Методы и формы проверки знаний, умений и навыков учащихся по математике
методическая разработка по математике на тему

 Методы и формы проверки знаний, умений и навыков  учащихся по математике

Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе.

      1. Функции контроля.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_formy_proverki_znaniy.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

 Методы и формы проверки знаний, умений и навыков  учащихся по математике

Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе.

      1. Функции контроля.

  •    Диагностическая. Учитель получает достоверную информацию о пробелах в знаниях у обучающихся, о часто совершаемых ошибках и их характере. Это помогает подобрать наиболее эффективные методы и средства обучения.
  • Контролирующая. В результате устанавливается уровень овладения компетенциями, знаниями; уровень интеллектуального развития учеников.
  • Обучающая. Выполняя задания и решая задачи, учащиеся совершенствуют свои знания и умения, применяя их в новых ситуациях.
  •   Прогностическая. По результатам контроля можно понять, достаточно ли усвоены знания и сформированы компетенции для того, чтобы перейти к новому учебному материалу.
  •  Развивающая. Её сущность заключается в развитии речи, памяти, внимания, мышления, творческих способностей учеников, происходящем в процессе выполнения заданий.
  •   Ориентирующая. Суть её состоит в выявлении степени изученности темы.
  • Воспитательная. Периодическая проверка способствует формированию чувства ответственности, аккуратности; дисциплинирует обучающихся.

        Составляя контрольно-измерительные материалы, перечисленные функции, учитель сможет повысить результативность

 1

обучения в несколько раз.

         2. Виды контроля.

  • Предварительный контроль. При переходе к изучению новой темы или раздела учителю необходимо определить, какими знаниями и умениями обучающийся уже обладает.
  • Текущий контроль проводится в течение всего обучения, на каждом уроке, причем почти на каждом его этапе. Оценивание при текущем контроле оказывает огромное воспитательное воздействие. Объективная оценка может поддержать, подбодрить ученика, поспешно выставленная – задержать, затормозить.
  • Тематический контроль выясняет усвоение учащимися основных положений темы. На основе результатов тематического контроля, включая результаты контрольной работы по теме, выставляются оценки за четверть, полугодие, учебный год.
  • Итоговый контроль носит более специализированный характер. Он проводится в форме экзаменов или годовых контрольных работ. На итоговых испытаниях проверяются знания по важнейшим разделам и темам курса или курсу в целом.

              3. Формы контроля.

  • Фронтальный контроль. Задание предлагается всему классу. Обычно ребята дают краткие ответы с места.
  • Групповой контроль. Класс разделяется на группы. Каждая группа получает своё задание, которое нужно выполнить совместно.
  • Индивидуальный контроль. У каждого ученика своё задание, которое нужно выполнить без чьей – либо помощи. Данная форма подходит для выяснения знаний и способностей отдельного ученика.
  • Комбинированный контроль. Эта форма контроля сочетает в себе три предыдущие.

2

   4. Методы контроля.

  • Устный опрос  может быть проведён как в индивидуальной, так и во фронтальной, и в комбинированных формах.

        Индивидуальный опрос проводится с целью определить глубину усвоения знаний отдельным, конкретным учеником. Обычно он вызывается к доске и развёрнуто отвечает либо на общий вопрос с последующими уточнениями, либо на ряд отдельных.

         Фронтальный опрос предполагает несколько связанных друг с другом вопросов, задаваемых нескольким обучающимся. Ответы должны быть лаконичными. Достоинством этого метода является возможность одновременно опросить несколько учащихся и очевидная экономия времени.

     Комбинированный опрос включает в себя элементы  индивидуального и фронтального опроса. Один ученик даёт развернутый ответ, а несколько других выполняют индивидуальные задания.

  • Письменные работы могут быть предложены в разных формах:  контрольные работы,  самостоятельные и проверочные работы.
  • Зачеты, как правило  применяются в старших классах. Вопросы, проверяемые на зачете, заранее выдаются учащимся.
  •  Тестовый метод в связи с введением ЕГЭ и ОГЭ, в последнее время очень популярен. Он позволяет достаточно быстро проверить знания по одной или нескольких тем.
  • Собеседование  предполагает организацию индивидуальных контрольных бесед учителя с учащимися с целью более обстоятельного выявления их знаний.

     5. Типы контроля.

  • Внешний контроль. Производится учителем над деятельностью обучающихся.

3

  • Взаимоконтроль. Осуществляется обучающимися друг над другом.
  • Самоконтроль. Ученик проверяет себя сам по готовым образцам или правильным ответам.

     6. Средства контроля.

       Средства контроля- это задние или несколько заданий, с помощью которых выявляются ЗУН учащихся.  

  •  Тесты. Тестовые вопросы могут быть:

 1. Многовариативными. В данном случае к вопросу предлагается     несколько ответов, где только один или несколько будут правильными.

           2. Альтернативными. Предлагается два суждения или ответа, нужно выбрать верный.

           3. Вопросы перекрёстного выбора. Нужно найти соответствия между предложенными вариантами.

           4. Открытыми. Присутствуют варианты ответов.

            5. Закрытыми. Нужно дать ответ самостоятельно. Вариантов нет.Вопросы должны быть точными, не спорными, соответствовать учебной программе и пройденному материалу.

  • Домашнее задание. Проверка домашнего задания может проходить в разных формах, но если будет отсутствовать совсем или будет нерегулярной, то сами домашние задания просто обесценятся.
  • Компьютерные средства оценивания . Их достоинства: не нужно тратить материал для составления, быстрая проверка (осуществляется компьютером), происходит активизация интереса учащихся.

    7. Требования, предъявляемые к контролю в обучении.

  • Систематичность. Проверять знания и умения нужно регулярно. Учащиеся должны знать, что после изучения каждой новой темы будет проверочная работа; домашняя работа проверяется на каждом уроке и т.д.

4

  • Объективность. Контроль должен реально оценивать способности и знания обучающихся. Какие – либо личные отношения и предпочтения

учителя здесь не уместны. Рекомендуется учитывать не только правильный ответ, но и способ его получения: ход рассуждения, способ решения задачи.

  • Педагогическая тактичность. Суть этого требования – сохранение спокойной и деловой атмосферы. При соблюдения этого условия обучающиеся не будут бояться отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.
  • Экономичным по временным затратам.
  • Разнообразие используемых методов и форм контроля.

     

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности стиля взаимоотношений учителя с учащимися при проверке знаний, умений и навыков".

В статье описаны особенности стиля взаимоотношений учителя с учащимися при проверке знаний, умений и навыков в зависимости от индивидуальных особенностей познавательной деятельности ученика....

Формы и методы учета и проверки знаний учащихся по общей биологии.

Статья по теме"Формы и методы учета и проверки знаний учащихся по общей биологии."...

Нетрадиционный метод в зачетной системе проверки знаний, умений и навыков обучающихся по физике.

Важным элементом процесса обучения школьников является проверка знаний, умений и навыков. Ею определяется результативность и эффективность обучения. В процессе проверки знаний учащихся открываются бол...

Применение различных форм проверки знаний и умений учащихся на уроке математики

Презентация - отчет по теме самообразования "Применение различных форм проверки знаний и умений учащихся на уроке математики"....

Методы и формы проверки знаний и умений учащихся в процессе изучения физики

Методы и формы проверки знаний и умений учащихся в процессе изучения физики...

Методы и формы проверки знаний и умений учащихся в процессе изучения физики

Контроль знаний и умений учащихся является важным элементом процесса обучения, и естественно, что разные его стороны привлекают постоянное внимание ученых-методистов и учителей школы. Проверка знаний ...

Статья «Формы и методы проверки знаний, умений и навыков учащихся на уроках технологии»

Формы и методы проверки знаний,  умений и навыков учащихся на уроках  технологии...