Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе к УМК под ред. И.Н.Сухих.
рабочая программа (6 класс) на тему
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе к УМК под ред. И.Н.Сухих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura._6_klass.doc | 361 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к ООП ООО (ФГОС)
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
г. Сальска
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №4 приказ № от 2017 ____________ Э.Г. Клец |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (основное общее образование) для 6 «А» класса Количество часов – 102 Учитель русского языка и литературы Козачанская Алевтина Андреевна Программа разработана на основе Программы для 5-9 классов: Основное общее образование / Т.В.Рыжкова, И.Н.Сухих, И. И. Гуйс и др./ под ред. И.Н.Сухих.- М.: Издательский центр «Академия», 2014. |
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса литературы 6 класса составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно – методических документов:
1. Литература: Программа для 5-9 классов: Основное общее образование / [Т.В.Рыжкова, И.Н.Сухих, И. И. Гуйс и др.]; под ред. И.Н.Сухих.— М.: Издательский центр «Академия», 2014.
2.Образовательной программы МБОУ СОШ №4 г. Сальска на 2017-2018 учебный год.
3.Расписания уроков на 2017-2018 учебный год.
Цели и задачи обучения
Изучение литературы в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и эмоционального восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий.
В соответствии с обозначенными целями на уроках литературы решаются задачи:
- формировать представление о художественной литературе как культурном феномене, занимающем важнейшее место в духовной жизни нации и человека, осознать своеобразие и богатство литературы как особой формы освоения культурной традиции;
- формировать систему гуманитарных понятий, составляющих этический и эстетический компонент искусства, сформировать основы эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности, эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству, воспитать культуру чтения и потребность в чтении;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений, овладеть знаниями и умениями основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
- использовать изучение литературы в целях повышения речевой культуры, развития умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью, совершенствовать навыки написания сочинений различных типов, поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
На изучение литературы в 6 «А» классе отводится 3 часа в неделю, итого 105 часов за учебный год (из Федерального базисного (образовательного) учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации – 3 часа в неделю).
В соответствии с годовым календарным графиком МБОУ СОШ №4 на 2017-2018 учебный год, а также государственными праздниками, данная программа рассчитана на 102 часа. Из общего количества часов, отведенных на изучение курса литературы, мною было сокращено количество часов за счет уплотнения и блоковой подачи учебного материала по разделам « Дружеские чувства в жизни человека» на 1 час, «Человек в экстремальной ситуации» на 2 часа.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание учебного предмета
Т е м а 1. Герой в мифах
Представление о мифах и мифологии. Мифология как отражение взглядов человека на происхождение мира, его устройство и его законы. Античная мифология. Антропоморфизм. Боги как олицетворение сил хаоса и космоса, природных стихий. Жизнь богов — жизнь природы. Бог — герой — человек. Литература и искусство как хранители мифологических сюжетов.
Мифы о сотворении мира и человека, античные мифы о героях (Геракл, Ахилл, Орфей). Сходство мифов разных народов о сотворении мира и человека.
1. Мифы о Геракле. Культурный герой Древней Греции. Испытания Геракла на службе у царя Эврисфея. Подчинение воле богов как закон жизни человека и героя. 12 подвигов — проявление силы, ума Геракла и глупости и трусости Эврисфея.
Безумие как нарушение гармонии между силой и разумом и его последствия.
2. Мифы об Ахилле. Ахилл как воплощение красоты и отваги. Античные представления о роке и невозможности избежать своей судьбы. Рождение Ахилла, его короткая, но яркая жизнь. Смерть Ахилла в «Илиаде» Гомера.
3. Миф об Орфее и легенда об Арионе как отражение античных представлений о божественной силе искусства. Сравнение мифа и легенды. Любовь как источник искусства в мифе об Орфее и Эвридике. Решимость героя, его талант, безграничная любовь и награда богов. Сомнение в слове бога — причина наказания Орфея. Античные образы в европейском искусстве.
Теоретико-литературные знания. Представление о мифе. Космогонические мифы. Мифологический герой. Представление
о легенде. Миф и литература.
Культурное пространство. Античные образы в европейском искусстве и современной культуре. Мифологический словарь.
Внеклассное чтение. Н. А. Кун. «Легенды и мифы Древней Греции»;
Т е м а 2. Герой и человек в фольклоре.
Русский героический эпос. Былины и история. Идеализация героического прошлого. Богатыри как защитники родной земли.
1. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Средства создания художественного образа. Особенности былинного повествования и исполнения.
2. Баллада «Авдотья Рязаночка»
Историческое содержание в русских балладах. Отражение трагических событий монголо-татарского нашествия в балладе«Авдотья Рязаночка». Мужество героини и ее мудрость. Способы создания образов Авдотьи и царя Ахмета.
Теоретико-литературные знания. Представление о героическом эпосе и былине. Фольклорная баллада. Гипербола. Литота. Антитеза, замедление действия, постоянные эпитеты, образный параллелизм, повторы, формулы для обозначения общих мест. Ритм.
Культурное пространство. История России. Монголо-татарское нашествие. Древняя Русь и ее культура. Стилизация. Фольклорные образы в современном искусстве. Картины В. М. Васнецова«Богатыри», «Витязь на распутье» и др. Художественный фильм А. Л. Птушко «Илья Муромец», мультипликационные фильмы по сюжетам русских былин.
Т е м а 3. Герой и человек в литературе
Р а з д е л 1. Человек в историческом времени
Киевская Русь. Летопись как жанр древнерусской литературы. Особенности летописного отражения событий.
1. Летопись «Повесть временных лет» («Сказание о походе князя Олега на Царьград», «Сказание о Кожемяке», «Сказание о белгородском киселе»)
«Повесть временных лет» и летописец Нестор.
«Сказание о походе князя Олега на Царьград». Эпизод о походе Олега. Особенности стиля. Документальное и художественное в летописи.
«Сказание о Кожемяке». Княжение Владимира Святославича и его походы. Печенежские набеги на Русь. Обычай единоборства. Образ Кожемяки в сказании. Роль гиперболы в создании образов богатырей.
«Сказание о белгородском киселе». Осада Белгорода. Коварство врага. Образ голода как страшнейшего оружия. Антитеза ума и силы: острый ум, способный найти выход из безнадежной ситуации и победить силу. Надежда и ее влияние на отношение людей к ситуации и своим возможностям. Лаконизм летописного изложения событий. Особенности повествования, синтаксиса, подчеркивающего последовательность и непрерывность действия.
Теоретико-литературные знания. Летопись, летописные сказания. Особенности летописного повествования. Документальное и художественное. Жанр сказания. Гипербола. Антитеза.
2. А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»
Образ князя Олега в летописи и балладе. Конфликт князя и кудесника. Мотив подлинной и мнимой свободы человека. Попытка Олега обмануть судьбу и отношение к этому Пушкина. Композиция баллады. Роль заключительной строфы. Роль тропов в создании атмосферы баллады. Сопоставление изображения гибели Олега в летописи и в балладе Пушкина. Авторская идея произведения.
Теоретико-литературные и аналитические знания. Баллада. Высокая лексика. Устаревшие слова: архаизмы и историзмы.
Строфа. Художественная идея. Стилизация.
Культурное пространство. Древняя Русь. Киев. Византия. Церковно-славянский язык. Князь Олег. Походы Олега. Печенежские набеги на Русь. Вече. Картины В. М. Васнецова «Олеги кудесник», «Тризна по Олегу».
3. А. К. Толстой. «Курган», «Василий Шибанов»
Неумолимость времени в стихотворении «Курган». Образы прошлого и настоящего. Хрупкость славы и памяти людской
перед равнодушным временем. Роль образов природы и авторских вопросов. Курган как памятный знак, утративший свое конкретное содержание и обретший содержание вечное. Способы выражения авторского отношения в стихотворении. Сопоставление с балладой М. Ю. Лермонтова «Три пальмы» и с «Песнью о вещем Олеге» А. С. Пушкина.
Исторические события и их изображение в балладе «Василий Шибанов». Композиция баллады. Строфика и ритмика и их роль в произведении. Конфликт Курбского и Ивана Грозного. Образ Курбского и авторское отношение к нему. Выразительно-изобразительная роль эпитетов. Образ Ивана Грозного и художественные средства его создания. Авторские характеристики и оценка Ивана Грозного. Средства выражения авторского отношения к герою. Стилизация и сохранение особенностей древнерусского языка в послании Курбского как прием, создающий установку на достоверность. Образ Василия Шибанова. Авторская романтизация событий и образов. Прямая речь Шибанова в финале баллады, ее смысл и роль в произведении. Неоднозначность авторского отношения к личности Шибанова. Художественная идея баллады. Сопоставление баллады А. К. Толстого и «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина.
Теоретико-литературные знания. Баллада на исторический сюжет. Представление о романтическом произведении и романтическом герое. Представление о художественной правде и художественном вымысле. Строфа, система рифмовки, ритм. Антитеза. Эпитет, метафора. Стилизация.
Культурное пространство. Эпоха Ивана Грозного, опричнина.
4. И. А. Крылов. «Волк на псарне»
Басня И. А. Крылова «Волк на псарне» и ее историческая основа. Сатирическо-аллегорическое изображение Наполеона в образе Волка. Самоуверенность и ее следствие — роковая ошибка Волка. Мудрость ловчего. Авторская позиция и мораль басни.
Теоретико-литературные знания. Поэтическая басня. Аллегория. Эзопов язык. Мораль и ее связь с сюжетом. Мораль и позиция автора. Афоризм.
Культурное пространство. Тема войны 1812 года в русском искусстве.
Р а з д е л 2. Человек в эпоху крепостного права
1. А. В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля» Народные истоки поэзии А. В. Кольцова. Образ крестьянина в лирическом произведении. «Песня пахаря» — своеобразие художественного языка Кольцова, его народность. Слитность человека и природы, радость труда. Печаль лирического героя в стихотворении «Горькая доля». Жалобы героя и читательское сочувствие. Образный параллелизм, сравнения и метафоры, роль художественных средств в создании настроения. Усиление печали до отчаяния к финалу стихотворения. Музыкальность поэзии Кольцова. Авторское отношение к крестьянскому миру. Сравнение с лирическими фольклорными песнями.
Теоретико-литературные знания. Первоначальное представление о народности в искусстве. Песня как жанр лирики. Ритм, звуковой мелодизм. Символика песен.
2. И. С. Тургенев. «Муму»
Отношение Тургенева к крепостному праву. Повесть «Муму» — история освобождения человеческой души. Композиция, конфликт и система образов персонажей. Мир глазами Герасима и глазами барыни. Отношение к Герасиму окружающих его людей. Художественные средства создания образа Герасима. Портрет и поступки как способы характеристики героя. Авторское отношение к событиям и героям и средства его выражения. Финал повести, его психологическая достоверность. Образы крестьян у Тургенева и Кольцова.
Теоретико- литературные знания. Повесть, система образов персонажей. Характер в литературном произведении. Автор
и повествователь в эпическом произведении. Отличия повести от рассказа.
3. Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети», «Железная дорога» Поэма Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» как лиро-эпическое произведение. Композиция произведения. Образ автора и образы крестьянских детей. Образ русской природы и его роль в поэме. Художественные средства создания образов в поэме. Авторское отношение к изображаемому и средства его выражения. Своеобразие художественного языка Некрасова. Художественная идея поэмы. Сравнение образов крестьянского мира в изображении Некрасова и Кольцова.
«Железная дорога». Своеобразие композиции стихотворения. Образ рассказчика и образ Вани. Картины строительства железной дороги — художественная правда и художественный вымысел в литературном произведении. Роль пейзажа. Неоднозначность авторского отношения к изображаемому и средства его выражения. Смысл эпиграфа. Идея стихотворения и способы ее выражения.
Теоретико-литературные знания. Лиро-эпическое произведение. Поэма. Образ автора в поэме. Отличия лирического произведения от эпического. Представление об индивидуальном стиле писателя.
Культурное пространство. Крепостное право. Барская усадьба, быт помещика и крепостного крестьянина. Крестьянский труд. Русское прикладное искусство как отражение народного сознания. Крестьянская тема в русском изобразительном искусстве: В. Г. Перов, А. Г. Венецианов. Тема родной природы в живописи И. И. Шишкина.
4. Н. С. Лесков. «Левша»
Сказ Н. С. Лескова и его художественная идея. Образ повествователя и средства его создания. История Левши и история русского народа. Художественное обобщение и конкретность образов. Роль художественных деталей в создании образов. Образ Российской империи и его авторская оценка. Роль художественной условности, гиперболы в сказе.
Теоретико-литературные знания. Представление о сказе. Художественная условность. Гипербола.
Культурное пространство. Крымская война. Русские цари Александр I и Николай I. Русское прикладное искусство и ремесленные изделия: костюм, украшения, посуда, оружие и т. п.; русские мастера.
Внеклассное чтение. И. С. Тургенев. Рассказы из «Записок охотника»: «Певцы», «Свидание».
Р а з д е л 3. Человеческие недостатки
1. И. А. Крылов. «Свинья под Дубом»
Сатирическое изображение невежества. Расшифровка аллегорических образов. Художественные средства, вызывающие негативное отношение читателя к Свинье. Выразительность и афористичность художественного языка Крылова. Вклад Крылова в развитие басенного жанра.
Теоретико-литературные знания. Басня. Аллегорический образ. Сатирическое и юмористическое изображение в литературе.
Культурное пространство. Писатели- баснописцы. Сатирическое и юмористическое в изобразительном искусстве — карикатура и шарж.
2. А. П. Чехов. «Хамелеон»
Проблема рассказа и художественные средства ее раскрытия. Композиция рассказа и конфликт. Образы повествователя, Очумелова и Хрюкина, их точки зрения на происходящее. Художественные детали и их роль в создании образов персонажей. Речь персонажа как средство раскрытия его характера. Смысл названия рассказа. Драматическое начало в рассказе. Лаконизм языка писателя.
Теоретико-литературные знания. Рассказ. Драматическое и эпическое. Автор-творец. Повествователь. Художественная деталь.
Культурное пространство. Быт русского дворянства и разночинцев второй половины XIX века. Художественный фильм режиссеров И. Ильинского и Ю. Саакова «Эти разные, разные, разные лица».
3. М. М. Зощенко. «Аристократка», «Галоша»
Особенности послереволюционного быта Советской России. Мещанство как особое мироотношение. Сюжет, композиция и конфликт в рассказе «Аристократка».Сказ как стилистическое средство создания образа героя рассказа. Характеры персонажей, их точки зрения. Прием самораскрытия. Конфликт. Самосознание и самооценка персонажей. Образ оперного театра и его роль в рассказе — театр в театре. Точка зрения автора.
Конфликт в рассказе «Галоша». Способы создания образа героя- рассказчика. Критика бюрократизма. Смешное и грустное в рассказе. Объекты юмора писателя. Средства создания комического.
Теоретико-литературные знания. Сказ, стилизация. Повествователь и рассказчик. Точка зрения героя и точка зрения автора. Речь героя. Комическое и его художественные средства.
Культурное пространство. Россия начала XX века. Быт и искусство Страны Советов. Кинофильм Л. Гайдая «Не может быть!».
Р а з д е л 4. Человек, цивилизация и природа
1. Д. Дефо. «Робинзон Крузо»
Представления об эпохе Просвещения. Идеалы Просвещения. Взгляд просветителей на человека и цивилизацию. Испытания
Робинзона как проверка человеческих возможностей. Робинзон в начале и в конце романа и причины его изменений. Необитаемый остров как проклятие и как рай. Мудрость, приобретаемая в одиночестве. Труд как основа жизни человека, не позволяющая ему вернуться в животное состояние. Невозможность жить в одиночестве, тоска по людям и родине. Образ Пятницы. Дикари и цивилизованные люди. Возвращение на родину как завершение испытаний или начало новых. Правда и вымысел в художественном произведении. Робинзон как вечный тип; понятие«робинзонада».
Теоретико-литературные знания. Представление о романе. Приключенческий роман. Документальное и художественное.
Символ. Метафорические образы. Антитеза.
Культурное пространство. Эпоха Просвещения и просветители. Экранизации произведений Д. Дефо.
2. А. А. Фет. «Я пришел к тебе с приветом приветом…», «Учись у них —у дуба, у березы…»
Герой стихотворения Фета «Я пришел к тебе с приветом…»и причины его взволнованности. Нарастание в душе восторга,
вызванного пробуждением мира. Значение эпитетов и метафор. Синтаксическая специфика стихотворения: оно состоит из одного предложения. Строфика и роль повторов рассказать, проснулся, каждой. Картины пробуждающейся природы и их восприятие человеком. Взаимосвязь и взаимовлияние природы и души. Песня как результат этого взаимовлияния.
Антитеза «зима—весна» и ее смысл в стихотворении «Учись у них — у дуба, у березы…». Сопоставление внутреннего мира человека с миром природы. Динамика авторских эмоций в стихотворении и художественные средства выражения авторского отношения к миру в лирике.
3. Ф. И. Тютчев. «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Фонтан»
Антитеза «человек — природа» в стихотворении Тютчева
«С поляны коршун поднялся…». Динамика авторских эмоций — от восторга до горькой иронии — и ее причины.
«Есть в осени первоначальной…». Единство внутреннего мира человека с миром природы. Композиция стихотворения — связь поэтических картин, отражающих состояние природы и жизнь человека. Прошлое, настоящее и будущее в стихотворении. Авторский взгляд на мир и авторское отношение к жизни. Роль тропов. Сопоставление образов фонтана и человеческой мысли в стихотворении «Фонтан». Двухчастная композиция и отражающая ее строфика. Композиция каждой строфы, передающая стремление ввысь и неизбежность падения. Символическое значение образа фонтана. Авторское отношение к человеку и к творческому стремлению. Роль художественных деталей в создании живописной картины фонтана. Риторический вопроси его роль в композиции произведения и выражении авторской позиции.
Теоретико-литературные знания. Лирическое стихотворение. Антитеза. Композиция лирического стихотворения. Чувство и мысль в стихотворении. Тропы.
Культурное пространство. Русская лирическая поэзия и музыка. Искусство романса.
4. С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом…»
Оттенки чувств и настроение героя стихотворения Есенина. Единство природы и человека. Образ Родины и художественные
средства его создания, роль сравнений, эпитетов и метафор.
5. Б. Л. Пастернак. «Июль»
Своеобразие авторского взгляда на мир. Очеловеченный образ летнего месяца и роль тропов в его создании. Характер необычного жильца и авторское отношение к нему.
6. Н. А. Заболоцкий. «Осенние пейзажи» («Под дождем»,«Осеннее утро», «Последние канны»)
Образ осени в лирическом цикле Н. А. Заболоцкого. Динамика авторских эмоций и причины их изменения. Лирический пейзажи способы его создания. Роль тропов в создании образа осени и передаче авторского отношения к изображаемому. Своеобразие сравнений и метафор Н. А. Заболоцкого.
Теоретико-литературные знания. Авторский взгляд, авторское отношение. Метафора, сравнение, эпитет. Цикл лирических стихотворений. Пейзаж в лирических и эпических произведениях.
Культурное пространство. Русская поэзия XX века и русские поэты. Специфика языков разных искусств и их общность.
7. Ч. Т. Айтматов. «Белый пароход»
Повесть-сказка Ч. Т. Айтматова. Композиция повести. Образ мальчика, способы его создания. Конфликт между добром и злом, нравственным и безнравственным отношением к природе. Легенда о Рогатой матери-оленихе и ее смысл. Образ природы и его роль. Образы Орозкула и его жены. Бездетность как наказание. Средства выражения авторского отношения к героям. Образ деда Момуна, его неоднозначность. Пассивное добро и его последствия. Образ шофера и его роль в повести. Кульминация повести и финал. Смысл названия и авторская идея.
Теоретико-литературные знания. Повесть. Роль фольклорных элементов в художественной литературе. Образ персонажа.
Легенда. Тропы.
Культурное пространство. Художественный фильм Б. Шамшиева «Белый пароход».
Р а з д е л 5. Человек в поисках счастья
1. Э. Т. А. Гофман. «Щелкунчик и мышиный король»
Волшебный мир Гофмана. Антитеза: единый мир взрослых и детей и мировосприятие Мари. Странности Мари. Средства создания образа девочки. Неоднозначность образа Дроссельмейера — доброго волшебника, злого чудака или человека, достигшего в своем искусстве совершенства. Образы Дроссельмейера и Щелкунчика, черты сходства и различия между ними. Конфликты, их причины и их участники. Роль названия сказки. Волшебное и реальное в произведении Гофмана. Страна Щелкунчика как романтический рай. Отношение к этой стране Мари и его причины. Идея сказки и художественные средства ее воплощения.
Теоретико-литературные знания. Реальное и сказочное в художественном произведении. Начальное представление о двоемирии и образы-двойники. Идея.
Культурное пространство. Немецкие рождественские традиции. Сказка Гофмана в других видах искусства: балет П. И. Чайковского «Щелкунчик», иллюстрации разных художников,анимация.
2. Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством»
Сборник Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».Автор и рассказчик — Рудый Панько. Повесть «Ночь перед Рождеством». Мир Украины в повести. Фольклорные мотивы. Любовный конфликт (Вакула — Оксана) и его осложнения (Вакула — Чуб; Вакула — черт). Образ Вакулы, его фольклорная основа. Отчаянная решимость влюбленного кузнеца и волшебные силы. Образы нечистой силы и причины поражения черта. Быт малороссийского хутора и Петербурга. Юмористическое изображение народной жизни: образы Чуба, Пацюка и других жителей хутора. Образ столицы и его роль в повести. Образ Оксаны и причины изменения ее отношения к кузнецу. Комическое и средства его создания. Авторское отношение к героям и событиям и способы его выражения. Особенности художественного языка Гоголя. Художественная идея повести.
Теоретико-литературные знания. Фольклор и литература. Сказочная повесть. Фантастическое и реалистическое. Комическое. Композиция. Конфликт. Система образов. Образ повествователя. Портрет в литературе. Образ места действия. Второстепенные персонажи. Индивидуальный стиль писателя. Тропы.
Культурное пространство. Культура Малороссии. Быт малороссийского хутора. Русское Рождество и Новый год. Художественный фильм А. Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки», анимационный фильм З. и В. Брумберг «Ночь перед Рождеством».
3. А. Грин. «Алые паруса»
А. Грин — писатель-романтик. Жанровый подзаголовок повести «Алые паруса» — «феерия» — и его смысл. Феерия в литературе. Столкновение романтического и бытового взглядов на жизнь как источник конфликта в повести «Алые паруса». Герои- мечтатели и обыватели. Образы моря и корабля как символы жизни и души человека. Активное действие Грэя и спокойное ожидание Ассоль, верность своей мечте как залог ее исполнения. Особенности композиции повести и их роль в выражении авторской идеи. Краски и музыка как художественные средства создания образа мира, их символическое значение.
Теоретико-литературные знания. Феерия. Повесть. Романтизм и романтический герой. Образы-символы. Антитеза.
Культурное пространство. Образ моря в литературе, изобразительном искусстве и музыке: М. А. Волошин, И. К. Айвазовский, М. Чюрлёнис, К. Дебюсси. Кинофильм «Алые паруса» режиссера А. Птушко.
4. Е. Л. Шварц. «Обыкновенное чудо»
Необычность названия пьесы Е. Л. Шварца. Волшебное и обыденное и их противостояние. Столкновение разных мироотношений и представлений о счастье как основа конфликта. Вариации на тему любви и их роль в пьесе. Любовь как величайшее чудо и испытание человека. Образы Медведя и Принцессы: причины конфликта героев и его преодоление. Смешное и грустное в пьесе. Способы создания образа персонажа в драме. Авторское отношение к героям и их поступкам.
Теоретико-литературные знания. Драма как род литературы. Пьеса. Спектакль. Представление о конфликте в драме. Представление о способах выражения авторского отношения в драме. Способы создания образов персонажей в драме.
Культурное пространство. Интерпретаторы пьес Е. Шварца(М. Захаров). Музыка в театре и кино. Художественный фильм М. Захарова «Обыкновенное чудо».
Р а з д е л 6. Дружеские чувства в жизни человека
1. А. С. Пушкин. «И. И. Пущину» («Мой первый друг, мой друг бесценный!..»)
Представления А. С. Пушкина о дружбе. Посещение И. И. Пущиным поэта в Михайловском. Дружба как сила, преодолевающая любые преграды. Образ надежды в стихотворении.
Теоретико-литературные знания. Дружеское послание как жанр лирики. Тропы. Ритм. Строфа.
Культурное пространство. А. С. Пушкин и декабристы. Лицейские друзья Пушкина. Картина Н. Н. Ге «Пушкин в селе Михайловском».
2. В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям»
Образ героя в стихотворении Маяковского и его конфликт с обывателями. Способы выражения авторских чувств: ритм, звукопись, метафора, экспрессивная лексика, антитеза, иносказание. Контраст сочувствия и равнодушия, силы и беззащитности в стихотворении. Лирическое и эпическое начала. Финал стихотворения и источник оптимизма.
Теоретико-литературные знания. Экспрессия, антитеза, мета- фора, звукопись. Ритм, рифма.
3. В. Г. Распутин. «Уроки французского»
Композиция рассказа. Образ учительницы, ее отношение к миру, поступки и их причины. Образ мальчика, его точка зрения. Художественные средства раскрытия его характера. Несовпадение оценок ситуации персонажами и причины непонимания директором школы поведения учительницы. Образ автора-повествователя и его точка зрения. Идея произведения.
Теоретико-литературные знания. Рассказ. Первоначальное представление о реалистическом произведении. Композиция. Точка зрения. Идея.
Культурное пространство. Жизнь в России в 50-е годы XX века, послевоенный быт.
Р а з д е л 7. Человек в экстремальной ситуации
1. А. С. Пушкин. «Выстрел»
События и композиция повести. Антитеза образов графа и Сильвио. Причины конфликта между Сильвио и графом. Отложенная и возобновленная дуэль с точки зрения дуэльного кодекса и человеческих отношений. Цель Сильвио и способ ее достижения. Средства создания образов персонажей. Роль портретов героев в повести. Авторское отношение к событиям и героями средства его выражения. Лаконизм языка и динамика действия как особенности пушкинской прозы.
Теоретико-литературные знания. Повесть. Элементы композиции. Антитеза. Портрет. Индивидуальный стиль писателя.
2. П. Мериме. «Маттео Фальконе»
Новелла Мериме «Маттео Фальконе», ее композиция и конфликт. Роль вступления. Портрет Маттео Фальконе, история
его женитьбы и проявление авторского отношения к герою во вступлении. Отношение к Маттео корсиканцев. История предательства и отношение к ней разных персонажей новеллы. Искушение, которое не может победить Фортунато. Представление Маттео о чести и справедливости. Неоднозначность образа Маттео и неоднозначность читательского отношения к его финальному поступку. Причины отказа Мериме от заключения и выводов. Лаконизм повествования и динамика действия. Сопоставление стиля Мериме с особенностями стиля Пушкина в повести «Выстрел».
Теоретико-литературные знания. Представление о реалистическом произведении. Новелла. Повествование, портрет. Антитеза. Индивидуальный стиль писателя.
Культурное пространство. А. С. Пушкин и П. Мериме. Дуэль и дуэльный кодекс. Корсика и корсиканские обычаи.
Библиографическая деятельность учеников 6 класса. Знакомство с библиотеками в Интернете. Поиск информации в библиотеках Интернета. Сопоставление возможностей Интернет-библиотеки и традиционной библиотеки. Анализ аннотаций
к книгам и аргументация выбора книги по аннотации. Подбор книг по теме, составление библиографии и собственных аннотаций к самостоятельно прочитанным книгам. Ведение читательского дневника.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата |
I четверть | ||||
Тема 1. Герой в мифах. | 7 | |||
1 | Представление о мифах и мифологии. Космогонические мифы. | 1 | Стр.5-9 | 2.09 |
2 | Мифологический герой. Мифы о Геракле. | 1 | Стр.10-16 зад.2,7 | 4.09 |
3 | Вн/чт Двенадцать подвигов Геракла. | 1 | Подробный пересказ по выбору | 6.09 |
4 | Мифы об Ахилле. | 1 | Стр. 18-26 зад.2 | 9.09 |
5 | Мифы об Орфее. | 1 | Стр. 26- 32 зад.3,5,7 | 11.09 |
6 | Представление о легенде. Легенда об Арионе. | 1 | Стр. 33-34 зад.4 | 13.09 |
7 | Защита художественных проектов по теме «Мифы Древней Греции» . | 1 | Стр. 35 подготовить публичное выступление | 16.09 |
Тема 2. Герой и человек в фольклоре. | 7 | |||
8 | Представление о героическом эпосе и былине. | 1 | Стр. 37-43 знать тропы | 18.09 |
9 | Былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник». | 1 | Стр. 44-52 выразительное чтение | 20.09 |
10 | Художественные особенности былины. | 1 | Анализ былины. Вопросы и задания стр.52 | 23.09 |
11 | Фольклорная баллада «Авдотья Рязаночка. | 1 | Стр. 54-61 | 25.09 |
12 | Фольклорная баллада «Авдотья Рязаночка. | 1 | Вопросы и задания стр.61-62 | 27.09 |
13 | Вн/чт Былины Киевского цикла: «Илья Муромец и Калин- царь», «Добрыня и змей». | 1 | Партитура выразительного чтения | 30.09 |
14 | Художественный проект. Выставка «Былинные образы в русском искусстве» | 1 | Подготовить презентацию и устное сообщение | 2.10 |
Тема 3. Герой и человек в литературе Раздел 1. Человек в историческом времени. | 11 | |||
15 | Представление о летописи. Представление о «Повести временных лет». | 1 | Стр.65-71 | 4.10 |
16 | Сказание о походе князя Олега на Царьград. | 1 | Стр. 71-72 | 7.10 |
17 | «Сказание о Кожемяке», «Сказание о белогородском киселе». | 1 | Стр. 73-77 | 9.10 |
18 | Представление о документальном и художественном. | 1 | Стр. 78-81 работа с теорией | 11.10 |
19 | А.С.Пушкин - поэт-историк. Летописи как источники художественного творчества. | 1 | Стр. 84-87 работа со статьями | 14.10 |
20 | Анализ баллады А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге». | 1 | Стр. 87-91 зад.1,3 | 16.10 |
21 | Историческая баллада А.К.Толстого «Курган». | 1 | Стр. 96-99 зад.13,15 | 18.10 |
22 | Историческая баллада А.К.Толстого «Василий Шибанов». | 1 | Стр. 100-110 чтение, анализ | 21.10 |
23 | Аллегорические образы в баснях И.А.Крылова. Басня «Волк на псарне». | 1 | Стр. 116-120 зад.15 Выучить наизусть. | 23.10 |
24 | Р\р Выразительное чтение наизусть басни И.А.Крылова. | 1 | Стр. 121 (подготовить проект) | 25.10 |
25 | Художественные проекты «Басня и её жизнь». | 1 | 28.10 | |
I четверть – 25 часов | ||||
II четверть | ||||
Раздел 2. Человек в эпоху крепостного права. | 16 | |||
26 | Песня как жанр лирики. А.В. Кольцов «Песня пахаря». | 1 | Стр. 126-131 | 8.11 |
27 | А.В.Кольцов «Горькая доля». | 1 | Стр.133-134 сравнить два стихотворения | 11.11 |
28 | Реальная основа повести И.С. Тургенева «Муму». | 1 | Стр. 139-147 | 13.11 |
29 | Герасим в деревне и в городе. | 1 | Стр. 148-156 | 15.11 |
30 | Муму в жизни Герасима и барыни. | 1 | Стр. 157-165 | 18.11 |
31 | Выбор ценностей – выбор пути. | 1 | Стр. 166-171 вопросы и задания | 20.11 |
32 | Р.Р. Классное сочинение по повести И.С. Тургенева «Муму» | 1 | 22.11 | |
33 | Художественная правда о крестьянской жизни в поэме Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». | 1 | Стр. 175-184 | 25.11 |
34 | Образы крестьянских детей. | 1 | Стр. 184-185 вопросы и задания | 27.11 |
35 | Образ героя-поэта. | 1 | Стр. 185 вопросы и задания | 29.11 |
36 | Жанровое своеобразие стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога». | 1 | Стр. 186-192 словарная работа | 2.12 |
37 | Особенности прозы Н.С.Лескова. Чтение сказа «Левша». | 1 | Стр. 191-212 обсуждение эпизодов | 4.12 |
38 | Чтение сказа «Левша». | 1 | Стр. 212-228 образ Левши | 6.12 |
39 | Чтение сказа «Левша». | 1 | Стр. 228-236 характеристика героев | 9.12 |
40 | Обсуждение сказа «Левша». | 1 | Подготовить презентацию и небольшое сообщение | 11.12 |
41 | Художественный проект «Знаменитые русские мастера» | 1 | 13.12 | |
Раздел 3. Человеческие недостатки | 10 | |||
42 | Представление о сатире и юморе. И.А. Крылов «Свинья под дубом». | 1 | Стр. 241 наизусть | 16.12 |
43 | Самостоятельная работа. Ж. де Лафонтен. «Желудь и тыква», Г. Э. Лессинг. «Свинья и Дуб» | 1 | Сравнительный анализ прочитанных басен | 18.12 |
44 | Юмористический рассказ А.П. Чехова «Хамелеон». | 1 | Стр. 244-249 | 20.12 |
45 | Обсуждение рассказа А.П. Чехова «Хамелеон». | 1 | Стр. 248-249 вопросы и задания | 23.12 |
46 | Рассказ М.М. Зощенко «Аристократка». | 1 | Стр. 253-256 | 25.12 |
47 | Смысл названия рассказа М.М. Зощенко «Аристократка». | 1 | Стр. 256-258 вопросы и задания | 27.12 |
II четверть – 22 часа | ||||
III четверть | ||||
48 | Рассказ М.М.Зощенко «Галоша». | 1 | Стр. 259-262 вопросы 5,6,9,10 | 13.01 |
49 | Смешное и грустное в рассказах М.М.Зощенко. Выразительное чтение по выбору. | 1 | Рассказы М.М.Зощенко | 15.01 |
50 | Р.Р. Подготовка к написанию юмористического рассказа. | 1 | Стр.263-264 работа с планом сочинения | 17.01 |
51 | Р.Р. Классное сочинение. Юмористический рассказ. | 1 | 20.01 | |
Раздел 4.Человек, цивилизация и природа | 18 | |||
52 | Главный герой романа Д.Дефо «Приключения Робинзона Крузо». | 1 | Стр. 266-269 | 22.01 |
53 | Как выжить на необитаемом острове? | 1 | Стр. 269-270 | 24.01 |
54 | Робинзон как вечный тип. Понятие «робинзонада». | 1 | Стр. 270-272 | 27.01 |
55 | Р.Р.Домашнее сочинение-рассуждение «Что помогло выжить Робинзону Крузо?» | 1 | 29.01 | |
56 | Вн/чт Рассказ А.П. Чехова «Мальчики» | 1 | Выборочное чтение и обсуждение рассказа | 31.01 |
57 | Пейзажная лирика А.А.Фета. | 1 | Стр. 274 выразительное чтение зад.1,5 | 3.02 |
58 | Выразительное чтение стихотворений А.А.Фета | 1 | Стр. 275 выразительное чтение зад.1-10 | 5.02 |
59 | Философская проблематика стихотворений Ф.И.Тютчева. | 1 | Стр. 277-279 зад.1,1-4 | 7.02 |
60 | Анализ стихотворений Ф.И.Тютчева. | 1 | Стр. 280 вопросы и задания | 10.02 |
61 | Единство природы и человека в стихотворениях С.А.Есенина. | 1 | Стр. 283 наизусть | 12.02 |
62 | Стихотворение Б.А.Пастернака «Июль» Своеобразие авторского взгляда на мир. | 1 | Стр. 286 выразительное чтение | 14.02 |
63 | Образ осени в лирическом цикле Н. А. Заболоцкого. | 1 | Стр. 289-290 | 17.02 |
64 | Образ осени в лирическом цикле Н. А. Заболоцкого. | 1 | Стр. 290-291 вопросы и задания | 19.02 |
65 | Вн/чт Выразительное чтение и анализ стихотворений Н.Заболоцкого по выбору. | 1 | Стр. 292 цикл «Осенние пейзажи» | 21.02 |
66 | Вечные ценности в повести Ч.Т.Айтматова «Белый пароход». | 1 | Стр. 295-297 | 24.02 |
67 | Можно ли одолеть Орозкула? | 1 | Стр. 295-297 | 26.02 |
68 | Почему дед Момун убил маралиху? | 1 | Стр. 295-297 | 28.02 |
69 | Почему утонул мальчик? | 1 | Стр. 295-297 | 3.03 |
Раздел 5 Человек в поисках счастья | 17 | |||
70 | Волшебный мир Гофмана. «Щелкунчик и мышиный король». | 1 | Стр. 5-9 | 5.03 |
71 | Особенности сказкиЭ.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». | 1 | Стр. 9-19 | 7.03 |
72 | Как Мари стала королевой? | 1 | Стр. 19-24 вопросы и задания | 10.03 |
73 | Сборник Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Автор и рассказчик — Рудый Панько. | 1 | Стр. 39-51 | 12.03 |
74 | Повесть «Ночь перед Рождеством». Мир Украины в повести. Фольклорные мотивы | 1 | Стр. 51-65 | 14.03 |
75 | Герои повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». | 1 | Стр. 65-77 | 17.03 |
76 | Юмористическое изображение народной жизни: образы Чуба, Пацюка и других жителей хутора. | 1 | Стр. 78-91 вопросы и задания Подготовить публичное выступление и презентацию | 19.03 |
77 | Художественный проект «Как празднуют Рождество народы мира?» | 1 | Презентация о творчестве А.Грина | 21.03 |
III четверть – 30 часов | ||||
IV четверть | ||||
78 | Повесть-феерия А.Грина «Алые паруса». | 1 | Стр. 99-131 | 2.04 |
79 | Развитие событий в повести А.Грина «Алые паруса». | 1 | Стр. 132-153 | 4.04 |
80 | Живая душа Артура Грея | 1 | Стр. 153-166 | 7.04 |
81 | Мечта Ассоль и её исполнение. | 1 | Стр. 166-173 зад.11-21 | 9.04 |
82 | Теория литературы. Представление о феерии. | 1 | Стр. 176-182 | 11.04 |
83 | Удивительный мир в драме Е.Л. Шварца «Обыкновенное чудо». | 1 | Стр. 188-214 | 14.04 |
84 | Конфликты в пьесе-сказке «Обыкновенное чудо». | 1 | Стр. 215-217 вопросы и задания | 16.04 |
85 | Образы Медведя и Принцессы: причины конфликта героев и его преодоление. | 1 | Действие 2-3, самостоятельное чтение | 18.04 |
86 | Авторское отношение к героям и их поступкам. | 1 | Стр. 218-220 вопросы и задания | 21.04 |
Раздел 6 Дружеские чувства в жизни человека | 7 | |||
87 | Мотив дружбы в стихотворении А.С. Пушкина «И.И.Пущину». | 1 | Стр. 222-227 впечатление о стихотворении | 23.04 |
88 | Гуманистический пафос стихотворения В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». | 1 | Стр. 231-232 вопросы и задания | 25.04 |
89 | Сибирский характер главного героя повести В.Г. Распутина «Уроки французского». | 1 | Стр. 241-251 | 28.04 |
90 | Образ учительницы, ее отношение к миру, поступки и их причины | 1 | Стр. 251-261 | 30.04 |
91 | Идея произведения. | 1 | Стр. 261-271 | 2.05 |
92 | Заключительный урок по рассказу «Уроки французского» | 1 | Стр.271-274 работа над планом отзыва | 5.05 |
93 | Р.Р. Классное сочинение. Отзыв о рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского» | 1 | 7.05 | |
94 | Теория литературы. Реалистическое произведение | 1 | Стр. 275-276 | 12.05 |
Раздел 7 Человек в экстремальной ситуации | 10 | |||
95 | Повесть А.С.Пушкина «Выстрел». События и композиция повести | 1 | Стр. 279-286 | 14.05 |
96 | А.С.Пушкина «Выстрел». Обсуждение повести | 1 | Стр. 288-293 | 16.05 |
97 | «Выстрел». Работа над частью 2. | 1 | Стр. 294-296 вопросы и задания | 19.05 |
98 | Вн/чт А.С.Пушкин «Повести Белкина» | 1 | Чтение и обсуждение | 21.05 |
99 | Представление о новелле. Новелла П. Мериме «Маттео Фальконе» | 1 | Стр. 299-307 | 23.05 |
100 | Художественная правда и вымысел в новелле П. Мериме «Маттео Фальконе» | 1 | Стр. 307-314 | 26.05 |
101 | Сопоставление новелл А.С.Пушкина и П. Мериме. | 1 | Стр. 314-316 | 28.05 |
102 | Обсуждение списка произведений на лето. | 1 | 30.05 | |
IV четверть – 25 часов | ||||
Итого за год – 102 часа |
СОГЛАСОВАНО протокол заседания методического совета МБОУ СОШ № 4 от_________2017 г. №____ | СОГЛАСОВАНО зам.директора по УВР __________ Т.В. Булыгина ____________ 2017 года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематический план по русскому языку 11 класс
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе программы по русскому языку для средней (полной) школы (базовый уровень), подготовленной Н.А.Николиной к учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе по программе Г.Беленького и Ю.Лыссого на 136 часов 6 класс
Рабочая программа составлена для класса с углублённым изучением литературы на 136 часов (из расчёта 4 часа внеделю). Учитель обращает особое внимание на уроки по развитию речи (устной и письменн...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе к УМК под ред. И.Н.Сухих.
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе к УМК под ред. И.Н.Сухих....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе к УМК под ред. И.Н.Сухих.
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе к УМК под ред. И.Н.Сухих....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе к УМК под ред. И.Н.Сухих.
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе к УМК под ред. И.Н.Сухих....