рабочая учебная программа для 8 класса
рабочая программа (8 класс) на тему

Рожкова Светлана Измайловна

Рабочая учебная программа по литературе (8 класс, 102 часа на учебный год). Составлена в соответствии с Рабочей программой по литературе для 5-9 классов авторов В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина, В.Н. Беляевой, М.: Просвещение, 2014 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8a_literatura.doc282 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Моргаушская средняя общеобразовательная школа»

Принято                                                                                                                      Утверждаю

Педагогическим советом школы                                            Директор МБОУ «Моргаушская

                                                                                                    СОШ»

Протоко №_____от__________                                                      __________ Н.Е.Смирнов

                                Приказ №_____от____

Рабочая учебная программа

по предмету__литература_____

     Класс__8 а_______

     Всего часов на учебный год___102_____

     Количество часов в неделю____3___

Составлена в соответствии с Рабочей программой по литературе для 5-9 классов авторов В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина, В.Н. Беляевой, М.: Просвещение, 2014 г.

Учебник: Учебник Литература. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я. Коровина [и др.]. – М.: Просвещение, 2011.

              Учитель:

                        Рожкова

Светлана

Измайловна

Категория___высшая______________

Стаж работы__28 лет________

РАССМОТРЕНО                                                                      

Школьным методическим объединением                          

Руководитель ШМО                                                                

___________/__Михайлова О.И.__/                            

Протокол №_____от__________                                                                                        

с. Моргауши

2016  г.

Содержание

  1. Пояснительная записка                                                                                             3 стр
  2. Календарно - тематическое планирование                                                             5 стр
  3. Содержание учебной программы                                                                            7 стр
  4. Требования к уровню подготовки обучающихся                                                  12 стр
  5. График практической части рабочей учебной программы                                  12 стр
  6. Программно - методическое обеспечение программы                                         13 стр
  7. Контрольные параметры оценки достижений  ГОС а учащимися                      13 стр
  8. Список литературы для учителя                                                                             17 стр
  9. Список литературы для учащихся                                                                          17 стр
  10. Перечень WEB-сайтов для дополнительного образования по предмету           18 стр
  11. Перечень тем проектов, рефератов, исследовательских работ                            18 стр

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Рабочая программа по литературе для обучающихся VIII  класса создана на основе

  • Примерной учебной  программы основного общего образования по литературе;
  • Рабочей программы по литературе для 5-9 классов авторов В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина, В.Н. Беляевой, М.: Просвещение, 2014 г.

Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма,
  • любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развития эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи
  • учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Основу литературного образования в 8 классе составляет чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Модель структуры курса в 8-м классе – литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней. Идея программы – изучение литературы от фольклора до древнерусской литературы, от нее к русской литературе 18, 19 и 20 веков.

Одна из ведущих проблем, которая затрагивается в курсе 8 класса – взаимосвязь литературы и истории. Особое внимание уделяется также проблеме рода и жанра, их многообразию и развитию.

В рабочей программе предусмотрены часы на развитие речи, где идёт обучение рецензированию отдельных сцен и целых литературных произведений, написанию сочинений и другим видам работ, развивающим устную и письменную речь учащихся. 

Для реализации программы используется Учебник Литература. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я. Коровина [и др.]. – М.: Просвещение, 2010, включенный в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МОиН РФ к использованию в образовательном процессе (Приказ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»), Фонохрестоматия для 8 класса авторов Коровиной В.Я., Журавлёва В.П., Коровина В.И. – Просвещение, 2011.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по литературе

Класс  8а

Учитель Рожкова Светлана Измайловна

Количество часов:  всего__102__ часа;                           в неделю ___3__ часа

Содержание

Кол-во часов

Срок провед.

По пл.

Факт.

Устное народное творчество. Лирические песни.

1

Исторические песни.

1

Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком».

1

Житийная литература. «Житие Александра Невского».

1

 «Шемякин суд»

1

Д.И.Фонвизин. Слово о писателе.

1

 «Недоросль». Работа над отдельными сценами из 1 действия.

1

Работа над отдельными сценами из 3 действия.

1

Работа над отдельными сценами  из 4 действия.

1

Работа над отдельными сценами  из 5 действия.

1

Художественное своеобразие пьесы.

1

Подготовка к домашнему сочинению по пьесе «Недоросль»

1

И. А. Крылов — поэт и мудрец.

1

И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз».

1

К.Ф. Рылеев. Слово о поэте.

1

Дума «Смерть Ермака» и её связь с историей.

1

А.С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

1

Стихотворения «Туча», «К***» ,«19 октября».

1

Творческая история повести «Капитанская дочка».

1

Проблема нравственного выбора в повести.

2

Падение Белгородской крепости.

1

Изображение народной войны и её вождя.

1

Становление личности Петра Гринева.

1

Образ Маши Мироновой.

1

Образ Пугачева в повести.

1

Обучающее сочинение по повести «Капитанская дочка».

1

Контрольная работа по повести «Капитанская дочка»

1

Вн. чт. «Три злодейства» в повести «Пиковая дама».

1

М.Ю. Лермонтов. Судьба поэта

1

 «Мцыри». История создания.

1

Тема, идея, композиция поэмы.

1

Образ Мцыри в поэме

1

«Мцыри» как романтическая поэма.

1

Обучающее сочинение по поэме «Мцыри».

1

Н.В.Гоголь – писатель-сатирик.

1

Идейный замысел, композиция комедии.

1

«Парад» действующих лиц.

1

Растерянный Хлестаков и испуганный городничий.

1

Чиновники на приеме у ревизора.

1

Финал комедии и его идейно-композиционное значение

1

Р.Р. Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

1

Вн. чт. Н.В.Гоголь «Шинель».

2

М.Е.Салтыков-Щедрин . Слово о писателе.

1

«История одного города» как сатирическое произведение

1

Вн.чт. И.С.Тургенев «Ася».

1

Образ тургеневской девушки

1

Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» Н.С.Лескова

1

Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя.

1

Рассказ «После бала».

1

Автор и рассказчик в произведении.  

1

Р.р. Сочинение «Утро, изменившее жизнь».

2

Вн. чт. Л.Толстой «Хаджи Мурат».

1

Поэзия родной природы.

1

Анализ стихотворения.

1

А.П.Чехов. Слово о писателе.

1

Рассказ «О любви».

1

Вн.чт. В.Г.Короленко «Парадокс».

1

Проблема смысла жизни в очерке.

1

И.А.Бунин. Природа и человек в рассказе «Кавказ»

1

А.И.Куприн. Слово о писателе.

1

«Куст сирени». Образы главных героев.

1

Вн. чт. по рассказу К.Паустовского «Телеграмма».

1

Смысл названия рассказа.

1

А.А.Блок. Историческая тема в творчестве писателя.

1

«На поле Куликовом». Тема Родины в лирике Блока.

1

С.Есенин. Поэма «Пугачёв».Отрывки.

1

И.С. Шмелев. «Как я стал писателем».

1

М.А.Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне»

1

Тэффи «Жизнь и воротник».

1

М.Зощенко «История болезни».

1

А.Т.Твардовский – поэт-гражданин.

1

Поэма «Василий Тёркин». Анализ главы «Переправа».

1

Героика и юмор в поэме «Василий Теркин».

1

Характеристика Теркина

1

Автор и его герой в поэме «Василий Теркин».

1

Р.Р. Сочинение по картине Ю.М. Непринцева «Отдых после боя».

2

Судьба А.Платонова.

1

Проблематика рассказа «Возвращение».

1

Великая Отечественная война в стихотворениях поэтов.

1

Песни военных лет.

1

Просмотр к/ф «А зори здесь тихие».

2

В.П.Астафьев. Слово о писателе.

1

Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет»

1

Мечты и реальность военного детства.

1

Р.р. Сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века»

2

Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.

1

Анализ стихотворения.

1

Поэты русского зарубежья о Родине.

1

У.Шекспир.  «Ромео и Джульетта».

1

«Вечные» проблемы в трагедии.

1

Сонеты Шекспира.  Тема любви и дружбы.

1

Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве» (сцены).

1

Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

1

Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера»

1

Вн.чт.Вальтер Скотт «Айвенго».

1

Итоговая контрольная работа.

1

Содержание учебной программы

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

В мире русской народной песни  (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа  в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

        Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

        Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.

        Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).

ИЗ   ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

        Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

        «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

        «Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

        Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

        Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

        «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

        Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

        Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни.  «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

        Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.

В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Ироническое повествование о прошлом, характеризующее отношение к современности.

М.Зощенко.  «История болезни»; Тэффи.  «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине.  Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».

В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен).  XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции.  Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

Исторические песни. О Пугачеве, Ермаке (на выбор).

А. С. Пушкин. Капитанская дочка (отрывок).

М. Ю. Лермонтов. Мцыри (отрывки по выбору учащихся).

Н. В. Гоголь. Ревизор (монолог одного из героев на выбор).

Л. Н. Толстой. После бала (отрывок на выбор).

А. Т. Твардовский. Василий Теркин (отрывок на выбор).

О Родине и родной природе (2—3 стихотворения на выбор).

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
  • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

График практической части рабочей учебной программы

Вид работы

Тема

Срок

Сочинение

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

5 неделя

Сочинение

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

10 неделя

Контрольная работа

«Капитанская дочка»

10 неделя

Сочинение

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

12 неделя

Сочинение

Н.В. Гоголь «Ревизор»

14 неделя

Сочинение

 «Утро, изменившее жизнь» (Л.Н. Толстой)

19 неделя

Сочинение по картине

Ю.М. Непринцев «Отдых после боя».

27 неделя

Сочинение

«Великая Отечественная война в литературе XX века»

31 неделя

Контрольная работа

Повторение изученного в 8 классе

34 неделя

Программно - методическое обеспечение программы

  1. Рабочая программа по литературе для 5-9 классов, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, В.Н. Беляева, М.: Просвещение, 2014 г.
  2. Литература. 8 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. Ч. 1/ Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2011.
  3. Шадрина С.Б. Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной. – Волгоград: Учитель, 2010.
  4. Читаем, думаем, спорим…: дидактические материалы  по литературе: 8 кл. / Авт.-сост. В.Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2007.

Контрольные параметры оценки достижений  ГОС а учащимися

Оценка сочинений.

  • В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
  • правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
  • точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
  • Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка “5” ставится за сочинение:

глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.

Отметка “4” ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

Отметка “2” ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка “1” ставится за сочинение:

совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;

содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки “2”.

Как видно, отметка “1” является составляющей в пятибалльной системе оценивания знаний, но она носит в основном воспитывающий характер и используется в текущем контроле.

Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

        При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.

Оценка творческих работ.

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы. Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям: - соответствие работы ученика теме и основной мысли; - полнота раскрытия тема; - правильность фактического материала; - последовательность изложения. При оценке речевого оформления учитываются: - разнообразие словарного и грамматического строя речи; - стилевое единство и выразительность речи; - число языковых ошибок и стилистических недочетов. При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них; реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников; широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Отметка “3” ставиться, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

Оценка дополнительных заданий.

При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом: - “5” – если все задания выполнены; - “4” – выполнено правильно не менее ¾ заданий; - “3” – за работу в которой правильно выполнено не менее половины работы; - “2” – выставляется за работу в которой не выполнено более половины заданий. При оценке контрольного диктанта на понятия отметки выставляются: - “5” – нет ошибок; - “4” – 1-2 ошибки; - “3” – 3-4 ошибки; - “2” – допущено до 7 ошибок.

Критерии оценивания презентаций.

Критерии

оценивания

Параметры

Дизайн  презентации

- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;

- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;

- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;

- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;

- ссылки – все ссылки работают

Средняя оценка по дизайну

Содержание

- раскрыты все аспекты темы;

- материал изложен в доступной форме;

- систематизированный набор оригинальных рисунков;

- слайды расположены в логической последовательности;

- заключительный слайд с выводами;

- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.

Средняя оценка по содержанию

Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;

- ученик владеет материалом своей темы;

Средняя оценка по защите проекта

Итоговая оценка

        Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

        Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

        Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.

        Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.

Список литературы для учителя

  1. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8класс. – М: «ВАКО», 2009.
  2. Лингвистический анализ стихотворного текста/ Шанский Н.М./Книга для учителя.М.; Просвещение,2002.
  3. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 8 класс: Метод. советы под ред. В. И. Коровина. - М.: Просвещение,  2008.
  4. Развивайте дар слова: Факультативный курс. «Теория и практика сочинений разных жанров»/ Пособие для учащихся/ Ю.И.Равенский,П.Ф.Ивченков и др.Сост. Т.А.Ладыженская,Т.С.Зепалова,-М.;Просвещение,1990

Список литературы для учащихся

  1. Коровина В.Я. Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010.
  2. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 8 класс. М.: Просвещение, 2010.
  3. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 8 класс / Сост. Е.Н. Зубова. М.: ВАКО, 2011.
  4. Тимофеев Л.И., Тураев СВ. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 2001.
  5. Школьный словарь литературоведческих терминов./ Бушко О.М./Калуга ,Золотая аллея,1999.
  6. Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература. Часть 1. От зарождения словесности до Гете и Шиллера.- М.: Аванта+, 2005 год
  7. Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература. Часть 2. XIX и XX века. – М.: Аванта+, 2005 год.

Перечень WEB-сайтов для дополнительного образования по предмету

  1. Аудиохрестоматия: мировая литература голосами мастеров сцены  /  http://аудиохрестоматия.рф
  2. Газета "Литература" Издательского дома "Первое сентября"  /  http://lit.1september.ru
  3. Государственный музей Л.Н. Толстого  /  http://www.tolstoymuseum.ru
  4. Государственный музей А.С. Пушкина  /  http://www.pushkinmuseum.ru
  5. Литературная энциклопедия  /  http://slovari.yandex.ru/dict/litenc
  6. Неиссякаемый источник. Устное народное творчество  /  http://licey.net/lit/istok
  7. Примеры сочинений  /  http://www.gramma.ru/LIT/?id=5.0
  8. Проза.ru - национальный сервер современной прозы  /  http://www.proza.ru
  9. Российская литературная сеть  /  http://www.rulib.net
  10. Русская виртуальная библиотека  /  http://www.rvb.ru
  11. "Слова" - поэзия серебряного века  /  http://slova.org.ru
  12. Словари.ру: Русские словари. Лингвистика в Интернете  /  http://www.slovari.ru
  13. Собрание классики в Библиотеке Мошкова  /  http://az.lib.ru
  14. Сочинение: рекомендации. Раздел интернет-проекта "Культура письменной речи"  /  http://www.gramma.ru/EXM/?id=2.0
  15. Стихи.ru - национальный сервер современной поэзии  /  http://www.stihi.ru
  16. Термины литературоведения  /  http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0
  17. Уроки русской литературы  /  http://www.gramma.ru/EDU/?id=2.0
  18. Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор" (ФЭБ)  /  http://feb-web.ru
  19. Читальный зал: библиотека программных произведений русской литературы  /  http://gramota.ru/biblio/reading/
  20. Школьная библиотека: проект Издательства "Просвещение"  /  http://www.lib.prosv.ru
  21. Электронная библиотека по русской литературе XIX века  /  http://www.ruslibrary.ru

Перечень тем проектов, рефератов, исследовательских работ

  1. Проблема воспитания в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль". 
  2. Образ «маленького человека» в творчестве А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя
  3. Влияние творчества А. С. Пушкина на творчество русских поэтов.
  4. М. Булгаков. «Собачье сердце». Живучесть шариковщины как социального и морального явления
  5. Образ «тургеневской девушки» в произведениях  И.С.Тургенева «Ася» и «Первая любовь».
  6. Отражение биографии В.Шекспира в его творчестве(на примере пьесы «Ромео и Джульетта»).
  7. Борис Васильев в литературе и кинематографе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа 5 класс ( Happy English.ru)

Рабочая учебная программа для 5 класса к учебнику Happy Englsh.ru под ред. К. Кауфман, М. Кауфман. Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирова...

Рабочая учебная программа 7 класс ( Happy English.ru)

Рабочая учебная программа для учащихся 7 класса. Составлена на основе учебника Happy English.ru под ред. К Кауфман, М. Кауфман. Содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тем...

Рабочая учебная программа 8 класс ( Happy English.ru)

Рабочая учебная программа для 8 класса. Составлена на основе учебника Happy English.ru под ред. К.Кауфман, М.Кауфман. Содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тематическое ...

Рабочая учебная программа 6 класс ( Happy English.ru)

Рабочая учебная программа для 6 класса составлена на основе учебника Happy English.ru под ред. К.Кауфман, М.Кауфман. Содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тематическое п...

Рабочая учебная программа 5 класс ( Spotlight)

Рабочая учебная программа составлена на основе УМК Spotlight под ред. Ю.Ваулина, Д.Дули, О.Подоляко. Содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование,спис...

Рабочая учебная программа 7 класс ( Spotlight)

Рабочая учебная программа составлена на основе УМК Spotlight под ред. Ю.Ваулина, Д.Дули, О.Подоляко. Содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, уче...