Подготовка к ЕГЭ по математике
статья на тему
Методические рекомендации учителю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_ege_po_matematike.docx | 23.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ
Подготовила: Бондаренко О. В.
Подготовка к ЕГЭ не сводится к «натаскиванию» выпускника на выполнение определенного типа задач, содержащихся в демонстрационной версии экзамена. Подготовка к экзамену означает изучение программного материала с включением заданий в формах, используемых при итоговой аттестации. Кроме того, необходимо выявить и ликвидировать отдельные пробелы в знаниях учащихся. Одновременно надо постоянно выявлять проблемы и повышать уровень каждого учащегося в следующих областях: арифметические действия и культура вычислений, алгебраические преобразования и действия с основными функциями, понимание условия задачи, решение практических задач, самопроверка.
При преподавании геометрии необходимо, прежде всего, уделять внимание формированию базовых знаний курса стереометрии (угол между прямыми в пространстве, угол между прямой и плоскостью, угол между плоскостями, многогранники и т.д.). Одновременно необходимо находить возможность восстанавливать базовые знания курса планиметрии (прямоугольный треугольник, решение треугольников, четырехугольники и т.д.). При изучении геометрии необходимо повышать наглядность преподавания, больше уделять внимания вопросам изображения геометрических фигур, формированию конструктивных умений и навыков, применению геометрических знаний к решению практических задач.
Немаловажно, чтобы ученик сразу определился с планируемым результатом обучения и сформулировал его для себя – это в определенной степени способствует формированию чувства уверенности, а также ведет к некоторым положительным подвижкам в качестве знаний и умении их применять.
На мой взгляд, основными организационными формами работы с учащимися при подготовке к ЕГЭ являются: урок, элективные курсы, консультации, использование ИКТ и интернета.
В чем суть моей технологии подготовки к экзамену.
Подготовительный этап включает в себя
- анализ заданий ЕГЭ по математике за предыдущие годы.
- работа с демоверсией. Познакомила учащихся с демоверсией кратко, характеризуя каждое задание. Затем задания В1-В12 рассмотрели с учащихся всего класса во время уроков, задания С1-С6 - с сильными учениками на элективных курсах. Такой подход позволил создать комфортные условия для учащихся с различной математической подготовкой и дало возможность каждому ученику определить для себя те задания, которые ему под силу выполнить и затем выстроить индивидуальный маршрут подготовки.
- оценку готовности учащихся к ЕГЭ, выявление проблем, типичных как для данного класса, так и индивидуально для каждого ученика. Первым делом выяснила, что затруднения при подготовке испытывают учащиеся с низким уровнем вычислительных навыков; учащиеся с завышенным самомнением или, наоборот, имеющие заниженную самооценку.
Второй этап – организация повторения.
- Формирование последовательности тем повторения курса математики.
Для систематизации знаний я структурно разбиваю всю подготовку к экзамену на разделы:
- Задачи с практическим содержанием
- Выражения и преобразования
- Уравнения
- Неравенства
- Системы уравнений и неравенств
- Исследование функций
- Применение производной
- Текстовые задачи
- Планиметрия
- Стереометрия
- Задачи с параметрами
На этом этапе необходимо разработать план подготовки к ЕГЭ, который должен включать в себя список ключевых тем для повторения. Это позволит параллельно с изучением нового материала системно повторить пройденное ранее.
В зависимости от результатов, которые показывают учащиеся данного класса, план подготовки к ЕГЭ в течение учебного года может быть скорректирован.
- Работу можно разбить на несколько блоков:
Блок «теория» содержит рекомендации к решению задач, правила и формулы и т.д., то есть краткий справочный материал по каждому виду задания.
Блок «образцы решения заданий» содержит различные виды задач по данной теме и ученики могут самостоятельно рассмотреть приведенные в этом блоке решения.
Акцент делается на самостоятельную подготовку учащихся, поэтому блок «самостоятельное решение заданий» содержит как можно больше заданий, без ограничений. Учащиеся сами определяют не только уровень сложности заданий для самостоятельной подготовки, но и их количество.
При работе с каждым разделом делаю акцент на повторение и отработку общих методов решения задач. Так же разумно соблюдать привило «спирали» - от простых типовых заданий до заданий раздела С.
Например, как планируется мною работа по развитию навыков выполнения первой части экзаменационного задания
Совместно с учащимися для каждого задания выделили математические знания и умения, необходимые для его реализации; актуализировали соответствующие математические понятия, их свойства, алгоритмы и правила; привели примеры применения выделенных правил и алгоритмов. Это позволило учащимся определить свой индивидуальный график повторения определенной темы, организовать самоподготовку. По всем заданиям создается банк решенных заданий, использование которого в учебном процессе позволило оптимизировать повторение любого задания из первой части демоверсии.
В своей работе я использую демоверсии. Сборники под редакцией Ф.Ф.Лысенко Математика. Подготовка к ЕГЭ 2013-14, , тематические тесты (Издательство Легион), Типовые тестовые задания. Математика 2013, под редакцией А. Л. Семенова, И.В. Ященко.
Третий этап – организация и проведение мониторингов. Мониторинг включает в себя не только диагностические работы в формате ЕГЭ, но и регулярные срезы знаний. Основная цель подобных работ – оперативное получение информации о качестве усвоения определенных тем, анализ типичных ошибок и организация индивидуальной работы с учащимися по устранению пробелов в знаниях.
Большой объем экзаменационной работы, широкий спектр заданий требует от ученика мобильности и умения переключать внимание с одного задания на другое. Поэтому целенаправленная подготовка к экзамену должна включать не только тематические повторения, но и комплексные работы. Комплексные тексты, в основном, я буду использовать в конце подготовки к экзаменам, когда у школьников будет накоплен запас общих подходов к основным типам заданий.
Четвертый этап – использование ИКТ при подготовке к ЕГЭ.
- Постоянное совершенствование учебных навыков с использованием компьютерной программы “Репетитор”, в которую включён необходимый теоретический материал, образцы решения заданий, задания для самостоятельного решения с ответами и комментариями.
- Проверка знаний и умений учащихся.
- Выполнение тренировочных и диагностических работ, представленных в сети Интернет.
На пояснение каждой темы уходит 10-15 минут, с помощью компьютера, вывожу теоретический материал на экран проектора, остальное время уделяю решению ключевых задач, таким образом, базовый уровень получает весь класс, затем перехожу к дифференцированному обучению. Для этого использую дополнительный дидактический материал из КИМов, проектирую на экран задания по каждой теме, аналогичные тем, которые представлены в демоверсии ЕГЭ. Решив задания, учащиеся отмечают правильно выполненные, а те задания, с которыми они не смогли справиться, обсуждаем всем классом, чтобы стало понятно, почему этот вариант ответа правильный.
Среди источников информации следует отметить сеть Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки в режиме он-лайн.
Широко использую в своей работе Интернет – порталы ЕГЭ http://www.egeru.ru/,http://uztest.ru/, где пробное тестирование учащихся проводится в онлайн-режиме по заданиям, аналогичным тем, которые будут у выпускников на ЕГЭ, с последующим оцениванием их ответов.
Большую часть материала по видам заданий учащиеся смогли почерпнуть из Открытого банка заданий ЕГЭ по математике (http://mathege.ru).Здесь есть каталог по заданиям, по содержанию, по умениям. На страницах этого сайта можно не только взять ту или иную информацию по интересующей теме, но и выполнить тренировочные и диагностические работы в режиме on-line.
Со школьниками, которые планируют «сражаться» с разделомС, требующим правильного оформления, четких и логических рассуждений, провожу дополнительные занятия, на которых подробно знакомлю со специфическими приемами оформления записей, решения заданий, редко затрагиваемых на текущих уроках: уравнения и неравенства с параметрами, сложные стереометрические задачи, специальные приемы исследования функций и областей решения сложных уравнений и т.д. А также подчеркиваю, что при оценивании решения задачи учитывается и логика решения, и аргументация, а не только получение верного ответа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на районном семинаре учителей математики «Проблемы подготовки к ЕГЭ по математике»
В математике все по-иному: если ученик не освоил, скажем, раскрытие скобок при действии с многочленами, то дальше изучение алгебры бессмысленно. Некоторый процент учащихся, который не осваивает ...
Доклад на районном семинаре учителей математики «Проблемы подготовки к ЕГЭ по математике»
В математике все по-иному: если ученик не освоил, скажем, раскрытие скобок при действии с многочленами, то дальше изучение алгебры бессмысленно. Некоторый процент учащихся, который не осваивает ...
"Занимательная математика" 5 класс для подготовки к олимпиаде по Математике в рамках внеклассной работы
Урок-презентация "Занимательная математика" 5 класс для подготовки к олимпиаде по Математике в рамках внеклассной работыСлайды "решение" только для педагогов. Рекомендую их скрывать перед уроком...
Рабочая программа элективного курса по математике в 11 классе "Практикум по подготовке к ЕГЭ по математике"
Сдача экзамена в форме ЕГЭ требует от учащихся обширных знаний по всему школьном...
В помощь учителям математики для подготовки к ОГЭ по математике
Подборка тематических презентаций....
В помощь учителям математики для подготовки к ОГЭ по математике
Подборка тематических презентаций....
В помощь учителям математики для подготовки к ОГЭ по математике
Подборка тематических презентаций....