Доклад "Формы и методы диагностики знаний, умений и навыков учащихся по химии".
учебно-методический материал на тему

Борисов Дмитрий Васильевич

В данном докладе рассматриваются некоторые аспекты форм и методов диагностики знаний, умений и навыков учащихся на уроках химии. Описывается необходимость выбора тех или иных форм контроля исходя из содержания учебного материала. Сочетание различных методов контроля на уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского автномного округа - Югра
"Специальная учебно-воспитательная школа № 1"

ДОКЛАД
"Формы и методы диагностики знаний, умений и навыков учащихся на уроках химии"

Выполнил: Борисов Дмитрий Васильевич

C:\Users\Дмитрий\Downloads\chto-takoe-himiya.jpg

        

Сургут
2015 г.

Виды учета знаний и умений.

1. Текущий.
2. Тематический.
3. Периодический.
4. Заключительный.

   Текущий учет позволяет выявить в ходе учебного процесса достигнутый учащимися уровень усвоения учебного материала и своевременно принять меры к устранению обнаруженных пробелов в знаниях.
  Тематический учет способствует приведению в систему знаний и умений учащихся, дает им возможность увидеть содержание темы в целом, проследить за развитием основных понятий и явлений, осмыслить взаимосвязи между ними и ведущими идеями курса химии. Тематический учет обычно осуществляется на обобщающих уроках. Для обобщения обычно выделяется два-три узловых вопроса, вокруг которых группируются уже частные вопросы, конкретизирующие, разъясняющие общие положения.
  Периодический учет применяют лишь в некоторых случаях, т.к. итоговый балл за полугодие выводится на основе данных текущего и тематического учета, без дополнительной, специальной проверки. Необходимость в дополнительной проверке возникает, если есть сомнения в усвоении учебного материала какой-то частью учащихся.
  Заключительный учет осуществляется при подведении итогов успеваемости за год.

Методы контроля.

1. Устная проверка.
2. Письменная проверка.
3. Графическая проверка.
4. Практическая проверка.

Организационные формы контроля.

1. Индивидуальная.
2. Фронтальная.

   Выбрать методы проверки необходимо, исходя из содержания учебного материала: какой объем знаний проверяется, в каких связях находятся эти знания с другими, требуют ли эти знания масштаба близких или более отдаленных понятий. Например, если требуется выявить знания школьников о применении человеком тех или иных химических веществ, то целесообразно применять устную проверку. В ходе нее учитель имеет возможность ставить учащимся дополнительные вопросы и тем самым всесторонне проверять их знания, чего нельзя сделать с помощью письменного опроса.
  Правильность представлений о строении атома, о строении молекул тех или иных химических веществ, о взаимном влиянии атомов в молекулах друг на друга, о Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и т.п., проверяются с помощью графического метода.
  Наиболее эффективный путь совершенствования контроля за успеваемостью заключается в применении устной, письменной, графической и практической проверки не порознь, а в различных сочетаниях. Комплексное применение методов дает возможность проверять одновременно значительное число учащихся на уроке, систематически и объективно выявлять усвоение наиболее важных сторон знаний и умений с затратой небольшого количества времени на выполнение задания учащимися, а от учителя на их проверку.

Устная проверка в сочетании с другими методами.

Положительные характеристики метода.
1. Непосредственное вступление в контакт.
2. Быстрое выявление знаний.
3. Изучение индивидуальных особенностей личности и индивидуальный подход к учащимся.

Недостатки метода.
1. Затрата большого количества времени на уроке.
2. Пассивность неопрашиваемых учащихся.

Индивидуальный опрос.

   Первостепенное значение при устном опросе имеет характер предлагаемых вопросов и заданий. Необходимо включать вопросы, выясняющие главное, существенное и при этом направляющие мысль школьника не на пассивное изложение содержания учебника, а побуждающее учеников активно работать (сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы и т.п.).

Фронтальная проверка.

   Данная форма учит школьников кратко и точно выражать свои мысли, развивать их внимание, заставляет работать в быстром темпе. Прослушав краткие ответы, если учащиеся затрудняются, сам делаю обобщение сказанного.
  Чтобы не затрудняться с оценкой ответа, необходимо заранее наметить учеников, которых нужно спрашивать чаще.  
  Исследованиями ученых было установлено, что на уроке существует период высокой умственной работоспособности. Это первые 20-30 минут занятий. Где-то на 12 минуте начала урока необходимо прекратить опрос и начать изучение нового материала. Характерной особенностью современного урока является увеличение объема самостоятельных работ учащихся. Устная проверка все больше стала объединяться с самостоятельной работой по изучению нового материала, его закреплению, а также повторению ранее изученного. Устную проверку лучше проводить, используя разнообразные средства наглядности.

Соотношение вопросов и используемых средств наглядности в процессе устного опроса.

   1. Наглядные средства вводятся вместе с постановкой проверочных вопросов и используются учителем.
  2. Учащимся предлагается дать сначала устный ответ без опоры на наглядные пособия, и лишь после окончания ответа, вводятся средства наглядности.

Устная проверка с использованием средств наглядности, ранее применявшихся на уроках при изучении нового материала.

   Повторное использование средств наглядности для целей проверки не всегда способствует объективному выявлению полноты и точности восприятий и представлений, поскольку демонстрируемый объект выполняет функцию подсказки отвечающему ученику. Поэтому необходимо предложить ученику сначала рассказать о строении и значении какого-либо химического вещества, а затем нарисовать кристаллическую решетку этого вещества.
  Наряду с устным, индивидуальным опросом целесообразно проводить письменно-графическую фронтальную проверку, позволяющую выяснить правильность сформированных представлений у класса. Объективность проверки обеспечивается и в том случае, если предложить школьникам дать сначала устный ответ без опоры на наглядность, а затем самостоятельно найти изображение строения этого вещества среди разнообразных наглядных пособий.
  Усвоение знаний может быть проверенно и другим сочетанием средств наглядности и слова. На мультимедийный экран выводится рисунок, изображающий структурную формулу химического вещества, но в ней или отсутствуют какие-либо части или они неправильно расположены друг относительно друга. Учащимся предлагается внимательно рассмотреть рисунок и определить, правильно ли изображено строение химического вещества. После устного ответа учащиеся должны внести соответствующие исправления, дополнения.

Устная проверка с использованием средств наглядности с целью выявления умений учащихся обобщать и применять знания.

   В этом случае эффективными являются следующие приемы сочетания слова и наглядных средств.
  А) Предлагается рассмотреть, например, строение атома неметалла, ранее не рассматриваемого на уроке, и ответить на вопрос: какого строение данного атома? В чем сходство и отличие в строении данного атома неметалла и ранее изучаемых атомов?
  Задание может быть усложнено и проведено в форме индивидуальной или фронтальной проверки: предлагается рассмотреть схемы строения ранее не рассматриваемых атомов и определить общее в их строении, к какой группе относятся эти атомы. По окончании работы выясняется, какие признаки послужили учащимся основанием для группировки и правильно ли они ее провели.
  Б) Дается формула, например основного оксида, и предлагается найти среди формул неорганических веществ разных классов, формулы только основных оксидов. Набор формул может включать такие, которые потребуют от школьников тщательного анализа и выделения общего, характерного только для основных оксидов.
  В) Провести наглядно-образное обобщение, опираясь на представления, например, дать определение обратимых и необратимых реакций, а затем среди разнообразных схем уравнений реакций, попросить учащихся найти и те и другие.

Письменная и графическая проверка в сочетании с другими методами.

   Главное достоинство заключается в том, что они позволяют выяснить знания одновременно целого класса за сравнительно короткий срок и, тем самым, обеспечит систематический контроль за усвоением материала учащимися, а это очень важно.
  Психологи установили, что первоначально все сведения, которые получают ученики из разных источников, запечатлеваются в оперативной памяти. Здесь они хранятся не более двух суток, причем 70-80% из них забываются в первые сутки. В долговременную память переходят те знания, которые повторены 2-3 раза в течение первых двух суток, т.е. пока знания сохраняются в оперативной памяти. Если повторение произойдет после трех дней, знания уже забудутся, все придется начинать сначала. Отсутствие закрепления только что приобретенных знаний, а также повторение их на следующем уроке приводит к тому, что учителю и учащимся приходится снова тратить время на новое заучивание забытого, вместо того чтобы вовремя предотвратить их забывание.
  Письменно-графическая проверка обычно выполняется учащимися в течении 5-10 минут.

Форма тематического контроля знаний по химии.

Ф.И.

Алканы

строение

изомерия

названия

физико-химические свойства

нахождение в природе

синтез и применение



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для диагностики знаний, умений и навыков учащихся на уроках русского языка в 5 классе.

Все диагностические материалы связаны с определенной темой. Задания рекомендуется применять на уроке как в качестве промежуточного контроля, так и в виде индиаидуальной самостоятельной работы. Тесты с...

Формы и методы контроля знаний, умений и навыков учащихся.

Моя работа содержит задачи и содержание проверки знаний, уроки диагностики знаний и умений. Акцент сделан на индивидуальный подход к системе проверке знаний в 5-6 классах. В приложении даны конкретные...

Мониторинг как средство повышения качества знаний, умений и навыков учащихся по химии (диагностический материал)

Диагностирование качества знаний и умений учащихся нуждается в систематическом отслеживании степени обученности с целью поэтапного решения учебных задач, установления и устранения пробелов в осваиваем...

Педагогический проект "Нетрадиционные методы контроля знаний, умений и навыков по информатике"

Правильно поставленный контроль учебной деятельности позволяет не только оценить полученные учениками знания, умения и навыки, но и вовремя оказать необходимую помощь и добиться тем самым поставленных...

Общественный смотр знаний – одна из форм нетрадиционного контроля знаний, умений и навыков учащихся

Общественный смотр знаний – одна из форм  нетрадиционного контроля знаний,  умений и навыков учащихсяПроверка знаний учащихся...

Методы и формы проверки знаний, умений и навыков учащихся по математике

Методы и формы проверки знаний, умений и навыков  учащихся по математикеКонтроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля являетс...

Статья «Формы и методы проверки знаний, умений и навыков учащихся на уроках технологии»

Формы и методы проверки знаний,  умений и навыков учащихся на уроках  технологии...