Доклад «Педагогические традиции и инновационная образовательная среда - залог совершенствования системы образования»
методическая разработка на тему

Дать ребенку возможность испытать радость от учения – задача современного учителя, а главная цель современной школы – научить школьника самостоятельно добывать знания, искать информацию, обрабатывать её, анализировать результаты своей деятельности. Названные задачи обусловлены все более увеличивающимися потоком информации, который ежеминутно обрушиваются на современного человека. Использование традиционной системы обучения, когда учитель дает знания, а ученик их получает и закрепляет на практических занятиях под контролем педагога, эти задачи решить не может. Думается, что в процессе изучения той или иной темы перед учеником нужно ставить проблему, решая которую, он будет вынужден искать информацию, способы решения проблемы, анализировать результаты решения, корректировать  свою исследовательскую деятельность. Эта методика делает учебный процесс более эффективным, так как обучающийся лучше усваивает полученные знания и может выбрать информацию, необходимую ему в жизни. В связи с этим в помощь учителю-словеснику предлагаются новые технологии обучения, позволяющие перейти от пассивного к активному способу реализации образовательной деятельности, при котором обучающийся является главным участником процесса обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon islamov.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

«Педагогические традиции и инновационная образовательная среда – залог совершенствования системы образования»

Исламов Флюр Гатауллинович, учитель русского языка и литературы

               МОКУ СОШ с. Рятамак МР Ермекеевский район Республики Башкортостан

10islamov@mail.ru

  Дать ребенку возможность испытать радость от учения – задача современного учителя, а главная цель современной школы – научить школьника самостоятельно добывать знания, искать информацию, обрабатывать её, анализировать результаты своей деятельности. Названные задачи обусловлены все более увеличивающимися потоком информации, который ежеминутно обрушиваются на современного человека. Использование традиционной системы обучения, когда учитель дает знания, а ученик их получает и закрепляет на практических занятиях под контролем педагога, эти задачи решить не может. Думается, что в процессе изучения той или иной темы перед учеником нужно ставить проблему, решая которую, он будет вынужден искать информацию, способы решения проблемы, анализировать результаты решения, корректировать  свою исследовательскую деятельность. Эта методика делает учебный процесс более эффективным, так как обучающийся лучше усваивает полученные знания и может выбрать информацию, необходимую ему в жизни. В связи с этим в помощь учителю-словеснику предлагаются новые технологии обучения, позволяющие перейти от пассивного к активному способу реализации образовательной деятельности, при котором обучающийся является главным участником процесса обучения. Личностно-ориентированные технологии обеспечивают развитие и саморазвитие ученика на основе выявления его индивидуальных особенностей.

В практике своей работы я использую нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке личностно-ориентированной ситуации.

 Метод чтения вслух. Задача учителя при работе данным методом – ставить перед детьми проблему. Но ставить так, чтобы это была их проблема. Для самого ученика метод выступает как способ исследования своей личности.


   
Метод творческого самочувствия. Он включает в себя игры и задания по развитию произвольной регуляции и навыков произвольного поведения, чувства партнера, воображения, наблюдательности и др. Особое место здесь занимает использование элемента «театрализации» и «драматизации», повышающее уровень его коммуникабельности. Метод ведет к проявлению творческой активности и самостоятельности, дает основу для развития способности к анализу проблемных ситуаций. 


   
Метод творческого самовыражения. Реализуется этот метод через литературное творчество, творческое общение с искусством, литературой, наукой. Идея метода – помочь найти своих поэтов, писателей и пр. Найти себя как читателя, зрителя. 


   
Метод дискуссии. Урок–дискуссия включает в себя постановку проблемы, индивидуальную работу с текстом, коллективное обсуждение версий, выбор или составление единой общей версии. Формы её подачи – устный ответ, график, инсценировка, опорный конспект. Этот метод решает многие внутриличностные проблемы ученика, играет большую роль в развитии ребенка, в организации его самопознания.

Основные задачи дискуссии:

- обмен первичной информацией;

- выявление противоречий;

- переосмысление полученных сведений;

- сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.

Игровые методы. Игра  - характерная и своеобразная форма активности ребенка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Она побуждает в ребенке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его. Особенно нужно выделить литературно-ролевую игру, когда каждая группа представляет одного или более литературных персонажей. Ребенок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Следовательно, игру можно воспринимать как процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения. Игровые методы развивают самопознание учащихся, происходит их личностный рост, рост осознания учениками себя, ученики учатся рефлексировать, анализировать свое поведение.


Проектные технологии позволяют решать задачи формирования интеллектуальных умений и творческого развития детей. В проектном обучении он имеет замечательные возможности реализовать себя, достичь успеха, продемонстрировать другим свою компетентность.

В процессе работы над проектом организуется и осуществляется взаимодействие учащихся с учителем и друг с другом в проектных группах, открывается возможность привлечения консультантов из различных сфер деятельности.

Структура проекта предполагает наличие традиционных компонентов: актуальность проблемы, предмет исследования, цель проекта, гипотеза, задачи, используемые методы, практическая значимость результата.

Используя в своей работе проектную методику, я пришел к выводу, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала этот метод очень эффективен и не противоречит традиционным способам обучения.  Очень важно и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает взаимопомощь, формирует творческие способности и активность обучаемых, то есть идет неразрывный процесс обучения и воспитания.

При работе над первым проектом желательно, чтобы сам учитель представил свой проект в качестве примера. Кроме того, можно провести выставки лучших проектов, чтобы их могли увидеть и оценить ученики других классов, учителя, родители.

Так при изучении повести «Детство» М.Горького учащиеся 7 класса выполняли индивидуальные проекты по следующим темам: «Образ Цыганка», «Бабушка Акулина Ивановна» и др. 


   
А ученики 5 класса после изучения темы «Русские народные сказки» выполняли проект «Сказка собственного сочинения».

 
   
Старшеклассники при изучении творчества поэта С.А. Есенина выполняли групповые проекты: «Лирика С.Есенина о животных», «Любовная лирика С.А.Есенина», «Пейзажная лирика С.Есенина» и др. Они не только изучали указанную лирику, но и анализировали одно стихотворение поэта , подбирали музыкальное сопровождение, читали стихи наизусть, рисовали иллюстрации. Важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала участников.


Одной из инноваций в преподавании литературы стали интегрированные уроки, на которых учащимся даются знания не только по литературе, но и истории,  русскому языку, мировой художественной культуре и другим предметам. Такие занятия расширяют кругозор школьников, открывают предмет с новой стороны, заставляют увидеть необычное в обычном. Конечно, каждый из таких уроков предполагает очень большую подготовительную работу, знакомство не только с творчеством автора, но и знание культурной обстановки, музыки, живописи, архитектуры, скульптуры данного времени. Удачно подобранные репродукции, музыкальные фрагменты делают урок ярким, насыщенным, запоминающимся. Например, при изучении повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в 8 классе совместно с учителем истории был проведен интегрированный урок «Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. Образ Е.Пугачева». А во время изучения «Песни … про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова - интегрированный урок литературы и истории по теме «Изображение исторической эпохи в произведении Лермонтова «Песня … про купца Калашникова».
   
Своеобразными зачетами при изучении того или иного произведения стали литературные игры. Так, например, в 6 классе – по роману А.С. Пушкина «Дубровский», в 9 классе – «Ба, знакомые всё лица!» по драме А. С. Грибоедова «Горе от ума» и «Собранье пестрых глав» по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин», в 7 классе – по повести Н.В.Гоголя «Шинель» и сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина. 


   
С приходом в школу ИКТ появилась возможность использовать на уроках ксерокопии текстов, выполнять работу на компьютере. Так, например, новый метод – клиширование – может применяться не только на итоговых уроках, но и в начале изучения темы, на определенном этапе изучения произведения. Клише – текст с пропуском слов. На уроке проговаривается материал, а итогом станет исправленный отрывок, высказывание. Некоторые клише объёмны, другие – нет. Одни – целое сочинение, другие – резюме урока или его части. Клише рассчитано не только на «троечников», но и на успешных учеников. Прочитывая предложенный текст, учащиеся воспринимают информацию, находят недостающие слова для наиболее точного отражения своих мыслей. Удобный формат позволяет хранить клише в тетради, использовать при написании сочинений и изложений.

Таким образом,  в современных условиях при сочетании данных форм образовательный процесс будет наиболее эффективным, так как при традиционных уроках будут формироваться знания, умения, навыки, информирование учащихся, а при нетрадиционных – развитие личности школьников, их творческий потенциал.

 
      В заключение хотелось бы сказать, что сейчас педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав школьников – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», проигрывает педагогу, применяющему в своей деятельности информационные технологии, потому что требования времени заставляют нас искать и находить новые формы работы, которые побуждают познавательную активность учащихся; преподающий по старинке учитель проигрывает и ученику, потому что последний ждёт от школы нового.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие инновационной образовательной среды в МОУ «Барашевская средняя общеобразовательная школа»

Повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина....

Формирование инновационной образовательной среды гимназии как условие развития исследовательских компетенций обучающихся

Федеральный государственный образовательный стандарт  начального и основного общего образования определяет исследовательскую деятельность школьников как ведущую технологию обучения, речь идет о р...

Статья" Педагогические традиции и инновационная образовательная среда – залог совершенствования системы образования."

В данной статье вы можете узнать как на уроках физической культуры сочетаются  педагогические традиции и инновационная  образовательная среда ....

Педагогически е традиции и инновационная образовательная среда

Современный мир – это быстро изменяющаяся динамичная система. Каждый элемент этой системы представляет собой важное звено, от состояния которого зависит состояние системы в целом. И одним из так...

Педагогичекие традиции и инновации-залог совершенствования системы образования

Статья на тему: "Педагогические традиции и инновации - залог совершенствования системы образования"...

Статья на тему: «ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

Современное образование находится в процессе динамичных изменений, вызываемых радикальными политическими и социально-экономическими реформами. Одной из тенденций в его развитии является переход ...