Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода
презентация к уроку по теме

Колупаева Елена Валерьевна

Презентация на тему "Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода" раскрывает понятие  учебных ситуаций, виды и их проектирование на уроках.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебная ситуацикак способ реализации деятельностного подхода выполнела: Колупаева Е.В., у читель английского языка МБОУ СОШ №11 города Белово

Слайд 2

Ведущие ориентиры современного урока: требования к результатам (планирование реальных, проверяемых личностных, метапредметных и предметных результатов , вытекающих из цели урока, можно использовать формулировки умений качеств человека 21 века); системно-деятельностный подход (реализуется через учебные ситуации); новая система оценивания (само и взаимоконтроль в ходе урока и по окончанию);

Слайд 3

Что такое деятельностный подход? Урок, позволяющий организовать обучение на основе “Учебных ситуаций”

Слайд 4

Понятие учебной ситуации Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой школьники с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. по ФГОС

Слайд 5

Учебная ситуация является особой структурной единицей учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия , позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия (как после их завершения, так и по ходу); включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. “Конструктор задач” по Б. Блуму

Слайд 6

Проектирование учебных ситуаций учет возраста ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка), специфики учебного предмета (учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации в чтении или естественнонаучной / обществоведческой части окружающего типами формируемых умений), меры сформированности действий(УУД) учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя).

Слайд 7

Виды учебных ситуаций Учебная ситуация целеполагания Учебная ситуация планирования Проблемная ситуация и ее решение Учебная ситуация моделирования Учебная ситуация наблюдения Учебная ситуация обучения самоконтролю и самооценке Учебная ситуация рефлексии Учебная ситуация формирования ценностного отношения к событиям, явлениям Учебная ситуация успеха Учебная ситуация выбора

Слайд 8

Ситуация успеха Это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом; Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Слайд 9

Переживание учеником ситуации успеха: повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности; стимулирует к высокой результативности труда; корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку; развивает инициативность, креативность, активность; поддерживает в классе благоприятный психологический климат

Слайд 10

Создание ситуаций успеха • Снятие страха – “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. • Авансирование успешного результата – “У вас обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”. • Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – “Возможно, лучше всего начать с…..”. • Внесение мотива – “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…” • Персональная исключительность – “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…” • Высокая оценка детали – “Тебе особенно удалось то объяснение”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…”. “ Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.

Слайд 11

Создание ситуации выбора • Выбор содержания обучения •Выбор методов обучения •Выбор формы обучения •Право выбора предоставления учеником своих знаний для оценки или нет Пример •Выбор содержания домашнего задания •Выбор задачи или упражнения для выполнения в классе •Выбор уровня сложности задания •Изучение с помощью учителя или самостоятельно •Работа индивидуально, в паре, в группе •Работа в классе или на внеурочном занятии •Место на сомнение и место на оценку

Слайд 12

Проблемная ситуация Проблемная ситуация в учебно-воспитательном процессе создается постановкой перед обучаемыми учебно-познавательной задачи, требующей для своего решения мобилизации личных знаний, приведения в состояние повышенной активности мыслительных способностей. Она разрешается учащимися самостоятельно или с помощью педагога. Главная функция проблемной ситуации состоит в том, чтобы обеспечить наиболее глубокое овладение учебным материалом в условиях повышенной трудности, вовлечение умственных сил учащихся в состояние деятельности.

Слайд 13

Проблемно-поисковый подход создание проблемных ситуаций выдвижение предположений поиск доказательств формулирование выводов сопоставление результатов с эталоном.

Слайд 14

Подводящий диалог Этот метод постановки учебной проблемы не требует создания проблемной ситуации. Он представляет собой цепочку вопросов и заданий, которые подводят учащихся к формулированию темы урока. Этот метод можно использовать при введении новых понятий, которые в какой-то степени могут быть знакомы детям из повседневной жизни

Слайд 15

Учебная ситуация в начале урока прием «привлекательная цель» прием «фантастическая добавка» прием «лови ошибку» прием «яркое пятно», который состоит в сообщении детям интересного материала, связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы стихи, сказки, загадки, исторический материал и др. прием «актуальность»- связан с пониманием практической значимости знаний, возможностью использовать приобретенные знания в жизни

Слайд 16

Домашнее задание тоже может стать ситуацией, мотивирующей ребенка к изучению материала: Особое задание. Продвинутые ученики получают право на выполнение особого задания. Учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению ученика воспользоваться этим правом. Идеальное задание. Задания никакого нет, но функция домашней работы выполняется. Детям предлагается выполнить работу по их собственному выбору и пониманию. Одни просто выполняет упражнения из рабочей тетради, другие подберут пример или рисуют иллюстрацию к изучаемой теме. Творческое домашнее задание. Составить кроссворд для одноклассников, сочинить стихотворение, песню, презентацию.

Слайд 17

Таким образом, учебная ситуация – маленький, но целостный фрагмент урока. Учебные ситуации могут быть проблемные и нейтральные. Так, например, учебная ситуация целеполагания может быть проблемной, если постановка цели идет через анализ противоречий и выявление проблемы, и может быть нейтральной, если ученики, работая с информацией учебника, выясняют тему урока, анализируют содержание страниц учебника, определяют цель

Слайд 18

Учебная ситуация . Английский язык. Проблемы экологии. Защита окружающей среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебные ситуации в рамках системно - деятельностного подхода.

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не ...

МК «ИКТ как средство реализации деятельностного подхода и формирования метапредметных результатов школьников в условиях реализации ФГОС»: проектирование учебных ситуаций

Формирование навыков мыслительной деятельности на уроках английского языка с использованием средств ИКТ. 1.Работа с текстом учебника New Opportunities для 9 класса автор Michel Harris.2.Поиск и в...

Использование технологической карты ученика на уроке, как способ реализации деятельностного подхода в обучении.

Методическая разработка для использования на уроках истории и обществознания. Позволяет более эффективно организовать учебный процесс....

Проект «Игровые технологии, как способ реализации деятельностного подхода в обучении, в рамках реализации ФГОС ».

Из опыта работы.  Проект «Игровые технологии, как способ реализациидеятельностного подхода в обучении, в рамках реализации ФГОС »....

КЕЙС-МЕТОД НА УРОКАХ ФИЗИКИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Современный ученик активно участвует в процессе образования новой парадигмы, который предполагает обучение в течение всей жизни, сменяя обучение на всю жизнь. Данному постулату вторят требования норма...