Воспитательная система
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Воспитательная система
«Остров Радуга»
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются всех сфер жизни подростка, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей.
Данная воспитательная система призвана стать своеобразным посредником между подростком и миром, помощником в организации жизнедеятельности, в осмыслении своего я, создателем благоприятной развивающей среды в классе, координатором усилий педагогов, семьи, социума – всех воспитывающих сил, влияющих на становление и развитие личности воспитанника.
I. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Главная цель воспитательной системы класса:
создание условий, способствующих развитию духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, способной адаптироваться в новых условиях жизни.
На основе цели были сформулированы задачи:
Р – раскрытие творческой индивидуальности личности ребенка, умеющего дорожить ценностями и традициями классного коллектива, строить с одноклассниками отношения доверия, уважения и взаимопомощи;
А – активизировать творческие устремления детей, создавать условия для самовыражения и самореализации учащихся;
Д – добиваться приобщения детей к поиску смысла жизни, формировать привычку размышлять о жизни, анализировать свою жизнь, смысл своей жизни, формировать привычку к духовному осмыслению происходящего в твоей жизни с тобою;
У – успешно способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании и анализе жизнедеятельности класса;
Г – гуманизм и дружелюбие в отношениях между учащимися;
А – активизировать участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе.
Вместе с детьми мы строим Остров Радуги.
Ученики 6, 8 классов, их родители и классный руководитель – граждане Острова Радуга - активных, дружных, умелых, грамотных, артистичных.
Остров Радуга – мы все в ответе за себя и друг за друга, можно выражать своё мнение, не ущемляя свободу и достоинство других.
Активные – активно познаём окружающий мир (состояние удовлетворенности самим фактом существования, радость пребывания на Земле)
Дружные - все трудности можно преодолеть с друзьями, только вместе (состояние удовлетворенности от общения с другими людьми).
Умелые – успех любого дела зависит от умения и участия каждого (состояние удовлетворенности от деятельности по совершенствованию жизни, умение делать счастливыми других).
Грамотные – со знаниями все трудности можно преодолеть (состояние удовлетворенности от приобретения знаний).
Артистичные – многое можно сделать, если быть творческим человеком (состояние удовлетворенности в момент творчества).
Критерии эффективности воспитательной системы:
- Уровень воспитанности учащихся,
- Защищенность и комфортность ребенка в классе,
- Удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью класса,
- Уровень сформированности классного коллектива,
- Наличие системы самоуправления,
- Степень участия в общешкольных делах,
- Проявление индивидуальности классного коллектива.
Система воспитательной работы направлена на достижение следующих результатов:
– сформированность навыков социального поведения и установления межличностных отношений;
– сформированность познавательного и социального мотивов учения;
– духовное развитие;
– проявление творческой активности;
– самореализация и саморазвитие;
– сознание своей самоценности и равнозначности.
Главным целевым ориентиром, ожидаемым результатом в реализации воспитательной системы является модель выпускника среднего звена, содержащая нравственный, познавательный, коммуникативный, эстетический и физический потенциалы.
Нравственный потенциал:
– восприятие и понимание общечеловеческих ценностей: «любовь», «доброта», «порядочность», «терпение», «человек», «личность», «коллектив», «доверие», «знание», «забота»;
– осознание возможностей, достоинств и недостатков собственной личности;
– овладение приемами и методами самообразования и самовоспитания;
– умение планировать, организовывать, проводить и анализировать порученное дело.
Познавательный потенциал:
– сформированность индивидуального стиля учебной деятельности, устойчивых интересов и склонностей;
– умение развивать свои интеллектуальные способности;
– способность адекватно действовать в ситуации выбора в учебной и внеучебной деятельности.
Коммуникативный потенциал:
– усвоение основ коммуникативной культуры личности;
– овладение навыками неконфликтного общения;
– способность строить и вести общение в различных ситуациях;
– первичное определение своих профессиональных интересов;
– умение находить, перерабатывать и использовать информацию.
Эстетический потенциал:
– способность видеть и понимать гармонию и красоту;
– сформированность эстетических вкусов, взглядов;
– знание выдающихся произведений искусства, их авторов;
– апробация себя в музыке, литературе, в сценическом и изобразительном искусстве.
Физический потенциал:
– развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости,
– овладение простыми туристическими навыками,
– принятие здорового образа жизни как основы своей жизнедеятельности;
– умение управлять своим здоровьем;
– физическое самосовершенствование.
Основные компоненты и элементы воспитательной системы класса
Компоненты | Составные части компонентов |
Индивидно- групповой | - Классный руководитель Учащиеся - Родители - Педагоги и другие взрослые |
Ценностно-ориентационный | - Цели и задачи воспитания - Перспективы жизнедеятельности классного сообщества - Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса |
Функционально-деятельностный | - Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения - Основные функции воспитательной системы - Педагогическое обеспечение и самоуправление |
Пространственно-временной | - Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда - Связи и отношения классного сообщества с другими детьми и взрослыми - Место и роль класса в воспитательном пространстве гимназии - Этапы становления и развития воспитательной системы |
Диагностико-аналитический | - Критерии эффективности воспитательной системы - Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы - Формы и способы анализа, оценки и интерпретация полученных результатов |
Принципы воспитательной системы
Воспитательная система строится на следующих принципах:
- Природосообразности
- Дифференциации
- Индивидуальности
- Сотрудничества
- Опора на интересы и потребности учащихся
- Демократичности воспитательного воздействия
Теоретико-методологической основой данной воспитательной системы класса является совокупность взаимосвязанных подходов, таких, как системный, личностно-ориентированный, синергетический, вариативно-модельный, позволяющие обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостоятельности, самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности (теоретики подходов – Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, Е. И. Казакова Э. Н. Гусинский, Т. В. Машарова, Ф. Ф. Королёв, Г. Хакен, Е. Н. Князева, и другие).
Отсюда содержание воспитательной работы определяется следующими направлениями:
- валеологическое (здоровье, программа «Здоровье»);
- гражданско – патриотическое (взаимодействие, программы «Я и мир», «Истоки», «Моё Отечество»);
- интеллектуальное (учебно-познавательное, программа «Интеллект»);
- досуговое (художественно-эстетическое, программы «Досуг», «Культура»);
- трудовое (программа «Моё Отечество»)
- профилактика правонарушений (программа «Я среди людей»);
- классное самоуправление (программа «Я среди людей»).
Выбор направлений осуществлялся на основе и в соответствие с результатами диагностики, определением уровня развития и интересов учащихся. Функционирование воспитательной системы осуществляется за счет комплексного взаимодействия всех направлений, гармоничного развития ребенка в различных сферах.
Содержание каждого направления реализовывается через различные формы:
- игра;
- воспитательные часы;
- классные огоньки;
- экскурсии;
- беседы;
- дискуссии.
II. Механизм функционирования и построения воспитательной системы
Структурная модель воспитательной системы
Аналитико-диагностическая деятельность
- тестирование
- анкетирование
- микроисследования
- педагогически направленное наблюдение
Профессиональная ориентация
- профессиональная диагностика (тестирование, анкетирование)
- профессиональное просвещение (беседы, встречи, экскурсии)
- профессиональное консультирование (работа с педагогами)
Работа с семьёй
- изучение воспитательного потенциала семьи
- психолого-педагогический всеобуч родителей
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
- индивидуальная работа с родителями
Ценностно-ориентированная деятельность
- классное самоуправление
- анкетирование
- тематические классные часы
- изучение прав ребёнка
- посещение музеев, библиотек, просмотр кинофильмов
Дополнительное образование
- вовлечение в факультативы, кружки
- организация кружков
- творческие отчёты
Интеллектуально-познавательная деятельность
- познавательные классные часы
- экскурсии
- участи в предметных неделях, олимпиадах, конкурсах, НПК
Спортивно-оздоровительная деятельность
- тематические классные часы
- участие в спортивных мероприятиях
- экскурсионно-туристическая работа
- пропаганда физической культуры
Свободные общения
- дискотеки
- вечера отдыха
- игры
Исходя из результатов диагностики, интересов учащихся, их потребностей, определили направления воспитательной системы в виде долгосрочных перспективных программ «Здоровье», «Интеллект», «Истоки», «Моё Отечество», «Я и мир», «Я среди людей», «Культура», «Досуг».
Работа с классом в рамках программ даёт возможность определить те аспекты, которые необходимо реализовать в текущем учебном году году и над которыми можно продолжить работу в новом учебном году.
Программа «Здоровье»
Программа «Здоровье» предусматривает:
- Создание необходимых условий для полноценного физического развития школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
- Создание условий для безопасных занятий физкультурой и спортом.
- Знакомство с историей развития спорта, олимпийского движения, использование различных форм внеклассной работы для демонстрации достижений спортсменов страны и мира, лучших спортсменов школы и класса.
- Знакомство с лучшими нравственными традициями спорта.
- Демонстрация здорового образа жизни семей учащихся, популяризация занятий спортом в семьях учащихся.
- Воспитание сознательного отношения к сохранению собственного здоровья, стремления к выполнению режима дня, правильному питанию, интереса и привычки к регулярным занятиям спортом.
- Поддержка спортивных инициатив учащихся и родителей в классе.
Программа «Интеллект»
Программа «Интеллект» предусматривает:
- Изучение и развитие интересов, любознательности и интеллектуальных способностей учащихся.
- Создание условий для формирования мотивации учения во внеклассной деятельности.
- Развитие учебных интересов и умений учащихся средствами внеклассной работы.
- Воспитание уважительного отношения к людям, являющимся интеллектуальной гордостью нации.
- Воспитание уважительного отношения к одноклассникам, достигшим высоких учебных результатов собственным трудом.
- Воспитание стремления стать образованным и культурным человеком, способным в полной мере реализовать свой интеллектуальный потенциал.
- Развитие читательского интереса и читательских умений учащихся.
- Средствами внеклассной работы развитие творческих и исследовательских способностей учащихся.
Программа «Истоки»
Программа «Истоки» предусматривает:
- Воспитание уважительного отношения к старшему поколению, национальным традициям и обычаям своего народа, формирующим высокую духовность школьника.
- Воспитание уважительного отношения к своим родным и близким людям, истории своей семьи и рода.
- Воспитание потребности знать историю и культуру своей страны, фольклор и этнографию своего народа, родной язык.
- Воспитание уважительного отношения к национальным героям своей страны, ветеранам войны и труда.
- Привлечение учащихся к поисковой работе.
- Привлечение учащихся к активной общественной работе на благо родного края, города, посёлка, деревни.
- Оказание посильной помощи престарелым людям на дому.
- Подготовка внеклассных мероприятий для пожилых людей, ветеранов войны и труда, участников боевых действий.
Программа «Моё Отечество»
Программа предусматривает:
- Воспитание патриотизма и интернационализма, терпимости и уважительного отношения к людям различных национальностей.
- Встречи с воинами-интернационалистами.
- Проведение конкурсов и викторин, посвящённых историческим датам страны.
- Воспитание уважительного отношения к Российской армии, её лучшим представителям, шефские концерты.
- Трудовые десанты, трудовые акции и проекты.
- Развитие навыков самоуправления в школе, проявление инициативы в самоуправлении.
- Знакомство с миром профессий, экскурсии и посещение предприятий.
- Знакомство с народными ремёслами, профессиями сельского хозяйства.
- Участие в благотворительных акциях и аукционах.
- Привлечение родителей учащихся, дедушек и бабушек к активной работе по данной проблеме.
Программа «Я и мир»
Программа предусматривает:
- Изучение истории и культуры народов мира.
- Воспитание умения представлять свою страну в детских проектах и программах.
- Формирование у учащихся средствами воспитательной работы представлений об общечеловеческих нормах морали.
Программа «Я среди людей»
Программа предусматривает:
- Воспитание у школьников потребности соотносить свои интересы и желания с интересами другого человека.
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование коллективистского поведения.
- Воспитание стремления к достижению жизненного успеха, реализации своих умений и возможностей.
Программа «Культура»
Программа предусматривает:
- Формирование норм поведения в быту, в общении со сверстниками, в семье, в общественных местах, на природе.
- Участие в культурных проектах, умение ориентироваться в огромном мире художественного наследия.
- Способность к художественному самовыражению.
Программа «Досуг»
Программа предусматривает:
- Формирование потребности учащихся участвовать в коллективных творческих делах класса, школы.
- Средствами внеклассных мероприятий демонстрация интересов и достижений учащихся, их таланта и творческих способностей.
- Привлечение родителей класса к совместному с учащимися время провождению.
Ученическое самоуправление в воспитательной системе класса.
Роль системообразующего фактора в жизнедеятельности классного коллектива и построения воспитательной системы класса играет самоуправление.
Ученики 6, 8 классов, их родители и классный руководитель – граждане Острова Радуга: активных, дружных, умелых, грамотных, артистичных.
Радуга – мы все в ответе за себя и друг за друга, можно выражать своё мнение, не ущемляя свободу и достоинство других.
Активные – активно познаём окружающий мир.
Дружные - все трудности можно преодолеть с друзьями, только вместе.
Умелые – успех любого дела зависит от умения и участия каждого.
Грамотные – со знаниями все трудности можно преодолеть.
Артистичные – многое можно сделать, если быть творческим человеком.
Самоуправление Острова Радуга функционирует и развивается на основе законов демократии и принципов самоорганизации, поддерживая индивидуальные и коллективные инициативы своих граждан и обеспечивая соблюдение их прав.
Главными ориентирами являются следующие цели и задачи.
ЦЕЛЬ:
Организация жизнедеятельности коллектива, результатом которой должно стать желание и умение каждого ученика быть членом коллектива и заниматься самовоспитанием.
ЗАДАЧИ:
- развитие творчества, инициативы у учащихся, формирование их активной жизненной позиции;
- развитие отношений, заботы друг о друге, о школе, о младших товарищах, взаимоуважение детей и взрослых;
- развитие и проявление индивидуальности и способностей каждого члена ученического коллектива.
ДЕВИЗ КЛАССА
ПРАВИЛА ЖИЗНИ
В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
- люби свою малую Родину;
- лучше учись, больше знай; занятия в кружках и секциях тоже плюс тебе;
- живи весело, содержательно, будь активным, творчески подходи к любому делу;
- помогай тому, кто нуждается в твоей помощи;
- не делай людям того, чего не желаешь себе;
- содержи в чистоте свой дом, улицу, село;
- окружи заботой малышей и пожилых, вместе со старшими наставниками познавай мир.
Основа самоуправления – разработанная система поручений, благодаря которой каждый ученик в соответствии со своими индивидуальными особенностями может избрать и выполнить какую-либо деятельность, полезную для него, класса и школы.
Развитие навыков самоуправления осуществляется через систему постоянных поручений. Каждый ученик в классе входит в одно из семи секторов, соответствующих семи цветам радуги. Сектора имеют свои полномочия, права и обязанности, зафиксированные в разработанных памятках. Высший орган самоуправления - Совет Острова Радуга, который созывается по мере необходимости, но не реже 1 раза в четверть. Он решает и обсуждает важные вопросы жизни классного коллектива. Решает возникшие проблемы, проводит выборы. Ему подчиняется Президент и Совет секторов, которые избираются тайным голосованием и возглавляют основные направления работы классного коллектива.
Временные поручения выполняются ребятами независимо от секторов, в которых они работают, и делятся на исполнительские, доступные каждому школьнику, и творческие поручения, требующие выдумки и инициативы.
В организации классного самоуправления принимают участие не только ученики класса и их классный руководитель, но и добровольные помощники: родители, администрация школы, педагоги-предметники, библиотекарь.
Роль взрослых в обеспечении развития классного самоуправления определяется следующими ключевыми позициями:
- классный руководитель – организатор организаторов;
- учителя-предметники – консультанты министерства «Учёба» в подготовке КТД познавательной направленности, включают членов этой группы в проверку заданий на уроках-зачётах, самостоятельных работах;
- библиотекарь – помогает министерству «КТД» в подборе интересного материала для школьных и классных мероприятий;
- администрация школы – координатор, создающий условия для функционирования ученического самоуправления;
- родители – помощники, партнёры, спонсоры.
Важным принципом деятельности самоуправления является своевременная смена поручений, для того чтобы дети могли попробовать себя в различной деятельности.
Самоуправление «РАДУГА» поддерживает тесную связь с общешкольным самоуправлением «Творчество и вдохновение».
Годовой цикл традиционных классных дел
- 1 сентября – ПРАЗДНИК НАЧАЛА НОВОГО УЧЕБНОГО ГОДА – общий праздник учеников и родителей.
- «МИЛЫЕ, ХОРОШИЕ, ДОРОГИЕ САМЫЕ…» - это праздник для мам, обязательно чаепитие, концерт, подготовленный детьми.
- «ПАПА МОЖЕТ ВСЁ, ЧТО УГОДНО!» - конкурсная программа для пап и вместе с папами.
- ДЕНЬ ИМЕНИННИКА – каждый триместр поздравляем именинников, готовим небольшие подарки-сувениры, небольшой концерт.
- «НАШ ПОРТФЕЛЬ» -. у нас есть свой классный портфель, куда мы складываем грамоты, дипломы, полученные за мероприятия, благодарности, поздравления. По желанию ребёнок может положить свою лучшую тетрадь, творческую работу, фотографии с общего мероприятия и т. п. Делаем выводы, как мы жили год, чего добились, чего достигли, как изменились за год.
- ПОХОДЫ. Обязательно привлекаем родителей.
- ШЕФСКАЯ ПОМОЩЬ ВЕТЕРАНАМ ТРУДА И ВОЙНЫ. Между подшефными пожилыми людьми у нас сложились добрые, тёплые отношения. Ветераны частые гости на внутриклассных мероприятиях.
- ПРАЗДНИК ДОМА. Дети вместе со своими родителями, используя одну из форм творческого представления, рассказывают о своей семье, о её традициях, увлечениях.
III. Взаимодействие семьи и школы.
В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль: это первая ступенька социализации и самосознания ребенка. Поэтому для классного воспитателя изучение семей учащихся является важной составляющей в структуре его общих обязанностей и профессиональных интересов.
Среди традиционных форм: родительские собрания, общеклассные собрания учеников и родителей, индивидуальные консультации для родителей, посещение на дому. Родители являются инициаторами, организаторами таких форм работы. Интересующие вопросы определяются через анкеты, которые проводятся 1 раз в полугодие, совместно с родителями составляется план воспитательной работы. Родители изучают литературу по предложенной проблеме, по психологии, педагогике. На первом родительском собрании выбирается родительский комитет и работа ведётся по направлениям: «Творчество», «Фонд класса», «Наш дом», «Услуги».
«Творчество» - оказание помощи в разработке плана воспитательной работы, в разработке сценариев, обеспечении культурной программы в выходные дни, каникулярное время.
«Фонд класса» - финансовая деятельность, распределение средств фонда, ведение летописи класса.
«Наш дом» - решение бытовых проблем класса и школы, приобретение подарков для детей к праздникам, организация чаепитий в классе.
«Услуги» - оказывается помощь по ксерокопированию, делает фото-, видеосъемки и другие услуги.
В работе с родителями используются различные формы:
- круглый стол, где каждый родитель может высказать свое мнение, задать интересующий вопрос,
- родительские чтения,
- родительские вечера,
- родительские лектории,
- тематические консультации.
Такая работа помогает лучше узнать семьи и их проблемы, родителям – особенности воспитания своих детей, найти правильный подход к своему ребенку, детям – получить правильное ориентирование, становление личности.
IV. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Педагогическая диагностика – это педагогическая деятельность, направленная на изучение объектов и субъектов педагогического процесса в целях сотрудничества с ними и управления этим процессом. Без диагностики невозможно контролировать воспитательный процесс, формулировать педагогические цели и задачи, т.е. организовывать целенаправленный, аргументированный процесс развития личности учащегося.
Беря за основу личностно – ориентированный подход в воспитании, можно выделить критерии, показатели и методики изучения эффективности воспитательной системы.
№ п/п | Критерии эффективности | Показатели | Методика изучения |
1. | Уровень воспитанности учащихся |
|
|
2. | Обогащение позитивного социального опыта |
|
|
3. | Качество жизни детей |
| модифицированная шкала Пирс-Харрис |
4. | Сформированность благоприятного нравственно-психологического климата в классном сообществе |
|
|
5. | Уровень развития коллектива |
|
|
6 | Репутация классного коллектива в окружающем социуме |
|
|
Л И Т Е Р А Т У Р А
- Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. М. Центр «Педагогический поиск»,2002 г.
- Кузнецова Л.В. Воспитательная работа в школе. М. «Школьная пресса», 2002
- Семенов Г.С. Организация воспитательной работы в школе. М. « Школьная пресса», 2002.
- Кульневич С.В. Воспитательная работа в школе. Ростов – на Дону: ТЦ «Учитель», 2001.
- Шилина З.М. Классный руководитель: искусство воспитания. М. 1997.
- Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. М. «Педагогический поиск», 2000г.
- Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М 2001.
- Дружинин И.А. Заботы и радости классного руководителя. М. «Просвещение»,1982.
- Гордин Л.Ю. Организация классного коллектива. М. «Просвещение», 1984.
- Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М. 2001.
- Болдырев Н.И. Классный руководитель. М. «Просвещение», 1978.
- Макаренко А.С. О воспитании. М. 1988.
- Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М. 1997.
- Журнал «Классный руководитель» (1997 – 2005 гг.)
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя.М.- 2003.
- Дереклеева НИ. Родительские собрания. М - . 2004.
- Иванов АВ. Современный подход к содержанию деятельности классного руководителя и развитие его педагогической культуры. М. 2005.
РАДУГА Валеологическое воспитание |
В здоровом теле - здоровый дух. Здоровье – жизненная ценность человека, данная природой,
требующая постоянной заботы и охраны.
Программа «Я и Здоровье»
Программа «Здоровье» предусматривает:
- Создание необходимых условий для полноценного физического развития школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
- Создание условий для безопасных занятий физкультурой и спортом.
- Знакомство с историей развития спорта, олимпийского движения, использование различных форм внеклассной работы для демонстрации достижений спортсменов страны и мира, лучших спортсменов школы и класса.
- Знакомство с лучшими нравственными традициями спорта.
- Демонстрация здорового образа жизни семей учащихся, популяризация занятий спортом в семьях учащихся.
- Воспитание сознательного отношения к сохранению собственного здоровья, стремления к выполнению режима дня, правильному питанию, интереса и привычки к регулярным занятиям спортом.
- Поддержка спортивных инициатив учащихся и родителей в классе.
Цели:
сохранение и укрепление здоровья ребят класса;
формирование стремления к здоровому образу жизни.
Задачи:
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- воспитание своих морально-волевых качеств;
- выработать у детей положительную мотивации на здоровый образ жизни,
- улучшение физического и духовного самочувствия учащихся.
Предполагаемый результат деятельности:
- осознание учеником роли знаний в жизни человека;
- понимание учащимися ценностей человеческой жизни;
- понимание учащимися ценности здоровья в человеческой жизни;
- уметь видеть опасность, прогнозировать свои действия в случае приближающейся опасности;
- учиться говорить «нет» в опасных ситуациях;
- уметь пользоваться предметами гигиенической помощи;
- учить детей радоваться каждому дню.
Формы реализации:
- беседы;
- спортивные мероприятия;
- ролевые игры;
- практические занятия;
- исследование;
- экскурсии;
- конкурс рисунков.
Мероприятия по реализации воспитательной программы класса
Месяц | мероприятия | Оказание помощи |
Сентябрь | День Здоровья. Поход выходного дня. Участие в л/атлетическом кроссе «Кросс Нации». Просмотр фильма по ПДД. | Физрук Учитель Родители |
Октябрь | Практическое занятие «Мой режим дня». Составление сетки досуговой занятости учащихся класса. | Учитель |
Ноябрь | Рейд по сохранности учебников, аккуратности ведения тетрадей. Занятие по ПДД. Проведение цикла бесед о вредных привычках. Соревнования по теннису среди 5-8-х классов. | Род. комитет Классный рук-ль |
Декабрь | Тренинг «Учимся находить друзей». Участие в соревнованиях по зимним видам спорта. Беседа о правилах поведения на зимних каникулах, об опасностях петард. | Учитель |
Январь | Прогулка на лыжах (каникулы). Исследование: Отношение детей к курению, алкоголю. | Учитель Родители Учитель |
Февраль | Участие в общещколных лыжных соревнованиях. Праздник «Папа, мама, я –спортивная семья». | Физрук Учитель Родители |
Март | День Здоровья. Встреча с врачам. Беседа «Здоровые зубы». Праздник «Друзья Мойдодыра». | Учитель Родители |
Апрель | Урок Здоровья Разговор о правильном питании. Спортивные соревнования с участием родителей класса. | Физруки Учитель Родители |
Май | Конкурс рисунков «Помощники Мойдодыра – мои друзья». Подготовка и организация однодневного турпохода совместно с родителями. | Учитель Родители |
В течение года | Изучение основ безопасности жизнедеятельности Цикл бесед «Гигиена как условие сохранения здоровья». Разучивание народных игр и песен. Игры на свежем воздухе. Экскурсии на берег пруда, в лес. Разучивание и проведение подвижных игр. Занятия по правилам дорожного движения Освоение навыков полезного использования времени прогулок. | Учитель Родители Педагог-организатор |
РАДУГА Интеллектуальное воспитание |
Знания – результат разнообразного и творческого труда.
Программа «Интеллект»
Программа «Интеллект» предусматривает:
- Изучение и развитие интересов, любознательности и интеллектуальных способностей учащихся.
- Создание условий для формирования мотивации учения во внеклассной деятельности.
- Развитие учебных интересов и умений учащихся средствами внеклассной работы.
- Воспитание уважительного отношения к людям, являющимся интеллектуальной гордостью нации.
- Воспитание уважительного отношения к одноклассникам, достигшим высоких учебных результатов собственным трудом.
- Воспитание стремления стать образованным и культурным человеком, способным в полной мере реализовать свой интеллектуальный потенциал.
- Развитие читательского интереса и читательских умений учащихся.
- Средствами внеклассной работы развитие творческих и исследовательских способностей учащихся.
Цели:
развитие познавательной активности.
Задачи:
- развитие умений и навыков в учебной деятельности,
- выявление индивидуальных способностей,
- вырабатывать потребность в постоянном пополнении своих знаний,
- развивать самостоятельное мышление,
- развивать умения и навыки в учебной деятельности,
- формировать стремление к сочетанию личных и общественных интересов.
Предполагаемый результат деятельности:
- осознание учеником роли знаний в жизни человека;
- обучить учащихся работе с различными источниками информации;
- освоить учащимися способы получения информации: приобретение новой информации, умение её осмысливать, правильно применять.
Формы реализации:
- тематические недели;
- тематические викторина;
- практические занятия;
- олимпиады по предметам;
- интеллектуальные марафоны;
- библиотечные уроки;
- уроки творчества;
- участие во Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех»;
- презентация детских работ (групповых и индивидуальных);
- изобретательство;
- факультативы.
Мероприятия по реализации воспитательной программы класса
Месяц | Мероприятия | Оказание помощи |
Сентябрь | День знаний. «Школа самоуправления»- выборы совета класса, заседание лидеров класса, определение плана работы советов. Проведение родительского собрания «Роль семьи в формировании личности ребенка» | Учитель, родители |
Октябрь | Интеллектуальный марафон. | Учитель Библиотекарь |
Ноябрь | Участие во Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех». Олимпиады по предметам (школа). подведение результатов работы за 1-ю четверть, планирование работы на 2-ю четверть. | Учитель Зам.директора по УВР |
Декабрь | Рыцарский турнир вежливости. Беседа, посвященная Дню Конституции РФ. «Школа самоуправления» – классный час по проблеме «Хочу, чтобы класс стал дружнее» (тема выбирается по результатам анкетирования ребят). Заседание совета класса с классным руководителем по поводу насущных проблем. Родительское собрание «Этот трудный подростковый возраст». Тестирование по темам: «Я и школьные знания». | Учитель Родители |
Январь | Урок творчества по сказкам К.И.Чуковского. | Учитель Родители |
Февраль | Классный час «Вперёд, мальчишки»», посвященный 23 февраля. | Учитель Родители |
Март | Экскурсия в школьный музей. Неделя русского языка. | Учитель Руков. МО |
Апрель | Олимпиады по предметам (в классе). Оформление стенда «Этих дней не смолкнет слава» | Учитель |
Май | Тематическая неделя математики. КВН. | Учитель Родители |
В течение года | Еженедельно библиотечные уроки. | Учитель Библиотекарь |
Программа «Истоки»
Программа «Истоки» предусматривает:
- Воспитание уважительного отношения к старшему поколению, национальным традициям и обычаям своего народа, формирующим высокую духовность школьника.
- Воспитание уважительного отношения к своим родным и близким людям, истории своей семьи и рода.
- Воспитание потребности знать историю и культуру своей страны, фольклор и этнографию своего народа, родной язык.
- Воспитание уважительного отношения к национальным героям своей страны, ветеранам войны и труда.
- Привлечение учащихся к поисковой работе.
- Привлечение учащихся к активной общественной работе на благо родного края, города, посёлка, деревни.
- Оказание посильной помощи престарелым людям на дому.
- Подготовка внеклассных мероприятий для пожилых людей, ветеранов войны и труда, участников боевых действий.
Программа «Моё Отечество»
Программа предусматривает:
- Воспитание патриотизма и интернационализма, терпимости и уважительного отношения к людям различных национальностей.
- Встречи с воинами-интернационалистами.
- Проведение конкурсов и викторин, посвящённых историческим датам страны.
- Воспитание уважительного отношения к Российской армии, её лучшим представителям, шефские концерты.
- Трудовые десанты, трудовые акции и проекты.
- Развитие навыков самоуправления в школе, проявление инициативы в самоуправлении.
- Знакомство с миром профессий, экскурсии и посещение предприятий.
- Знакомство с народными ремёслами, профессиями сельского хозяйства.
- Участие в благотворительных акциях и аукционах.
- Привлечение родителей учащихся, дедушек и бабушек к активной работе по данной проблеме.
Программа «Я и мир»
Программа предусматривает:
- Изучение истории и культуры народов мира.
- Воспитание умения представлять свою страну в детских проектах и программах.
- Формирование у учащихся средствами воспитательной работы представлений об общечеловеческих нормах морали.
Программа «Я среди людей»
Программа предусматривает:
- Воспитание у школьников потребности соотносить свои интересы и желания с интересами другого человека.
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование коллективистского поведения.
- Воспитание стремления к достижению жизненного успеха, реализации своих умений и возможностей.
Программа «Культура»
Программа предусматривает:
- Формирование норм поведения в быту, в общении со сверстниками, в семье, в общественных местах, на природе.
- Участие в культурных проектах, умение ориентироваться в огромном мире художественного наследия.
- Способность к художественному самовыражению.
Программа «Досуг»
Программа предусматривает:
- Формирование потребности учащихся участвовать в коллективных творческих делах класса, школы.
- Средствами внеклассных мероприятий демонстрация интересов и достижений учащихся, их таланта и творческих способностей.
- Привлечение родителей класса к совместному с учащимися время провождению.
Внутренние и внешкольные связи в воспитательной системе класса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса
Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...
Воспитательная система школы «Школа – воспитательный центр»
Цель воспитательной системы: создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – нравственно и физически здоровой, гуманной, ду...
презентация по теме "Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса"
Данная презентация является представлением опыта работы школьного МО классных руководителей МБОУ СОШ №4 по теме "Совершенствование воспитательной системы школы"....
«Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса»
Пути совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ "Мониторинг воспитательной системы, как фактор повышения качества образовательной деятельности школы»
Мониторинг процесса воспитания в школе... Начнем, пожалуй, с трех простых вопросов: нужно ли это, кому это нужно и зачем это нужно? Иначе говоря - каковы актуальность, профессиональный заказчик и цель...
Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.
Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...
мастер-классы (творческие выступления) участников, демонстрирующие суть воспитательной системы (или её части).. Сценарий по воспитательной системе 5 класса "Классный Классный" "ПРЕОДОЛЕНИЕ"
В воспитательной работе используются в основном традиционные методы и формы работы, которые подбираются исходя из целей и задач каждого мероприятия, а также возможностей его организаторов. При проведе...