«Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся на уровне основного общего образования через исследовательскую и проектную деятельность»
методическая разработка (7 класс) на тему
Приоритетным направлением, обозначенным в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Возникает необходимость активного внедрения в образовательную деятельность деятельностных технологий для включения ученика в собственную деятельность. Одной из технологий, которую автор опыта использует на своих уроках и внеурочной деятельности, в основной школе является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
777.docx | 102.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Колесникова Ольга Михайловна
Управление образования администрации
Старооскольского городского округа
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
профессионального образования
«Старооскольский институт развития образования»
«Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся на уровне основного общего образования
через исследовательскую и проектную деятельность»
Колесникова Ольга Михайловна,
учитель обществоведческих дисциплин
МБОУ «СОШ № 21»
Старый Оскол
2018
Содержание
Информация об опыте…………………………………………………………… 3
Технология опыта……………………………………………………………….. 7
Результативность опыта…………………………………………………………14
Библиографический список…..............................................................................20
Приложение к опыту ……………………………………………………………21
Раздел I. Информация об опыте
Условия становления, возникновения опыта
Идея опыта родилась в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 21» города Старый Оскол. Рейтинг данного учебного заведения средний. Школа находится в социально благополучном районе в микрорайоне Юность в юго-западной части города.
Каждый педагог в данном учреждении в сфере образовательной деятельности имеет право и возможности ставить перед собой разнообразные творческие цели. Есть возможность разрабатывать авторские программы, элективные курсы, планировать идеи и собственные методы преподавания разных предметов, настойчиво добиваться их реализации в сотрудничестве с учащимися и педагогическим коллективом школы.
В классе, на базе которого проводилось исследование, 21 человек: 11 мальчиков, 10 девочек. В полных семьях проживают 14 человек, в неполных - 7 человек. Социальная среда разнообразная: служащие - 54 %, рабочие - 41 %, безработные - 5%. Преобладают семьи, где родители имеют высшее образование - 48% (средне-специальное - 41%, среднее - 11%). Неблагополучных и проблемных семей нет. Дети имеют возможность посещать школу искусств имени Н. Эрденко, СДЮШОР Юность, МАУК «Старооскольский Центр культуры и искусств», получая дополнительное музыкальное, спортивное и художественное образование.
В сентябре 2015 года автором опыта среди обучающихся 5 «Г» класса был проведен анализ результативности работы по формированию универсальных учебных действий проводился по методике Александровской Э.М. в модификации Еськиной Е.С. и Больбот Т.Л.) (Приложение 1). Данная методика позволяет обеспечить получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников среднего звена в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Результаты диагностики показывают, что 19,6 % учащихся демонстрируют сформированность УУД на высоком уровне и 24% на низком уровне. Серьезных затруднений в учебной деятельности большинство учащихся не испытывают. 38 % учеников 5 класса демонстрируют недостаточно развитую ориентировку на систему требований, обусловленную невысоким уровнем развития произвольности (регулятивные УУД).
Затем автором опыта на основе реп-теста Джона Кейли в этом же классе была проведена психолого-педагогическая диагностика учащихся. (Приложение №2). Данная методика позволяет выявить личностный смысл учения, способность к целеполаганию, мотивации. Уровень познавательной активности оценивался учителем на основе наблюдения, беседы с учениками и их родителями.
Мониторинг исследовательских умений (по Ивашовой О.А.) позволил сделать вывод о преобладании у большинства учащихся низкого уровня исследовательских умений.
По итогам проведенных диагностик был сделан вывод об эффективности внедрения в образовательную деятельность модели развития исследовательских умений учащихся основной школы и педагогических условий ее реализации.
Актуальность опыта
Приоритетным направлением, обозначенным в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Возникает необходимость активного внедрения в образовательную деятельность деятельностных технологий для включения ученика в собственную деятельность. Одной из технологий, которую автор опыта использует на своих уроках и внеурочной деятельности, в основной школе является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность.
В ходе работы над темой опыта были выявлены противоречия:
- между объёмом учебной информации и ещё не сформированным умением выбирать наиболее оптимальные способы учебного действия, что приводит к неумению работать с информационным материалом: выделять главное, находить взаимосвязь явлений;
- между навыко-знаниевой и личностно-ориентированной моделью обучения, реально необходимой на современном этапе развития общества;
- между необходимостью формирования у обучающихся универсальных учебных действий и недостаточной технологической отработкой процесса формирования исследовательских умений в условиях реализации ФГОС.
В связи с этим актуальность данного опыта заключается в создании условий для развития исследовательской компетентности учащихся, что позволяет изменить позицию учащегося, сделать его субъектом образовательной деятельности и способствует формированию познавательных учебных действий.
Под исследовательской компетентностью понимается интегральная характеристика личности обучающегося, проявляющаяся в готовности занять активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и себе как ее субъекту, самостоятельно и творчески решать исследовательские задачи на основе имеющихся знаний и умений.
Ведущая педагогическая идея заключается в создании оптимальных условий для повышения уровня сформированности познавательных УУД школьников посредством включения их в исследовательскую и проектную деятельность.
Длительность работы над опытом
Работа над опытом охватывает период с сентября 2015 по март 2018 года включительно.
I этап – начальный (мобилизационный) - сентябрь 2015 года - декабрь 2015 года;
II этап – основной (этап развития) - январь 2015 года - май 2017 года;
III этап – заключительный (завершающий) - сентябрь 2017 года - март 2018 года.
Первый этап предполагал изучение психолого-педагогической и методической литературы, подбор теоретической и методической литературы, диагностического инструментария и выявление уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий.
На втором этапе – введение в урочную и внеурочную деятельность работы над исследованиями и проектами по методике А.И. Савенкова, текущая диагностика ее влияния на результат сформированности познавательных УУД.
На третьем этапе проводился мониторинг определения уровня сформированности познавательных УУД, обработка и анализ полученных данных.
Диапазон опыта представлен единой системой занятий внеурочной деятельности.
Теоретическая база опыта опирается на положения теории обучения М.Н. Скаткина и И.Я. Лернера, которые «выделяли пять основных общедидактических методов обучения: объяснительно-иллюстративный (или информационно-рецептивный); репродуктивный; проблемное изложение; частично поисковый (эвристический); исследовательский» [4].
Последние два метода относятся к продуктивной группе методов обучения. Данная группа методов характеризуется тем, что посредством их ученик самостоятельно открывает субъективно и объективно новые знания в результате собственной исследовательской творческой деятельности. Частично-поисковый метод предполагает, что ребенок часть работы по добыче знаний берет на себя.
Базовым образовательным методом, способствующим развитию познавательных УУД учащихся в основной школе, являются исследовательский метод проектов (Г.Б. Голуб, В.В. Гузеева, Е.П. Полат, А.И. Савенков, М.Н. Скаткин, И.Д. Чечиль и др.). По мнению ученых педагогов «необходимо создавать нестандартные формы организации исследовательской деятельности учащихся, способствующие реализации психолого-педагогических особенностей подростков и повышающие мотивацию к данному виду деятельности» [2].
Исследовательский метод следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Его основные составляющие – выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.
Наиболее успешно и полно структура исследования описана в работах Г.С. Альтшуллера, Л.Я. Зориной, М.В. Кларина, А.В. Леонтовича и др.
В своей работе Н.М. Яковлева выделяет следующую последовательность действий в процессе научного исследования: «усвоение известной информации об объекте или проблеме; выявление фактов или явлений; установление непонятных явлений, подлежащих исследованию; изучение фактов, связанных с непонятными явлениями; объяснение непонятного; установление выводов из изученного; применение выводов к дальнейшему исследованию на практике» [2].
Структуру эмпирического и теоретического уровней научного познания определяет Е.В. Оспенникова. Эмпирическое познание включает в себя четыре стадии: «1) наблюдение и постановка эксперимента; 2) построение системы научных фактов; 3) обобщение опытных данных, выявление эмпирических закономерностей; 4) построение первичного объяснения характера протекания явления. Теоретическое познание осуществляется в форме: 1) выдвижения гипотетических идей; 2) «рождения» научных теорий, определяющих природу наблюдаемых в опыте эффектов; 3) прогнозирования относительно широкого круга новых явлений» [4].
А.Г. Асмолов отмечал, что «организация исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. Очевидно, что значимыми и интересными для подростков представляются новые виды деятельности, которые им ещѐ незнакомы, именно их интересно освоить, даже если впоследствии они не войдут в ряд наиболее ценных и жизненно необходимых» [1].
Из всего спектра проблем педагогического опыта автор опыта выбрала для себя стратегическую линию – необходимо самостоятельно искать эффективные приемы и методы формирование познавательных универсальных учебных действий.
Новизна педагогического опыта состоит в комплексном применении приемов и методов обучения в сочетании с организацией исследовательской и проектной деятельности, направленном на формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся в рамках урочной и внеурочной деятельности предметов обществоведческого цикла.
Характеристика условий, в которых возможно применение опыта
Опыт может быть применен в любом типе общеобразовательной организации, реализующей общеобразовательные программы, а также программы внеурочной деятельности, педагогами, которые осуществляют работу по использованию исследовательских образовательных технологий на уроках истории для повышения уровня познавательной активности обучающихся. Применим для возрастной категории учащихся от 11 до 17 лет.
Раздел II.Технология описания опыта
Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся на уровне основного общего образования через исследовательскую и проектную деятельность.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
- изучение литературы по проблеме опыта;
- подбор диагностики, позволяющей определить успешность работы над опытом;
- создание системы работы учителя обществоведческих дисциплин по формированию познавательных универсальных учебных действий учащихся через исследовательскую и проектную деятельность;
- организация и проведение диагностики для определения успешности проведенной работы.
- повышение познавательного интереса к общественным дисциплинам через приобщение учащихся к исследовательской и проектной деятельности.
Важным условием эффективной работы в современной образовательной деятельности является использование форм обучения, содержащих в себе элементы исследовательской и проектной деятельности: игры, экскурсии, задания на формирование умения проводить эмпирическое исследование, мини-проекты.
Методика «Продолжи исследование»
Данная методика позволяет включать в собственное исследование даже самых малоактивных детей. Выписывается из книг, журналов, газет, энциклопедий, словарей отрывки статей, можно по определённой тематике, немного редактируются, для того, чтобы они лучше воспринимались детьми. Предлагается задание продолжить работу в направлении, указанном в отрывке. Отрывок выступает в данном случае как площадка для старта детских исследований. Дети должны проявить креативность и собрать как можно больше материала, продолжая мысль. Творческая задача педагога заключается в том, чтобы предлагать детям, таким образом, материал для исследования, учитывать их индивидуальные особенности и интересы. После того как работа была закончена, в классе заслушивали каждого и обсуждали доклады.
Экскурсия как прием стимулирования исследовательской активности
Экскурсия позволяет изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, даёт бесконечно большой материал для собственных наблюдений, служит стартовой площадкой для детских исследований, даёт мощный импульс детскому мышлению, позволяет увидеть множество интересных проблем для собственных изысканий.
Так, с пятиклассниками было организовано историческое учебное исследование. Учащиеся посетили дом-музей В.Я. Ерошенко в с. Обуховка. Цель этой экскурсии - собрать и проанализировать информацию об известном слепом писателе, поделиться полученными знаниями с другими и пробудить у наших сверстников ответственность за сохранение памяти об истории нашего края.
Исследовать историю своего края, своей малой Родины, хранить память о героях и верность традициям наших отцов и дедов, очень значимо для учащихся, выросших в мирный период истории.
Мини-проекты
В своей педагогической практике на уроках истории и обществознания автором опыта чаще всего используются такие типы проектов, как прикладные, информационные, игровые, исследовательские, творческие. Тип проекта зависит от возраста учащихся и темы.
Практико-ориентированный проект нацелен на интересы самих участников проекта или «внешнего заказчика». Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему, например: проект «Музейный уголок».
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: эксперимент, исследование, моделирование, опрос, интервьюирование. Одним из главных направлений исследовательской деятельности учащихся автор опыта считает изучение ими истории своих семей, составление родословных. Через эту работу можно достичь следующих задач:
• формирование интереса к истории Отечества, своего края, семьи и воспитание гражданина;
• развитие у учащихся исследовательских навыков;
• создание и систематизация учащимися их семейного архива.
Многие учащиеся не знают даже имен отчеств, а порой и фамилии своих бабушек и дедушек, а предков в 4-5 поколениях знают единицы. Поэтому тема «История моей семьи» для учащихся всегда является актуальной. Учащиеся занимаются деятельностью по созданию семейных родословных и написанию истории своих семей. Цель этой работы – заинтересовать как можно больше обучающихся историей их семей, а через это повысить интерес к изучению отечественной и всемирной истории. Исследовательская работа «Моя родословная» состоит из трёх этапов:
1. Составление генеалогического древа – родословной.
2. Написание истории семьи и рода.
3. Защита своей работы перед учащимися на уроках, представление лучших работ на конкурсах и конференциях.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в школьной газете, в журнале, в Интернете. На уроках истории в 5 классе примерами информационных мини-проектов могут быть любые варианты опережающего домашнего задания. Например, «Священные животные Индии», «Великая Китайская стена», «Великий шелковый путь» и др.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы например: проект «Наше литературное творчество».
Ролевой проект Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Выбор темы проекта зависит от программного содержания изучаемых предметов и интересов и склонностей обучающихся, от планирования воспитательной работы и от местных и региональных конкурсов. Для проекта требуется личностно и социально значимая проблема, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, находящаяся в зоне ближайшего развития школьников. Неподдельный интерес у учащихся вызывает ролево-игровой мини-проект – «Я – ученик афинской школы», выполняя который школьник не только изучает дополнительную литературу по теме, но и проявляет свое творческое начало и фантазию.
Длительность выполнения учебного проекта или исследования е целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или одним или несколькими уроками. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В старших классах их продолжительность можно увеличить от 1 до 2-3 месяцев и более.
Познавательные и занимательные задания
Для формирования умений исследовательской деятельности автор опыта активно использует познавательные и занимательные задания. Для тренировки умения выдвигать гипотезы предлагаются задания типа «Найди причину события ...»; для развития умения классифицировать – «Продолжи ряд…», «Раздели на группы», «Найди общий признак у предметов» и др. Умения наблюдать хорошо развивают задания, заставляющие ученика разобраться в сплетённых линиях. Способности к умению анализировать зрительные образы тренируют задания с намеренно сделанными ошибками. При ответе на поставленные в задании вопросы даются клише «Я думаю…», «По моему мнению…». Это формирует умение выражать собственные мысли.
Первые шаги в исследовательской деятельности - это тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого с техникой проведения исследования. Рассматриваются методы исследования, т.е. откуда можно получить информацию. Это задать вопросы самому себе, спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в сети Интернет и т.д. Обучающиеся получают первые задания собрать информацию и обработать её так, как это делают учёные. Определив последовательность, начинается сбор материала.
На втором этапе – ведется работа над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др.
Предлагаются задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, например: «Посмотрите на мир чужими глазами», «Составьте рассказ от имени другого персонажа», «Сколько значений у предмета», «Одна тема сюжетов много». Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем - способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.
Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее необходимо научить выдвигать гипотезу, т.е. строить предположения. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интеллектуального мышления. Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления. В умении выработать гипотезы используются следующие упражнения:
- «Давайте вместе подумаем». Делая предположения, используем следующие слова: Может быть... Предположим... Допустим... Возможно... Что если...
- «Найди возможную причину события».
Исследование и познание мира предполагает выделение в предметах и явлениях общих существенных признаков. С помощью классификации люди не только упорядочивают опыт в значимые для них блоки, но и преобразовывают конкретные наблюдения в абстрактные категории. Классификацией называют операцию определения понятий по определённому основанию на непересекающиеся классы. Например, предлагается задание «четвёртый лишний». Предметы классифицируем по основному признаку, по цвету, форме, размеру и т.д. Чем больше деления, больше продуктивность мышления. А это качество очень важно в исследовательской деятельности.
На следующем этапе предполагается увеличение сложности проектов и тем для исследования, развёрнутость суждений, выводов, а это – повышение уровня формирования универсальных учебных действий. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач. Дети учатся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения. На этом этапе увеличивается доля самостоятельности обучающихся.
Исследовательский метод предусматривает предварительные задания разной степени сложности. Особенное значение имеют задания на сравнение, которые помогают выяснить устойчивость и глубину знаний, умение сравнивать, анализировать, синтезировать, отделять главное от второстепенного.
На уроках автором опыта используются различные приемы по формированию универсальных учебных действий:
Прием «Домысливание».
Предлагаю тему урока и слова «помощники».
С помощью слов «помощников» сформулируйте цели урока:
- Выясним…
- Узнаем…
- Научимся…
- Проверим…
Прием «Тема-вопрос»
Содержание: Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.
Пример: Тема урока «Как жили земледельцы и ремесленники Египта»
План действий:
1. Вспомнить, кто такие земледельцы и ремесленники.
2. Определить, чем занимались земледельцы и ремесленники Египта.
3.Выяснить условия жизни: где жили, чем питались, как одевались.
Прием «Работа над понятием»
Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Например, тема урока в 5 классе «Ассирийская держава». Необходимо объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока
Прием «Группировка»
Понятия на доске: Евфрат, Тигр, Двуречье, Междуречье, шумеры, Ур, Урук, клинопись
Задания:
- В течение 5 секунд прочитайте внимательно и запомните слова, записанные на доске;
- Запишите понятия в тетрадь по памяти;
- Сосчитайте ваши слова, сколько слов вам удалось запомнить;
- Выберите среди понятий такие, которые каким-то образом между собой связаны;
- Проведите классификацию и подберите к каждой группе обобщающее слово.
Прием целеполагания
- Постановка вопросов по теме и выход на задачи по теме «Природа и люди Древней Индии».
Задание: В названии темы выделите ключевые слова и составьте к ним вопросы.
Модельный ответ:
- Какие животные водились в Древней Индии?
- Какие растения росли в Древней Индии?
- Чем занимались люди Древней Индии?
- Во что верили индийцы?
- Как добывали пищу?
- Где жили?
Что рассказала карта?
Вставь пропущенные слова:
- Китайцы расселились по всей Великой Китайской _________.
- На севере протекает крупная река _______ Желтая река), а на юге – ______ (Голубая река).
- Древнейшее китайское государство возникло во ___ тысячелетии до н.э.
- На севере китайского государства была сооружена Великая Китайская _____, которая защищала от ________.
На своих уроках автор опыта использует следующие формы и методы:
- Составление вопросов к тексту, ответы на них.
- Составление простого и сложного плана.
- Составление сравнительных, хронологических таблиц.
- Составление кластера.
- Подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу.
- Составление логической схемы, цепочки.
- Составление определения к термину.
- Приемы «Верные и неверные утверждения» («верите ли вы»), ключевые слова, «Как вы думаете?»
- Прием «Рокировка» и др.
Исследовательские задачи могут быть рассчитаны на часть урока, на урок или более длительное время.
Формирование УУД происходит не только в урочное, но и внеурочное время. Для организации обучения пятиклассников проектно-исследовательской деятельности Колесниковой Ольгой Михайловной была составлена рабочая программа по курсу внеурочной деятельности учащихся «Интеллектуал», рассчитанная на 34 учебных часа. Данная рабочая программа разработана на основе Требований к структуре и результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, планируемыми результатами освоения ООП, преемственна по отношению к начальному общему образованию и направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и проектной деятельности.
Реализация этой рабочей программы позволила автору опыта продолжить формирование исследовательских навыков учащихся: самостоятельно добывать знания, использовать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Промежуточными результатами этой работы стал ряд детских мини-проектов по темам «Мой дружный класс», «Кто на кого похож», «Моя семья», «Моя будущая профессия» и др.» [3].
Раздел III Результативность опыта
Критериями успешности опыта являются:
- повышение уровня сформированности познавательной активности учащихся;
- повышение интереса у учащихся к урокам истории и обществознания с использованием исследовательских и проектных образовательных технологий;
- повышение уровня результативности участия учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях.
Систематическая работа по формированию исследовательских компетенций учащихся на уроках истории и во внеурочной деятельности через исследовательскую и проектную деятельность дала положительные результаты. Анализ полученных результатов свидетельствует, что в ходе работы у большей части обучающихся заметны тенденции к повышению уровня познавательных УУД.
Таблица 1
Результаты уровня сформированности УУД
УУД | Показатель | Высокий | Средний | Низкий | |||
Входной | Итоговый | Входной | Итоговый | Входной | Итоговый | ||
Личностные | Усвоение нравственно-этических норм и школьных норм поведения | 12% | 17% | 69% | 74% | 19% | 9% |
Эмоциональное благополучие | 23% | 23% | 72% | 77% | 5% | 0 | |
Среднее значение | 17,5 | 20 | 70,5 | 75,5 | 12 | 4,5 | |
Регулятивные | Целеполагание | 9% | 14% | 53% | 68% | 38% | 18% |
Самоконтроль | 5% | 14% | 57% | 72% | 38% | 14% | |
Среднее значение | 7 | 14 | 55 | 70 | 38 | 16 | |
Познавательные | Учебная активность | 12% | 22% | 44% | 54% | 44% | 24% |
Усвоение знаний, успеваемость | 9% | 9% | 53% | 73% | 38% | 18% | |
Среднее значение | 10,5 | 15,5 | 48,5 | 63,5 | 41 | 21 | |
Коммуникативные | Взаимоотношения с одноклассниками | 23% | 28% | 72% | 72% | 5% | 0 |
Взаимоотношения с учителями | 64% | 64% | 31% | 36% | 5% | 0 | |
Среднее значение | 43,5 | 46 | 51,5 | 54 | 5 | 0 |
Полученные результаты показали, что у учащихся наблюдается положительная динамика сформированности личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Рисунок 1
Результаты уровня сформированности познавательных УУД
Существенно снизился процент учащихся с низким уровнем сформированности познавательных УУД: с 41% до 21%. Высокий уровень - увеличился с 10,5% до 15,5%. Также увеличилось количество учащихся, показавших средний уровень сформированности познавательных УУД.
Таблица 2
Уровни сформированности исследовательских компетенций
Исследовательские компетенции | Уровень 1 Высокий (владеет полностью) в % | Уровень 2 Средний (владеет частично) в % | Уровень 3 Низкий (владеет слабо) в % | Уровень 4 Исходный (практически не владеет в %) | ||||
Этап работы | Нач. этап | Закл. этап | Нач. этап | Закл. этап | Нач. этап | Закл. этап | Нач. этап | Закл. этап |
Мотивационный компонент | 4,7 | 12,6 | 38,5 | 67,4 | 43,8 | 17,1 | 13 | 2,9 |
Знаниевый компонент | 5,6 | 10,4 | 28,7 | 66,5 | 45,2 | 18,2 | 20,5 | 4,9 |
Деятельностный компонент | 4,9 | 14,7 | 39,2 | 63,2 | 35,9 | 16,5 | 20 | 5,6 |
Творческий компонент | 2,9 | 8,7 | 38,5 | 69,3 | 48,3 | 19,1 | 10,3 | 2,9 |
Средний показатель в % | 4,7 | 11,5 | 36,2 | 66,7 | 43,3 | 17,7 | 15,9 | 4,1 |
Рисунок 2
Динамика сформированности исследовательских компетенций
Полученные результаты показали, что у учащихся повысился уровень сформированности исследовательских компетенций: высокий уровень - с 4,7% до11,5%; средний уровень - с 36,2% до 66,7%. В то же время существенно снизился процент учащихся с низким уровнем сформированности исследовательских компетенций: с 43,3% до 17,7% и исходным уровнем – с 15,9% до 4,1%.
О высоком уровне формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся на уровне основного общего образования через исследовательскую и проектную деятельность свидетельствуют результаты участия обучающихся в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях.
Таблица 3
Результаты участия обучающихся
в конкурсах, олимпиадах, конференциях
№ п/п | Ф.И.О. | Год | Мероприятие | Уровень | Результат |
1. | Котарева Евгения, Колесникова Анастасия | 2016 | Муниципальный этап ВОШ по обществознанию | Муни-ципаль- ный | Призер |
2. | Альвовская Кристина, Вакуленко Илона, Шведова Анастасия, Колесников Денис | 2016 | I Всероссийская научно-практичесая конференция исследовательских работ учащихся «Мир юными глазами» | Всероссийский | Призеры |
3. | Торопчина Александра | 2016 | Муниципальный этап Всероссийского форума научной молодежи «Шаг в будущее» | Муни-ципаль- ный | Призер |
4. | Колесников Денис | 2016 | Муниципальный этап регионального конкурса творческих работ для обучающихся в рамках реализации проекта «Социокультурное развитие подрастающего поколения через изучение родного края «Белгородоведение»)» | Муни-ципаль- ный | Призер |
5. | Колесников Денис, Котарева Евгения | 2016 | Первая Всероссийская заочная олимпиада по истории Холокоста | Всероссийский | Призеры |
6. | Ансимов Евгений, Торопчина Александра, Альвовская Кристина, Попов Максим | 2017 | Конкурс научно-исследовательских работ II городского фестиваля школьных научных обществ «Ученые будущего», посвященного 140-летию НИУ «БелГУ» | Муни-ципаль- ный | Призеры |
7. | Ансимов Евгений | 2017 | Интеллектуальная викторина, посвященная 74-ой годовщине со дня освобождения Старого Оскола от немецко-фашистских захватчиков | Муни-ципаль- ный | Призер |
8. | Альвовская Кристина, Говоров Кирилл, Федосеев Артем, Шведова Анастасия | 2017 | Городская олимпиада СОФ НИУ БелГУ по обществознанию | Муни-ципаль- ный | Лауреаты |
9. | Котарева Евгения | 2017 | Муниципальный этап областной олимпиады (конкурса) старшеклассников общеобразовательных учреждений по избирательному законодательству | Муни-ципаль- ный | Призер |
10. | Клюев Роман, Красикова Полина | 2018 | Многопрофильная инженерная олимпиада «Звезда» по обществознанию | Всероссийский | Диплом 2 степени |
11. | Котарева Евгения, Черников Павел | 2018 | Многопрофильная инженерная олимпиада «Звезда» по обществознанию | Всероссийский | Диплом 3 степени |
Об определенном уровне сформированности познавательных универсальных учебных действиях говорит также количество обучающихся, ежегодно принимающих участие в заочных и дистанционных конкурсах и викторинах. Такой вид внеурочной деятельности позволяет повышать мотивацию учащихся к изучению общественных дисциплин, способствует расширению кругозора и пополнению детских портфолио.
Таблица 4
Результаты участия обучающихся в заочных и дистанционных
конкурсах и викторинах
№ п/п | Мероприятие | Год | Уровень | Количество участников | Результат |
1. | Всероссийская олимпиада по обществознанию | 2015 | Всероссийский | 14 | 2 победителя, 4 призера |
2. | Всероссийская олимпиада по истории | 2015 | Всероссийский | 12 | 3 победителя, 3 призера |
3. | Всероссийская викторина «Россия. Обычаи и традиции» | 2015 | Всероссийский | 18 | 4 победителя, 7 призеров |
4. | II Всероссийская дистанционная олимпиада РОСТКОНКУРС по истории | 2015 | Всероссийский | 8 | 1 победитель, 6 призеров |
5. | II Всероссийская дистанционная олимпиада РОСТКОНКУРС по обществознанию | 2015 | Всероссийский | 13 | 1 победитель, 5 призеров |
6. | Всероссийская викторина «Россия. Вооруженные силы» | 2016 | Всероссийский | 7 | 2 победителя, 1 призер |
7. | Всероссийская олимпиада по обществознанию | 2016 | Всероссийский | 7 | 2 победителя, 4 призера |
8. | Всероссийская олимпиада по истории | 2016 | Всероссийский | 9 | 1 победитель, 6 призеров |
9. | Всероссийская викторина «Человек и космос» | 2016 | Всероссийский | 16 | 6 победителей, 5 призеров |
10. | Многопрофильная олимпиада школьников «Звезда» по предмету «Обществознание» | 2016 | Муниципальный | 31 | Участники |
11. | III Всероссийская дистанционная олимпиада по истории | 2016 | Всероссийский | 4 | 1 победитель, 3 призера |
12. | III Всероссийская дистанционная олимпиада по обществознанию | 2016 | Всероссийский | 3 | 2 победителя, 1 призер |
13. | IV Всероссийская дистанционная олимпиада с международным участием по истории обществознанию (21 чел) – 7 призеров; | 2016 | Всероссийский | 4 | 2 победителя, 2 призера |
14. | IV Всероссийская дистанционная олимпиада с международным участием по обществознанию | 2016 | Всероссийский | 21 | 1 победитель, 7 призеров |
15. | Всероссийская олимпиада по обществознанию | 2016 | Всероссийский | 13 | 2 победителя, 3 призера |
16. | Всероссийская олимпиада по истории | 2016 | Всероссийский | 5 | 1 победитель, 6 призеров |
17. | Всероссийская викторина «Россия. Обычаи и традиции» | 2016 | Всероссийский | 6 | 1 победитель, 4 призера |
18. | Всероссийская викторина «Россия. Вооруженные силы» | 2017 | Всероссийский | 16 | 4 победителя, 7 призеров |
19. | Всероссийская олимпиада (гуманитарный цикл) по истории | 2017 | Всероссийский | 11 | 2 победителя, 4 призеров |
20. | Всероссийская олимпиада (гуманитарный цикл) по обществознанию | 2017 | Всероссийский | 60 | 3 победителя, 11 призеров |
21. | Всероссийская викторина «Великая Отечественная война» | 2017 | Всероссийский | 18 | 2 победителя, 3 призера |
22. | Муниципальный конкурс сочинений - эссе по обществознанию | 2017 | Муниципальный | 10 | 6 призеров |
23. | Всероссийская викторина «Азбука нравственности» | 2017 | Всероссийский | 9 | 1 победитель, 3 призера |
24. | Всероссийская олимпиада по обществознанию | 2017 | Всероссийский | 22 | 5 победителей, 2 призера |
25. | Всероссийская олимпиада по истории | 2017 | Всероссийский | 4 | 1 победитель, 2 призера |
26. | Всероссийская викторина «Россия. Вооруженные силы» | 2018 | Всероссийский | 5 | 5 победителей |
27. | Многопрофильная инженерная олимпиада школьников «Звезда» по профилю «Обществознание» | 2018 | Всероссийский | 10 | 4 призера |
28. | Всероссийская викторина «Человек и космос» | 2018 | Всероссийский | 12 | 3 победителя, 3 призера |
Автор опыта убедился в необходимости продолжения работы в этом направлении.
Библиографический список
- Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли [Текст] / Под ред. А. Г. Асмолова / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, С. В. Молчанов, Н. Г. Салмина. - М., 2008. – С. 87-88.
- Исаев И.Ф. Учебно-исследовательская культура как фактор творческого саморазвития старшеклассников в профильном обучении [Текст]: моногр./ И.Ф. Исаев, Г.В. Макортова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – С. 7.
- Колесникова О.М., Самосудова Л.М. Проблемы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях перехода на новые образовательные стандарты // Современное общество, образование и наука: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 марта 2015 г. – Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. – С. 53-54.
- Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы [Текст] / Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012 г. – 47 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения [Текст] / И. Я. Лернер. - М. : Педагогика , 1981. - С.14-15.
- Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования [Текст]. – СПб.: Питер, 2004. – 265 с.
- Рассказова Ж. В. Формирование исследовательской компетентности обучающихся в условиях общеобразовательной организации средствами интерактивного обучения // Молодой ученый. - 2014. - №2. - С. 843-845.
- Степанова М. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении [Текст] / Под ред. А. П. Тряпицыной. – М.: КАРО, 2006.- 96 с.
- Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? / М.А. Ступницкая. – М.: Первое сентября, 2011. – 44 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) http://минобрнауки.рф/documents/938.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст]: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - С. 63-64.
Приложения
1. Приложение №1. Уровни сформированности УУД (диагностика по методике Александровской Э.М. в модификации Еськиной Е.С. и Больбот Т.Л.)
2. Приложение №2. Реп-тест Джона Кейли
3. Приложение №3. Задания на формирование умения проводить эмпирическое исследование
4. Приложение №4. Памятка участнику конкурса (конференции), выступающему с докладом об исследовательской работе
5. Приложение №5. Урок-игра «Исторический калейдоскоп» 5 класс
Приложение №1
Уровни сформированности УУД
(диагностика по методике Александровской Э.М.
в модификации Еськиной Е.С. и Больбот Т.Л.)
УУД | Показатель | Высокий 5-4 балла | Средний 3-2 балла | Низкий 1-0 баллов |
Личностные | Усвоение нравственно-этических норм и школьных норм поведения | |||
Эмоциональное благополучие | ||||
Регулятивные | Целеполагание | |||
Самоконтроль | ||||
Познавательные | Учебная активность | |||
Усвоение знаний, успеваемость | ||||
Коммуникативные | Взаимоотношения с одноклассниками | |||
Взаимоотношения с учителями |
Приложение №2
Реп-тест Джона Кейли
№ | Мнение А |
| |||||||||||
Мнение В | |||||||||||||
| Скорее скучно и монотонно | Может быть увлекательным | |||||||||||
| Помогает удовлетворять мою любознательность относительно жизни. | Не удовлетворяет мою любознательность. | |||||||||||
| Могут быть использованы мои собственные идеи. | Нет места для моих собственных идей. | |||||||||||
| Большинство учеников может выполнять эти задания достаточно хорошо. | Только некоторые ученики способны выполнить эти задания хорошо. | |||||||||||
| Обычно информация точная и конкретная. | Часто изложение туманно и расплывчато. | |||||||||||
| Не требует больших усилий. | Требует больших усилий. | |||||||||||
| Знания узкие и специализированные. | Знания представляют широкий интерес. | |||||||||||
| Много надо учить наизусть. | Заучивать наизусть необязательно. | |||||||||||
| Требует достаточно много воображения | Воображение требуется редко. | |||||||||||
| В целом трудно. | Достаточно легко. | |||||||||||
| Знания полезны в повседневной жизни. | Знания не имеют большого применения в жизни. | |||||||||||
| Требует широкого чтения сверх уроков. | Достаточно учебников и школьных уроков. | |||||||||||
| Обычно интересно мне. | Часто мне скучно. | |||||||||||
| Мы не очень много времени занимаемся этим предметом. | Занимаемся этим предметом очень много времени. | |||||||||||
| Важен для решения мировых проблем. | Не имеет значения для решения мировых проблем. | |||||||||||
| Дает возможность думать об окружающем. | Слишком много чужих мнений. | |||||||||||
| Сложно, запутанно. | Ясно, просто. | |||||||||||
| Чем больше изучаю, тем больше увлекаюсь. | Мой интерес убывает. | |||||||||||
| Эти знания помогают людям понимать друг друга. | Знания не помогают взаимопониманию людей. | |||||||||||
| Факты и идеи сложны для понимания. | Факты и идеи не так сложны для понимания. |
В РЭП – тест входят 20 пар альтернативных вопросов, составляющих мнение А и мнение Б. Ответы на вопросы позволяют выстроить шкалу интересов, шкалу трудностей, шкалу комфортности, шкалу социальной пользы по каждому учебному предмету. Обработка результатов проводится по следующей методике: за совпадение с ответом ставится 2 балла, за несовпадение - 0 баллов. Нормой (средним уровнем) считается результат в 4-5 баллов. Шкалу интересов составляют ответы 1В, 2А, 7В, 13А, 18А. Шкалу трудностей составляют ответы 4В, 6В, 10А, 17А, 20А. Шкалу свободы (комфортности) составляют ответы 3А, 8В, 9А, 12А, 16А. Шкалу социальной пользы составляют ответы 11А, 15А, 19А.
Приложение №3
Задания на формирование умения
проводить эмпирическое исследование
1. Задание «Эмпирическое исследование»
Цель: формирование умения проводить эмпирическое исследование.
Форма выполнения задания: работа в группах по 4-5 человек.
Описание задания: эмпирическое исследование - это установление новых фактов, на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности. Овладение учащимися приѐмами и способами, необходимыми для подготовки и реализации эмпирического исследования, а также следование этапам его проведения (на разном материале с учѐтом его специфики, ситуаций, задач) должно осуществляться при организации работы малыми группами. Это предполагает не только освоение умений, непосредственно связанных с исследованием, но и ориентировку в предметно-специфических областях, а также развитие регулятивных действий, т. е. умения организовать совместную работу (распределение функций, задач), и развитие коммуникативных действий, т. е. умения взаимодействовать (выслушивание, анализ, оценка, принятие других точек зрения, других способов решения).
Этапы проведения исследования
1. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы, гипотезы.
2. Подготовка к проведению исследования:
— выделение материала, который будет использован в исследовании;
— параметры (показатели) оценки, анализа (количественные и качественные).
3. Поиск решения проблемы.
4. Проведение исследования.
5. Изложение результатов исследования, их представление.
6. Обсуждение, оценка полученных результатов.
По каждому из заданий представлена схема групповой работы, которая в каждом конкретном случае расширяется, обогащается. Это касается показателей оценок, вопросов, которые предлагаются учащимся для обсуждения, и др.
2. Задание «Любимые передачи»
Цель: формирование умения проводить эмпирическое исследование на примере изучения любимых телевизионных передач учащихся класса (группы).
Возраст: 13—15 лет.
Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.
Описание задания: перед учащимися ставится задача исследовать любимые телевизионные передачи. После этого учащиеся переходят к подготовительному этапу, на котором обсуждаются вопросы организации исследования:
— определение функций каждого участника (собирающего информацию, отвечающего на вопросы, анализирующего полученную информацию и др.);
— решение вопросов о том, как будет осуществляться отбор телевизионных передач, которые представляют интерес для сравнения, анализа их популярности;
— формулирование вопросов (содержание и форма), которые будут предложены участникам;
— кто формулирует вопросы, обсуждает их;
— формы представления вопросов (анкета, устное сообщение и др.);
— планирование дальнейших этапов исследования;
— проведение исследования — сбор информации, еѐ анализ, представление результатов, выводы.
Приложение №4
Памятка участнику конкурса (конференции),
выступающему с докладом об исследовательской работе
При подготовке к защите работы помните, что ваш доклад должен отвечать на следующие вопросы:
1. Цель и задачи исследования.
2. Степень разработки данной проблемы по литературным данным.
3. Где и когда проводились исследования?
4. Какие методы сбора материала использовались и почему?
5. В каких условиях проводился сбор материала?
6. Параметры, используемые при исследовании.
7. Какие результаты получены?
8. Каким образом вы объясните полученные вами результаты?
9. Какие выводы сделаны?
10. При подготовке выступления следует учесть, что доклады не читают по тексту, а рассказывают, опираясь на текст. Чтобы говорить без «бумажки», не стоит заучивать текст выступления наизусть. Гораздо полезнее понять, что именно требуется рассказать.
11. Все наглядно-иллюстративные материалы (диаграммы, графики, схемы, таблицы и т.п.), используемые вами при выступлении, должны быть легко читаемыми сидящими в зале и понятными без дополнительных объяснений. Поэтому они должны быть подписаны и иметь расшифровку условных обозначений.
12. При демонстрации наглядно-иллюстративного материала следует повернуться к слушателям лицом.
13. Во время выступления смотрите на своих слушателей, лишь по необходимости заглядывая в доклад.
14. Чтобы преодолеть неуверенность, полезно найти (глазами) в зале внимательно слушающего и доброжелательно смотрящего на вас (таковым может быть ваш друг). Чаще смотрите на него (или на неё) во время выступления.
15. Старайтесь уложиться в регламент (3-4 минуты на доклад). Для этого полезно потренироваться заранее, засекая время.
16. Не бойтесь вопросов, так как они обычно (как из зала, так и от жюри) задаются не для того, чтобы уличить вас в незнании, а для того, чтобы лучше понять суть вашей работы. Кроме того, наличие вопросов свидетельствует о том, что сказанное вами заинтересовало слушателей.
17. Выступая, помните, что вы имеете, по крайней мере, два преимущества. Во-первых, вы рассказываете об интересующих вас исследованиях или опытах тем, кому это также весьма интересно, а во-вторых, вы лучше всех владеете данным материалом, так как никто, кроме вас (не считая соавторов и руководителя), эту работу не выполнял.
18. Не надо волноваться, вы обязательно успешно защитите свою работу.
Приложение №5
Урок-игра «Исторический калейдоскоп»
5 класс
Цели урока:
Образовательная. Повторить и закрепить у учащихся знания исторических фактов, имен, терминов.
Развивающая. Продолжить формирование умения работать с историческими источниками, устанавливать связи между историческими явлениями, делать выводы, приводить доказательства.
Воспитательная. Укреплять дружбу и взаимопомощь ребят на основе общего дела и сопереживания за свою команду. Способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к истории.
Оборудование урока:
- Плакаты с названием команд: «Знатоки» и «Эрудиты».
- Плакаты с высказываниями известных людей.
«Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее»
(В. Г. Белинский)
«Не любить историю может только человек совершенно не развитый умственно»
(Н. Г. Чернышевский)
3. Карточки для команд
Ход урока:
- Вступительное слово учителя.
Наша игра называется «исторический калейдоскоп», она покажет, как вы усвоили пройденный материал.
Участвуют сегодня 2 команды: команда «Эрудиты» и команда «Знатоки».
Конкурсы будут командные и конкурсы капитанов. По ходу конкурса я буду вас знакомить с тем, сколько баллов вы будете получать за каждый конкурс. Победит тот, кто наберет больше баллов.
I тур Что? Кто?
Для каждой команды приготовлены карточки с заданиями, по 10 заданий в каждой карточке. Право выбрать задание принадлежит команде «знатоков». За каждый правильный ответ – 1 балл. Задания читаются по очереди каждой команде, вначале читаем задание команде «знатоки», затем команде «эрудиты». Одна команда слушает ответ другой команды. Если команда не отвечает, то другая команда может отвечать, получая дополнительно по 1 баллу за правильный ответ.
I карточка.
1. Какой напиток называют «китайским лекарством»? (Чай)
2. Какую страну древние греки образно называли «даром Нила»? (Египет)
3. Какие книги не сгорают? (Глиняные)
4. Какой дикий зверь является источником жизни для людей государств Передней Азии? (Река Тигр в Двуречье).
5. Какая река дала название древнему восточному государству? (Река Инд дала название государству Индия).
6. Какая страна является родиной шахмат? (Индия).
7. Назвать древнейшие орудия труда. (палка-копалка, рубило, дубина).
8. Чем обрабатывали землю в древности? (мотыга).
9. Люди в древности заметили, что согнутое деревце распрямляется и изобрели что? (лук).
10. Оазис это что? (островок зелени в пустыни).
II карточка.
- Что было выбито на камне, который нашли археологи на территории древнего Вавилонского государства? (Законы Царя Хаммурапи).
- Где были изобретены цифры, которыми мы пользуемся? (в Индии).
- Когда Китай стал единым государством? (в III в. до н. э.).
- Какой царь носил двойную корону? (царь Египта).
- Как называли повелителей Египта? (фараонами).
- Знатные люди в Египте, это? (вельможи).
- Живой убитый это? (пленный в Египте).
- Что в переводе означает библия? (книги).
- Её высота 150 м, построена около 2600 г. до н. э. (пирамида Хеопса).
- Буквы в Египте? (иероглифы).
II тур Какая это страна?
Задания на двух карточках. Выбирает команда «Эрудиты».
За правильный ответ – 3 балла.
Команды берут карточки, на ответ отводится 30 секунд, представитель команды зачитывает текст и дает ответ.
I карточка.
Все почтенные люди в нашей стране обязаны строго придерживаться правил поведения, которые составили в древние времена мудрецы. Воспитанного человека легко узнать по его манерам. Учтивый житель этой страны перед входом в дом снимал туфли и шел босиком. Идти в туфлях по циновкам, расстеленным на полу, считалось просто неприличным. Сидеть, свесив ноги, а тем более вытянув их вперед, могли только совершенно невоспитанные люди. (Китай).
II карточка.
Чужеземцам часто бывает нелегко путешествовать по нашей стране, особенно летом, в длинный сезон дождей, когда все дороги размыты, а реки превращаются в бурные потоки и выходят из берегов. Еще труднее отыскать дорогу от одного затерянного среди лесов селения до другого, пробиваясь через густые заросли и болота, кишащие опасными для неопытных людей животными. Говорят, что леса населены ядовитыми змеями, и хищными зверями. (Индия).
III тур Конкурс капитанов.
Что это? К какой стране имеет отношение?
За правильный ответ – 2 балла.
Заготовлено 2 конверта:
В одном конверте сахар (Индия)
В другом конверте чай (Китай)
IV тур Что? Кто?
Продолжение I тура.
Вопросы на двух карточках, по 10 вопросов на каждой. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Вопросы задаются поочередно обеим командам. Одна команда отвечает, другая слушает и в случае, если команда не отвечает на вопрос, может отвечать другая команда. Ей прибавляются очки, за каждый правильный ответ – 1 балл.
I карточка.
1. От какого или каких алфавитов произошли все алфавиты в мире? (финикийский, греческий).
2. Самый мудрый царь Израиля кто? (Соломон)
3. В Персии мальчиков учили трем вещам. Каким? (скакать на коне, стрелять из лука, говорить правду).
4. Джунгли. Это? (непроходимые леса).
5. Священное животное Индии? (корова).
6. Как называли царя в Китае? (сын поднебесной)
7. Первые летчики нашей планеты? (Дедал и Икар).
8. Почему море носит название Эгейское? (утонул царь Эгей).
9. Ахиллесова пята. Что это? (уязвимое место).
10. Родина Одиссея. (остров Итака).
II карточка.
- Сколько подвигов совершил Геракл? Рассказать об одном из них. (12 подвигов).
- Кто назвал себя «Никто»? (Одиссей).
- Где, по словам древних греков, жили главные боги Греции? (на горе Олимп).
- За что нужно поставить памятник Прометею? (принес людям огонь).
- Какое древнее государство в Малой Азии называлось женским именем? (Лидия).
- В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге? (Китай).
- В какой библиотеке были несгораемые книги? (Ниневия – столица Ассирии).
- Когда войну выиграла всего одна лошадь? (Троянская война, Троянский конь).
- В какой стране были длинные стены? (Великая Китайская стена).
- Кровавые законы? (Законы Дракона).
V тур Что это?
Конкурс капитанов.
На двух карточках даются задания. Отвечают капитаны команд.
За правильный ответ – 2 балла.
I карточка.
Вкус особый, ни на что не похожий, мякоть маслянистая. Их ели солеными и вымоченными в уксусе. Из них делали масло. Греки натирали им тело перед спортивной борьбой, смазывали ожоги. (Оливки).
II карточка.
За зерно или серебро, взятое в долг у знатного соседа, его ставили на участке земледельца, и бедняк тотчас лишался покоя и сна. (Долговой камень).
VI тур Подбери пару мифологическому персонажу.
За правильный ответ – 3 балла.
Задания на отдельных карточках выполняют команды. Задание на время (30 секунд).
Две карточки с одинаковым заданием.
Тесей | Пенелопа |
Дедал | Гектор |
Ахиллес | Икар |
Одиссей | Ариадна |
VII тур Кто первый?
Отгадай шарады. За каждую правильно угаданную шараду – 2 балла.
Шарада загадка: загаданное слово делится на несколько частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово.
- Первый слог – морское животное огромных размеров (кит), второй – междометие (ай).
Целое – родина фарфора (Китай).
- Первое слово – деталь автомобиля, освещающая дорогу (фара), второе – местоимение (он).
Целое – правитель Египта в древности (фараон).
- Первая часть слова – характерное среди современной молодежи сокращенное произношение слова «папа» (па).
Вторая часть слова – устаревшее и шутливое название большого званого обеда, угощения (пир).
Третья часть слова – волосы над верхней губой у мужчин (ус).
Целое слово означает травянистое тропическое растение, являвшееся материалом для письма (папирус).
- Первая часть слова – название реки в Южной Азии (Инд).
Вторая часть слова – соединительный союз (и).
Третья часть слова – самая хвастливая буква алфавита (я).
Целое слово – страна в Южной Азии на полуострове Индостан (Индия).
VIII тур Чьи слова?
Задание дано на двух карточках. Задание командам. За правильный ответ – 3 балла.
I карточка.
«Я, царь великий, царь царей, царь этой земли, говорю: мне досталось по воле бога 23 страны и среди них Персия, Вавилония, Ассирия, Египет, Армения, Парфия. Все, что я им приказывал, - ночью ли, днем ли – они исполняли». (Дарий- I правитель Персидской державы).
II карточка.
Ничтожный человек стремится к выгоде, а благородный – к справедливости. Благородный человек лишен тревоги и боязни. Ведь коли не найдешь внутри себя изъяна, о чем тревожиться, чего бояться. (Китай. Конфуций).
Конкурс болельщиков.
«Выбери правильный ответ»
1. Древнейшей столицей Египта являлся город:
а) Александрия; б) Вавилон; в) Мемфис.
2. Египетские вельможи:
а) не подчинялись никаким приказам;
б) считались слугами фараона.
3. Египтяне считали фараона:
а) богом солнца; б) сыном Солнца; в) великим человеком.
4. В Древнем Китае были изобретены:
а) компас; б) сахар; в) бумага.
5. Ассирия находилась:
а) в Африке; б) в Верхнем Двуречье; в) в Палестине.
6. В отличие от Египта и Двуречья основным занятиям финикийцев было:
а) торговля; б) ремесло; в) земледелие.
7. Письменность возникшая в Древней Финикии:
а) иероглифы; б) буквы; в) клинопись.
Подведение итогов конкурса.
Вручение награды команде-победительнице.
Окончание игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательных универсальных учебных действий школьников средствами проектной деятельности предмета информатики
Формирование познавательных универсальных учебных действий школьников средствами проектной деятельности предмета информатики...
Лингвистический текст как средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся 5-го класса (на примере УМК С.И. Львовой)
В работе раскрывается процесс формирования познавательных УУД на уроках русского языка в 5 классе при работе с лингвистическими текстами....
Интеллектуальные конкурсы как средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся
Педагогический проект...
Развитие универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка на основе применения проектной деятельности в условиях реализации ФГОС
Разработана в соавторстве с Гольцовой Людмилой Александровной...
Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы методом проектов на уроках английского языка
Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучения иност...
Проектная деятельность как вид учебной деятельности при формировании познавательных универсальных учебных действий
Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов. Главная идея метода проектов – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат, которы...
Статья "Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы методом проектов на уроках английского языка"
Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучения иност...