рабочая учебная программа для 8 класса
рабочая программа (8 класс) на тему

Рожкова Светлана Измайловна

Рабочая учебная программа по русскому языку ( 8 класс,  136 часов на учебный год). Составлена в соответствии с Рабочей программой по русскому языку под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М.: Просвещение, 2011 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_8_klass.doc234 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Моргаушская средняя общеобразовательная школа»

Принято                                                                                                                      Утверждаю

Педагогическим советом школы                                            Директор МБОУ «Моргаушская

                                                                                                    СОШ»

Протокол №_____от__________                                                      __________ Н.Е.Смирнов

                                Приказ №_____от____

Рабочая учебная программа

по предмету__русский язык_____

     Класс__8 а_______

     Всего часов на учебный год___136_____

     Количество часов в неделю____4___

Составлена в соответствии с Рабочей программой по русскому языку  под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М.: Просвещение, 2011 г.

Учебник: «Русский язык. 8 класс». Авторы: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов,

Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2010.

              Учитель:

                        Рожкова

Светлана Измайловна

Категория___высшая______________

Стаж работы__28 лет_______

РАССМОТРЕНО                                                                      

Школьным методическим объединением                          

Руководитель ШМО                                                                

___________/    Михайлова О.И.   /                            

Протокол №_____от__________                                                                                        

с.Моргауши

2015   г.

Содержание

  1. Пояснительная записка                                                                                                     3 стр  
  2. Календарно - тематическое планирование                                                                     5 стр
  3. Содержание учебной программы                                                                                    8 стр
  4. Требования к уровню подготовки обучающихся                                                         10 стр
  5. График практической части рабочей учебной программы                                          10 стр
  6. Программно - методическое обеспечение программы                                                11 стр
  7. Контрольные параметры оценки достижений  ГОС а учащимися по предмету       11 стр      
  8. Список литературы для учителя                                                                                    15 стр
  9. Список литературы для учащихся                                                                                 15 стр
  10. Перечень WEB-сайтов для дополнительного образования по предмету                   15 стр
  11. Перечень тем проектов, рефератов, исследовательских работ по предмету             15 стр

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для VIII класса общеобразовательного учреждения составлена на основе следующих документов:

- Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования на базовом уровне;

- Федерального базисного учебного плана;

- Примерной программы основного общего образования по русскому языку;

- Рабочей программы по русскому языку  под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М.: Просвещение, 2011 г.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Цели и задачи обучения русскому языку в 5-9 классах

Цели обучения русскому языку – научить школьников практически владеть государственным языком Российской Федерации, пользоваться русской речью в производственной и общественной деятельности как средством межнационального общения и языком учебных предметов, изучаемых на русском языке.

Задачи преподавания русского языка состоят в том, чтобы:

- дать определенный круг знаний о строе русского языка, его структуре, уровнях и единицах (фонемах, морфемах, лексемах, типах словосочетаний и предложений),

- сформировать навыки конструирования единиц речи (высказываний и сложных синтаксических целых) и умения построить функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) в устной и письменной, а также использовать их с учетом стилистических норм, целей и условий языковой коммуникации, речевого этикета;

- выработать орфоэпические, интонационные, орфографические и пунктуационные навыки, привить навыки различных видов чтения;

- пробудить интерес к изучению русского языка и стремление овладеть им.

Личностно-деятельностное ориентированное обучение русскому языку требует формирования у учащихся

  1. языковой компетенции, обеспечивающей овладение системой русского языка (знаниями по лексике, фонетике, морфемике, словообразованию, грамматике — морфологии и синтаксису, стилистике);
  2. лингвистической компетенции, что предполагает расширение кругозора учащихся за счет знаний о самой науке «Русский язык»; умение производить лингвистический анализ текста, знание элементарных сведений о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении русского языка;
  3. коммуникативной (речевой) компетенции, предполагающей овладение учащимися особенностями функционирования русского языка в устной и письменной форме, что реализуется в процессе решения следующих практических задач: овладения нормами русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); обучения учащихся умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  4. этнокультурологической компетенции, включающей в себя сведения о языке как национально-культурном феномене, отражающем духовно-нравственный опыт народа, закрепляющем основные нравственные ценности, представления о связях языка с национальными традициями народа, а также осознание учащимися красоты, выразительности и эстетических возможностей русского языка. При этом огромную роль играет формирование одинаково уважительного отношения к русской и родной культуре как одному из показателей общей культуры учащегося.

Общепредметными задачами при обучении русскому языку являются: развитие логического мышления школьников; обучение самостоятельному пополнению своих знаний за счет умения работать над доступной для учащихся справочной литературой и пользоваться специально созданными для школы (русской и национальной) словарями и справочниками.

Для реализации программы используется учебник «Русский язык. 8 класс» авторского коллектива С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко, включенный в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МОиН РФ к использованию в образовательном процессе (приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"). Выбор учебника для русских школ в национальной школе продиктован необходимостью подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по русскому языку

Класс   8 А

Учитель          Рожкова Светлана Измайловна

Количество часов:  всего__140__ часов;                           в неделю ___4__ часа

№  п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

по пл.

факт

Функции русского языка в современном мире.

1

Повторение. Фонетика и графика.

1

Повторение. Морфемика и словообразование.

1

Повторение. Лексика и фразеология.

1

Повторение. Морфология.

1

Морфология. Морфологический разбор.

1

Р.р. Контрольное сочинение по картине В. В. Мешкова «Золотая осень в Карелии».

2

Повторение. Строение текста. Стили речи.

2

Контрольный диктант  по теме «Повторение разделов русского языка».

1

Анализ контрольного диктанта. Словосочетание.

1

Строение и грамматическое  значение словосочетаний.

1

Связь слов в словосочетании.

1

Повторение по теме «Словосочетание».

1

Проверочная работа по теме «Словосочетание».

1

Строение и грамматическое  значение предложений.

1

Интонация предложения. Синтаксический разбор предложения.

1

Р.р. Сочинение-характеристика человека.

1

Порядок слов в предложении.

1

Логическое ударение.

1

Р.Р. Сочинение-описание памятника. Храм Василия Блаженного. 

1

 Анализ сочинения. Подлежащее.

1

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

1

Контрольный диктант по теме «Главные члены предложения».

1

Анализ контрольного диктанта.

1

Составное глагольное сказуемое.

1

Составное именное сказуемое.

2

Тире между подлежащим и сказуемым.

2

Р.р. Изложение контрольное с элементами сочинения.

1

Анализ  изложения. Дополнение.

1

Определение.

2

Приложение.

2

Р.Р. Подготовка  сочинению-описанию местности.

1

Р.р. Сочинение-описание местности.

1

Обстоятельство. Основные виды обстоятельств.

1

Основные виды обстоятельств.

1

Повторение по теме «Второстепенные члены предложения»

1

Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения»

1

Основные группы односоставных предложений. Предложения определённо- личные.

1

Предложения неопределённо - личные.

1

Безличные предложения.

2

Закрепление изученного по теме: «Односоставные предложения с главным членом - сказуемым».

1

Р.р. Сочинение по картине К. Ф. Юона «Мартовское солнце».

1

Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения».

1

Анализ контрольного диктанта. Обобщение по теме «Односоставные предложения».

1

Назывные предложения.

1

Закрепление изученного по теме: «Односоставные предложения с главным членом-подлежащим».

1

Р.р. Контрольное сочинение о бережном отношении к природе.

1

Понятие о неполных предложениях.

1

Понятие об однородных членах.

1

Однородные и неоднородные определения.

2

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

2

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

2

Р.Р. Сочинение по картине Ф.А.Васильева «Мокрый луг».

1

Повторение по теме «Предложения с однородными членами».

1

Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения».

1

Предложения с обособленными членами.

1

Обособленные определения.

2

Обособленные приложения.

2

Обособленные обстоятельства.

3

Обобщение по теме «Предложения с обособленными членами».

1

Контрольный диктант  по теме «Предложения с обособленными членами».

1

Анализ контрольного диктанта. Особенности обособления предложений.

1

Предложения с уточняющими обособленными членами.

1

Обособление уточняющих членов предложения.

2

Проверочная работа по теме «Предложения с уточняющими членами».

1

Обращение и знаки препинания при нём.

2

Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них.

1

Вводные слова и вводные предложения. Предложения с междометиями.

1

Контрольное  изложение.

1

Вставные конструкции.

1

Повторение по теме «Вводные слова и предложения».

1

Контрольный диктант  по теме «Предложения с обращениями, вводными словами».

1

Р.Р. Публичное выступление.

1

Р.Р. Сочинение о ВОВ.

1

Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них.

1

Предложения с косвенной речью.

1

Замена прямой речи косвенной.

1

Цитаты и знаки препинания при них.

1

Проверочная работа по теме «Прямая и косвенная речь».

1

Р.р. Изложение контрольное.

1

Повторение словосочетания.

1

Повторение односоставного предложения.

1

Повторение предложений с однородными членами.

1

Повторение предложений с обособленными членами.

1

Повторение предложений с обращениями и вводными словами.

1

Контрольный диктант  по теме «Синтаксис и пунктуация простого предложения».

1

Анализ контрольного диктанта. Подведение итогов.

1

Содержание программы

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Словосочетание

  1. Повторение пройденного материала о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Простое предложение

  1. Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.

III. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

Простые двусоставные предложения

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Повторение пройденного материала о подлежащем.

Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.

III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, моста, причины, цели, образа действия, условия, уступительное)

Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

III. Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.

Простые односоставные предложения

  1. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.

Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

III. Рассказ на свободную тему.

Неполные предложения

Понятие о неполных предложениях.

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Однородные члены предложения

  1. Повторение изученного материала об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.

Вариативность постановки знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.

III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

Обращения, вводные слова и междометия

  1. Повторение изученного материала об обращении.

Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.

Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

III. Публичное выступление на общественно значимую тему.

Обособленные члены предложения

  1. Понятие об обособлении. Обособленные определения' и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Прямая и косвенная речь

  1. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

Повторение и систематизация пройденного в VIII классе

        Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

по русскому языку за курс 8 класса

Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 8 класса

Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и

навыками:

- производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7-8 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами; производить синтаксический разбор простого предложения, знать виды односоставных предложений, находить осложняющие конструкции (обращения, вводные и вставные конструкции, обособленные члены, уточняющие конструкции):

- составлять предложения с осложняющими конструкциями;

- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации. Выделять запятыми обособленные члены предложения, осложняющие конструкции, однородные члены предложения.

По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать

повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

График практической части рабочей учебной программы

Вид работы

Тема

Срок

Контрольное сочинение по картине

В. В. Мешков «Золотая осень в Карелии».

3 неделя

Контрольный диктант

«Повторение разделов русского языка»

4 неделя

Проверочная работа

 «Словосочетание»

6неделя

Сочинение

Характеристика человека

7 неделя

Сочинение-описание памятника

Храм Василия Блаженного

8 неделя

Контрольный диктант

 «Главные члены предложения»

9 неделя

Изложение контрольное с элементами сочинения

11 неделя

Контрольная работа

 «Второстепенные члены предложения»

14 неделя

Сочинение по картине

К. Ф. Юон «Мартовское солнце»

16 неделя

Контрольный диктант

«Односоставные предложения»

17 неделя

Контрольное сочинение

Сочинение-рассуждение о бережном отношении к природе

18 неделя

Сочинение по картине

Ф.А.Васильев «Мокрый луг»

21 неделя

Контрольная работа

«Однородные члены предложения»

22 неделя

Контрольный диктант  

 «Предложения с обособленными членами».

25 неделя

Контрольное изложение

28 неделя

Контрольный диктант

«Предложения с обращениями, вводными словами»

29 неделя

Сочинение

ВОВ

30 неделя

Контрольное изложение

32 неделя

Контрольный диктант

«Синтаксис и пунктуация простого предложения»

34 неделя

Раздел IV. Перечень программно - методическое обеспечения

1. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Л.Ю. Максимов, Чешко Л.А.  Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.

2. Обучение русскому языку в 8 классе: Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений / Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Шеховцова И.А. – М.: Просвещение, 2007.

3. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010.

4. Программы общеоразовательных учреждений  Русский язык 5-9классы. - М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 2011.

Контрольные параметры оценки достижений  ГОС а учащимися по предмету.

Знания, умения и навыки учащихся оцениваются на основании устных ответов и письменных работ по пятибалльной системе оценивания.

  1. Оценка устных ответов учащихся.

Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа,

2) степень осознанности, понимания изученного,

3) языковое оформление ответа.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 —2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание, большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

II. Оценка диктантов

Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объем диктанта устанавливается: для класса VII – 120-150 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.) Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для VI класса – 30-35 слов. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. До конца первой четверти сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) на правила, которые не включены в школьную программу;

2) на еще не изученные правила;

3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

4) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

    К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Диктант оценивается одной отметкой.

Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.

Отметка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В V классе допускается выставление отметки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках.

Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Отметка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Отметка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «2».

III. Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Примерный объем текста для подробного изложения: в VI классе – 150-200 слов. При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в VI классе — 1,0 – 1,5 стр. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

- разнообразие словарного и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов).

Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:

Отметка «5» ставится, если:

1) содержание работы полностью соответствует теме;

2) фактические ошибки отсутствуют;

3) содержание излагается последовательно;

4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;

5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.

Отметка «4» ставится, если:

I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);

2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;

3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;

4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.

Отметка «3» ставится, если:

1) в работе допущены существенные отклонения от темы;

2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;

4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;

5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.

Отметка «2» ставится, если:

1) работа не соответствует теме;

2) допущено много фактических неточностей;

3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;

4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;

5) нарушено стилевое единство текста.

В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Список литературы для учителя

  1. Баландина О.П. Обучение сочинению по картине 5-9 классы - В.: Учитель, 2011
  2. Блинов Г.И.Методика изучения пунктуации в школе.-М.,1990.
  3. Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации.-М.,1983.
  4. Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку. – М., 2011
  5. Григорян Л.Т.Обучение пунктуации в средней школе.- М.,1982.
  6. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М.,1982.
  7. Купалова А.И. Изучение синтаксиса и пунктуации – М: Дрофа, 2008

Список литературы для учащихся

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995.
  2. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – М.: Просвещение, 1990.
  3. Голуб И.Б. Секреты хорошей речи. –М.: Международные отношения, 1993.
  4. Граник Г.Г,Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии -М.: Просвещение, 1991.
  5. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
  6. Олимпиады по русскому языку. – М.: Просвещение, 1994.
  7. Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. – Санкт – Петербург.: Литера, 2006.
  8. Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 1998.

Перечень WEB-сайтов для дополнительного образования по предмету

  1. Аудиословарь "Русский устный"  /  http://www.gramota.ru/slovari/radiosafonova/
  2. Газета "Русский язык" Издательского дома "Первое сентября"/  http://rus.1september.ru/index.php
  3. Gramma.ru: Культура письменной речи  /  http://www.gramma.ru
  4. Конкурс "Русский Медвежонок - языкознание для всех"  /  http://www.rm.kirov.ru
  5. Курс русского языка: Учебник  /  http://www.licey.net/russian
  6. Российский образовательный портал / http://www.school.edu.ru/ 
  7. Словари русского языка на справочно-информационном портале ГРАМОТА.РУ/  http://www.gramota.ru/slovari/
  8. Толковый словарь Ожегова онлайн  /  http://slovarozhegova.ru
  9. Толковый словарь Даля на Академике  /  http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc2p/
  10. Светозар - Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку/  http://www.svetozar.ru
  11. Словари.ру: Русские словари. Лингвистика в Интернете  /  http://www.slovari.ru
  12. Он-лайн тесты на Allbest.ru  /  http://test.allbest.ru/
  13. Электронные пособия по русскому языку для школьников / http://learning-russian.gramota.ru

Перечень тем проектов, рефератов, исследовательских работ по предмету

1.Вводные слова в комедии «Ревизор» Н.В.Гоголя.

2.Д.С. Лихачёв – человек, патриот, гражданин ( по материалам школьных учебников, периодической печати).

3.Историзмы и архаизмы в исторических произведениях А.С.Пушкина.

4.История возникновения современной русской пунктуации.

5.История письменности.

6. Особенности синтаксиса в поэзии М.Цветаевой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа 5 класс ( Happy English.ru)

Рабочая учебная программа для 5 класса к учебнику Happy Englsh.ru под ред. К. Кауфман, М. Кауфман. Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирова...

Рабочая учебная программа 7 класс ( Happy English.ru)

Рабочая учебная программа для учащихся 7 класса. Составлена на основе учебника Happy English.ru под ред. К Кауфман, М. Кауфман. Содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тем...

Рабочая учебная программа 8 класс ( Happy English.ru)

Рабочая учебная программа для 8 класса. Составлена на основе учебника Happy English.ru под ред. К.Кауфман, М.Кауфман. Содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тематическое ...

Рабочая учебная программа 6 класс ( Happy English.ru)

Рабочая учебная программа для 6 класса составлена на основе учебника Happy English.ru под ред. К.Кауфман, М.Кауфман. Содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тематическое п...

Рабочая учебная программа 5 класс ( Spotlight)

Рабочая учебная программа составлена на основе УМК Spotlight под ред. Ю.Ваулина, Д.Дули, О.Подоляко. Содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование,спис...

Рабочая учебная программа 7 класс ( Spotlight)

Рабочая учебная программа составлена на основе УМК Spotlight под ред. Ю.Ваулина, Д.Дули, О.Подоляко. Содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, уче...