Доклад «Отклоняющееся поведение и психофизиологические механизмы агрессии у детей с ОВЗ и детей-инвалидов»
учебно-методический материал на тему

Минаева Елена Сергеевна

1. Понятие девиантного поведения, причины и проявления девиантного поведения детей с ограниченными возможностями.

2. Понятие агрессивности и агрессии, причины агрессии, ее виды и механизм действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx35.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Отклоняющееся поведение и психофизиологические механизмы агрессии у детей с ОВЗ и детей-инвалидов»

                                                           ПЛАН:

1. Понятие девиантного поведения, причины и проявления девиантного поведения детей с ограниченными возможностями.

2. Понятие агрессивности и агрессии, причины агрессии, ее виды и механизм действия.

3. Список литературы

1. К отклоняющемуся от общепринятых норм поведению относятся: правонарушения, пьянство, наркомания, проституция, самоубийство, пристрастие к азартным играм и пр. Это политика уйти от общества, от решения жизненных проблем, преодолеть состояние неуверенности и беспокойства.

В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания. Иначе говоря, не являются противоправными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название - делинквентное (буквально - преступное) поведение.

Делинквентность детей относится к числу важнейших показателей, характеризующих экономическое, социальное и нравственное благополучие общества.

Ситуация обусловлена тяжелым социально-экономическим положением  россиян: безработицей и миграцией, ростом числа социально-неблагополучных семей, кризисом духовных ценностей, падением нравственного уровня населения. Определенная доля вины за повышение уровня делинквентности детей обоснованно возлагается на образовательные учреждения.

Для детей с ОВЗ, имеющих девиантное поведение, характерны завышенные самооценки, низкий уровень ответственности за свои поступки, отсутствие чувства стыда, дефицит совести, равнодушие к другим людям, их проблемам и заботам. Типичными чертами для многих детей является сниженный самоконтроль, эмоциональная неуравновешенность, упрямство, импульсивность, злобность, мстительность, агрессивность.

К числу факторов, влияющих на повышение преступности детей-инвалидов, российские ученые относят перегрузку детей учебными занятиями, недостаточный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в обучении и воспитании, гиподинамию и др.

Девиантное поведение можно определить как отдельные поступки, входящие в противоречие с принятыми в обществе юридическими, моральными, социальными, этическими нормами.

Это происходит в условиях социального расслоения общества, падения жизненного уровня значительной части населения, неблагоприятного развития семейно-брачных отношений, роста различных проявлений жестокого обращения с детьми-инвалидами.

Девиантные формы поведения, базируясь на индивидуально- психологических стереотипах, имеют зависимость от внешних условий, ситуативных моментов, которые способны либо провоцировать, либо блокировать неадекватные формы поведения детей с ОВЗ.

Наиболее аргументированной точкой зрения объяснения причин появления девиантной личности является нарушение хода ее социализации. Когда ребенок-инвалид воспитывается в благополучной семье, тогда у него формируется социальный интерес, уверенность в себе, восприятие норм окружающей культуры как справедливых. Когда же «особого» ребенка окружает непонимание, несправедливое отношение, постоянные конфликты между родителями, тогда у него формируется негативное отношение к другим, отсутствие ориентации на будущее, беспокойство и тревога, отклоняющееся поведение.

Однако бывают случаи негативного поведения детей-инвалидов из вполне благополучных семей, ведь семья не единственный источник и причина социализации ребенка в сложном, противоречивом, постоянно изменяющемся обществе. Многие нормы из различных субкультур часто противоречат друг другу. Воспитание «особого» ребенка в семье вступает в противоречие с идеологией социальных групп и институтов. Родители вынуждены сталкиваться с чрезмерной идеологизацией своих детей, влиянием уличных групп, массовой культуры и т.д. Неизбежно возникают противоречия между нормами и ценностями. То, что говорят в семье детям, кажется неправдой, обостряется конфликт отцов и детей, их субкультур.

Девиация начинается с фрустрации, с возникновения социального напряжения, невозможности для индивида реализовать поставленную цель. Данное напряжение может проявляться как агрессия, озлобленность, которая направлена на других или на самого себя. Если человек длительное время не выходит из этого состояния, то формируется невроз - болезнь, которая возникает в результате конфликта человека с социальной средой, столкновений желаний человека и реальной действительности, которая его не удовлетворяет. Тогда предпринимаются попытки достигнуть своей цели другими, отклоняющимися от норм путями. В данном случае имеет место бесконфликтная девиация. Если же субъекты идут на прямую конфронтацию, борьбу, и таким образом пытаются добиться своих целей, то это уже будет конфликтная девиация.

Итак, всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным. Это чрезвычайно широкий класс явлений: от безбилетного проезда до убийства человека. В широком смысле «девиант» - любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы.

Причинами  отклонений  в поведении  детей с ОВЗ являются:   педагогическая   неграмотность родителей, безнадзорность, вызванная  занятостью  родителей,  отрицательный пример родителей, или аморальное поведение, нарушение структуры семьи.

Также к ряду причин можно отнести: повышенную внушаемость, несформированность ценностной ориентации, стремление показать себя взрослым, восприимчивость к негативному влиянию со стороны (школа, семья, улица), проблемы с родителями, эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, желание самоутвердиться.  

Это приводит к возникновению у детей с ОВЗ  неправильных  представлений, привычек, потребностей.

Следовательно, преодоление отклонений в поведении детей-инвалидов целесообразно и правомерно начинать в первые годы их обучения  в  школе.  В связи с этим необходима специальная коррекционная и профилактическая работа педагогов с данной категорией детей.

Среди причин социального характера одной из самых распространенных является влияние социального окружения, в котором живет и развивается ребенок-инвалид. Развиваясь в социально неблагополучной среде, ребенок усваивает ее нормы и ценности. Причиной может стать и социально благополучная, но низкая по уровню материального обеспечения среда. Причиной может быть и социально - и материально-благополучная среда. Большое влияние оказывает нравственная атмосфера в семье (проблемы алкоголизма и наркомании), а также переходный возраст ребенка.

Таким формам отклоняющегося поведения, как алкоголизм и наркомания детей с ограниченными возможностями здоровья, могут способствовать следующие факторы: отсутствие рационального объяснения взрослыми причин того или иного запрета и неумение детей с ограниченными возможностями здоровья выделять такие причины; игнорирование взрослыми личностных потребностей и ценностей ребенка-инвалида, его личностных прав.

Картина воздействия алкоголя на конкретную личность чрезвычайно разнообразна и зависит от индивидуально-характерологических особенностей. Наиболее явными проявлениями девиантного поведения при алкоголизме является агрессивность, снижение контроля за своими действиями, эйфорическое состояние с ощущения вседозволенности. Все это способствует аморальному, асоциальному, преступному поведению. Особенностью алкоголизма несовершеннолетних, увеличивающего риск и утяжеляющего последствия девиантного поведения, является то, что чаще всего употребления ими алкоголя происходит в достаточно большой группе. Патологическое пристрастие к алкоголю у подростков развивается быстрее, чем у взрослых, что в последствие приводит возникновению серьезных соматических и психических расстройств, суицидальных попыток.

В последнее время, наряду с алкоголизмом, большое распространение получило такое социально опасное явление, как наркомания. Это заболевание, проявляющееся влечением к постоянному приему в возрастающих количествах наркотических лекарственных средств и наркотических веществ, зависимость от них. У ребенка или подростка с ОВЗ появляется непреодолимое влечение продолжать употребление данного вещества, добывая его любыми путями.

Наркоманию могут вызвать несколько факторов, воздействующие как по отдельности, так и в сочетании. К социальным факторам относятся – доступность вещества, «мода» на него, грозящая ответственность, влияние группы сверстников, к которой принадлежит подросток. Психологические факторы – это желание уйти от реальных проблем, привлекательность эйфории. К биологическим факторам, вызывающим наркоманию относят: индивидуальную устойчивость к данному наркотику, наследственность, отягощенную алкоголизмом и наркоманией, органическое поражение головного мозга. Также склонность к употреблению наркотических средств могут сформировать возрастные психологические особенности подросткового периода (склонность к подражательству, подчиняемость, внушаемость и др.).

Таким образом, в связи с ростом девиантных отклонений в поведении детей с ОВЗ, одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышения эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но и, прежде всего, тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше подростков с ОВЗ.

2. Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с ОВЗ с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение.

Проблема агрессивности мало изучена теоретически, имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может.

Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. 

Итак, агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного     обращения.

Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия - это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.

Агрессия в подростковом возрасте (10-16 лет) у детей с ОВЗ проявляется, прежде всего, в агрессивном поведении в школе, на улице, дома в отношении рядом находящихся людей. Это могут быть как физически агрессивное поведение, так и вербальное выражение агрессивности (грубые слова), в меньшей степени агрессия выражена в отношении к неодушевленным предметам, но всё же, если присмотреться она существует, и самая скрытая форма агрессии – аутоагрессия – это агрессия против себя, самая опасная из подростковых агрессий, именно из за нею в будущем возникает огромное количество психологических проблем.

Проблемы агрессивности в подростковом возрасте связанны изначально с двумя основными факторами, это период полового созревания и фактор перехода от детства к взрослой жизни и в связи с неготовностью вчерашних детей к самостоятельной жизни, с будущей неизвестностью, проблемами, ответственностью. Этот переход сопровождается психоэмоциональнными сдвигами, очень часто выражающимися в агрессии у подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Так же второстепенное, но всё же очень существенное, влияние на подростков оказывает отношении в семье, отношения в школе, в компании, и средства массовой информации.

Типы агрессии у детей с ОВЗ:

1. Гиперактивный ребенок. Чаще всего воспитываются в семье по типу "кумира" или в атмосфере вседозволенности.

2. Обидчивый и истощаемый ребенок. Свойственна повышенная чувствительность, обидчивость, раздражительность, ранимость. Причины: недостатки воспитания, трудности обучения, особенности созревания нервной системы.

3. Ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением. Часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям.

4. Агрессивно-боязливый ребенок. Враждебность, подозрительность – средство защиты ребенка от мнимой угрозы, "нападения".

5. Агрессивно-бесчувственный ребенок. Способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена.

На становление агрессивного поведения ребенка-инвалида влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению. Подростки получают сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников).

Так же существует огромное количество так называемых мини факторов, влияющих на агрессивное поведение подростков с ОВЗ. Мини факторы – это факторы, оказывающие минимальные влияние для агрессии, но учитывая их огромное количество, степень их влияния сильно увеличивается. Итак, мини факторы, влияющие на агрессию: агрессия в обществе; агрессия в средствах массовой информации – то количество агрессии и аморального поведения, которое у нас очень активно тиражируется в СМИ, особенно на телевиденье, поражает своим количеством. Если подросток с ограниченными возможностями здоровья целый день будет смотреть передачи про убийства, суды, алкоголь, про аморальное поведение то, естественно, выйдя на улицу, он будет действовать так, как его "научил" телевизор.

У детей с ОВЗ и детей-инвалидов среди форм агрессивных реакций, можно выделить следующие:

- физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица;

- косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.);

- вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань);

- склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости;

- оборонительная агрессия - защитная реакция организма на внешние факторы, угрожающие ему;

- чувство вины - возможное убеждение человека в том, что он является плохим, поступает злобно, наличие у него угрызений совести.

Из форм враждебных реакций у детей отмечаются:

- обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания;

- подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Каждая форма агрессии в большей или меньшей степени присутствует у каждого. В зависимости от этого у отдельных личностей преобладает определенный вид поведения в конфликтных ситуациях. М. Битянова выделяет три вида агрессивного поведения:

1. Экспрессивная агрессия - ненаправленный, быстро проходящий взрыв гнева, вызванный какими—то словами, действиями другого человека. Часто это происходит, когда осознанно или нет один человек стал фактором фрустрации для другого. Такие формы агрессии особенно свойственны детям с ОВЗ. Они могут быть направлены на сверстника, товарища по игре, на взрослого и особенно родителя.

2. Инструментальная агрессия - использование враждебных действий, агрессивных выражений.

3. Враждебная агрессия - умышленное нанесение вреда другому человеку.

Различают агрессию и по механизму возникновения и действия, а механизм  и принцип действия во многом зависят от восприятия и оценки человеком ситуации, в частности - намерений, приписываемых другому лицу, возмездия за агрессивное поведение, способности достичь поставленной цели в результате применения агрессивных действий, оценки подобных действий со стороны других людей и самооценки.

 Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что люди вообще, и особенно дети-инвалиды, легко овладевают репертуаром агрессивного поведения, наблюдая за поведением других людей и строя, таким образом, общую стратегию и тактику для своих последующих действий. Если воспитатели ребенка (родители, учителя) проявляют агрессивность, то и ребенок, подражая им, станет агрессивным. Если же модель будет наказана за свою агрессивность, это уменьшит проявление агрессивности у ребенка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алфимова, М.Б. Психогенетика агрессивности [Текст]: учебное пособие / М.Б. Алфимова. - СПб.: Питер, 2003.

2. Андриенок Е.В. Социальная психология / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2001.

3. Антонян Ю.М. Предупреждение преступности несовершеннолетних. - М., 1982.

4. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль [Текст]: учебное пособие / Л. Берковиц. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.

5. Дети с отклонениями / Под общ.ред. В.С. Мухиной. – М.,1991.

6. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника/ Под ред. А.Л. Коломенского, Е.А. Панько, А.Н. Белоус. Минск: Университетское, 1997.

7. Еникеева, Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков / Д.Д. Еникеева. – М., 2001.

8. Иванов, В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. -1995. - №2.

9. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков / В.Т. Кондрашенко. - Минск, 1988.

10. Крайг, Г. Психология развития [Текст]: учебник / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2007.

11. Кэмпбелл, Р. Как управляться с гневом ребенка [Текст]: учебное пособие / Р. Кэмпбелл. - СПб.: Мирт, 2006.

12. Можгинский, Ю.Б. Агрессия подростков [Текст]: учебное пособие / Ю.Б. Можгинский. - М.: МЕДпресс, 2006.

13. Савина, В.С. Особенности агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста [Текст]: учебное пособие / В.С. Савина. - СПб.: Речь, 2004.

14. Психология детства. / Под ред. А.А. Реана – СПб.: "прайм-ЕВРО-ЗНАК", 2003.

15. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / Под ред. А.Б. Фоминой. - М., 2003.

16. Селецкий, А.И. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением / А.И. Селецкий, С.А. Тарарухин. – Киев, 1981.

17. Ханипов Р.А. Делинквентность: современные подростковые сообщества и насильственные практики // Социологические исследования. -, 2007. - № 12.

18. Холличер В. Человек и агрессия. М.: Просвещение, 1975.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие системы поддержки детей с ОВЗ и детей-инвалидов средствами дополнительного образования»

       Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья традиционно рассматриваются как одна из наиболее уязвимых категорий детей с точки зрения их социальной усп...

Отчет. Комплексный подход к развитию детей с ОВЗ и детям инвалидам на уроках физическая культура.

Комплесный подход к развитию детей с ОВЗ и детей инвалидов на уроках физическая культура. Состоит из общих сведений. Принципов: индивидуальный подход, чередование умственной и физической работы, педаг...

Организация внеурочной деятельности по русскому языку и литературе детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Организация внеурочной деятельности по русскому языку и литературе детей с ОВЗ и детей-инвалидов...

Доклад «Отклоняющееся поведение и психофизиологические механизмы агрессии у детей с ОВЗ»

Для детей с ОВЗ, имеющих девиантное поведение, характерны завышенные самооценки, низкий уровень ответственности за свои поступки, отсутствие чувства стыда, дефицит совести, равнодушие к другим людям, ...