Методические рекомендации по теме: Основные формы и методы социализации школьников с умеренной умственной отсталостью на уроках по социально – бытовой ориентировке.
методическая разработка на тему

Ширяева Олеся Геннадьевна

Дети с умеренной умственной отсталостью, имеют ограниченный круг общения в связи с особенностями  их интеллектуального развития. Социализация  детей начинается с момента рождения в семье, продолжается в школе  и на протяжении всей жизни. Социализация- это процесс усвоения личностью образцов  и норм поведения, знаний, навыков, культурных ценностей  позволяющих успешно жить в  обществе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sotsializatsiya_na_uroke_sbo.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Краснодарского края   специальная (коррекционная)  школа №22  г. Армавира

Учитель: Ширяева Олеся Геннадьевна.

Методические  рекомендации по теме:

Основные формы и методы  социализации  школьников  с умеренной умственной отсталостью на уроках  по социально – бытовой ориентировке.

Обедняя мир детства,

                                                                                       мы затрудняем вхождение

                                                                             ребенка в общество

В.Сухомлинский

Дети с умеренной умственной отсталостью, имеют ограниченный круг общения в связи с особенностями  их интеллектуального развития. Социализация  детей начинается с момента рождения в семье, продолжается в школе  и на протяжении всей жизни. Социализация- это процесс усвоения личностью образцов  и норм поведения, знаний, навыков, культурных ценностей  позволяющих успешно жить в  обществе.

Успешность и скорость социализации  зависит от степени и характера умственной отсталости ребенка, и окружающей его  социальной действительности. У детей с ограниченными возможностями здоровья затруднен процесс усвоения социального опыта, овладение навыками  трудовой деятельности и процесс восприятия  окружающей действительности, постоянно ведется педагогическое сопровождение детей.

Сейчас перед учителями коррекционных школ стоит первостепенная задача  по социализации детей с ОВЗ.

        Уроки социально – бытовой ориентировки (СБО) направлены именно на  практическую подготовку детей с  нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной жизни и ориентации в современном обществе.

        Программа СБО включает следующие разделы:  «Личная гигиена»,  «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Медицинская помощь».

Процесс  обучения   построен  на   накоплении учениками социально – практического опыта,  регуляцию поведения,  развитие навыков межличностного взаимодействия, расширение  и усвоение практических  бытовых знаний. Овладение социальными  знаниями и умениями обеспечивает личную самостоятельность ребенка. На уроках дети знакомятся с предметами домашнего обихода, которые нужны в быту, вырабатывают навыки обращения с ними. Знакомятся  с различными службами быта, учреждениями и организациями, в которые они могут обратиться, учатся правилам поведения в общественных местах, учатся  вступать в общение с различными людьми в различных ситуациях.

        Ведущим методом обучения является сюжетно - ролевые игры.

Рекомендую проводить их для закрепления пройденной темы. В разделе «Торговля» играя можно воспроизвести конкретные жизненные ситуации и запомнить алгоритм действия на практике. Например: купить хлеб и молоко: составить список покупок  -  зайти в продуктовый  магазин - подойти к нужным отделам – пройти к кассе – оплатить покупку - проверить чек - сохранить чек. Дети с умственной отсталостью запоминают лучше в игре.

Самым эффективным методом изучения программного материала на занятиях по СБО является изучение теории и практическая деятельность учащихся.  Например:  в разделе питание, в теоретической части урока ученики сначала узнают информацию о блюде, рецепт, выполняют подбор продуктов,знакомятся с новыми понятиями и действиями,  а непосредственно в практической части урока дети готовят блюдо. Учитель руководит процессом, распределяя дифференцированно между детьми деятельность каждого ребенка,  кто-то чистит продукты, другой варит или жарит, третий убирает и т.д. После приготовления пищи дети накрывают стол обязательно должны угостить готовым блюдом учеников других классов и учителей школы  и дождаться отзыва на него. В данном случае на практике учащиеся учатся правилам приема гостей. Дети учатся принимать критику и похвалу, адекватно реагируя на нее. Пробуют сами блюдо, соблюдая этикет поведения за столом. Далее ученики убирают за собой.

На примере видно, как много социальных действий происходит во время приготовления пищи: общение, практическая бытовая  деятельность, соблюдение этикета.

При социализации детей с ОВЗ большое место отводится экскурсиям, во время которых решается много  педагогических задач.

Если экскурсия проводится к определенному  месту, по дороге мы учим название улиц, строим маршрут движения, вспоминаем правила перехода проезжей части, учимся спрашивать правильное  направление у прохожих, адекватно вести себя в общественных местах.

Очень часто экскурсии совмещаются с  теоретической  и практической работой. Так, перед непосредственно  экскурсией на почту,  учитель рассказывает о  социальной значимости  почты.  Дети  узнают о профессиях этого учреждения, знакомятся  с услугами заведения, заранее  пишут письма, подписывают конверты, а по прибытии на почту отправляют. Учащиеся  знакомятся с кассиром и почтальоном учатся задавать им вопросы. Для прочного закрепления знаний  рекомендую провести сюжетно – ролевую игру с  распределением ролей «Почтальон».

Существуют учреждения посещение которых запланировано программой, а их нет в городе. Я предлагаю совершить заочную экскурсию с использованием просмотров видеофрагментов, презентаций и других информационно коммуникационных технологий.

В данном случае мы учим детей находить  информацию об объекте, используя средства связи, сеть интернет и телевизор, что является частью социализации ребенка.

Важным методом, который присутствует на всех занятиях, не зависимо от его формы проведения является -беседа. В зависимости от задач урока беседа  может иметь различное направление и обязательно сопровождается наглядностью. Урок необходимо строить таким образом, что бы вовлекать каждого ученика в диалог, мы учим детей правильному общению в обществе.

Причины затруднения социализации детей с умственной отсталостью связанны с отклонением в интеллектуальном и зачастую физическом  развитии, неадекватностью поведения, отсутствием умения налаживать контакт со сверстниками и взрослыми, что ведет к определенной общественной  изолированности. Что бы дети максимально адаптировались к общественной самостоятельной жизни,  на уроках СБО мы прививаем  гигиенические нормы, учим  готовить, ходить в магазин за покупками, культурно разговаривать с людьми.  Наши ученики знают и  применяют на практике  правила поведения в общественных местах. Школьники учатся грамотно выражать свои мысли, и контролировать свое поведение. Системная работа по привитию детям навыков и умений необходимых в повседневной жизни позволит учащимся коррекционных школ лучше адаптироваться в социуме после выхода из школы.

К концу обучения учащиеся знают и применяют в социальной жизни:

-Основные виды семейных отношений, формы организации отдыха и досуга в семье, семейные традиции, обязанности членов семьи.

-Правила поведения в обществе, правила приёма гостей.

-Службы автовокзала, ж/д вокзала, морского порта, аэровокзала, порядок приобретения и возврата билетов, правила поведения в аэропорту. Определять маршруты городского транспорта, покупать билеты.

-Виды магазинов и рынков, название отделов и правила покупателя.

-Виды денежных переводов, их стоимость, виды телефонной связи.

-Местонахождение предприятий бытового обслуживания, какие виды услуг они оказывают, обращаться с вопросом и просьбой к работникам предприятий бытового обслуживания.

-Учреждения и отделы по трудоустройству, их местонахождение, виды документов для устройства на работу, перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.  Могут обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу,  писать заявления, автобиографию, расписку, докладную и заполнять анкету.

Литература

1.С.А.Львова Практический материал к урокам Социально-бытовой ориентировки в специально(коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида. Пособие для учителя 5-9 классы. Москва. Владос. 2014 год.

2.Социально-бытовая ориентировка. Пособие для учителя. Под редакцией А.М. Щербаковой. ВЛАДОС Москва 2008год.

3.Педагогический словарь.  Издательство: "ИНФРА-М" (2016)

4.Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Социально — бытовая ориентировка» авторы: С.А.Казакова, В.В.Воронкова ). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2011. – сб.1;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок социально бытовой ориентировки проведён в 7 классе для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости по теме: "Общественный транспорт".

На уроке формировала знания о правилах поведения в городском общественном транспорте, правилах безопасного поведения при посадке в транспорт и при выходе из него. Урок носит коррекционную направленнос...

Доклад на тему "Социально-бытовая ориентировка умственно отсталых детей посредством обучения решению задач с предметно-практическим содержанием"

В материале представлены варианты использования задач на уроках при обучении умственно отсталых учащихся. Основная цель обучения решению задач с предметно-практическим содержанием - социальная адаптац...

Рабочая программа по предмету «Социально – бытовая ориентировка» 10 года обучения для учащихся с умеренной и тяжёлой ум-ственной отсталостью

Рабочая программа по предмету «Социально – бытовая ориентировка» 10 года обучения для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью разработана  на основе  адаптиро...

Методическая разработка по модулю «Социально-бытовой ориентировки для 6 класса с легкой умственной отсталостью по теме «Питание»

Поурочные планы составлены для 6 класса по программе «Социально-бытовой ориентировки» по теме: «Питание». При изучении  темы «Питание» запланированы комбиниров...