ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
статья

Смульская Екатерина Дмитриевна

Статья "ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ" посвящена актуальной обсуждаемой проблеме в настоящее время. В Санкт-Петербурге уже существует ряд общеобразовательных школ, в которых «особенные» дети обучаются вместе со здоровыми детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inklyuzivnoe_obrazovanie.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.1

Е.Д. Смульская

РГПУ им. А.И.Герцена

Г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Инклюзивное образование в России развивается не так стремительно, как в Западноевропейских странах, но тема внедрения инклюзивного образования в российские школы поистине актуальна в настоящее время: ведется большое количество споров и дискуссий по данному поводу. « Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [3].  В основу инклюзивного образования положена идея, исключающая дискриминацию детей, что обеспечивает одинаковое отношение ко всем людям при создании специальных условий для ребят, нуждающихся в особых образовательных потребностях [4]. Согласно закону об образовании РФ  «особенные» дети получили возможность обучаться не только в специализированных учреждениях, коррекционных классах, но и в общеобразовательных учебных заведениях.

Сегодня инклюзивное образование на территории РФ регулируется рядом документов:

  • конституцией РФ;
  • федеральным законом «Об образовании»;
  • федеральным законом  «О социальной защите инвалидов в РФ»;
  • конвенцией о правах ребенка;
  • протоколом  №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В 2008 году была подписана Конвенция ООН «О правах инвалидов» где заявлено, что в целях осуществления права на образование государства-участники обязаны обеспечить инклюзивное образование в течение всей жизни человека.

В Санкт-Петербурге уже существует ряд общеобразовательных школ, в которых «особенные» дети обучаются вместе со здоровыми детьми. Назовем некоторые из них: школа № 593 с углубленным изучением английского языка в Невском районе; № 688 в Приморском районе , № 126, №619 и др.  Однако Н.Г.Путиловская, первый заместитель председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга отмечает, что о широком внедрении инклюзивного образования в школах города говорить  рано (это все же в настоящее время редкие случаи). В основном данные школы рассматриваются как площадки, где будет в дальнейшем опробовано инклюзивное образование.

Правительства Санкт-Петербурга в этом году намерено организовать универсальную среду для детей с ограниченными возможностями здоровья в 30% общеобразовательных школ.

Абсолютно очевиден гуманистический потенциал идеи инклюзивного образования.

Несомненно, каждый ребенок имеет право на образование. Детям с ОВЗ необходимо общение со здоровыми детьми, их нужно социализировать и это очевидно. Тем не менее, в настоящее время общеобразовательные школы не готовы к полноценному применению инклюзивного обучения. Существует ряд проблем внедрения инклюзивного обучения: консервативные идеи педагогов; неподготовленность кадров для обучения детей с ОВЗ; недостаточная техническая оснащенность современных школ и многие др. [2].

Нельзя забывать о том, что данные проблемы решаемы. Но стоит задуматься, смогут ли «особенные» дети и здоровые дети учиться вместе? Даже если создать для этого все условия, не повлияет ли такой тип  обучения на качество образования в целом? Инклюзивное образование в настоящее время эксперимент. Но объектом данного эксперимента становятся наши дети, их образование, их будущее. Многие родители и  учителя понимают насколько тяжело работать в инклюзивном классе. Учителю нужно найти подход ко всем детям, всех включить в процесс обучения. Однако детям с ОВЗ необходимы другие программы (программы облегченного типа), они нуждаются в особом отношении, в специальном подходе.

 Для того чтобы дети с ОВЗ поверили в свои силы, чтобы не приписывать таким людям комплекс неполноценности, на мой взгляд, стоит подумать о модернизации программ коррекционных школ. В свою очередь общеобразовательные школы могут организовывать факультативы, элективные курсы и для детей с ОВЗ и для здоровых детей, таким образом, реализовывая идею инклюзивного образования.  Так  у «особенных» детей  появится возможность общения и получения новых дополнительных знаний.

        

Список литературы

  1. Зайцев Д.В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями // Социологические исследования.- 2004.
  2. http://www.scienceforum.ru// Кондратьева А.А. Инклюзивное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы.
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
  4. Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013.

©Е.Д.Смульская, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация для участия в Международной научно-практической конференции «Этнокультурное образование: опыт и перспективы развития» ГОУ Республики Марий ЭЛ «Косолаповская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

Одним  из направлений  духовно-нравственной работы с обучающимися коррекционных школ является опора на национальную культуру, народные промыслы. Обучающиеся  коррекционных школ- и...

Доклад на Республиканской научно-практической конференции "Здоровьесберегающее образование:опыт, проблемы, перспективы развития"по реализации проекта "Спортивная суббота в школе"

Доклад "Реализация проекта " Спортивная суббота на базе МОУ "Акчеевская СОШ " (Республиканская научно-практическая конференция)...

Инклюзивное образование: проблемы и перспективы

Данная статья затрагивает болезненную, но в то же время крайне актуальную статью для современного этапа развития образования и общества в целом. В работе  представлены аргументы в пользу организа...

Публикация в сборнике материалов межрегиональной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: проблемы и перспективы"

Данная система диагностики позволяет получить достоверную информацию о развитии общих способностей каждого ребенка, о его уровне развития и качественных особенностях, недостатках мыслительного процесс...

Педагогический совет "Инклюзивное образование: проблемы и перспективы"

В презентации педагогического совета "Инклюзивное образование: проблемы и перспективы" рассматривается правовая основа для обучения детей с особенностями в развитии, история развития обучени...

Инклюзивное образование-проблемы и перспективы.

Эссе. Тема. Инклюзивное образование-проблемы и перспективы. Размышления на тему педагогов разных поколений....