Статья «Формы и методы проверки знаний, умений и навыков учащихся на уроках технологии»
статья по технологии

Формы и методы проверки знаний,  умений и навыков учащихся на уроках  технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                         

                                     

Статья

«Формы и методы проверки знаний,

умений и навыков учащихся на уроках

                       технологии»

                       

Учитель ГБОУ школа №432  Гребнев А.Н.

            2022 г.

        

             Одной  из составляющих частей деятельности учителя является  оценочная деятельность на уроке, основная функция которой заключается в стимулировании активности учеников. Для успешного осуществления оценочной деятельности учителю необходимо владеть определёнными оценочными умениями, такими как:

- умение выбирать форму оценки в зависимости от ситуации.                

- умение сообщать оценку ученику.

- умение определять предмет оценки ( что подлежит оценке).

- умение сопоставлять предмет оценки с критериями.

            В своей деятельности учитель постоянно использует оценку.

Оценивание – процесс соотношения полученных результатов и запланированных целей. Оценить – значит установить степень, уровень и качество.  Оценка это мнение о ценности, уровне или значении  кого – либо или чего – либо. Отметка – это результат процесса оценивания, его условно формальное выражение, в баллах.

          Для оценивания необходимо осуществлять контроль.

Контроль – это процедура получения информации о деятельности и её результатах, установление степени достижения целей обучения, проверка уровня знаний, умений и навыков учащихся, развития мышления.

  Через оценку учитель формирует и корректирует ценностные отношения учеников. Часто отношение учителя оказывает на учащегося более сильное воспитательное воздействие, чем допустим, сам урок.

        На уроках технологии проверка и оценка знаний , умений и навыков выполняет несколько функций.

- Ориентирующая функция содействует осознанию учеником результатов процесса деятельности и пониманию собственной роли в нём.

- Информирующая – даёт информацию об успехах и нереализованных возможностях ученика.

- Корректирующая – способствует изменению действий ученика, его установок, взглядов.

- Воспитывающая – создаёт условия для воспитания качеств личности.

- Социальная – влияет на самооценку, статус ученика в коллективе.

- Диагностическая – определяет уровень знаний, умений, качеств личности.

- Стимулирующая – способствует созданию успеха, поддерживанию интереса к деятельности.

               Основой для определения уровня знаний являются критерии качества оценивания: полнота знаний, их обобщённость и систематизация.

Полнота и правильность – это правильный, полный ответ; правильный, но

не полный или не точный; неправильный; нет ответа. Для характеристики мышления ученика учитывается степень самостоятельности работы, уровень владения основными приёмами умственной деятельности. Нормативные критерии при оценке труда ученика следует использовать только после изучения темы и тщательного итогового повторения.

          Для применения индивидуальных эталонов оценивания необходимо учитывать все факторы, влияющие на развитие учащегося, ведущие к его изменению.   Есть факторы внутренние ( старание, настроение, терпение, утомляемость, организованность) и внешние ( удача и везение), которые ученик способен изменить в себе сам. А есть такие, которые ребёнок без посторонней помощи не может изменить: внутренние ( характер, способности ) и внешние ( общественные ситуации, социальные условия, окружающие люди с их способностями).  

            В процессе работы накоплены небольшие, но разнообразные формы и методы проверки знаний, умений и навыков учащихся. Например: наблюдение ( в процессе ежедневной работы не фиксировать результаты а учитывать их при выставлении общей отметки ) ;  устный контроль – ответ на вопрос учителя на уроке. Формы контроля могут быть самыми разными: индивидуальный, групповой, фронтальный, комбинированный опрос с применением различных приспособлений ( карточек, игры, технических средств ). Письменная проверка – это экономичный и эффективный метод. Активно используется и дидактические тесты ( тест достижений ):  

- набор заданий по определённому материалу, с помощью которых устанавливается степень усвоения его учащимися;

- серия вопросов и выбор правильных из них ( 3-5 ответов )

- утверждения, в которые надо вставить пропущенные слова.

        На ряду с оценочной деятельностью учителя существует и оценочная деятельность ученика. Самооценка – оценка самого себя, своих достижений и недостатков. Самооценка – это принятие себя.

        Для ученика самооценка выполняет ряд функций:

Констатирующая ( « что из изученного материала я знаю хорошо» ); мобилизационно-побудительная (« многое удалось, но в каком-то вопросе разобрался не до конца»); проектировочная ( что должно стать содержанием программы дальнейшей деятельности).

  Самооценке необходимо учить. Формирование самооценки – трудоёмкая, кропотливая и длительная работа. Главное условие  - самооценке надо учить систематически. Второе условие – разработать чёткие критерии самооценки, по которым ученик будет оценивать результаты своей деятельности на уроке; определить виды работ, подлежащих оцениванию самими учащимися.

        Базовым умением в оценочной деятельности ученика должна быть его готовность к самооценке полученного результата. А для этого на начальном уровне формирования умения объективно оценивать результат, на уроках технологии используется приём согласования отметки, выставленной учителем, с мнением ученика.

В завершении хотелось бы добавить что, учителю важно контролировать и оценивать и свои собственные педагогические достижения.  

Проверять и оценивать учащихся тщательно и регулярно, используя разнообразные виды контроля и формы оценивания. Точно определять что нужно проверить и оценить, и чего этим достичь. Предъявлять к учащимся высокие требования, но дарить им надежду что путь к успеху для них всегда открыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности стиля взаимоотношений учителя с учащимися при проверке знаний, умений и навыков".

В статье описаны особенности стиля взаимоотношений учителя с учащимися при проверке знаний, умений и навыков в зависимости от индивидуальных особенностей познавательной деятельности ученика....

Формы и методы контроля знаний, умений и навыков учащихся.

Моя работа содержит задачи и содержание проверки знаний, уроки диагностики знаний и умений. Акцент сделан на индивидуальный подход к системе проверке знаний в 5-6 классах. В приложении даны конкретные...

статья "Виды проверки знаний, умений и навыков на уроке русского языка в 9 классе"

Данная статья позволяет организовать системную проверку знаний, умений и навыков учащихся на уроках русского языка...

Методические рекомендации по формированию знаний, умений и практических навыков учащихся на уроках информатики в классах информационно-технологического профиля

Статья содержит методические рекомендации  по формированию знаний, умений  и практических навыков учащихся на уроках информатики  в классах информационно-технологического профиля...

Нетрадиционный метод в зачетной системе проверки знаний, умений и навыков обучающихся по физике.

Важным элементом процесса обучения школьников является проверка знаний, умений и навыков. Ею определяется результативность и эффективность обучения. В процессе проверки знаний учащихся открываются бол...

Доклад "Формы и методы диагностики знаний, умений и навыков учащихся по химии".

В данном докладе рассматриваются некоторые аспекты форм и методов диагностики знаний, умений и навыков учащихся на уроках химии. Описывается необходимость выбора тех или иных форм контроля исходя из с...

Методы и формы проверки знаний, умений и навыков учащихся по математике

Методы и формы проверки знаний, умений и навыков  учащихся по математикеКонтроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля являетс...