyam_chteniya_v_5_klasse.pptx | 863.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
различия традиционной инновационной методики работы с текстом
Этапы работы с текстом 1этап Работа с текстом до чтения Цель : развитие читательского антипации (умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации) -постановка задач чтения -актуализация опыта -создание мотивации
Мозговой штурм 1.Тема- ассоциации 2.чтение текста 3Сопоставление того, что знали, с тем, что прочитали ЧТО НОВОГО? 3.ОСК 5 класс. Тема6 Русские народные сказки.Жанры сказка
Прогнозирование Рассмотрите иллюстрации к произведению. Как вы думаете, о чём будет текст ? («Кавказский пленник», «Муму», «Чёрная курица, или Подземные жители», «В дурном обществе», « Т ёплый хлеб») При самостоятельном чтении этап антипации сохраняется: - какими были ваши ожидания? -какие вопросы до чтения у вас возникли? -на что обратили внимание перед чтением и почему?
Г лоссарий (ключевые слова ) Цель: актуализация словаря. Связанного с темой информационный текст Список слов. Задание :1.отметьте те, которые могут быть связаны с текстом 2.Вернитесь к словам, посмотрите на значение и употребление слов , использованных в тексте
6 класс Тема: Древнерусская литература 1)Устное народное творчество, Письменная литература, 10 век, 19 век, 11-17 века, христианство, А.С.Пушкин , коллективное творчество, герои: и сторические лица, вымышленные персонажи. 2) Работая в парах, составьте вопросы к теме, занесите в таблицу. ( после чтения: получены ли ответы ?)
Русский язык Изложения 5 класс ориентиры предвосхищения Цель: актуализация опыта Отметьте, согласны ли вы с утверждением Олимпийские игры До чтения суждения После чтения Родина Олимпийских игр-Греция Игры проводились один раз в четыре года Игры были запрещены, как несовместимые с христианством Первые игры проходили до н.э
просмотровое чтение 1)чтение заголовка ( о чём?) 2)просмотр начала каждого абзаца и последнего предложения в тексте 3)сделайте предположение, о чём текст?
Тестовая деятельность Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации 1)Чтение в кружок 2)чтение про себя с вопросами 3)Чтение про себя с остановками (слаб) 4)Чтение про себя с пометками Установка : диалог с автором Комментированное чтение Словарная работа
Диалог с автором -находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы -задавать свои вопросы -обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста -проверять ,совпадают ли они с замыслом автора Включать воображение Чем это можно объяснить? Что из этого следует? что сейчас случится? Почему именно так…? Для чего…?
Чтение вслух цель: проверка понимания читаемого текста Чтение по очереди по абзацам (текст только у читающего) 2) слущающие задают вопросы, чтобы проверить, понимает ли текст читающий все читают попеременно
Чтение про себя с вопросами цель: научить читать текст вдумчиво, задавая вопросы 1)Читаем первый абзац про себя. Работаем в паре: один задаёт вопросы , другой отвечает 2)читаем третий абзац, меняемся ролями И т.д .
Чтение с остановками 1)работа с названием- предположения , ассоциации 2)читаем смысловые части и отвечаем на вопросы
Тёплый хлеб К.Паустовский 1) чтение 1 абзаца .Как вы думаете ,как будет жить раненый конь в деревне? Как к нему будут относиться взрослые, дети? Где он будет жить? 2) Почему и как людям дают прозвища7Каким вы представляете себе Фильку ? Можно ли делать вывод о человеке по внешности? да нет почему? 3 ) Что произойдёт дальше? как поступит Филька? 4)Работа с ключевыми словами пейзажа 5) Что чувствует Филька , услышав рассказ бабки? Что он сделает ? почему?
Чтение про себя с пометами Понял + Не понял – Надо обсудить ? Согласен + Не согласен – Требуется обсуждение !! таблица, работа в парах, групповое обсуждение
Послетекстовая деятельность Цель: корректировка читательской интерпретации авторским смыслом Постановка концептуального вопроса к тексту - п онимание авторского замысла Рассказ о писателе (соотнесение информации с тем представлением о личности автора, которое сложилось у ребёнка в процессе чтения) Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации (какой фрагмент проиллюстрирован, точен ли художник в деталях, совпадает ли его видение с вашим? Выполнение творческих заданий
Узелки на память с оставление схем опор по произведению, по биографической справке Название__________________ Автор________________________ Герои произведения___________ Время и место действия ____________ Сюжет: Начало событий_____________________ Поворотный пункт событий_______________ Проблема_________________ ____________ Решение проблемы__________________________
Сказание о Белгородском киселе Герои рассказа : печенеги, горожане, старец Время и место действия: 997,10 век, Р усь, Белгород Прроблема : во время осады города жители решили сдаться врагу Главное событие : следуют совету старца , печенеги поверили в непобедимость города Главная мысль : выход есть из любой ситуации, нужно искать выход всегда, нельзя отчаиваться .
Черты характера Интерпретация текста Отметьте черты характера, которые присущи герою. Подтвердите своё мнение эпизодом из книги Умный Сильный Заботливый Серьёзный Упрямый Угрюмый Не вызывает доверия Послушный Жадный
РАФТ Роль________________ Адресат______________ Форма________________ Текст__________________ «Кавказский пленник»-5 класс Дина-Жилин-письмо-------------- «Уроки французского» Я—Лидия Михайловна--- письмо,телеграмма …. Пересказ событий от лица разных героев.
Проверочный лист 1)учитель сам составляет 2) учитель+ дети « К раткий пересказ» 1.Названа основная мысль текста да-нет 2.Названы главные мысли текста и основные детали ( ключевые слова) да-нет 3.Присутствует логико- смысловая структура текста ( части правильно следуют друг за другом) да- нет 4.Имеются необходимые средства связи , объединяющие главные мысли текста ( абзацы связаны между собой) да-нет 5)Содержание изложено своими словами с сохранением лексических единиц автора да-нет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"
В докладе говорится о трх фазах процесса чтения, о технологии работы с текстом, о заглавии и ключевых словах как опорных элементах текста, приводятся фрагменты уроков....
«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»
«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»...
Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ООО относит «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» к обязательным...
Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы как основы интеллектуальных умений.
Выступление на педсовете....
Формирование компетенций смыслового чтения на уроках русского языка и литературы».
Тезисы с презентацией к выступлению на районном семинаре...
Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»
laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...
Статья «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»
В статье рассматривается стратегия смыслового чтения, обосновывается необходимость поиска новых подходов к изучению текстовой информации. Автор раскрывает цели и задачи с...