Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода
презентация к уроку по теме
Презентация на тему "Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода" раскрывает понятие учебных ситуаций, виды и их проектирование на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnaya_situatsiya_kak_sposob_realizatsii_deyatelnostnogo_podhoda.pptx | 2.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ведущие ориентиры современного урока: требования к результатам (планирование реальных, проверяемых личностных, метапредметных и предметных результатов , вытекающих из цели урока, можно использовать формулировки умений качеств человека 21 века); системно-деятельностный подход (реализуется через учебные ситуации); новая система оценивания (само и взаимоконтроль в ходе урока и по окончанию);
Что такое деятельностный подход? Урок, позволяющий организовать обучение на основе “Учебных ситуаций”
Понятие учебной ситуации Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой школьники с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. по ФГОС
Учебная ситуация является особой структурной единицей учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия , позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия (как после их завершения, так и по ходу); включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. “Конструктор задач” по Б. Блуму
Проектирование учебных ситуаций учет возраста ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка), специфики учебного предмета (учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации в чтении или естественнонаучной / обществоведческой части окружающего типами формируемых умений), меры сформированности действий(УУД) учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя).
Виды учебных ситуаций Учебная ситуация целеполагания Учебная ситуация планирования Проблемная ситуация и ее решение Учебная ситуация моделирования Учебная ситуация наблюдения Учебная ситуация обучения самоконтролю и самооценке Учебная ситуация рефлексии Учебная ситуация формирования ценностного отношения к событиям, явлениям Учебная ситуация успеха Учебная ситуация выбора
Ситуация успеха Это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом; Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Переживание учеником ситуации успеха: повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности; стимулирует к высокой результативности труда; корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку; развивает инициативность, креативность, активность; поддерживает в классе благоприятный психологический климат
Создание ситуаций успеха • Снятие страха – “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. • Авансирование успешного результата – “У вас обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”. • Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – “Возможно, лучше всего начать с…..”. • Внесение мотива – “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…” • Персональная исключительность – “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…” • Высокая оценка детали – “Тебе особенно удалось то объяснение”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…”. “ Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.
Создание ситуации выбора • Выбор содержания обучения •Выбор методов обучения •Выбор формы обучения •Право выбора предоставления учеником своих знаний для оценки или нет Пример •Выбор содержания домашнего задания •Выбор задачи или упражнения для выполнения в классе •Выбор уровня сложности задания •Изучение с помощью учителя или самостоятельно •Работа индивидуально, в паре, в группе •Работа в классе или на внеурочном занятии •Место на сомнение и место на оценку
Проблемная ситуация Проблемная ситуация в учебно-воспитательном процессе создается постановкой перед обучаемыми учебно-познавательной задачи, требующей для своего решения мобилизации личных знаний, приведения в состояние повышенной активности мыслительных способностей. Она разрешается учащимися самостоятельно или с помощью педагога. Главная функция проблемной ситуации состоит в том, чтобы обеспечить наиболее глубокое овладение учебным материалом в условиях повышенной трудности, вовлечение умственных сил учащихся в состояние деятельности.
Проблемно-поисковый подход создание проблемных ситуаций выдвижение предположений поиск доказательств формулирование выводов сопоставление результатов с эталоном.
Подводящий диалог Этот метод постановки учебной проблемы не требует создания проблемной ситуации. Он представляет собой цепочку вопросов и заданий, которые подводят учащихся к формулированию темы урока. Этот метод можно использовать при введении новых понятий, которые в какой-то степени могут быть знакомы детям из повседневной жизни
Учебная ситуация в начале урока прием «привлекательная цель» прием «фантастическая добавка» прием «лови ошибку» прием «яркое пятно», который состоит в сообщении детям интересного материала, связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы стихи, сказки, загадки, исторический материал и др. прием «актуальность»- связан с пониманием практической значимости знаний, возможностью использовать приобретенные знания в жизни
Домашнее задание тоже может стать ситуацией, мотивирующей ребенка к изучению материала: Особое задание. Продвинутые ученики получают право на выполнение особого задания. Учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению ученика воспользоваться этим правом. Идеальное задание. Задания никакого нет, но функция домашней работы выполняется. Детям предлагается выполнить работу по их собственному выбору и пониманию. Одни просто выполняет упражнения из рабочей тетради, другие подберут пример или рисуют иллюстрацию к изучаемой теме. Творческое домашнее задание. Составить кроссворд для одноклассников, сочинить стихотворение, песню, презентацию.
Таким образом, учебная ситуация – маленький, но целостный фрагмент урока. Учебные ситуации могут быть проблемные и нейтральные. Так, например, учебная ситуация целеполагания может быть проблемной, если постановка цели идет через анализ противоречий и выявление проблемы, и может быть нейтральной, если ученики, работая с информацией учебника, выясняют тему урока, анализируют содержание страниц учебника, определяют цель
Учебная ситуация . Английский язык. Проблемы экологии. Защита окружающей среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода с учетом перехода на ФГОСы второго поколения.
Материалы с выступления на ГМО....
Учебные ситуации в рамках системно - деятельностного подхода.
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не ...
МК «ИКТ как средство реализации деятельностного подхода и формирования метапредметных результатов школьников в условиях реализации ФГОС»: проектирование учебных ситуаций
Формирование навыков мыслительной деятельности на уроках английского языка с использованием средств ИКТ. 1.Работа с текстом учебника New Opportunities для 9 класса автор Michel Harris.2.Поиск и в...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Научная статья...
Использование технологической карты ученика на уроке, как способ реализации деятельностного подхода в обучении.
Методическая разработка для использования на уроках истории и обществознания. Позволяет более эффективно организовать учебный процесс....
Проект «Игровые технологии, как способ реализации деятельностного подхода в обучении, в рамках реализации ФГОС ».
Из опыта работы. Проект «Игровые технологии, как способ реализациидеятельностного подхода в обучении, в рамках реализации ФГОС »....
КЕЙС-МЕТОД НА УРОКАХ ФИЗИКИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Современный ученик активно участвует в процессе образования новой парадигмы, который предполагает обучение в течение всей жизни, сменяя обучение на всю жизнь. Данному постулату вторят требования норма...