РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ И ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
статья на тему
В этом плане исследовательская и проектная деятельность учащихся, является особенно актуальной, а главное результативной. Конечно, это не научные открытия учащихся, а развитие у них соответствующих личностных качеств, приобретение навыка исследования как универсального способа освоения действительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema1.docx | 61.73 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ И ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Леонтьева Марина Сергеевна, учитель биологии
ГБОУ ООШ с. Хорошенькое
E-mail: leontievams@yandex.ru
Ребёнок по своей природе — пытливый исследователь,
открыватель мира. Так пусть перед ним откроется
чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках.
В.А.Сухомлинский
Современный мир предъявляет высокие требования к личности. Это должен быть конкурентоспособный человек, другими словами, личность с богатыми внутренними ресурсами.
В последние годы в нашем мире очень актуальным становиться изучение явления одаренности. В обыденной жизни одаренность – синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:
- интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
- креативности;
- настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
В настоящее время проблема развития одаренных и талантливых детей все шире привлекает внимание психологов и педагогов. Создан Всемирный совет по таланту и одаренности детей, в состав которого входят представители 23 государств. 55 стран объединены во Всемирный совет по одаренным и талантливым детям. Основные задачи Совета – изучение одаренных и талантливых детей и создание специальных программ по их развитию.
Понятие одарённости признается всеми как наличие потенциально высоких способностей у человека. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется не востребованным. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучаемости. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но в то, же время одаренные дети могут быстро утратить интерес к ежедневным занятиям. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
Задача школы – поддержать ребенка и развить его способности.
Академик А.Н. Колмогоров сказал: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».
В этом плане исследовательская и проектная деятельность учащихся, является особенно актуальной, а главное результативной. Конечно, это не научные открытия учащихся, а развитие у них соответствующих личностных качеств, приобретение навыка исследования как универсального способа освоения действительности.
В своей педагогической и воспитательной деятельности работу с одарёнными детьми строю на основе дифференцированного подхода, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа с одарёнными детьми состоит как из урочной, так и внеурочной деятельности.
Опыт работы в этом направлении помог создать оптимизационную модель урочной и внеурочной деятельности работы с одаренными детьми.
Развития одаренных детей через исследовательскую и проектную деятельность можно условно разделить на три этапа.
Первый этап - приобретение личного опыта (наблюдения различных состояний окружающей среды; наблюдения за представителями животного и растительного мира; эстетического наслаждения красотой природы; творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания; наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней).
Второй этап: от простого наблюдения - к наблюдению - анализу (почему хорошо и почему плохо); анализ своих действий, поступков с действиями других людей; собственные открытия; поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды; бережное отношение к объектам природы; участие в созидательной деятельности взрослых.
Основной формой организации является проект. Тематика может быть самой различной «Письмо другу», «Секрет моего друга», «Лес благодарит и сердится», «Радости и огорчения от встречи с другом». Экскурсии, проведение опытов, наблюдения в природе за растениями, наблюдения за птицами на кормушке, наблюдения за развитием комнатных растений, фенологические наблюдения «Юный научный деятель», сбор гербария.
Проект ориентирует на решение актуальных повседневных экологических проблем. У учащихся появляется возможность проявить инициативу, творчество и фантазию, сделать выбор. Практическая деятельность обеспечивает развитие у школьников личной ответственности, навыков работы в команде, выполнения разных ролей и обязанностей, умения действовать в интересах коллектива.
На третьем этапе, личный опыт пополняется новым содержанием: анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение её состояния; осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде; действенной заботой о представителях животного и растительного мира; воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.
На этом этапе основными методами и формами работы становятся – проект, конференция, акции, исследовательская деятельность (расчистка родника и его охрана, уборка мусора на территории школы и расположенной около школы детской площадке, посадка зеленых насаждений на территории школы, разбивка цветочных клумб школы, создание зеленых уголков в классе, изготовление кормушек и скворечников). Актуальной формой работы являются экскурсии на предприятия района. С целью знакомства с условиями труда людей и влиянием предприятия на окружающую среду, а также с мерами по уменьшению отрицательных воздействий промышленных отходов.
Главным здесь является, чтобы исследовательская деятельность не исчерпывалась наличием факта поисковой активности, а предполагала:
- умение видеть проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение наблюдать;
- умение проводить эксперименты;
- делать умозаключения;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
Темы проектов, продолжительны по времени, требуют знаний из разных областей науки. Итогом выполнения работы становится защита на уроке, конференции.
В рамках этого направления рассматриваются различные экологические проблемы: загрязнение воздуха, загрязнение воды, загрязнение почвы, проблема утилизации бытового мусора, сокращение видового разнообразия птиц, проблемы видео экологии, проблемы состояния биоты, энергосбережения. Приложение[1] 1.
Организация такой модели в рамках урочной и внеурочной работы позволяет обеспечить развитие у школьников критического системного мышления, формирование исследовательских навыков, умения ставить и решать проблемы, работать с информацией.
Среди обучающихся всегда есть те, которые имеют особую склонность к
исследовательской деятельности (ярко выраженную или скрытую). Главное, вовремя распознать эту склонность и помочь ребенку эффективно ее реализовать.
В своей работе использую методы: создание проблемной ситуации; прогнозирования деятельности, эмоционально-личностного стимулирования.
Пример прогнозирования деятельности: Холод полезен для долголетия. Чем ниже температура, тем медленнее идут все биологические процессы. По утверждению некоторых исследователей, снижение температуры тела всего лишь на 2 градуса позволит жить до 200 лет, а снижение на 4 градуса даст просто фантастический результат - 700 лет жизни! При этом работоспособность, ощущение и прочие радости останутся прежними. Что нужно сделать, чтобы понизить температуру тела, и таким образом увеличить продолжительность жизни человека?
Пример создания проблемной ситуации: противоречивые факты – объясните результаты опыта. В 1630 году Ван-Гельмонт посадил в горшок ветку ивы. Через 5 лет ива выросла и стала весить 65 кг, а вес почвы уменьшился на 50 граммов. За счет чего выросла ива?
Анализ решения задач такого плана способствует осмыслению информации как личностно – значимой, способствует развитию умений по оценке деятельности человека по отношению к природе.
Для выполнения исследовательских работ на уроке уже много лет использую инструктивную карту, где представлена поэтапная деятельность не только педагога, но и учащегося. Приложение 2.
Инструктивная карта помогает при организации научно-исследовательской работы школьника, вызвав у него постоянный интерес к взятой теме.
Успешная реализация возможностей экологического образования учащихся может быть достигнута при осуществлении всех форм обучения: урочная и внеурочная работа; решение биологических задач с экологическим содержанием; исследовательская работа учащихся по разным предметам, включающая в себя элементы экологии. Эти формы работы активизируют познавательную деятельность учащихся, воспитывают бережное отношение к природе.
Считаю, что предложенный педагогический опыт дает хороший импульс развитию природного дара моих подопечных. Подтверждением тому являются достижения обучающихся в учебной, творческой и научно-исследовательской деятельности и достижения моих выпускников на профессиональном олимпе.
Список литературы
1. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002.
2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций, М., 1960.
3. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
4. Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе. М., Вербум-М, 2001.
5. Инновационное обучение: стратегия и практика // Материалы Первого научно-практического семинара психологов и организаторов школьного образования. Сочи, 3-10 октября 1993г. /под редакцией В. Я. Ляудис. М., 1994.
6. Кашлева Н. В. Школьная проектная лаборатория. Волгоград: Учитель, 2009.
7. Куракина Н. Л. Психологические аспекты проектной деятельности. Волгоград: Учитель, 2010.
Приложение 1
Исследование «Легкие нашего села»
Методика проведения исследования
Для оценки запыленности воздуха используются самые разные методы. Предлагаем один довольно простой, не требующий дополнительных материальных затрат, но в то же время достаточно эффективный – счетный метод определения количества твердых частиц в воздухе с помощью липких ловушек.
Прежде всего, необходимо определить, в каких точках учета будет проводиться эксперимент. Эти точки обязательно должны отличаться друг от друга (например, первая точка – у оживленной автомобильной трассы, вторая – у жилого дома, третья – вдали от автомобильных дорог).
Твердые частицы хорошо улавливаются липкой поверхностью; а если она будет прозрачной, то при подсчете частиц можно использовать увеличительное стекло.
Липкие ловушки представляют собой прямоугольники из плотной бумаги или картона размером 10 х 10 см, в центре которых – вырез (2 х 2 см) с прозрачной липкой лентой (в качестве липкой ленты можно использовать скотч).
После изготовления ловушек следует прикрепить их в точках учета к деревьям, столбам или к любым другим объектам на одинаковой высоте (около 1,5 м) липкой стороной наружу. Остается надеяться, что в течение эксперимента (24 часа) не будет дождя, иначе придется все повторить.
Через 24 часа нужно собрать все ловушки и с помощью увеличительного стекла подсчитать количество твердых частиц на каждой из них. Достоверными результаты считаются при условии повторения эксперимента не менее трех раз.
Затем необходимо определить количество твердых частиц на 1 см2 (Р, шт/см2) по формуле:
Р = Р1 /S1, где Р1 – количество твердых частиц на образце, S1 – площадь липкой поверхности.
Кроме этого, можно сравнить полученные результаты и по другим параметрам (например, по размеру частиц).
Остается проанализировать результаты, полученные во всех точках учета, и сделать окончательные выводы.
Приложение 2
Инструктивная карта
«Органы пищеварения в ротовой полости» к уроку биологии в 8 классе.
- Выполните задание №1.
Тест « Пищеварительная система». Слайд №1.
- Выполните задание №2.
«Выберите». Слайд №2
- Выполните задание №3.
Работа bio_2007_135_k.oms . Задание №1.
- Выполните задание №4.
Программа биология. Работа № 1.1.. Задание № 9
- Работа bio_2007_133_i.oms , работа № 2,3,4,4.
- Выполните задание №5.
Работа bio_2007_133_k задание №3
Приложение 3.
Результативность работы учителя по развитию одаренных детей через исследовательскую и проектную деятельность.
Год | Название мероприятия с указанием статуса (международный, всероссийский, региональный, городской и пр.) | Количество (фамилия, имя) обучающихся, принявших участие | Результат участия (количество лауреатов, победителей и др.) |
2007-2008 | Окружной тур областной предметной олимпиады школьников по экологии | Наушеев Назар | Диплом II место |
Российский заочный конкурс «Познание и творчество» (второй тур) | Старостин Александр | Лауреат | |
Российский заочный конкурс «Познание и творчество» (третий тур) | Старостин Александр | Лауреат | |
Школьный тур предметной олимпиады школьников по биологии | 10 | Наушеев Назар (I место) Краснова Анна (II место) Дельнова Оксана (I место) | |
2008-2009 | Всероссийский открытый заочный интеллектуально- творческий конкурс «Познание и творчество» | Гулевский Николай | Диплом II место |
Всероссийский открытый заочный интеллектуально- творческий конкурс «Познание и творчество» | Старостин Александр | Диплом III место | |
Всероссийский открытый заочный интеллектуально- творческий конкурс «Познание и творчество» | Старостин Александр | Диплом III место | |
Всероссийский открытый заочный интеллектуально- творческий конкурс «Познание и творчество» | Иванов Антон | Лауреат | |
Областной конкурс «Зеленая планета -2010» (региональный этап Всероссийского детского экологического конкурса «Зеленая планета -2010) Номинация «Конкурс исследовательских работ «Природа бесценный дар - один на всех» | Паничкин Андрей | Диплом I Место | |
Областной конкурс «Зеленая планета -2010» (региональный этап Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета -2010) Номинация исследовательских работ «Природа бесценный дар- один на всех» и практических проектов «Эксперимент в космосе» | Паничкин Андрей | Министерство образования и науки Самарской области Диплом I Место | |
Школьный тур предметной олимпиады школьников по биологии | 10 | Дельнова Оксана (I место) Понявина Таня (II место) Юричев Вадим (III место) | |
2009-2010 | Всероссийский открытый заочный интеллектуально- творческий конкурс «Познание и творчество» | Гулевский Николай | Победитель Диплом I Место |
Всероссийский открытый заочный интеллектуально- творческий конкурс «Познание и творчество» | Сыркина Екатерина | Диплом II Место | |
Всероссийский открытый заочный интеллектуально- творческий конкурс «Познание и творчество» | Сыркин Иван | Лауреат | |
Всероссийский открытый заочный интеллектуально- творческий конкурс «Познание и творчество» | Иванов Антон | Лауреат | |
Всероссийский открытый заочный интеллектуально- творческий конкурс «Познание и творчество» | Смольникова Ольга | Лауреат | |
Окружная научно-практическая конференция учащихся | Меркулов Сергей | Диплом II Место | |
Окружная научно-практическая конференция учащихся | Паничкин Андрей | Диплом I Место | |
Окружной конкурс творческих работ «Наркотики – путь в никуда» | Мергалиев Ерлан Лукманова Майра Агаева Марха | Победитель Лауреат конкурса Лауреат конкурса | |
II Всероссийский конкурс «Молодежные инициативы во благо социально- экономического развития Российской Федерации» Номинация «Экология» | Паничкин Андрей | Сертификат участника | |
Школьный тур предметной олимпиады школьников по биологии | 10 | Меркулов Сергей (I место) Лукманова Майра (II место) Мергалиев Ерлан (III место) | |
2010-2011 | Всероссийский открытый заочный интеллектуально- творческий конкурс «Познание и творчество» | Старостин Александр | Диплом II Место |
Окружной этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии | Старостин Александр | Грамота I Место | |
Научно-практическая конференция Окружной этап | Старостин Александр | Диплом I Место | |
Научно-практическая конференция Окружной этап | Гулевский Николай | Диплом I Место | |
Школьный тур предметной олимпиады школьников по биологии | 10 | Лукманова Майра (I место) Старостин Александр (I место) | |
2011-2012 | Окружной этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии | Гулевский Николай | Грамота III Место |
Окружной этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии | Перухин Алексей | Грамота III Место | |
Школьный тур предметной олимпиады школьников по биологии | 12 | Старостин Александр (I место) Перухин Алексей (I место) Гулевский Николай (II место) |
[1] Приложение 1. Примеры экологических исследований.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ И ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В методическом пособие рассматриваются формы и методы формирования исследовательских навыков обучающихся....
Поддержка и развитие одаренных детей через организацию каникулярной профильной школы «Прорыв»
Сегодня перед школой стоят новые задачи - не только дать ученику определённую сумму знаний, а затем оценить, насколько хорошо и умело он распоряжается этими знаниями, но и научить его самостоятельно б...
РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ И ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В данной работе представлен опыт работы по использованию технологий проектной деятельности на уроках английского языка в средней и старшей школе и развитие через них способностей учащихся...
«Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся на уровне основного общего образования через исследовательскую и проектную деятельность»
Приоритетным направлением, обозначенным в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, фо...
Педагогический проект "Выявление и развитие одаренных детей, через вовлечение в изучение культурных традиций, ремесел родного края, используя проектную деятельность".
В проекте дано описание применения проектной деятельности учащихся при изучении традиционных народных промыслов Тамбовского края, как одного из эффективных методов обучения и развития творческой и исс...
Презентация "Формирование ключевых компетенций у учащихся через исследовательскую и проектную деятельность"
Формирование ключевых компетенций у учащихся через исследовательскую и проектную работу является приоритетным направлением в профессиональной деятельности учителя.Успех ученика в исследовании или прое...
Формирование готовности личности к саморазвитию через исследовательскую и проектную деятельность на уроках математики и во внеурочной деятельности
Методический семинар (областной конкурс «Учитель города Мурманска-2019»)...