Методические рекомендации по теме: Основные формы и методы социализации школьников с умеренной умственной отсталостью на уроках по социально – бытовой ориентировке.
методическая разработка на тему
Дети с умеренной умственной отсталостью, имеют ограниченный круг общения в связи с особенностями их интеллектуального развития. Социализация детей начинается с момента рождения в семье, продолжается в школе и на протяжении всей жизни. Социализация- это процесс усвоения личностью образцов и норм поведения, знаний, навыков, культурных ценностей позволяющих успешно жить в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sotsializatsiya_na_uroke_sbo.docx | 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Краснодарского края специальная (коррекционная) школа №22 г. Армавира
Учитель: Ширяева Олеся Геннадьевна.
Методические рекомендации по теме:
Основные формы и методы социализации школьников с умеренной умственной отсталостью на уроках по социально – бытовой ориентировке.
Обедняя мир детства,
мы затрудняем вхождение
ребенка в общество
В.Сухомлинский
Дети с умеренной умственной отсталостью, имеют ограниченный круг общения в связи с особенностями их интеллектуального развития. Социализация детей начинается с момента рождения в семье, продолжается в школе и на протяжении всей жизни. Социализация- это процесс усвоения личностью образцов и норм поведения, знаний, навыков, культурных ценностей позволяющих успешно жить в обществе.
Успешность и скорость социализации зависит от степени и характера умственной отсталости ребенка, и окружающей его социальной действительности. У детей с ограниченными возможностями здоровья затруднен процесс усвоения социального опыта, овладение навыками трудовой деятельности и процесс восприятия окружающей действительности, постоянно ведется педагогическое сопровождение детей.
Сейчас перед учителями коррекционных школ стоит первостепенная задача по социализации детей с ОВЗ.
Уроки социально – бытовой ориентировки (СБО) направлены именно на практическую подготовку детей с нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной жизни и ориентации в современном обществе.
Программа СБО включает следующие разделы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Медицинская помощь».
Процесс обучения построен на накоплении учениками социально – практического опыта, регуляцию поведения, развитие навыков межличностного взаимодействия, расширение и усвоение практических бытовых знаний. Овладение социальными знаниями и умениями обеспечивает личную самостоятельность ребенка. На уроках дети знакомятся с предметами домашнего обихода, которые нужны в быту, вырабатывают навыки обращения с ними. Знакомятся с различными службами быта, учреждениями и организациями, в которые они могут обратиться, учатся правилам поведения в общественных местах, учатся вступать в общение с различными людьми в различных ситуациях.
Ведущим методом обучения является сюжетно - ролевые игры.
Рекомендую проводить их для закрепления пройденной темы. В разделе «Торговля» играя можно воспроизвести конкретные жизненные ситуации и запомнить алгоритм действия на практике. Например: купить хлеб и молоко: составить список покупок - зайти в продуктовый магазин - подойти к нужным отделам – пройти к кассе – оплатить покупку - проверить чек - сохранить чек. Дети с умственной отсталостью запоминают лучше в игре.
Самым эффективным методом изучения программного материала на занятиях по СБО является изучение теории и практическая деятельность учащихся. Например: в разделе питание, в теоретической части урока ученики сначала узнают информацию о блюде, рецепт, выполняют подбор продуктов,знакомятся с новыми понятиями и действиями, а непосредственно в практической части урока дети готовят блюдо. Учитель руководит процессом, распределяя дифференцированно между детьми деятельность каждого ребенка, кто-то чистит продукты, другой варит или жарит, третий убирает и т.д. После приготовления пищи дети накрывают стол обязательно должны угостить готовым блюдом учеников других классов и учителей школы и дождаться отзыва на него. В данном случае на практике учащиеся учатся правилам приема гостей. Дети учатся принимать критику и похвалу, адекватно реагируя на нее. Пробуют сами блюдо, соблюдая этикет поведения за столом. Далее ученики убирают за собой.
На примере видно, как много социальных действий происходит во время приготовления пищи: общение, практическая бытовая деятельность, соблюдение этикета.
При социализации детей с ОВЗ большое место отводится экскурсиям, во время которых решается много педагогических задач.
Если экскурсия проводится к определенному месту, по дороге мы учим название улиц, строим маршрут движения, вспоминаем правила перехода проезжей части, учимся спрашивать правильное направление у прохожих, адекватно вести себя в общественных местах.
Очень часто экскурсии совмещаются с теоретической и практической работой. Так, перед непосредственно экскурсией на почту, учитель рассказывает о социальной значимости почты. Дети узнают о профессиях этого учреждения, знакомятся с услугами заведения, заранее пишут письма, подписывают конверты, а по прибытии на почту отправляют. Учащиеся знакомятся с кассиром и почтальоном учатся задавать им вопросы. Для прочного закрепления знаний рекомендую провести сюжетно – ролевую игру с распределением ролей «Почтальон».
Существуют учреждения посещение которых запланировано программой, а их нет в городе. Я предлагаю совершить заочную экскурсию с использованием просмотров видеофрагментов, презентаций и других информационно коммуникационных технологий.
В данном случае мы учим детей находить информацию об объекте, используя средства связи, сеть интернет и телевизор, что является частью социализации ребенка.
Важным методом, который присутствует на всех занятиях, не зависимо от его формы проведения является -беседа. В зависимости от задач урока беседа может иметь различное направление и обязательно сопровождается наглядностью. Урок необходимо строить таким образом, что бы вовлекать каждого ученика в диалог, мы учим детей правильному общению в обществе.
Причины затруднения социализации детей с умственной отсталостью связанны с отклонением в интеллектуальном и зачастую физическом развитии, неадекватностью поведения, отсутствием умения налаживать контакт со сверстниками и взрослыми, что ведет к определенной общественной изолированности. Что бы дети максимально адаптировались к общественной самостоятельной жизни, на уроках СБО мы прививаем гигиенические нормы, учим готовить, ходить в магазин за покупками, культурно разговаривать с людьми. Наши ученики знают и применяют на практике правила поведения в общественных местах. Школьники учатся грамотно выражать свои мысли, и контролировать свое поведение. Системная работа по привитию детям навыков и умений необходимых в повседневной жизни позволит учащимся коррекционных школ лучше адаптироваться в социуме после выхода из школы.
К концу обучения учащиеся знают и применяют в социальной жизни:
-Основные виды семейных отношений, формы организации отдыха и досуга в семье, семейные традиции, обязанности членов семьи.
-Правила поведения в обществе, правила приёма гостей.
-Службы автовокзала, ж/д вокзала, морского порта, аэровокзала, порядок приобретения и возврата билетов, правила поведения в аэропорту. Определять маршруты городского транспорта, покупать билеты.
-Виды магазинов и рынков, название отделов и правила покупателя.
-Виды денежных переводов, их стоимость, виды телефонной связи.
-Местонахождение предприятий бытового обслуживания, какие виды услуг они оказывают, обращаться с вопросом и просьбой к работникам предприятий бытового обслуживания.
-Учреждения и отделы по трудоустройству, их местонахождение, виды документов для устройства на работу, перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию. Могут обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу, писать заявления, автобиографию, расписку, докладную и заполнять анкету.
Литература
1.С.А.Львова Практический материал к урокам Социально-бытовой ориентировки в специально(коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида. Пособие для учителя 5-9 классы. Москва. Владос. 2014 год.
2.Социально-бытовая ориентировка. Пособие для учителя. Под редакцией А.М. Щербаковой. ВЛАДОС Москва 2008год.
3.Педагогический словарь. Издательство: "ИНФРА-М" (2016)
4.Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Социально — бытовая ориентировка» авторы: С.А.Казакова, В.В.Воронкова ). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2011. – сб.1;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ Коррекционно-развивающего занятия с использованием ИКТ по социально-бытовой ориентировке с детьми среднего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью «Огонь – наш друг или враг»
Закрепить у детей понятие противопожарной безопасности, понимать необходимость соблюдения правил ротивопожарной безопасности...
Урок социально бытовой ориентировки проведён в 7 классе для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости по теме: "Общественный транспорт".
На уроке формировала знания о правилах поведения в городском общественном транспорте, правилах безопасного поведения при посадке в транспорт и при выходе из него. Урок носит коррекционную направленнос...
Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема: "Основные требования к уроку социально-бытовой ориентировки"
Рекомендации для учителя, ведущего предмет "Социально-бытовая ориентировка"....
Доклад на тему "Социально-бытовая ориентировка умственно отсталых детей посредством обучения решению задач с предметно-практическим содержанием"
В материале представлены варианты использования задач на уроках при обучении умственно отсталых учащихся. Основная цель обучения решению задач с предметно-практическим содержанием - социальная адаптац...
Рабочая программа по предмету «Социально – бытовая ориентировка» 10 года обучения для учащихся с умеренной и тяжёлой ум-ственной отсталостью
Рабочая программа по предмету «Социально – бытовая ориентировка» 10 года обучения для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью разработана на основе адаптиро...
Методическая разработка по модулю «Социально-бытовой ориентировки для 6 класса с легкой умственной отсталостью по теме «Питание»
Поурочные планы составлены для 6 класса по программе «Социально-бытовой ориентировки» по теме: «Питание». При изучении темы «Питание» запланированы комбиниров...