Педагогический совет "Инклюзивное образование: проблемы и перспективы"
презентация к уроку
В презентации педагогического совета "Инклюзивное образование: проблемы и перспективы" рассматривается правовая основа для обучения детей с особенностями в развитии, история развития обучения детей с особенностями в развитии, рассматривается понятие "инклюзивное образование и т.д. Приволится статистика готовности педагогического коллектива к работе с данными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педсовет "Инклюзивное образование: проблемы и перспективы" | 2.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СТАТИСТИКА Население России – 144, 5 млн.чел. Люди с инвалидностью - 11 млн.чел. Дети с инвалидностью - 630 333 чел. Дети со специальными образовательными нуждами от 7 до 18 лет - 1,6 млн. чел.
Где учатся дети- инвалиды? Массовые школы Обычные классы Обучение на дому 39 тыс. Специализированные школы Интернаты Классы коррекции (инвалиды, ЗПР ) - 195,3 тыс. Не учатся ! 245000 177 000 235 000
Д.А. Медведев (Премьер-министр РФ) « Необходимо создать нормальную систему образования для детей с ОВЗ, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества»
Правовая основа для обучения детей с особенностями Международное законодательство Законодательство РФ Нормативно-правовые документы регионального уровня Нормативно-правовые документы муниципального уровня Локальные акты образовательного учреждения
Международное законодательство Всеобщая декларация прав человека (ООН, 1948 г.); Декларация прав ребенка (ООН, 20 ноября 1959 г.); Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (ООН, 14 декабря 1960 г.); Декларация о правах инвалидов (ООН, 9 декабря 1975 г.); Всемирная программа действий в отношении инвалидов (ООН, 1982 г.); Конвенция о правах ребенка (ООН, резолюция 44/25 , 20 ноября 1989 г.); Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (ООН, резолюция 48/96, 20 декабря 1993 г.); Конвенция о правах инвалидов (ООН, резолюция 61/106, 13 декабря 2006 г.).
Законодательство РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» - Закон РФ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ с дополнениями и изменениями "Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ" - ФЗ от 24.07.1998 N 124-ФЗ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения) - Письмо МОиН РФ от 27.03.2000 № 27/901-6) «О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» - Инструктивное письмо МОиН РФ от 21 февраля 2001 г. N 1 «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» – Распоряжение правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р) "О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)" - Письмо МОиН РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6
Законодательство РФ «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития» - Письмо Управления специального образования МО РФ от 30 мая 2003 г. N 27/2881-6 «Методические рекомендации о деятельности 10 - 12 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой» - Письмо МО РФ от 19 июня 2003 г. N 27/2932-6 «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития» - Письмо Управления социального образования МО РФ от 30 мая 2003 года № 27/2881-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» - Письмо МО РФ от 03.04.2003 N 27/2722-6 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» - Приказ МО и науки РФ от 9 марта 2004 г. N 1312
Законодательство РФ «Об утверждении формы документов гос. образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании и документов об окончании спец. (коррекц.) общеобразовательной школы VIII вида, спец. (коррекц.) класса общеобразовательного учреждения» - Приказ МО и науки РФ от 17 ноября 2005 г. N 281 «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении мед.-соц. экспертизы граждан федеральными гос. учреждениями мед.-соц. экспертизы» - Приказ МЗ и социального развития РФ 22 августа 2005 г. N 535) «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» - Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р «О порядке и условиях признания лица инвалидом» - Постановление правительства РФ от 07.04.2008 N 247 «Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» . Приложения N2 и N3 к приказу МЗ и социального развития РФ от 4.08.2008 г. N 379н
Законодательство РФ «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами» – Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «Об утверждении Типового положения о спец. (коррекционном) ОУ для обучающихся, воспитанников с ОВЗ» - Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 (в ред. от 10.03.2009 г.) «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования» - Приказ МО и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалиф. хар-ки должностей работников образования» - Приказ Минздрав. социального развития России № 593 от 14 августа 2009 г. «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» - Приказ МО и науки РФ от 24 марта 2009 года № 95 "О федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы" (в редакции от 20.12.2011). - Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 N 61
Законодательство РФ 22. «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы - Постановление Правительства РФ от 17 марта 2011 г. №175. Государственной программы РФ 23. «Об образовании в Российской Федерации» - ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ 24. "О ратификации Конвенции о правах инвалидов» - Публикация 5 мая 2012 г. 25. "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" - Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №599 26. "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" - Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №597 27. "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" - Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 28. «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» - Письмо МО и науки РФ от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 29. "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии". Приказ МО и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082 г.
Законодательство РФ 30. “Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по АООП” . Приказ МО и науки РФ от 14 октября 2013 г. № 1145 30. "О коррекционном и инклюзивном образовании детей". Письмо Заместителя министра МО и науки РФ, ИР-535/07 от 07.06.2013 г 31. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» - ФЗ от 01.12.14 г. № 419-ФЗ 1015 г. 32 . "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ООП - образовательным программам начального, основного и среднего общего образования" . Приказ МО и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 33 . «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» - ФЗ от 13.07.15 г. № 239
Законодательство РФ 34. "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ООП начального, основного и среднего общего образования» - Приказ МО и науки РФ от 30.08.13 г. N 1015 35. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам соц. защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» - ФЗ от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ 36. «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ» - Приказ МО и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598 37. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для обучающихся с ОВЗ» - Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. № 26 38. «Метод. рекомендации по организации и проведению ГИА по ООП в форме ОГЭ и ЕГЭ для лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов» - Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, 2015 39. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» - ФЗ от 13.07.15 г. № 239
Региональное законодательство "О создании центра дистанционного обучения для детей-инвалидов" - Указ Губернатора Оренб. обл. от 10.09.2009 г. N 198-ук «О внесении изменений в Указ Губернатора Оренб. Обл. от 27.06.2006 года № 116-ук "О развитии системы начального профессионального образования для детей-инвалидов на территории Оренбургской области" . Указ Губернатора Оренб. обл.от 18 октября 2010 г. № 219-ук «Об утверждении комплекса мер, направленных на формирование условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в сфере образования инвалидов и других маломобиль- групп населения и создание сети базовых ОУ, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих сов-местное обучение инвалидов » .Постановление Правительства Оренб. обл. от 01.12.2011 № 884-п и 08.10.2012 № 1173-п «Об утверждении обл. целевой программы«Доступная среда» на 2013—2015 годы» (вступило в силу с 01.01.2013) . Постановление Правительства Оренб. Обл. от 29.08.2012 № 740-пп «О требованиях к реализации адаптированных образовательных программ» . Письмо МО Оренб. обл. от 30.09.2014 № 01-23/5138
Локальные акты школы 1. Приказ Управления образования г. Новотроицка от 23.09.2015 № 350 «Об обучении специалистов образовательных учреждений по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов» 2. Договор о взаимодействии Психолого-медико-педагогической консилиум (ПМПк) МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 15 г. Новотроицка и муниципальной Психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК)»
Локальные акты школы Приказ № 97/2 от 15.10.2015 г. «О переходе на обучение по ФГОС НОО для детей с ОВЗ» Приказ от 15.10.2015 г. № 97/1 «О разработке адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) на 2016-2017 учебный год» ПОЛОЖЕНИЕ о порядке разработки, утверждения и реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приложение к приказу № 97/1 от 15.10.2015 г. ) Приказ № 92/1 от 29.09.2015 г. «О создании рабочей группы по вопросам введения ФГОС НОО для детей с ОВЗ Положение о рабочей группе по внедрению ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ (Приказ № 97 от 15.10.2015 г.)
Локальные акты школы 6. План работы рабочей группы МОАУ «СОШ № 15 г. Новотроицка» по подготовке к введению ФГОС НОО для детей с ОВЗ и умственной отсталостью в 2015-2016 учебном году (приложение к приказу № 92/1 от 29.09.2015 г.) 7. Приказ от 14.10.2015 г. № 96 «Об утверждении Плана мероприятий по обеспечению условий для введения ФГОС НОО для детей с ОВЗ» 8. План мероприятий по реализации инклюзивного образования (приложение к приказу № 96 от 14.10.2015 г.) 9. Приказ от 14.10.2015 № 96 «Об утверждении Плана-графика Мероприятий («дорожной карты») по обеспечению введения и реализации ФГОС НОО для детей с ОВЗ» 10. Организация внутришкольного координационного совета по инклюзии
Локальные акты школы 11. Приказ № 96 от 14.10.2014 г. «Об утверждении Плана мероприятий по обеспечению условий для введения ФГОС НОО для детей с ОВЗ» 12. План-график («дорожная карта») введения инклюзивного образования детей с ОВЗ на 2015–2018 годы (приложение к приказу № 96 от 14.10.2015 г.) 13. План мероприятий по реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на период 2015-2018 гг. (приложение к приказу № 96 от 14.10.2016 г.) 14. Приказ от 16.10.2016 № 98 «Об утверждении плана методической работы по реализации ФГОС НОО для детей с ОВЗ» 15. План внутришкольного контроля по реализации внедрения ФГОС ОВЗ (приложение к приказу № 98 от 16.10.2016 г.) 16. Методические рекомендации «Обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях реализации ФГОС НОО» (сентябрь 2016 г.)
Локальные акты школы 17. Рассмотрение и утверждение Программы развития инклюзивного образования в МОАУ СОШ № 15 18. Положение об инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья МОАУ «СОШ № 15 г. Новотроицка» 19. Должностная инструкция методиста-координатора по инклюзивному образованию МОАУ «СОШ № 15 г. Новотроицка» 20. Должностная инструкция тьютора (педагога сопровождения детей - инвалидов) МОАУ «СОШ № 15 г. Новотроицка» 21. Договор с родителями о предоставлении детям с ОВЗ начального общего образования в инклюзивной форме 22. Утверждение АООП НОО обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (педсовет № 12 от 14.16.16 г.) - Вариант 6.1.
История обучения детей с особенностями в развитии XX в. XXI в. 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 0 10 20 сегрегация интеграция ИНКЛЮЗИЯ медицинская модель модель модель нормализации включения
Возникновение феномена совместного обучения (именно так, а не «интеграция») обычных детей и детей с проблемами в развитии было подготовлено широким распространением и внедрением в европейскую образовательную практику педагогических идей И.Г. Песталоцци
Инклюзия - это вовлечение в процесс каждого ученика с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям, удовлетворяет индивидуальные образовательные потребности, обеспечивает специальные условия . Термин « инклюзивное образование »- от латинского слова include , означающие « включенный » Инклюзивное образование
Инклюзивное образование Учитывает потребности , также как и специальные условия и поддержку , необходимые ученику и учителям для достижения успеха Означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая сложна, но соответствует его способностям Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
Инклюзивное образование Признает, что все дети могут учиться Работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей всех детей Является частью большой стратегии по созданию общества , принимающего всех Является динамичным процессом, который постоянно в развитии
«Обычное» образование Особый ребенок Квадратные колышки для квадратных отверстий Специальные педагоги Специальные школы Специальное образование «Обычный» ребенок Круглые колышки для круглых отверстий Обычные педагоги Обычные школы
Интегрированное образование Адаптация ребенка к требованиям системы Превращение квадратных колышков в круглые терапия коррекция реабилитация Система остается неизменной Ребенок либо адаптируется к системе, либо становится для нее неприемлемым
История обучения детей с особенностями в развитии XX в. XXI в. 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 0 10 20 сегрегация интеграция ИНКЛЮЗИЯ медицинская модель модель модель нормализации включения
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ ПЕДАГОГОВ, ПРИНЯВШИХ УЧАСТИЕ В АНКЕТИРОВАНИИ
УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ
ОТНОШЕНИЕ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Опыт взаимодействия с особыми детьми 1. В личной жизни
Опыт взаимодействия с особыми детьми 2. В педагогической деятельности
Есть ли дети с особенностями в развитии в Вашем классе ?
Есть ли опыт работы по обучению детей по обучению детей с особенностями в развитии?
Отношение к инклюзивному образованию
С нарушениями слуха (глухие и слабослышащие) Категории детей с ОВЗ С выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы (аутизм) С тяжелыми нарушениями речи С умственной отсталостью С нарушениями зрения (слепые и слабовидящие) С задержкой психического развития (ЗПР) С нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в том числе с ДЦП Со сложными недостатками в развитии
В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ устанавливаются ФГОС и включают в ФГОС специальные требования. ОО, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных АООП.
Категория детей с ОВЗ Варианты ФГОС 1. Глухие дети 1.1 1.2 1.3 1.4 2. Слабослышащие и позднооглохшие дети 2.1 2.2 2.3 - 3. Слепые дети 3.1 3.2 3.3 3.4 4. Слабовидящие 4.1 4.2 4.3 - 5. Дети с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) 5.1 5.2 - - 6. Дети с двигательными нарушениями (НОДА) 6.1 6.2 6.3 6.4 7. Дети с ЗПР 7.1 7.2 - - 8. Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) 8.1 8.2 8.3 8.4
Школы и педагоги не готовы к изменениям в традиционных формах, принципах и методах обучения Страх перед неизвестным Консервативность общества: неготовность общества к идеям инклюзивного образования Материальные трудности: отсутствие финансирования для реализации эксперимента Проблемы внедрения инклюзивного образования
5. Нет четких правовых и экономических норм 6. Отсутствие в штатном расписание должности сопровождающий или помощник учителя (тьютор) 7. Отсутствие специальной подготовки у педагогов 8. Нежелание педагогов изменяться 9. Родители, как партнеры не включены в школьную жизнь Проблемы внедрения инклюзивного образования
10. Низкая мотивация педагогов из-за отсутствия материальной поддержки 11. Отсутствие или недостаточное количество в школе необходимых специалистов 12. Дефицит учебно-методических пособий 13. Недостаточная методическая подготовка педагогов 14. Недостаточная правовая региональная база 15. В штатное расписание не включены тьюторы Проблемы внедрения инклюзивного образования
16. Формирование адекватного отношения к детям с особыми образовательными потребностями со стороны сверстников 17. Общий рост количества детей с отклонениями в развитии с одновременным сокращением классов для детей с ЗПР 18. Психологическая неготовность педагогов работать с «особенными детьми» 19. Проблема итоговой аттестации учащихся с ОВЗ Проблемы внедрения инклюзивного образования
Специальные условия, позволяющие удовлетворить особые образовательные потребности Формула Дэвида Митчелла ИО= В+О+5К+П+Рс+Рк ИО – инклюзивное образование В – видение, готовность к видению инклюзивного образования в общеобразовательной школе, каждого принимают и считают важным членом коллектива О – определение в школу, включение детей в общий учебный процесс 5К – 5 компонентов: адаптированный учебный план, адаптированная оценка, адаптированное преподавание, адаптированная доступная среда, признание права на ИО.
ИО= В+О+5К+П+Рс+Рк П - поддержка со стороны учителей, специалистов, детей и родителей. Рс – ресурсы, в которых нуждается ученик с особыми образовательными потребностями. Рк – руководство на всех уровнях. Необходимо для работы всех выше перечисленных компонентов
Перспективы инклюзивного образования 1. Вовлечение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс 2. Адаптация детей-инвалидов в современном обществе 3. Создание активной поведенческой установки у детей-инвалидов на уверенное позиционирование себя в современном обществе 4. Умение превращать свои недостатки в достоинства 5. Изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями.
«Вся ценность общества зависит от того, какие возможности предоставляет оно развитию индивидуальности» А. Энштейн
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на заседании ПЦК "Модернизация системы среднего професионального образования: проблемы и перспективы".
доклад на заседании ПЦК "Модернизация системы среднего профессионального образования: проблемы и перспективы"....
Инклюзивное образование: проблемы и перспективы
Данная статья затрагивает болезненную, но в то же время крайне актуальную статью для современного этапа развития образования и общества в целом. В работе представлены аргументы в пользу организа...
Публикация в сборнике материалов межрегиональной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: проблемы и перспективы"
Данная система диагностики позволяет получить достоверную информацию о развитии общих способностей каждого ребенка, о его уровне развития и качественных особенностях, недостатках мыслительного процесс...
Инклюзивное образование-проблемы и перспективы.
Эссе. Тема. Инклюзивное образование-проблемы и перспективы. Размышления на тему педагогов разных поколений....
Сборник "Технологическое и профессиональное образование: проблемы и перспективы", Иркутск, 2019 г. "Формирование толерантности и основ культуры межэтнического и межконфессионального общения"
В Приангарье проживают представители более 150 национальностей, поэтому проблема толерантности, т.е. терпимости к иному мировоззрению образу жизни, поведению и обычаям, актуальна. Как научить подраста...
Сборник "Технологическое и профессиональное образование: проблемы и перспективы". Иркутск, 2023г. "Ученический творческий проект: моделирование физиологических процессов"
Статья посвящена долгострочному проекту, который реализуется в образовательном пространстве МБОУ г. Иркутска СОШ №17 на основе интеграции образовательных областей и различных методических объединений ...