ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТЫ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ В РАЗВИТИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
статья на тему

Алматова Вера Викторовна

В даной статье представлен опыт работы учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_almatovoy.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ В РАЗВИТИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Алматова Вера Викторовна

учитель английского языка МБОУ «Шебалинская сош им. Л.В. Кокышева»,

с. Шебалино

E-mail: almatova.vera@yandex.ru

         Развитие  социокультурной компетенции является одним из предметных результатов освоения выпускниками программы по английскому языку. Это означает, что учащиеся по окончании школы, должны овладеть определённым объемом социокультурных  знаний, навыков и умений. В том числе, знаниями о значении родного и английского языков в современном мире; знаниями о сходстве и различиях в традициях своей страны и англоязычных стран об особенностях их жизни, быта, культуры; умениями представлять родную страну и культуру на английском языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения [2]. Это означает, что в условиях развития современного общества востребованной является коммуникабельная, толерантная   личность,  способная ориентироваться в современном мире, имеющая представление и уважающая историю и культуру других стран. Человек, который  может достойно представить свою большую и малую Родину  перед иностранцами. Задачей школы становится подготовка личности, гражданина, принадлежащего, с одной стороны, к определенному этносоциуму, культуре, исторической эпохе, с другой – гражданина России, мира [1].

      Современные учебно-методические комплекты, при помощи которых  ведется преподавание английского языка, насыщены культурологической информацией об англоговорящих странах. В процессе обучения ребенок накапливает солидный багаж знаний  об истории, географии, праздниках, достопримечательностях, выдающихся людях стран английского языка. Вся информация предоставлена в учебниках в виде текстов, иллюстраций, таблиц и т.д. с достаточным количеством упражнений на тренировку и закрепление знаний. Но при изучении подобных тем  обязательно даются задания, выполняя которые, учащиеся должны рассказать о подобных событиях, традициях, культурных явлениях своей страны, региона. Это особое пространство для проявления  творческих способностей,   как для учителя, так и для ребят. Поэтому этнокультурный и региональный компоненты являются неотъемлемой частью в обучении.  

        В учебно-методическом комплекте  «Английский язык» для 5-9 классов, авторами которого являются Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, К. Гренджер, К. Макбет, применяется интегрированный подход к освоению всех видов речевой деятельности, направленных на развитие социокультурной компетенции.  Например, в каждом разделе  УМК  для 5 класса выделяются уроки (Cross-cultural) это – обзорные уроки на основе материала межкультурной направленности. Где рассматриваются различные аспекты, связанные с культурой, образованием, географическими особенностями, природой  стран английского языка. Планируемыми результатами данных уроков являются дружелюбное и толерантное отношение к ценностям иных культур, оптимизм, умение выражать личностную позицию восприятия мира (предметные результаты), способность осознавать родную культуру через контекст культуры других стран, формирование чувства уважения своей малой родины, народа, России  (личностные результаты) [2].   Например, в 5 классе, при изучении темы  «Природа Северной Ирландии»,  даются краткие сведения - Fact file (название, место нахождения, описание)  об одном из чудес природы Северной Ирландии -  Дороге гигантов (Giant’s Causeway).  Для учащихся предлагается задание подготовить подобные сведения о чуде природы республики Алтай. На уроке учитель рассказывает, например, о горе Белуха или Телецком озере, а дома ребята готовят проекты о плато Укок, каменных грибах, перевале Кату-Ярык, Алтайском и Катунском заповедниках и т.д.  После ознакомления с историей желтоглазых пингвинов – птиц, находящихся на грани исчезновения, при изучении темы «Новая Зеландия: проблемы защиты окружающей среды» учащиеся предоставляют проекты о животных республики Алтай, занесенных в «Красную книгу» (снежном барсе, красном волке, горном баране - аргали, антилопе Дзерен,  мануле и т.д  ). Проекты выполняются как в электронном, так и в бумажном вариантах.   Дети находят нужную информацию в справочниках, энциклопедиях, сети Internet, подбирают фотографии, готовят плакаты, буклеты, коллажи, сообщения и т.д. В 6 классе, рассматривая тему «Фестиваль коренных народов Америки» (The Red Earth Festival), учащиеся знакомятся с национальным праздником американских индейцев, который ежегодно проводится в штате Оклахома. А затем готовят проекты о национальном празднике, проводимом в  нашей республике «Чага байрам» - встреча алтайского нового года. Ребята описывают, где и как проводится праздник, в каком месяце, описывают национальную одежду народа, блюда, спортивные соревнования. Некоторые, являясь участниками  состязаний или концертных номеров на празднике, используют собственные фотографии. Знакомясь с культурой Ирландии, изучая тему, «Ирландия: музыкальный фестиваль» (Ireland's Young Musicians), школьники узнают о национальных ирландских инструментах, а затем дается задание, рассказать об национальных музыкальных инструментах нашего региона. Уместным является упражнение, когда сравниваются алтайские и ирландские музыкальные инструменты. Например, можно отметить, что у обоих народов есть обтянутый кожей ударный инструмент – бубен, у ирландцев – «bodhran», у алтайцев – «тунур». А вот ирландская волынка  «Irish Bagpipe» или алтайский «комус»  сугубо индивидуальные народные инструменты. В 7 классе, при изучении темы «Национальные игры Шотландии» (The Highland Games) рассматривается информация об Играх горцев в Шотландии, которые гармонично сочетаются с алтайскими национальными играми, проводимыми во время всенародного праздника Эл-Ойын.  Учащимся предлагается  различными способами провести сравнение спортивных  игр двух народов. Например,  в обеих культурах есть такой вид состязаний, как поднятие камня. У шотландцев – «stone put», когда участник соревнований должен снять с определенной высоты очень большой камень или специальный снаряд весом более чем 100 фунтов (1 фунт равен примерно 410 гр.) и поместить его в стену (специально подготовленную площадку). У алтайцев – «кӧдÿрге таш», участник должен поднять и поставить камень (максимальный вес 180 кг.) на верхнюю поверхность среза пня высотой не менее 100 см. и диаметром не менее 70 см. Уместно сравнить и такой вид единоборств, как борьба  (алтайская – «кÿреш», шотландская – «backhold»), имеющий ряд сходств и различий. Приведенные выше примеры применения этнокультурной и региональной составляющей в развитии социокультурной компетенции, являются одним из звеньев моей работы в данном направлении.

      Таким образом, применение этнокультурного и регионального компонентов помогает обучающимся, познавая  общечеловеческим ценности, путем сравнения,  выделить особенности своей национальной культуры. Знакомясь со страной изучаемого языка, школьники получают возможность не только познакомиться с другими странами страной, но и более глубоко осмыслить свою родную культуру, узнать родной край. Осознавая себя гражданами своей большой и малой Родины, они с одной стороны, будут готовы уважать обычаи, традиции культуру других народов, а с другой - смогут достойно представить свой народ на мировой площадке культур.

       Список использованной литературы:

  1. Васильева А.А. Поликультурное образование в контексте мирового опыта: аккультурационный и диалоговый подходы // Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции / под общ. Ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. – 349, с.20-24.
  2. Рабочая программа к учебникам Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой, К. Гренжер, К Макбет «Английский язык» для 5-9 классов общеобразовательных организаций / авт.-сост. Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – (Инновационная школа) – 152с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая работа по блоку ИБ «Основные направления региональной образовательной политики" в Формирование социально – трудовых компетенций обучающихся при изучении раздела «Домашняя экономика"

Вданной работе представлена модель разработки урока-практикума « День святого Валентина». Данная разработка поможет формированию социально-трудовых компетенций у учеников 8х классов при прохождении ра...

«Создание условий для развития социокультурных компетенций обучающихся с ОВЗ средствами географического образования»

В основе любой компетенции лежат знания и умение их использовать, но компетенция отличается от умений тем, что всегда сопряжена с психологической готовностью к сотрудничеству и взаимодействию в процес...

Коммуникативные стимуляции как способ развития социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка.

Определение и разработка наиболее эффективных упражнений, основанных на  коммуникативных стимуляциях    для формирования социокультурной компетенции учащихся на уроках английского ...

Роль регионального содержания в формировании социокультурной компетенции обучающихся на уроках английского языка

Включение регионального содержания в процесс обучения иностранным языкам позволяет совершенствовать социокультурную компетенцию обучающихся, учить их адекватно представлять родную культуру средствами ...

Создание условий для развития социокультурных компетенций обучающихся с ОВЗ средствами географического образования

Создание условий для развития социокультурных компетенций обучающихся с ОВЗ средствами географического образования...