Педагогичекие традиции и инновации-залог совершенствования системы образования
статья на тему
Статья на тему: "Педагогические традиции и инновации - залог совершенствования системы образования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
traditsii_i_innovatsii.docx | 24.73 КБ |
Предварительный просмотр:
«Педагогические традиции и инновационная образовательная среда – залог совершенствования системы образования»
Кирамова Резида Ульфатовна, учитель русского языка и литературы
МОАУ СОШ № 11 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Когда Вы слушаете, Вы забываете, когда Вы видите, Вы понимаете, когда Вы действуете, Вы учитесь.
В педагогике под традициями понимаются устоявшиеся элементы содержания, средств и технологий обучения и воспитания, которые передаются из одного поколения работников образования к другому.
Традиции в методике преподавания, в частности, русского языка и литературы закладывались в советское время. Школа в СССР ориентировалась на профессиональную подготовку, предполагавшую развитие универсальных способностей – мышления, творчества, коллективистских качеств.
Язык служил важным средством воспитания: только хорошее знание родного языка позволяет приобщить школьника к высокоидейной и высокохудожественной литературе, привлечь к участию в различных формах драматического искусства, привить ему потребность читать газеты и журналы, полноценно общаться со взрослыми.
Вся система занятий русским языком должна была обеспечивать воспитание у школьников интереса и любви к русскому языку как языку великого русского народа, «языкотворца».
Следовательно, методика русского языка в советский период своего развития окрепла как наука, расширилась ее теоретическая и экспериментальная база. Это выразилось и в том, что по проблемам обучения проведено немало исследований общепедагогического, общедидактического и психологического характера, например: исследования психолога Н. И. Жинкина по проблемам речевого развития детей; исследования С. Ф. Жуйкова по психологии усвоения грамматики в начальных классах, исследования возможностей развития учащихся в процессе обучения, проводившиеся под руководством А. А. Люблинской; исследования Лаборатории воспитания и развития под руководством Л. В. Занкова, эксперимент Д. Н. Элькоюша и В. В. Давыдова и мн. др. Для развития методики русского языка в советское время характерна еще одна особенность — огромное внимание к изучению, обобщению и распространению массового опыта учителей. В журнале «Начальная школа» (издается с 1933 г.) печатаются сотни статей, написанных учителями, изданы десятки сборников статей учителей. Иными словами, к педагогическому творчеству привлечены и все более привлекаются массы учительства.
За последнее время в методике русского языка появилось немало принципиально нового, что уже внедряется в практику массовых школ или же находится пока на стадии эксперимента. Рассмотрим термин «инновации». Инновации – это новые явления в образовании, возникшие в самый современный (поздний) период его развития
Во-первых, много внимания и в исследованиях, и в методических рекомендациях стало уделяться ученику, его учебному труду на уроке и вне его, его трудностям, удачам и неудачам, методикам изучения его умений, деятельности, его навыков, закономерностей его развития. Иными словами, преодолевается и в значительной степени уже преодолена односторонность в методике: из науки о труде учителя она превращается в науку двустороннюю — для учителя и для ученика.
Во-вторых (в тесной связи с первым), решаются задачи мыслительного развития в процессе обучения, повышения самостоятельности детей и их познавательной активности в учебном процессе.
Наконец, стало возрастать внимание к научной обоснованности методических решений и рекомендаций, к разработке строгого и надежного эксперимента, гарантирующего достоверность выводов.
Современный урок сейчас рассматривался не как статическая, а как постоянно изменяющаяся форма организации учебной деятельности школьников.
Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества учителя и учащихся, чтобы он отражал те ведущие тенденции и изменения, которые произошли в обществе и в системе школьного образования.
Урок – это та часть учебного процесса, где реализуются все основные проблемы обучения, воспитания и развития личности. Эффективный и творческий урок требует серьезной психолого-педагогической и методической подготовки учителя, и какими бы хорошими ни были программы, учебники и методические пособия, плохой урок все испортит.
В настоящее время особое значение придается тем идеям и направлениям, которые могут быть реализованы в системе технологий личностно-ориентированного и развивающего обучения.
На это ориентируют школу и основные требования Государственного образовательного стандарта, который делает значительный шаг к обновлению и к разгрузке содержания обучения, с одной стороны, а с другой – впервые нормативно закрепляет вариативность, дифференциацию и индивидуализацию обучения в современной школе.
Стандарт утверждает идею личностно-ориентированного обучения и его развивающую функцию. Он нацелен на большую практическую направленность и жизненную востребованность полученных результатов.
Таким образом, ориентация стандартов на модернизацию школы предполагает не только качественное изменение содержания обучения, но и обновление соответствующих ему методов, средств и форм обучения с учетом новых реалий в обществе и новых закономерностей самой системы образования.
Кроме того, с позиции развития познавательной самостоятельности учащихся М. И. Махмутов классифицирует разновидности современного урока на основе принципа проблемности:
1) проблемные уроки;
2) непроблемные уроки.
Проблемным считается такой урок, на котором учитель преднамеренно создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся по самостоятельной постановке учебных проблем и их решению (высший уровень проблемности) или сам ставит проблемы и решает их, показывая учащимся логику мысли в поисковой ситуации (низший уровень проблемности). На уроках активно можно использовать этот метод. Например, по теме «Правописание корней –лаг-.-лож-
Анализ | Учитель | Ученик |
Создание проблемной ситуации | -Запишите словосочетания, обозначьте изученные орфограммы. | Распевать песни – петь Сбежать вниз – бег ПолОгать - предлог |
Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к проблеме | -Давайте проверим написание последнего глагола по словарю.- Исправим ошибку. Итак, над каким правилом мы работали? -Как мы проверяли слова? -Применимо ли это правило в последнем случае? -Чем же мы будем сегодня заниматься? | -Здесь написано полАгать. Безударная гласная в корне слова проверяемая ударением. -Безударную гласную ставили под ударение. -Нет. -Изучать новое правило о правописании безударных гласных. |
Побуждение к гипотезе. Побуждение к проверке | -Найти нужное правило нам помогут слова на доске. -Что заметили? Есть ли какие-то предположения? -Как это можно проверить? -Выполняйте. -Сформулируйте правило. | Разложить, прилагать, приложение, предлагать, положить, излагать. -Перед «г» пишется –а, перед «ж» -о. -Распределить в два столбика. -Подобрать еще примеры. -В корнях –лаг/лож.. |
Задание на формулирование темы | Какую же тему мы сегодня будем изучать? -Так... еще какие варианты? -Сверьте вашу формулировку с материалом учебника. -Оформите правило графически. | -Правописание безударных гласных О,А. -Правописание безударных гласных О.А в корнях лаг/лож. |
Таким образом, инновационное обучение соответствует концепции гуманизации образования, создает условия для раскрытия творческого потенциала ученика, соответствует потребности современного общества самостоятельной творческой деятельности, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности, побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦЕЯ Сборник материалов экспериментальной работы по реализации концепции программы развития «Совершенствование системы лицейского образования на основе реализации инновационной технологии обогащающего обучения»
В сборнике включены статьи членов администрации, зав. кафедрами лицея, учителей и социальных партнеров общеобразовательного учреждения по проблеме реализации программы развития по теме: «Совершенствов...
Традиции и инновации в системе образования на примере преподавания иностранного языка
Краткое описание применения проектного метода...
Статья" Педагогические традиции и инновационная образовательная среда – залог совершенствования системы образования."
В данной статье вы можете узнать как на уроках физической культуры сочетаются педагогические традиции и инновационная образовательная среда ....
Доклад «Педагогические традиции и инновационная образовательная среда - залог совершенствования системы образования»
Дать ребенку возможность испытать радость от учения – задача современного учителя, а главная цель современной школы – научить школьника самостоятельно добывать знания, искать информацию, обрабатывать ...
Совершенствование системы поддержки ученика – исследователя как условие достижения нового качества образования на уроках физики
Использование конструктора LEGO на уроках физики....
«Совершенствование системы физического воспитания в условиях интеграции основного и дополнительного образования»
Данный опыт сотрудничества, в условиях интеграции учреждений основного и дополнительного образования, позволит привлечь большое количество учащихся города Тюмени к занятиям физической культурой и спор...
Статья на тему: «ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»
Современное образование находится в процессе динамичных изменений, вызываемых радикальными политическими и социально-экономическими реформами. Одной из тенденций в его развитии является переход ...