Выступление к семинару «Внеурочная деятельность, как средство достижения требований ФГОС к метапредметным и личностным результатам образования»
методическая разработка на тему

Шпиллер Лариса Борисовна

Выступление к семинару «Внеурочная деятельность, как средство достижения требований ФГОС к метапредметным и личностным результатам образования»

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                           30.12.2013 г.

Выступление

к семинару «Внеурочная деятельность, как средство достижения требований ФГОС к метапредметным и личностным результатам образования»

                                                                                                                                       Шпиллер Л.Б.

     Работа по новым образовательным стандартам обязывает педагога пересматривать подходы к обучению, менять тактику преподавания. ФГОС имеют в своей основе системно-деятельностный подход и ориентированы на развитие личности обучающегося, на достижение им ожидаемых образовательных результатов. Этот подход напрямую связан с формированием универсальных учебных действий – общеучебных умений и навыков, овладение которыми дает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию собственной учебной деятельности.

      География — единственный школьный предмет, формирующий у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы. Комплексное, всестороннее представление позволяет формировать у обучающихся универсальные учебные действия. Разработчики стандарта второго поколения, понимая важность предмета, предложили начать преподавание географии с 5-го класса. Таким образом, материал начального курса географии теперь изучается в течение двух лет. Курс географии в 5-6 классах является первым географическим курсом, оказывающим влияние на формирование географической культуры человека.

Учебник "География" для 5-6 классов открывает завершенную предметную линию "Полярная звезда" для основной школы, разработанную в рамках системно-деятельностного подхода в обучении с учетом требований, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Содержание курса 5-6 классов дает первоначальные знания о природе Земли, об основных этапах ее географического освоения и направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Учебник выступает как организатор учебной деятельности и содержит в связи с этим систему деятельностных параграфов "Учимся с "Полярной звездой"; систему разнообразных разноуровневых заданий; инструктивную систему помощи в самостоятельной работе; графически выделенную систему подготовки к аттестации.

       Для более полного усвоения образовательной программы необходимо интегрировать урочную и внеурочную деятельность обучающихся. Организации внеурочной деятельности школьников, осваивающих новые образовательные стандарты, в школе уделяется особое внимание. География как учебный предмет имеет большие возможности для проведения внеурочной деятельности, так как ее содержание тесно связано с окружающей природой, с хозяйственной деятельностью людей, с международными и текущими событиями в нашей стране.

Внеурочную работу по географии могут вести не только географы, но и преподаватели других учебных дисциплин. На уроках и во внеурочной деятельности важно осуществлять межпредметные связи с биологией, историей, экологией, математикой, физикой, а также с реальной жизнью школьника для формирования более полной картины мира, а также для развития универсальных учебных действий.  (Пример)

       Внеурочная работа проводится в свободное время с целью развития интересов и способностей ребенка, удовлетворения его потребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и укрепления здоровья. Она позволяет детям использовать свое свободное время с максимальной пользой.

Образовательные цели внеурочной работы :

1. Расширить географический кругозор и углубить знания школьников в области географической науки,

2. Совершенствовать общеучебные и специальные для географии умения учащихся.

Эти цели осуществляются путем включения во внеклассные занятия внепрограммных вопросов и проблем географической науки, а также за счет более высокого научного уровня и глубины раскрытия программного материала. На внеурочных занятиях школьники совершенствуют умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. Составляя рефераты и доклады по дополнительной научно-популярной географической литературе, школьники совершенствуют умения работать с книгой: выделять главные мысли, отбирать факты для подтверждения теоретических положений, составлять планы и конспекты по тексту.

    К числу методов проведения внеурочной работы по географии, выделяемых по источнику знаний, можно выделить:

1.Словесные методы: лекция, беседа, доклад, интервью;

2. Практические, осуществляемые во время проведения практических занятий; Наблюдения, которые можно применять при изучении природных явлений;

3. Опытно-экспериментальный, применяемый с целью изучения процессов и явлений природы;

 4. Конструирование и моделирование, дающие возможность изготавливать различные типы моделей;

5.Экскурсионный, позволяющий изучать объекты и явления в природе;

6. Картографический, который имеет особую важность для географии.

Применение и сочетание всех перечисленных методов внеурочной работы по географии в 5-6 классах позволит повысить эффективность изучения предмета.

Для нашей школы традиционными являются следующие формы внеурочной работы по географии: предметная неделя географии и экологи, природоохранные акции, туристические игры, экскурсии, дистанционные викторины и олимпиады по географии. Этими формами работы охвачены обучающиеся 5 «Б» класса перешедшего  на ФГОС.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внеурочная деятельность, как средство достижения требований ФГОС к метапредметным и личностным результатам образования

Слайд 2

Цель курса

Слайд 4

Структура ЭП

Слайд 5

Межпредметные связи

Слайд 6

На внеурочных занятиях школьники совершенствуют умение самостоятельно пополнять знания из различных источников информации

Слайд 7

Методы проведения внеурочной работы по географии Словесные методы : лекция, беседа, доклад Практические : наблюдения, которые можно применять при изучении природных явлений Опытно - экспериментальный : изучение процессов и явлений природы Экскурсионный : позволяет изучать объекты природы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городской конференции "Образовательное пространство предметов естественнонаучного цикла как средство достижения требований ФГОС".

Ускоренное развитие современного общества требует от образовательного пространства формирование чётких целей, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы всех участнико...

«Проектирование личностного и духовно – нравственного развития обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС»

В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно - исторических и гражданско-патриотических традиций и устойчивому развитию общества. В этих условиях особую...

Использование сервиса classroom на уроках и во внеурочной деятельности как средство достижения метапредметных результатов

Представлен опыт работы в сервисе Classroom.Компания Google сообщила о полноценном запуске сервиса «Класс» для преподавателей по всему миру. При этом интегрирован с другими сервисами: &laq...

Сертификат участника методического семинара «Достижение предметных, метапредметных и личностных результатов образования средствами линий УМК по химии издательства «Дрофа». Электронная форма учебника».

Сертификат участника методического семинара «Достижение предметных, метапредметных и личностных результатов образования средствами линий УМК по химии издательства «Дрофа». Электронна...

Использование сервисов web 2.0 в урочной и внеурочной деятельности как средство достижения метапредметных результатов

Решение проблемы снижения познавательной активности школьников на сегодняшний день является одной из важнейших задач современного образования. Учителю необходимо организовать процесс обучения таким об...

Современные УМК по физике, как средство достижения требований ФГОС ООО к образовательным результатам

Современные УМК по физике, как средство достижения требований ФГОС ООО к образовательным результатам...