Программа внеурочной деятельности
рабочая программа (8 класс) на тему

Мерхалева Елена Юрьевна

Программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_znatoki_fiziki.docx32.47 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край, город-курорт Геленджик

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №8 имени Ц.Л.Куникова

муниципального образования город-курорт Геленджик

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 30 августа 2016 года протокол № 1

Председатель _______    

                          подпись руководителя ОУ         Ф.И.О.

 ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

По    физике

Уровень образования (класс)   8 класс

Количество часов        68 (2 часа в неделю)              

Учитель    Мерхалева Елена Юрьевна  

Программа разработана в соответствии и на основе ООП МАОУ СОШ № 8 им. Ц. Л. Куникова муниципального образования город – курорт Геленджик


  1. Пояснительная записка.

   Программа «Знатоки физики» разработана на основе ООП МАОУ СОШ № 8 им. Ц. Л. Куникова в соответствии с планом внеурочной работы по общеинтеллектуальному направлению. рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю), направлена на развитие содержания предмета «Физика» и предназначен для учащихся 8 - х классов. Теоретический материал, примеры  решения задач, а также сами задачи помогут закрепить знания в  области физики, алгебры, геометрии, биологии и освоить прикладное значение методов решения задач.                                    

   Актуальность программы обусловлена практической направленностью рассматриваемых задач, возможностью применения их результатов в жизни, а также доминирующей деятельностной составляющей в приобщении учащихся к самостоятельной работе в различных профессиональных сферах.

   Мотивирующим потенциалом программы является формирование познавательного интереса. Предлагаемые задания отличаются по степени сложности, что позволяет использовать их для дифференцированной работы с учащимися, проводить разноуровневое обучение. Школьникам на конкретных примерах иллюстрируется приложение элементарной математики к решению физических задач. Отличительной особенностью является интеграция межпредметных знаний по физике, алгебре, геометрии, биологии, доступность для каждого школьника. Кроме того, реализация программы создает условия для развития познавательных способностей учащихся, так как ее практическая направленность может выступать средством профессиональной пробы.

   Обучение школьников планируется проводить в деятельностной парадигме. Программа дополняет базовую, не нарушая ее целостности и применима для разных групп школьников.

Цели:

- создать условия для выявления, поддержки и развития способных и одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии с их индивидуальными способностями и потребностями;

- развить устойчивый интерес к физике и решению физических задач;

- формировать представления о приемах и методах решения физических задач повышенной сложности.

Задачи.

Образовательные:

- знакомство с минимальными сведениями о понятии «задача», с представлением о значении задач в жизни, науке, технике, с различными сторонами работы с задачами;

-  знакомство учащихся с расчетными математическими методами;

- овладение методами решения задач повышенной сложности по разделам «Механика», «Тепловые явления», «Электрические явления»;

-  повышение информационной и компьютерной грамотности.

Воспитательные:

- интеллектуальная и общепсихологическая подготовка к профессиональному самоопределению и самореализации в области физики;

- повышение мотивации саморазвития;

- формирование коммуникативных  умений: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, работать в сотрудничестве.

Развивающие:

- развитие у школьников рационального физического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

- овладение умственными операциями поиска решения задач;

- развитие самостоятельности, умений использовать справочную литературу и другие источники информации.

   Для достижения поставленных задач используются следующие методы обучения: проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные.

   Программа «Знатоки физики» строится на индивидуальном и групповом видах деятельности: постановка, решение и обсуждение проблемных вопросов, творческих и расчетных задач, экспериментов, подбор и составление задач на выбранную тему.

   Для организации занятий используются следующие формы:

  • беседы;
  • практикумы по решению задач;
  • презентация решения;
  • турниры;
  • проекты;
  • исследования;
  • постановка экспериментов;
  • участие в олимпиадах, конкурсах.        

   Формами контроля при проведении данного курса являются:

  • Самостоятельная работа по решению задач.
  •  Сообщения по результатам выполнения экспериментальных заданий.
  • Презентация решения задачи.
  • Проектная работа.

  Основные виды деятельности учащихся:

  • Индивидуальное, коллективное, групповое решение задач различное трудности.
  • Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач.
  • Решение занимательных, экспериментальных, качественных, комбинированных задач и т.д.
  • Решение олимпиадных задач.

   2. Личностные и метапредметные результаты обучения.

   Частными предметными результатами обучения по программе являются: овладение разнообразными способами выполнения математических расчётов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики.

   Личностные результаты:

- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

 - убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  - формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения;

 - приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

 - приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.

Метапредметные результаты:

– понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными способами деятельности на примерах выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

– формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;

– приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

– развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

– освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем.

   Учащиеся должны уметь: классифицировать задачу, анализировать физическое явление, формировать собственный алгоритм решения задач, определять адекватные способы и методы решения задачи, последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи средней сложности, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными физическими знаниями. Использовать  различные источники информации, включая энциклопедии, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, рисунок).

  1. Учебно-тематический план.

№ п/п

Наименование тем, разделов

Количество часов

Виды деятельности учеников

всего

теория

практика

1

Инструктаж по технике безопасности.

Гидростатика. Аэростатика

3

4

Знакомятся с «секретами» умения считать.

Определяют понятие  физическая задача.

Знакомятся с различными задачниками, видами задач.

Знакомятся с понятием стандартной ситуации.  Вспоминают понятия физической величины, закона, явления.  

Рассматривают стандартные ситуации гидростатики. Решают задачи в группах на расчет давления в жидкости и газе, закон Паскаля, гидростатическое давление и т.д..

2

Тепловые явления

20ч

4

16

Знакомятся со стратегией поиска решений задач по физике. Учатся разделять задачи на подзадачи, заменять исходную задачи эквивалентной, переформулировать и перемоделировать задачу.

Составляют план решения задачи. Знакомятся с классификацией задач на энергообмен. Решают задачи на обмен энергии одного вида, обмен энергии разного вида, т.е. задачи на превращение энергии одного вида  в энергию другого вида.

Анализируют условия задач.

3

Электрические явления

20ч

5

15

Знакомятся с типичными ошибками при решении и оформлении решения физической задачи. Решают качественные экспериментальные задачи с использованием электрометра, задачи на расчет электрического сопротивления проводников,

задачи разных видов на описание  электрических цепей постоянного тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, задачи на расчет задач на смешанное соединение проводников, расчет электрических цепей,  решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи. Знакомятся и решают экспериментальные олимпиадные задачи.

4

Законы отражения и преломления света.

8 ч

2

6

Знакомятся с примерами решения олимпиадных задач по данной теме

Составляют физические задачи. Знакомятся с основными требованиями к составлению задач, способами и техникой составления задач.

5

Тонкие линзы

10 ч

2

8

Подбирают, составляют и решают по интересам различные сюжетные задачи: занимательные, экспериментальные с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, качественные задачи.

Знакомятся с примерами решения олимпиадных задач по данной теме.  

6

Итоговая работа

2

Подготовка проектной работы групповой или индивидуальной.

Работают с компьютерными моделями. Выполняют дистанционную интернет-олимпиаду по физике.

7

Конференция.

1

Защита проектов.

ИТОГО:

68ч

16ч

52ч

  1. Содержание программы

1. Гидростатика. Аэростатика (7 часов).

   Жидкости и газы. Текучесть. Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Гидростатическое давление. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Изменение атмосферного давления с высотой. Закон Архимеда. Условия плавания тел в жидкости. Воздухоплавание. Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.

2. Тепловые явления (20 часов).

   Тепловое движение. Температура тел. Внутренняя энергия тел и способы её измерения. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества. Расчёт количества теплоты. Удельная теплота сгорания топлива. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления и отвердевания. Испарение и конденсация. Кипение. Тепловые двигатели. Работа газа и пара при расширении. Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.

3. Электрические явления (20 часов).

   Электризация тел. Электрический заряд. Объяснение явления электризации. Закон сохранения электрического заряда. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Проводники и диэлектрики. Электрический ток в проводниках. Сила и плотность тока. Электрические цепи. Источники электрического тока. Электрическое напряжение. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока. Закон Ома. Электрическое сопротивление. Закон Джоуля-Ленца. Соединения проводников в электрической цепи. Измерение силы тока и напряжения. Амперметр и вольтметр. Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.

4. Законы отражения и преломления света (8 часов).

Закон прямолинейного распространения света. Камера-обскура. Закон отражения. Плоское зеркало. Построение изображения в плоском зеркале. Закон преломления света. Полное внутреннее отражение. Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.

5. Тонкие линзы (10 часов)

   Параксиальное приближение в оптике. Преломление света в тонком клине. Тонкие линзы. Построение изображения в тонких линзах. Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.

Итоговая работа, конференция (3 часа)

  1. Материально – техническое обеспечение.

   Для успешной реализации данной  программы  в школе присутствует необходимое классное помещение (просторное, хорошо отапливаемое и освещенное); мебель (столы, стулья, классная доска); наглядные пособия и материалы: задачники по физике, методические пособия для подготовки к олимпиадам по физике, задачи Всероссийских конкурсов, Интернет-олимпиады по физике, журналы «Физика в школе», презентации тематических занятий, приборы и оборудование для выполнения практических работ, компьютерная техника: (компьютеры, экран, проектор), Интернет.

Литература для учителя

  1. Бендриков Г. А., Буховцев Б. Б., Керженцев В. В., Мякишев Г. Я.Задачи по физике для поступающих в вузы. – М.: «Наука», 1976. – с. 383.
  2. Болховитинов В. Н., Колтовой Б. И., Лаговский И. К. Твое свободное время. – М.: «Детская литература», 1976. – с. 463.
  3. Зорин Н. И. Элективный курс «Элементы биофизики». – М.: «Вако», 2007. – с. 158
  4. Зорин Н. И.  Элективный курс «Методы решения физических задач». – М.: «Вако», 2007. – с. 334.
  5. Курин А.А., Гордеева В.В., Сухова Т. В. Физика. Математика. Решение прикладных задач в криминалистике и судебной экспертизе. – Волгоград: «Учитель», 2008. – с. 128.
  6. Рабиза Ф. В. Простые опыты. Забавная физика для детей.- М.: «Детская литература», 1997. – с. 222
  7. Савченко Н. Е. Задачи по физике с анализом их решения. – М.: «Просвещение», 1996. – с. 320.
  8. Смирнов Ю. И. Мир физики. – С. –Петербург.:  «МиМ – Экспресс», 1995. – с. 174.
  9. Журналы «Физика в школе», «Квант», газета «Приложение к Первому сентября. Физика»
  10. http://window.edu.ru/
  11. http://elkin52.narod.ru/index.htm
  12. http://www.fizika.ru/        
  13. http://elementy.ru/

Литература для учащихся

1. Демкович В.П., Демкович Л.П. Сборник задач по физике: Пособие для учащихся. — Изд. 5-е, перераб. - М.: Просвещение, 1981.- 206с.

2. Физика. Всероссийские олимпиады. – С.М. Козел, В.П. Слободянина. – М.: Прсвещение, 2008-2010. (Серия «Пять колец»)

3. Ковтунович М.Г.Домашний эксперимент по физике. Дидактический материал для 8 кл

4. Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А.В. Перышкина и др. «Физика. 8 класс», «Физика, 9 класс»/ А.В. Перышкин.- М.: Издательство «Экзамен», 2007.

5. Степанова Г.Н. Сборники задач по физике 7-9 кл. –М.: Вента-Граф, 2002.

6. Физика. Задачник 9-11 классы. /О.Ф.Кабардин, В.А.Орлов, А.Р.Зильберман. - М.: Дрофа, 2003.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей математики, физики и информатики МАОУ СОШ №8 им.Ц.Л.Куникова  №________

от ___________ 2016  года № 1

______________________________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР  

______________________________

____________________ 2016  года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...