Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе к УМК под ред. И.Н.Сухих.
рабочая программа (5 класс) на тему
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе к УМК под ред. И.Н.Сухих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura._5_klass.doc | 288.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к ООП ООО (ФГОС)
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
г. Сальска
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №4 приказ № от 2017 г ____________ Э.Г.Клец |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (основное общее образование) для 5 «А» класса Количество часов - 102 Учитель: Козачанская Алевтина Андреевна Программа разработана на основе Программы для 5-9 классов: Основное общее образование / Т.В.Рыжкова, И.Н.Сухих, И. И. Гуйс и др./ под ред. И.Н.Сухих.— М.: Издательский центр «Академия», 2014. |
Раздел «Пояснительная записка»
Рабочая программа учебного курса литературы 5 класса составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно–методических документов:
1. Литература: Программа для 5-9 классов: Основное общее образование / [Т.В.Рыжкова, И.Н.Сухих, И. И. Гуйс и др.]; под ред. И.Н.Сухих.— М.: Издательский центр «Академия», 2014.
2.Образовательной программы МБОУ СОШ №4 г. Сальска на 2017-2018 учебный год.
3.Расписания уроков на 2017-2018 учебный год.
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов (далее — Программа) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и Требований к результатам основного общего образования, представленных в ФГОС.
В Программе предусмотрены развитие всех обозначенных в ФГОС основных видов деятельности учеников и выполнение целей и задач, поставленных ФГОС.
Цели и образовательные результаты представлены в нескольких аспектах — личностном, метапредметном и предметном. В свою очередь, предметные результаты обозначены в соответствии с познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной, эстетической сферами человеческой деятельности.
Настоящая рабочая программа по литературе для 5 класса создана на основе Федерального государственного стандарта среднего общего образования, федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и реализуется на базе Программы для 5 – 9 классов, созданной авторским коллективом под редакцией доктора филологических наук, профессора И.Н.Сухих.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом для базового уровня.
Цели и задачи обучения
В основе курса литературы 5 класса лежит проблемно-тематический принцип, к которому добавляется принцип литературоведческий. Последовательность изучения произведений в 5 классе отражает не этапы развития русской литературы, а специфику открытия мира ребенком. Поэтому курс литературы 5 класса называется "Открытие мира", литературоведческий аспект курса - "Образ мира в фольклоре и литературе".
Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и эмоционального восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий.
В соответствии с обозначенными целями на уроках литературы решаются задачи:
- формировать представление о художественной литературе как культурном феномене, занимающем важнейшее место в духовной жизни нации и человека, осознать своеобразие и богатство литературы как особой формы освоения культурной традиции;
- формировать систему гуманитарных понятий, составляющих этический и эстетический компонент искусства, сформировать основы эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности, эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству, воспитать культуру чтения и потребность в чтении;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений, овладеть знаниями и умениями основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
- использовать изучение литературы в целях повышения речевой культуры, развития умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью, совершенствовать навыки написания сочинений различных типов, поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Достижение поставленных целей предполагает включение учащихся в литературно-художественную и творческую деятельность, которая требует определенного уровня компетентности, свидетельствующего о приобретении ими новых качеств личности:
- потребности в чтении и расширении культурного кругозора, в самостоятельной интерпретации и оценке явлений словесного искусства;
- умения выразить свое мнение, готовности отстаивать свою читательскую позицию, аргументировать ее, опираясь на текст произведения;
- интереса к другим интерпретациям, к осмыслению и анализу разных точек зрения.
Коммуникативная направленность литературного образовательного процесса, предполагает:
- создание условий для коммуникации с литературным произведением, его автором, учителем, одноклассниками;
- стимулирование коммуникации с литературным произведением и его автором, а также с произведениями других видов искусства.
Реализация деятельностного подхода к образовательному процессу, предполагает:
- включение школьников в мотивированную их потребностями предметную деятельность, цели которой определяют их конкретные действия;
- обучение приемам (операциям), обеспечивающим более глубокие эмоциональные реакции учеников на содержание произведения и его художественную форму, и более глубокое понимание текста, т. е. приемам анализа литературного произведения, и приемам организации собственной творческой деятельности, в процессе овладения которыми, в свою очередь, совершенствуются читательские и речевые умения. Усложнение аналитической и литературно-художественной деятельности учащихся при изучении произведений
Литературное развитие — процесс не только учебный, но и возрастной. За счет расширения жизненного опыта, кругозора, накапливания читательских впечатлений изменяется восприятие художественного произведения. Усложнение идеи, формы произведения и, соответственно, деятельности школьников на уроках является важным условием их литературного развития. При этом учебный процесс выстраивается с ориентацией на зону ближайшего и перспективного развития обучающихся.
Согласно БУП -2004 на изучение литературы в 5 классе отводится 3 часа в неделю
( 105 часов в год)
В соответствии с годовым календарным графиком, государственными праздниками данная программа рассчитана на 102 часа в 5 «А» классе, в связи с чем мною было сокращено 3 часа по теме №4 «Дороги к счастью» за счёт блочной подачи материала.
Раздел «Планируемые результаты освоения предмета»
(в рамках ФГОС общего образования – личностные, метапредметные, предметные) освоения конкретного учебного курса, предмета, дисциплин (модулей).
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
- достижение определенного уровня духовности, который выражается в любви к многонациональному Отечеству, в уважительном отношении к общечеловеческим культурным ценностям, русской литературе, культурам других народов;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» проявляются:
- в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно- следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем: 1. в познавательной сфере:
- понимании ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX— XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимании связи литературных произведений со временем их написания, с изображенным в них историческим периодом, в выявлении заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и осознании их современного звучания;
- умении анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- умении определять в произведении элементы сюжета, ком- позиции, изобразительно- выразительные средства языка и пони- мать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- грамотном использовании элементарной литературоведческой терминологии при анализе литературного произведения;
2. в ценностно-ориентационной сфере:
- в приобщенности учеников к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, в осознании их взаимосвязи с духовно-нравственными ценностями других народов;
- готовности сформулировать собственное отношение к произведениям русской литературы;
- готовности создать собственную интерпретацию изученных литературных произведений;
- умении понять авторскую позицию и выразить свое отношение к ней;
3. в коммуникативной сфере:
- в адекватном восприятии художественных произведений разных жанров на слух, в осмысленном самостоятельном чтении и адекватном восприятии текста;
- умении пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог;
- умении писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, готовить сообщения на литературные и общекультурные темы, создавать творческие работы;
4. в эстетической сфере:
- в умении понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; эстетически воспринимать произведения литературы; в сформированном эстетическом вкусе;
- умении понимать русское слово в его эстетической функции, роль изобразительно- выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений.
Указанные результаты достигаются, в частности, благодаря тому, что литературные произведения, включенные в Программу, несут в себе огромный нравственный потенциал, позволяющий формировать ценностные и эмоциональные установки.
Литература может стать тонким инструментом подготовки школьников к межэтническим коммуникациям, способствуя не только осознанию своей этнической принадлежности и принятию ее, но и воспитанию уважения к различным народам России и мира. Включение в круг школьного чтения произведений литературы народов России и зарубежной литературы позволяет показать специфику различных этносов и в то же время духовную общность разных культур.
Достижение результатов изучения учебного предмета обеспечивается решением следующих задач:
- расширение читательского кругозора, воспитание у учеников потребности в чтении;
- развитие литературных способностей учеников (эмоциональной чуткости к слову, способностей к конкретизации словесного образа и образному обобщению);
- обучение школьников приемам аналитической деятельности, необходимым для постижения художественного произведения, что обеспечивается формированием и совершенствованием системы теоретико-литературных знаний и читательских умений, а также развитием литературных способностей;
- обучение школьников приемам литературно-творческой деятельности, в которой ученик создает собственные литературные произведения;
- обучение школьников интерпретационной деятельности (выражение своего понимания произведения разными способами: в устной и письменной речи, в художественной творческой и исполнительской деятельности), предполагающее развитие речевых и творческих способностей. Подготовка к интерпретационной деятельности осуществляется в процессе аналитической, творческой и проектной деятельности;
- развитие эстетического вкуса школьника и формирование ценностных ориентаций;
- культурное развитие ученика за счет изучения литературы в широком культурном контексте;
- развитие общих психических качеств: внимания, памяти, воображения, разных типов мышления.
Чтение и анализ художественного текста Ученик научится:
- воспринимать прочитанные или прослушанные произведения разных жанров, понимать их смысл;
- различать стихи и прозу;
- выразительно читать произведение (или фрагменты) индивидуально и по ролям, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения и правила декламации;
- объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
- выражать личное отношение к прочитанному (прослушанному) тексту;
- отвечать на вопросы, подтверждая ответ примерами из текста, самостоятельно формулировать вопросы по прочитанному тексту;
- сопоставлять героев одного или нескольких произведений, эпизоды или целые произведения одного или разных авторов со сходной тематикой, проблематикой;
- планировать свой круг чтения художественной литературы;
- участвовать в коллективном обсуждении (в том числе групповом) прочитанного или прослушанного произведения, вести диалог с учителем и одноклассниками: задавать вопросы, обосновывать собственное мнение, понимать чужую точку зрения;
- соотносить свою точку зрения с другими, участвовать в диспуте;
- различать произведения по их родовой принадлежности: эпос, лирику, драму;
- иметь первоначальное представление о лирическом стихотворении, о пейзажной лирике;
- различать жанры литературных произведений: миф, народную и литературную сказку, загадку, басню, рассказ, роман, балладу;
- иметь первоначальное представление о теме, проблематике и идее эпического произведения;
- определять тему, идею произведения по наводящим вопросам учителя;
- иметь представление о теме и идее лирического стихотворения;
- иметь первоначальное представление о фабуле, конфликте, композиции;
- выявлять основные элементы композиции в художественном произведении: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку;
- выделять смысловые части художественного текста; составлять простой план прочитанного, в том числе цитатный;
- иметь первоначальное представление о пространстве и времени в литературном произведении, характеризовать пространство и время в художественном произведении (в литературной сказке);
- иметь первоначальное представление о пейзаже, находить в тексте пейзаж, интерьер, определять их функцию в литературном произведении;
- анализировать эпизод художественного произведения по наводящим вопросам учителя;
- анализировать лирическое произведение по вопросам учителя;
- сопоставлять эпизоды одного литературного произведения и сравнивать произведения разных авторов, близких по теме на уровне сюжета, системы персонажей по заданным критериям;
- под руководством учителя выявлять систему персонажей в произведении;
- иметь первоначальное представление о портрете в литературном произведении;
- находить портрет героя, объяснять, как портрет его характеризует;
- характеризовать героя по предложенному плану;
- сравнивать героев одного произведения и героев разных произведений по заданным критериям;
- находить изобразительно-выразительные средства языка и определять их роль в создании образов героев, образа мира: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения;
- иметь представление о цветописи в лирическом произведении;
- самостоятельно создавать сравнения;
- иметь первоначальное представление о ритме, рифме и строфе;
- под руководством учителя графически изображать ритмический узор стихотворения. Ученик получит возможность научиться:
- различать тему и проблему
- определять с помощью учителя проблематику произведения
- сопоставлять стихотворения на одну тему разных поэтов по настроению и выражению авторской позиции по наводящим вопросам и плану;
- сопоставлять переводы одного произведения под руководством учителя;
- сопоставлять черновой и окончательный вариант произведения;
- находить антитезу в художественном произведении
- находить в художественном тексте и характеризовать комические ситуации и комические характеры;
- находить в басне мораль, толковать аллегорию;
- находить в тексте художественные детали, определять их функцию в произведении
- соотносить свою точку зрения с другими участвовать в диспуте.
Основы смыслового чтения научно-популярных текстов: Ученик научится:
- использовать различные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое) в соответствии с целью чтения;
- ориентироваться в содержании научно-популярного текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- пересказывать текст статьи учебника подробно, сжато и выборочно;
- работать с определениями: заучивать, находить толкование, пользуясь справочными материалами учебника и других источников, подбирать примеры, объяснять;
- находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания.), заданную в явном виде и скрытой форме;
- задавать вопросы по содержанию и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;
- осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике;
- пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
- ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
- готовить сообщения по заданной теме и материалам;
- определять назначение разных видов текстов;
- находить ключевые слова (тематическое поле текста);
- выделять главную мысль текста;
- преобразовывать текст в таблицу (2 графы), схему для лучшего запоминания по образцу, составлять простой план;
- исследовать обозначенную учителем проблему, находить ответы на проблемные вопросы в научных текстах;
Ученик получит возможность научиться:
- различать темы и подтемы специального текста, выделять главную и избыточную информацию;
- преобразовывать текст в таблицу (2 графы), схему самостоятельно;
- готовить информационную заметку в школьную газету о жизни и творчестве писателя на основе учебного текста.
Литературно-творческая деятельность
Ученик научится:
- выразительно читать текст художественного произведения;
- инсценировать эпизоды произведения;
- создавать устные словесные портреты, пейзажи, картины на основе художественного текста;
- готовить творческий пересказ художественного произведения (от лица другого героя);
- писать сочинение-рассуждение в форме развёрнутого ответа на вопрос на основе художественных и учебных текстов;
- писать сочинение-анализ эпизода литературного произведения по вопросному плану, предложенному учителем;
- создавать устные сочинения о доме (своём доме, доме литературного героя, сказочного персонажа) по плану;
- писать сочинение-анализ художественного произведения, отвечая на вопросы плана;
- писать сочинение-рассуждение в форме ответа на проблемный вопрос;
- писать сочинение-описание («Дом литературного героя» и др.);
- готовить устные рассказы о людях в экстремальных обстоятельствах (на основе рассказов родных, знакомых, заблудившихся в лесу, попавших в сложную ситуацию);
- сочинять собственные произведения: сказки, загадки, истории или диалоги с включением поговорок;
- сочинять пейзажные миниатюры на основе фотографий или пейзажной живописи;
- сочинять устные рассказы о домашних животных;
- писать отзыв об изученном или самостоятельно прочитанном произведении малого жанра (рассказе, сказке) по плану;
- подбирать иллюстрации к произведениям или создавать свои;
- давать устный отзыв об иллюстрациях одноклассников по плану;
- сравнивать живописный и литературный образ (стихотворение и картину на сходную тему);
- писать отзыв об иллюстрациях к художественным произведениям;
- иметь представление о художественной интерпретации; писать отзыв о мультфильме, кинофильме или спектакле, созданных на основе художественного произведения (по мотивам народной или литературной сказки);
- составлять киносценарий по эпизоду художественного произведения.
Ученик получит возможность научиться:
- сочинять свои стихотворения о природе;
- сочинять юмористический рассказ;
- писать отзыв об изученном или самостоятельно прочитанном произведении;
- писать отзыв о мультфильме, кинофильме или спектакле, созданных на основе художественного произведения (по мотивам народной или литературной сказки) .
Учебно-исследовательская и проектная деятельность по литературе Ученик научится:
- обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта) совместно с учителем;
- работать по составленному плану;
- использовать в работе дополнительные источники информации;
- использовать наиболее рациональные приемы работы, показанные учителем;
- анализировать, сравнивать, классифицировать обобщать факты и явления, делать выводы под руководством учителя;
- подтверждать аргументы фактами;
- представлять информацию в виде таблиц, схем, презентации;
- давать оценку результатам проектной деятельности. Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно формулировать учебную проблему
- самостоятельно отбирать источники информации
- самостоятельно работать с источниками
- давать оценку результатам исследовательской деятельности
Раздел «Содержание учебного предмета»
Тема 1. Мир человека и его изображение в фольклоре
Раздел 1. Миф как исток фольклора
Духовный стих «Голубиная книга»
Раздел 2. Обрядовая поэзия
Обрядовые песни: веснянка «Весна красна...», свадебная величальная «Как в долу-то берёзонька белехонька стоит...»
Раздел 3. Малые жанры фольклора
Загадки, пословицы и поговорки
Раздел 4. Сказка как жанр фольклора
Сказки о животных. «Лиса и тетерев», «Швец», «Журавль и цапля»
(в двух вариантах), «Курочка» (текстуально изучается одна сказка по выбору учителя)
Волшебные сказки. «Иван Быкович», «Кощей Бессмертный», «Перышко Финиста ясна сокола (текстуально изучается одна сказка по выбору учителя)
Бытовые сказки. «Мудрая дева», «Мужик и заяц», «Мена»
(текстуально изучается одна сказка по выбору учителя)
Р.Р. Классное сочинение «Моя любимая сказка»
Тема 2. Мой дом — мой мир
А. С. Пушкин. «Зимний вечер», «Няне»
А. П. Чехов. «Гриша»
Н. М. Рубцов. «В горнице»
Урок внеклассного чтения
Урок развития речи
Диагностическая работа. И. А. Бунин. «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...»
Тема 3. Природа — мир, окружающий дом
Раздел 1. Мир природы в эпических произведениях
И. С. Тургенев. «Бежин луг»
М. М. Пришвин. «Кладовая солнца»
В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»
Р.Р. Классное сочинение. Отзыв о литературном произведении.
Раздел 2. Мир природы в лирических произведениях
Ф. И. Тютчев. «Летний вечер» — А. А. Фет. «Вечер»
А. А. Фет. «Какая ночь! Как воздух чист» Ф. И. Тютчев. «Тихой ночью, поздним летом»
С. А. Есенин. «Там, где капустные грядки»,
«Прячет месяц за овинами»
Урок внеклассного чтения
Урок развития речи
С. Пушкин. «Туча»; Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза»
Раздел 3. Человек и животные в литературных произведениях
А. И. Куприн. «Сапсан»
Дж. Лондон. «Бурый Волк»
Уроки внеклассного чтения
Уроки развития речи
Раздел 4. Дороги, связующие мир человека и мир природы
И. В. Гёте. «Лесной царь»
А. С. Пушкин. «Зимняя дорога», «Бесы»
М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы», «Листок»
Диагностическая работа. М. Ю. Лермонтов. «Листок»
Внеклассное чтение
Тема 4. Дороги к счастью
Братья В. и Я. Гримм. «Шиповничек», «Снегурочка»
Ш. Перро. «Спящая красавица»
В. А. Жуковский. «Спящая царевна»
А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Х. К. Андерсен. «Снежная королева»
Р.Р. Классное сочинение. Творческая работа по изученным сказкам.
Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес»
Ю. К. Олеша. «Три Толстяка»
Уроки внеклассного чтения
Уроки развития речи
А. И. Куприн. «Чудесный доктор»
Тема 5. Мир — сообщество людей
Раздел 1. Тема защиты Родины в литературе
М. Ю. Лермонтов. «Бородино»
Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»
В. П. Катаев. «Сын полка»
Развитие речи
Внеклассное чтение
Р.Р. Классное сочинение. Отзыв о литературном произведении.
Раздел 2. Отношения людей
И. А. Крылов. «Волк и Ягненок», «Квартет»
Ф. Шиллер. «Перчатка» (в переводах М. Ю. Лермонтова и В. А. Жуковского)
А. П. Чехов. «Толстый и тонкий»
Раздел 3. Идеалы и ценности
В. Г. Короленко. «Мгновение»
К. Г. Паустовский. «Парусный мастер»
Урок внеклассного чтения
Рекомендации на лето
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока, раздел | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата |
I четверть | ||||
1 | Приглашение к чтению и размышлениям. | 1 | Стр. 4-6 | 2.09 |
Тема 1. Мир человека и его изображение в фольклоре. | 17 ч | |||
2 | Миф как источник фольклора. «Голубиная книга». | 1 | Подготовить доклад о славянских богах | 5.09 |
3 | Славянская мифология. Славянские боги. | 1 | Стр. 10-11 | 6.09 |
4 | Обрядовая поэзия. | 1 | Стр. 14-16, пересказ | 9.09 |
5 | Жанры календарных и семейных обрядов. | 1 | Стр. 16-17, выр.чт. | 12.09 |
6 | Малые жанры фольклора. Загадки и их особенности. | 1 | Стр. 18-20 | 13.09 |
7 | Пословицы и поговорки. Тематические группы пословиц. | 1 | Стр. 21-23, ? на стр.24 | 16.09 |
8 | Создание загадок, считалок, поговорок. | 1 | Сочинить загадки, считалки, поговорки (на выбор) | 19.09 |
9 | Р.Р. Изобразительные средства языка в русском фольклоре. | 1 | Выучить конспект | 20.09 |
10 | Урок-игра по теме «Малые жанры фольклора». | 1 | Составить вопросы по теме «Малые жанры фольклора» | 23.09 |
11 | Сказка как жанр фольклора. | 1 | Стр. 25-26 | 26.09 |
12 | Сказки о животных. | 1 | Стр. 26-32, читать ? на стр.33 | 27.09 |
13 | Волшебные сказки. «Иван Быкович». | 1 | Стр. 33-34, пересказ Стр. 34-48 читать | 30.09 |
14 | «Перышко Финиста ясна сокола». | 1 | Стр. 56-66, читать ? на стр.67 | 3.10 |
15 | Бытовые сказки. Анализ сказок. | 1 | Подготовить инсценирование сказки (по выбору уч-ся) | 4.10 |
16 | Инсценирование сказки. | 1 | Повторить теорию литературы | 7.10 |
17 | Сказочный мир. Викторина по сказкам. | 1 | Читать любимую сказку | 10.10 |
18 | Р.Р. Классное сочинение «Моя любимая сказка». | 1 | 11.10 | |
Тема 2. Мой дом – мой мир. | 11 ч | |||
19 | Представление о литературных родах: эпос и лирика. | 1 | Стр.77-79 | 14.10 |
20 | А.С.Пушкин. Детские годы. Дом Пушкиных. | 1 | Стр. 80-83 | 17.10 |
21 | Анализ стихотворения «Зимний вечер». | 1 | Выучить наизусть | 18.10 |
22 | Анализ стихотворения «Няне». | 1 | Стр. 86-92 | 21.10 |
23 | А.П.Чехов. Образ дома в воспоминаниях писателя. | 1 | Стр. 93-95 | 24.10 |
24-25 | Рассказ «Гриша». | 2 | Стр. 95-98, ? на стр.99 | 25.10 28.10 |
I четверть – 25 часов | ||||
II четверть | ||||
26 | Первоначальное представление о фабуле, конфликте и композиции. | 1 | Стр.99-101, выучить теорию | 7.11 |
27 | Вн.чт. В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой». | 1 | 8.11 | |
28 | Н.М. Рубцов. «В горнице». | 1 | Стр. 102-103 | 11.11 |
29 | Представление о стихах и прозе. | 1 | Стр. 104-107 | 14.11 |
Тема 3. Природа – мир, окружающий дом. | 32 ч | |||
Раздел 1. Мир природы в эпических произведениях. | 16 ч | |||
30 | И.С.Тургенев. Мир и природа в творчестве писателя. | 1 | Стр. 110-112 | 15.11 |
31-32 | И.С.Тургенев «Бежин луг». | 2 | Стр. 112-126 | 18.11 21.11 |
33 | Образы героев и автора-повествователя. | 1 | Стр. 126-135, подготовить характеристику героев | 22.11 |
34 | М.М.Пришвин «Кладовая солнца». | 1 | Стр.138-145 | 25.11 |
35 | Взаимодействие природы и человека. Пейзаж и его роль. | 1 | Стр. 146-159 | 28.11 |
36 | Испытания Насти и Митраши. Характеристика детей. | 1 | Дочитать произведение, подготовить характеристику персонажей | 29.11 |
37 | Творческая работа по тексту повести М.М.Пришвина «Кладовая солнца». | 1 | 2.12 | |
38 | В.П.Астафьев. «Васюткино озеро». | 1 | Стр.166-180 | 5.12 |
39 | В.П.Астафьев. «Васюткино озеро». | 1 | Стр.180-194 | 6.12 |
40 | Взаимодействие природы и человека в рассказе «Васюткино озеро». | 1 | ? на стр. 195-196 | 9.12 |
41 | Первоначальное представление о портрете в литературном произведении. | 1 | Стр. 197-198 | 12.12 |
42 | Способы создания образа персонаже в рассказе. | 1 | Характеристика Васютки | 13.12 |
43 | Тестовая работа по произведениям «Кладовая солнца» и «Васюткино озеро». | 1 | Прочитать рассказ И.Бунина «Лапти» | 16.12 |
44 | Вн. чт. Анализ рассказа И.Бунина «Лапти». | 1 | Подготовиться к классному сочинению | 19.12 |
45 | Р.Р. Классное сочинение. Отзыв о литературном произведении. | 1 | 20.12 | |
Раздел 2. Мир природы в лирических произведениях. | 4 ч | |||
46 | Представление о лирическом стихотворении, о пейзажной лирике. | 1 | Стр.199-201 | 23.12 |
47 | Ф.И.Тютчев «Летний вечер», «Тихой ночью, поздним летом». | 1 | Выучить наизусть «Летний вечер» | 26.12 |
48 | А.А.Фет «Летний вечер тих и ясен», «Какая ночь! Как воздух чист…» | 1 | ? на стр. 210, выучить наизусть | 27.12 |
II четверть – 23 часа | ||||
III четверть | ||||
49 | С.А.Есенин «Прячет месяц за овинами…» | 1 | Стр. 210-213 | 13.01 |
Раздел 3. Человек и животные в литературных произведениях. | 6 ч | |||
50 | А.И.Куприн «Сапсан». | 1 | Стр. 217-225 | 16.01 |
51 | Дж.Лондон «Бурый волк». | 1 | Стр. 226-232 | 17.01 |
52 | Дж.Лондон «Бурый волк». | 1 | Стр. 233-246 | 20.01 |
53 | Сопоставление рассказа А.Куприна «Сапсан» с рассказом Дж.Лондона «Бурый волк». | 1 | Прочитать рассказ А.П.Чехова «Каштанка» | 23.01 |
54 | Вн. чт. А.П.Чехов «Каштанка». | 1 | Прочитать рассказ А.И.Куприна «Белый пудель» | 24.01 |
55 | Вн. чт. А.И.Куприн «Белый пудель». | 1 | Повторить теорию | 27.01 |
Раздел 4. Дороги, связующие мир человека и мир природы. | 6 ч | |||
56 | Баллада в зарубежной и в русской литературе. | 1 | Стр. 250-253 | 30.01 |
57 | И.В.Гёте «Лесной царь» (в переводе В.А.Жуковского) | 1 | Выучить наизусть | 31.01 |
58 | А.С.Пушкин «Зимняя дорога». | 1 | Стр. 258-259, выразительное чтение | 3.02 |
59 | А.С.Пушкин «Бесы». | 1 | Стр. 260-261, ? на стр.262 | 6.02 |
60-61 | М.Ю.Лермонтов «Три пальмы». | 2 | Стр. 263-266 ? на стр. 266-267 | 7.02 10.02 |
Тема 4. Дороги к счастью. | 23 ч | |||
62 | Литературная сказка. Братья Я. И В.Гримм «Шиповничек». | 1 | Стр. 7-14 | 13.02 |
63 | Ш.Перро «Спящая красавица». | 1 | Стр. 15-26, ? на стр.27 | 14.02 |
64 | В.А.Жуковский «Спящая царевна». | 1 | Стр. 28-39 | 17.02 |
65 | Братья Я.и В.Гримм «Снегурочка». | 1 | Стр.40-51 | 20.02 |
66-67 | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». | 2 | Стр. 51-68 ? на стр.69-70 | 21.02 24.02 |
68 | Х.К.Андерсен. В гостях у мудрого сказочника. | 1 | Стр. 72-75 | 27.02 |
69 | Х.К.Андерсен «Снежная королева». Зеркало тролля. | 1 | Стр. 75-84, ? на стр.84 | 28.02 |
70-71 | Х.К.Андерсен «Снежная королева». Испытания героев. | 2 | Стр. 85-98, ? на стр.98 | 3.03 6.03 |
72 | Х.К.Андерсен «Снежная королева». Добро и зло в сказке. | 1 | Стр. 99-113 | 7.03 |
73 | Первоначальное представление о пространстве и времени в литературном произведении. | 1 | Стр. 113-117 Подготовиться к сочинению | 10.03 |
74 | Р.Р. Классное сочинение. Творческая работа по изученным сказкам. | 1 | 13.03 | |
75 | Л.Кэрролл. Комическое в литературном произведении. | 1 | Стр. 119-122 | 14.03 |
76 | Л.Кэрролл «Алиса в Стране Чудес». | 1 | Стр. 122-129 | 17.03 |
77 | Странные герои. Странное время. | 1 | Стр.130-138 | 20.03 |
78 | Алисины игры. | 1 | Стр. 139-149, ? на стр.149 | 21.03 |
III четверть – 30 часов | ||||
IV четверть | ||||
79 | Ю.К.Олеша «Три толстяка»: композиция и конфликт. | 1 | Стр. 150-163 | 3.04 |
80 | Добро и зло в сказке. | 1 | Стр. 163-178 | 4.04 |
81 | Образы детей в сказке. | 1 | Дочитать сказку | 7.04 |
82 | Антитеза в сказке «Три толстяка». | 1 | Стр. 178-179 | 10.04 |
83 | Просмотр мультфильма «Три толстяка». | 1 | Подготовить пересказ любимой литературной сказки. | 11.04 |
84 | Парад любимых литературных сказок. | 1 | Повторить теорию | 14.04 |
Тема 5. Мир – сообщество людей. | 19 ч | |||
Раздел 1. Тема защиты Родины. | 6 ч | |||
85 | М.Ю.Лермонтов «Бородино». | 1 | Выучить наизусть | 17.04 |
86 | М.Ю.Лермонтов «Бородино». | 1 | Подготовить историческую справку о Кавказкой войне | 18.04 |
87 | Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». | 1 | Стр. 195-212 | 21.04 |
88 | Кавказ: быт и обычаи горцев. Образ Дины. | 1 | Стр. 212-221, ? на стр.222 | 24.04 |
89 | Жилин и Костылин. Харатеристика героев. | 1 | Написать сравнительную характеристику | 25.04 |
90 | Р.Р. Классное сочинение. Отзыв о литературном произведении. | 1 | 28.04 | |
Раздел 2. Отношения людей. | 13 ч | |||
91 | Басня. Эзопов язык. | 1 | Стр. 224-226 | 2.05 |
92 | И.А.Крылов «Волк и Ягненок». | 1 | Выучить басню | 5.05 |
93 | И.А.Крылов «Квартет». | 1 | ? на стр. 234-236 | 8.05 |
94 | Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка» и её переводы. | 1 | Стр. 238-239, выучить балладу | 12.05 |
95 | Конфликт и образы главных героев в балладе «Перчатка». | 1 | ? на стр. 243-244 | 15.05 |
96 | А.П.Чехов «Толстый и тонкий». | 1 | Стр. 245-252, прочитать рассказ «Хамелеон» | 16.05 |
97 | Вн.чт. Рассказ «Хамелеон». | 1 | Прочитать рассказ «Дети подземелья» | 19.05 |
98 | Вн.чт. В.Г.Короленко «Дети подземелья». | 1 | Стр. 254-256 | 22.05 |
99 | В.Г.Короленко «Мгновение». | 1 | Стр. 258-269 | 23.05 |
100 | К.Г.Паустовский «Парусный мастер». | 1 | Стр. 270-274 | 26.05 |
101 | К.Г.Паустовский «Парусный мастер». | 1 | Стр. 275-279 | 29.05 |
102 | Рекомендации для летнего чтения. | 1 | 30.05 | |
IV четверть – 24 часа | ||||
Итого за год – 102 часа |
СОГЛАСОВАНО протокол заседания методического совета МБОУ СОШ № 4 от_________2017 г. №____ | СОГЛАСОВАНО зам.директора по УВР __________ Т.В. Булыгина ____________ 2017 года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематический план по русскому языку 11 класс
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе программы по русскому языку для средней (полной) школы (базовый уровень), подготовленной Н.А.Николиной к учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе по программе Г.Беленького и Ю.Лыссого на 136 часов 6 класс
Рабочая программа составлена для класса с углублённым изучением литературы на 136 часов (из расчёта 4 часа внеделю). Учитель обращает особое внимание на уроки по развитию речи (устной и письменн...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе к УМК под ред. И.Н.Сухих.
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе к УМК под ред. И.Н.Сухих....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе к УМК под ред. И.Н.Сухих.
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе к УМК под ред. И.Н.Сухих....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе к УМК под ред. И.Н.Сухих.
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе к УМК под ред. И.Н.Сухих....