Анализ работы ШМО начальных классов МС(К)АОУ С(К)ОШ VII, VIII вида за 2012/2013 учебный год
материал по теме
Анализ работы ШМО учителей начальных классов школы для детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_raboty_shmo_za_2012-2013_god_kopiya.docx | 38.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное (коррекционное) автономное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) образовательная школа VII,VIII вида» г.Москва, г.о.Троицк, ул.Пушковых, д.5, тел. 8 (495) 851-50-03, school 7ZR @mail.ru Анализ работы ШМО начальных классов МС(К)АОУ С(К)ОШ VII, VIII вида за 2012/2013 учебный год. 01.06.2013 Руководитель ШМО Варченко Е.В. |
«РАССМОТРЕН» на заседании «УТВЕРЖДАЮ»
ШМО протокол № ____ и.о.директор МС(К)АОУ С(К)ОШ VII, VIII вида
«____»___________20___г. ____________________________ Чечётина Н.П.
____________ Варченко Е.В.
«СОГЛАСОВАН»
зам.директора по УВР
МС(К)АОУ С(К)ОШ VII, VIII вида
_____________________Глазова Е.Н.
«____»____________________20___г.
Анализ работы ШМО начальных классов МС(К)АОУ С(К)ОШ VII, VIII вида за 2012/2013 учебный год.
Цель работы ШМО начальных классов - организация педагогического пространства обучающихся, воспитанников начального звена С(К)ОШ VII, VIII вида, направленного на преодоление или ослабление недостатков развития детей, включение их в общественную жизнь школы и социальную среду на уровне реальных возможностей.
Методическая тема ШМО начальных классов : «Здоровьесберегающие технологии как один из основных факторов организации педагогического пространства обучающихся, воспитанников начального звена С(К)ОШ VII, VIII вида».
Опираясь на анализ деятельности ШМО за 2011/2012 учебный год работа педагогов в рамках методического объединения в течение учебного года была направлена на решение следующих задач:
- Коррекция компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития детей через оптимизацию учебно-воспитательного процесса, медико-психолого-педагогическое и социальное сопровождение.
- Использование педагогами начального звена наиболее рациональных методов и приёмов обучения и воспитания учащихся школы, здоровьесберегающие технологии.
- Организация учебно- воспитательного процесса на уровне реальных возможностей учащихся.
- Всестороннее развитие учащихся во внеучебное время с целью их подготовки к самостоятельной жизни.
- Координация учебно-воспитательной деятельности педагогов начальной школы и узких специалистов, организация взаимодействия всех участников педагогического процесса.
- Обмен актуальным педагогическим опытом.
- Организация творческой инициативной группы с целью совершенствования и структурирования общего методического сопровождения педагогов начального звена
( портфолио учителя ).
- Аттестация педагогов
Работа в рамках ШМО начальных классов осуществлялась в течение всего учебного года и включала в себя деятельность 14 педагогов ( 7 основных и 7 совместителей) на базе 19 групп учащихся начального звена, обучающихся по программам VII и VIII вида и пяти групп учащихся 5-х классов, обучающихся по программе VIII вида и по программе VIII вида для детей с глубокой степенью нарушения ин.
Всего в 2012/2013 учебном году в начальном звене обучались 45 человек, из них закончили обучение 44 человека (1 ребёнок выбыл в III четверти в специализированное ОУ г.Москвы ) и 10 человек 5-х классов.
Организация учебно-воспитательного процесса проходила по 4 основным направлениям:
- в классе ( 31 человек);
- индивидуальная форма обучения (8 человек);
- индивидуально-групповая форма обучения (9 человек – 1 выбывший в течение года);
- на дому (7 человек)
и включала обучение детей по программе VII вида (26 человек), по программе VIII вида (23 человека – 1 выбывший), по программе VIII вида для детей с глубокой степенью нарушения интеллекта (6 человек).
Для решения задач коррекции компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития детей через оптимизацию учебно-воспитательного процесса и медико-психолого-педагогическое сопровождение, организации учебно- воспитательного процесса на уровне реальных возможностей учащихся программно-методическое обеспечение образовательного процесса осуществлялась на базе 3 основных программ:
- программы С(К)ОШ VIII вида для подготовительных 1-4 классов под редакцией В.В.Воронковой;
- «Школа России»;
- программы обучения детей с выраженным недоразвитием интеллекта под редакцией И.М.Бгажноковой.
При этом комплектация учебниками учащихся школы, обучающихся по программе VII вида по сравнению с прошлым учебным годом была 100%,, а вот в классах, обучающихся по программе VIII вида (3-и классы) учебников не хватило, поэтому многие родители были вынуждены покупать УМК самостоятельно. Ещё хуже обстояли дела с УМК в 5- классах. Так учебниками по русскому языку учащиеся 5б класса были укомплектованы только на 42%, по природоведению на 22%, а учащемуся 5ж класса достались устаревшие учебники выпуска конца 80-х годов. Также не хватило комплектов учебников педагогам, работавшим в этих классах. Проблема с комплектованием библиотечного фонда УМК стоит в школе не первый год, при этом до сих пор окончательно не решена. Хотя к середине учебного года частично вопрос был решён говорить о том, что все учащиеся будут с учебниками в новом учебном году, пока не приходится. Так существует проблема по предмету «Окружающий мир» (4 класс программа VIII вида). Ещё одна проблема связана с хаотическим наполнением учебниками отдельных предметов программы «Школа России», так предмет «Литературное чтение» на 100% укомплектован учебниками под редакцией Ефросининой, относящихся к УМК «XXI век», что вносит не только неудобства педагогам при написании рабочих программ по предмету, но и ломает чётко выстроенную концепцию программы «Школа России». В связи с этим возникает необходимость ещё раз пересмотреть совместно с администрацией школы и заведующей библиотекой методическое оснащение учебного процесса в начальной школе.
В течение всего учебного года учащиеся начального звена помимо учителей начальных классов сопровождались узкими специалистами школы: учителем-логопедом, педагогом-психологом, педагогами-дефектологами, педагогом дополнительного образования, врачом и социальным педагогом школы. Такой работой были охвачены в целом 80% учащихся. 20% детей сопровождались лишь педагогами (в основном обучение на дому). 17% родителей предпочли сопровождение детей узкими специалистами иных учебных и лечебно-профилактических учреждений (реабилитационные центры «Солнышко» г.Троицк, «Ягодка» п.Шишкин Лес, «Даун-центр» г.Москва).
Тесное сотрудничество специалистов ШМО начальных классов и ШПМПк осуществлялось по нескольким направлениям:
- знакомство с рекомендациями по организации УВП на уровне реальных возможностей детей на материале углубленного диагностического обследования учащихся на начало (сентябрь 2012 г.) и конец (май 2013 г.) учебного года;
- участие в работе ШПМПк (написание педагогических характеристик на обследуемых учащихся, запросов с целью уточнения педагогических маршрутов обучения отдельных учащихся);
- выступление специалистов ШПМПк на заседаниях ШМО с докладами и сообщениями (по плану работы ШМО), консультации с целью совершенствования медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся,
Такая работа позволила не только качественно изменить подход к обучению и воспитанию детей, но и решить вопросы, связанные с изменением сопровождения нескольких учащихся начальной школы: А. Далера (1 класс – перевод с программы обучения VII вида на программу VIII вида), Г.Романа (2 класс – переход с индивидуальной формы обучения на индивидуально-групповую), Б. Анны и С. Любови (4 класс) - переход с индивидуально-групповой формы обучения в класс, З. Дамира (2 класс) и Ф. Артемия (4 класс) – переход в массовую общеобразовательную школу, исходя из реального уровня интеллектуального развития учащихся. Особую озабоченность вызывает лишь решение родителей О. Руслана (4 класс) перевести ребёнка в массовую общеобразовательную школу. Ребёнок не справится с обучением в этой школе в связи с тем, что материал начальной школы усвоен ребёнком частично, с большими пробелами по предметам основного цикла в силу особенностей развития самого ребёнка.
Ещё одним показателем успешной работы в данном направлении стали итоги аттестации учащихся по итогам года и переход на новую ступень обучения. Так из 44 учащихся были аттестованы – 34 учащихся (1 и 2 класс имеет безоценочную систему), из них отличников – 1 чел., хорошистов – 6 человек, не аттестованных и оставленных на повторный курс обучения нет. По решению педсовета на следующую ступень обучения переведены 44 учащихся начального звена.
Исходя из вышеизложенного, можно констатировать тот факт, что такое тесное сотрудничество специалистов помогает максимально эффективно организовать УВП на каждой ступени обучения в начальном звене. Поэтому необходимо продолжить работу в данном направлении на последующих годах обучения.
Задачи использования педагогами начального звена наиболее рациональных методов и приёмов обучения и воспитания учащихся школы; всестороннего развития учащихся в учебное и внеучебное время с целью их подготовки к самостоятельной жизни; координации учебно-воспитательной деятельности педагогов начальной школы и организации взаимодействия всех участников педагогического процесса; обмена передовым педагогическим опытом, совершенствование банка данных актуального педагогического опыта решались на заседаниях ШМО.
Всего в течении года было проведено 6 заседаний со следующей тематикой:
- Организация учебно-воспитательного процесса в 2012/2013 учебном году.
- Анализ работы с учащимися в I четверти 2012/2013 учебного года. Профилактика перегрузок учащихся.
- Личностно-ориентированное воспитание и обучение, планирование работы с учётом диагностических данных специалистов (дефектологов, логопедов, психологов). Использование в работе здоровьесберегающих технологий.
- Охранительный режим обучения в начальной школе. Сохранение и укрепление здоровья.
- Единство требований к учащимся, сопровождение учебной деятельности школьников.
- Анализ и утверждение рабочих программ и календарно-тематического планирования на 2013/2014 учебный год.
На этих заседаниях всего было рассмотрено 26 из 27 запланированных вопросов, касающихся всех сторон учебно- образовательной, воспитательной, коррекционной работы педагогов начального звена, использованию здоровьесберегающих технологицй, методического сопровождения УВП. Были заслушаны и обсуждены - 3 доклада:
- Клиническая характеристика детей с ЗПР (Сидорова Н.Н.);
- Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя (Сидорова Н.Н.);
- Здоровьесберегающие технологии на интегрированных уроках в начальной школе (Константиниду М.В.)
Представлен опыт работы следующих специалистов:
- Самоанализ. Основные аспекты проведения самоанализа (Варченко Е.В.);
- Представление индивидуальной программы обучения для детей с тяжёлыми формами нарушения интеллекта (Амелина О.А.);
- Обучение чтению и письму аутичного неговорящего ребёнка (Седых С.Е.);
- Творческий отчёт педагога (Савельева В.В.);
- Взаимопомощь и взаимообучение учащихся учащимися на уроках труда (Амелина О.А.).
Хочется отметить один интересный факт, что активность в работе педагогов в ШМО повышается в год прохождения аттестации или за год до неё. В остальное время большая часть специалистов либо только собирает аналитический материал по итогам работы, либо старается присутствовать на заседаниях, создавая массовость, но не более того. Поэтому при планировании работы на следующий учебный год необходимо продумать тематику, которая проходила бы красной строкой через работу сразу нескольких специалистов и требовала бы их одновременного участия в работе с оформлением её материалов.
В течение всего учебного года педагоги начального звена повышали педагогическую компетентность посещая курсы повышения квалификации, городские семинары и конференции, работая над темами самообразования:
№ | Ф.И.О.педагога | Название КПК | Место провед-я |
Основные работники | |||
1 | Амелина О.А. | Участие в конференции «Компетентностный подход к организации УВП младших школьников» | г.Москва, г.о. Троицк, МАОУ «Нач.школа» 12.02.2013 г. |
Диагностика и коррекция нарушений речи у детей со стойкими трудностями в обучении дошкольного и младшего школьного возраста | г.Москва, МИОО, 2013г. | ||
2 | Брюсова А.А. | Московский педагогический марафон учебных предметов | г.Москва, март 2013 г. |
3 | Варченко Е.В. | Организация медико-психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии | г.Москва, МИОО, 2013г. |
Московский педагогический марафон учебных предметов | г.Москва, март 2013 г. | ||
4 | Евстафьева Е.М. | ||
5 | Киселевич Т.Г. | ||
6 | Куликова Т.Т. | ||
7 | Савельева В.В. | ||
8 | Седых С.Е. | Участие в конференции «Компетентностный подход к организации УВП младших школьников» | г.Москва, г.о. Троицк, МАОУ «Нач.школа» 12.02.2013 г. |
9 | Черняева Т.В. | Московский педагогический марафон учебных предметов | г.Москва, март 2013 г. |
Семинар «Развитие УУД» | г.Москва, г.о. Троицк, 2013г. | ||
совместители | |||
10 | Дубцова О.Р. | ||
11 | Ковалёва Е.С. | ||
12 | Константиниду М.В. | Московский педагогический марафон учебных предметов | г.Москва, март 2013 г. |
13 | Сидорова Н.Н. | ||
14 | Тюлькина Е.В. |
Итого в 2012/2013 учебном году на курсах повышения квалификации в МИОО обучалось 2 человека, 2 человека принимали участие в конференции, 1 человек в семинаре муниципального уровня, 4 человека посетили педагогический марафон учебных предметов. К сожалению 50 % педагогов не проявили в этом учебном году никакой активности и повышали свою квалификацию в рамках темы по самообразованию.
В рамках внутришкольного контроля и работы методической службы в течение учебного года осуществлялось посещение уроков педагогов начального звена и занятий узких специалистов школы руководителем ШМО Варченко Е.В. Всего в 2012/2013 учебном году руководитель ШМО посетил 6 уроков и 4 занятия шести педагогов начального звена и узких специалистов. Ею был произведён полный анализ каждого урока, составлены аналитические справки. Помимо этого педагоги начального звена посещали уроки и занятия друг друга, оформляя листы взаимопосещений и делясь впечатлениями в рамках заседаний ШМО.
Необходимость такого вида работы очевидна, так как раскрывает работу каждого педагога, потенциал учащихся, а также помогает увидеть сильные и слабые стороны уроков (занятий), обогащает новыми методами и приёмами работы, помогает внедрять в образовательный процесс необходимые педагогические технологии. Отрицательная сторона данного вида деятельности заключается в том, что учебный процесс осуществляется одновременно во всех классах в одну смену, поэтому очень сложно составить расписание посещений занятий. Для того чтобы в дальнейшем такие проблемы не вставали необходимо продумать систему замен для педагогов и составлять график посещений (взаимопосещений) занятий на четверть.
Ещё одним видом методической работы в рамках ШМО в 2012/2013 учебном году стала педагогическая практика студентки 4 курса дневного обучения факультета «Специальной коррекционной психологии» Хабаровского ГПУ Нечипорук Эльвиры Юрьевны (с 14.01 по 25.02.2013 г.), которую молодой педагог проходила под руководством руководителя ШМО Варченко Е.В.
В 2012/2013 учебном году 5 педагогов прошли аттестацию в должности учитель начальных классов. Решением аттестационной комиссии Департамента образования города Москвы установлена высшая квалификационная категория Варченко Е.В.; первая квалификационная категория: Константиниду М.В., Савельевой В.В., Сидоровой Н.Н., Черняевой Т.В.
Взаимодействие со специалистами ШМО естественно-математического, гуманитарного циклов , классных руководителей, узкими специалистами школы осуществлялось в течение года через посещение заседаний ШМО других циклов, уроков, на общешкольных праздниках, заседаниях ШПМПк и педагогических советах школы.
Задачи ШМО начальных классов на 2013/2014 учебный год.
- Коррекция компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития детей.
- Организация учебно-воспитательного процесса на уровне реальных возможностей учащихся.
- Использование педагогами начального звена наиболее рациональных методов и приёмов обучения и воспитания учащихся школы, здоровьесберегающие технологии.
- Разработка программы уроков здоровья в начальных классах коррекционной школы
- Мониторинг здоровья обучающихся воспитанников начального звена и их педагогов
- Координация учебно-воспитательной деятельности педагогов начальной школы и узких специалистов, организация взаимодействия всех участников педагогического процесса.
- Обмен актуальным педагогическим опытом в рамках организации семинаров для специалистов других ОУ.
- Аттестация педагогов.
Руководитель ШМО __________ Варченко Е.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
совместный план работы КДН и ЗП, ОДН и коррекционной школы VIII вида на 2012-2013 учебный год
совместный план работы коррекционной школы VIII вида, ОДН и КДН 2012-2013 учебный год...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по истории для 8 класса (VIII вида) на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по истории для 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Ррассчитана на 17 учебных часов....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по истории для 9 класса (VIII вида) на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа по курсу «История» для 9 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Рассчитана на 17 учебных часов. Предназначена для обучения детей VIII вида проходящих...
Анализ работы ШМО начальных классов МС(К)АОУ С(К)ОШ VII, VIII вида за 2013/2014 учебный год
Анализ работы ШМО начальных классов ОУ для детей с ОВЗ...
Анализ работы ШПМПк МС(К)АОУ С(К)ОШ VII, VIII вида за 2012/2013 учебный год
Анализ работы ШПМПк ОУ для детей с ОВЗ...
Аналитический отчёт о работе ШПМПК МС(К)АОУ С(К)ОШ VII, VIII вида за 2012/2013 учебный год
Аналитический отчёт о работе ШПМПк по сопровождению детей с ОВЗ...
План работы ШМО учителей начальных классов МС(К)АОУ С(К)ОШ VII, VIII вида на 2012/2013 учебный год
План работы ШМО ОУ для детей с ОВЗ...