Материалы для составления рабочей программы по робототехнике
методическая разработка на тему
Материалы для составления рабочей программы по робототехнике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialy_dlya_sostavleniya_rabochey_programmy_osnovy_robototehniki.doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
Материалы для составления рабочей программы
«Основы робототехники»
Научно-технический прогресс связан с интенсивным развитием и использованием робототехники и других перспективных технологий требует формирование в нашей стране научно-технологического потенциала, адекватного современным вызовам мирового технологического развития.
Подготовка кадрового потенциала для решения научно-практических задач может начинаться с изучения курса «Робототехника» в общеобразовательной школе и продолжаться в учреждениях профессионального образования. При изучении курса «Робототехника» обучающиеся получат исходные представления и умения моделирования, конструирования и программирования роботов и робототехнических систем, представления о мире науки, технологий и техносферы, влиянии технологий на общество и окружающую среду, о сферах человеческой деятельности и общественного производства. Интересы нашей страны на данном этапе развития требуют, чтобы особое внимание было обращено на ориентацию обучающихся на инженерно-техническую деятельность в сфере высокотехнологического производства.
Курс «Робототехника» систематизирует научно-технические знания, раскрывает способы их применения в различных областях деятельности человека. Важную роль в курсе играет самостоятельная проектно-исследовательская деятельность учащихся, способствующая их творческому развитию.
«Робототехника» при наличии материального, методического и кадрового обеспечения является практико-ориентированным курсом в школе, в которой практически реализуются знания, полученные при изучении технологии, математики, информатики и естественнонаучных дисциплин.
Робототехника – область науки и техники, ориентированная на создание роботов и робототехнических систем, построенных на базе мехатронных модулей (информационно-сенсорных, исполнительных и управляющих).
Курс «Робототехника» интегрированный курс для обучающихся 5-9 классов, который сочетает в себе элементы механики, электроники, программирования (для смешанных групп могут быть привлечены обучающиеся 4 классов).
Курс может быть реализован через три направления:
- Инженерно-техническое.
- Естественнонаучное.
- Спортивное.
Инженерно-техническое направление – направление, при котором происходит создание роботов, робототехнических систем для развития изобретательских и рационализаторских способностей через проектную и учебно-исследовательскую деятельность.
Естественнонаучное направление – направление, при котором происходит создание роботов, робототехнических систем для изучения учебных предметов (физика, биология, химия, география) через учебно-исследовательскую деятельность.
Спортивное направление – направление, при котором происходит создание роботов для решения алгоритмических задач и технических решений робототехнических олимпиад через игровую и проектную деятельность.
Для системного освоения материала курс включает инвариантную, вариативные и дополнительные части содержания. Для создания преемственности образовательного курса профориентации обучающихся на инженерно-технические специальности введена инвариантная часть (неизменная обязательная часть) «Основы робототехники». Такой подход к содержанию необходим для преемственности программ основного общего образования с программами профессионального образования.
Инвариант курса содержит 6 основных модулей: «Введение в робототехнику», «Язык программирования NXT-G», «Контроллер. Сенсорные системы», «Основы конструирования машин и механизмов LEGO Technic», «Система передвижения роботов», «Манипуляционные системы».
Основным оборудованием для организации занятий курса «Робототехника» является образовательный конструктор LEGO Mindstorms NXT.
Цель курса: Формирование и развитие у обучающихся системы технологических знаний и умений, необходимых для осваивания разнообразных способов и средств работы с образовательными конструкторами для создания роботов и робототехнических систем.
Задачи курса:
- помочь обучающимся овладеть методами познания, освоения и совершенствования техники использования информационно-коммуникационных технологий в поиске новых технических решений, работать с литературой;
- научить школьников устной и письменной технической речи со всеми присущими ей качествами (простотой, ясностью, наглядностью, полнотой); четко и точно излагать свои мысли и технические замыслы;
- помочь обучающимся овладеть минимумом научно-технических сведений, необходимых для активной познавательной деятельности, для решения практических задач, возникающих в повседневной жизни;
- научить пользоваться различными программно-аппаратными комплексами;
- воспитать устойчивый интерес к методам технического моделирования, проектирования, конструирования, программирования;
- выявить и развить у обучающихся технические природные задатки и способности (восприятие, воображение, мышление, память и т.п.).
Для курса «Робототехники» в основной школе определим следующие требования к результатам:
личностные:
- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и технологий;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе проектной, учебно-исследовательской, игровой деятельности.
метапредметные:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли, способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
- поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
- самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
- виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
- проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
предметные:
- умение использовать термины области «Робототехника»;
- умение конструировать механизмы для преобразования движения;
- умение конструировать модели, использующие механические передачи, редукторы;
- умение конструировать мобильных роботов, используя различные системы передвижения; умение программировать микроконтролер NXT и сенсорные системы;
- умение конструировать модели промышленных роботов с различными геометрическими конфигурациями; умение составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном языке программирования;
- умение использовать логические значения, операции и выражения с ними; умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин; умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
- умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
- навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи;
- рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания роботов и робототехнических систем;
- владение алгоритмами и методами решения организационных и технических задач; владение методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
- применение общенаучных знаний по предметам естественнонаучного и математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов;
- владение формами учебно-исследовательской, проектной, игровой деятельности;
- планирование технологического процесса в процессе создания роботов и робототехнических систем.
. Содержание инвариантной части:
1) Введение: История робототехники. Основные понятия и принципы конструирования роботов. Конструктор LEGO Mindstorms NXT
Практические работы:
- Конструирование робота по технологической карте LEGO Mindstorms NXT.
- Программирование робота, используя среду NXT Program.
2) Язык программирования NXT-G:
Общие сведения о языке программирования NXT-G. Интерфейс программного обеспечения. Основы алгоритмизации. Правила. Оформления программ на графическом языке программирования. Основные группы команд и их назначение. Составление первой программы на языке NXT-G. Ускорение и остановка. Программирование поворотов. Блоки ожидания и их влияние на работу моторов.
Практические работы:
- Движение с остановкой.
- Квадрат.
- Движение по траектории.
- Змейка.
- Исследователь.
- Минутка творчества.
- Лабиринт.
- Парковка.
3) Контроллер. Сенсорные системы:
Память микроконтроллера. Графика на дисплее микроконтроллера. Звук. Работа с динамиком микроконтроллера. Настройка Bluetooth соединения. Сенсоры, их назначение и использование в программировании робота. Программирование датчиков и переходников совместимых с LEGO Mindstorms NXT.
Практические работы:
- Эмоциональный робот
- Измерение расстояния.
- Правила передвижения.
- Вежливый робот.
- Моцарт.
- Клоунада.
- Побег.
- Черно-белый робот.
- Двойной контроль.
- Нет предела совершенству.
- Светофор.
- Кнопочное управление.
- «Стой! Кто идет?».
- Художник.
- Радуга.
- Точный расчет.
- Лаборатория 1.
- Лаборатория 2.
- Сигналы.
- Сторож.
- Лаборатория HiTechnic.
- Робот спасатель.
- Ралли».
- А мы пойдем на Север.
- И снова квадраты
4) Работы с данными различных типов в NXT-G:
Команды вкладки Data (Данные). Команды вкладки Advanced (Дополнения). Команды Record/Play и Stop. Парарельные задачи. Регистрация данных. Создание подпрограмм.
Практические работы:
- Математик.
- Случайности не случайны.
- Логика.
- Диапазон.
- Калибровка.
- Работа с файлами.
- Строки.
- «Не спать!».
- Повторение.
- Параллельные дороги.
- Эксперимент 1.
- Эксперимент 2.
- Эксперимент 3.
- Матрешка.
5) Основы конструирования машин и механизмов LEGO Technic:
Конструирование. Художественное конструирование. Механические передачи. Передаточное отношение. Эффективность. Люфт. Моторы LEGO Technic. Механизмы преобразующие вращательное в поступательное движение.
Проекты:
- Автоматический шлагбаум.
- Поворотная платформа.
- Раздвижные автоматические двери.
- Роботизированная тележка №01.
- Роботизированная тележка №02.
- Автоматический миксер.
- Двухступенчатый редуктор (мультипликатор).
- Автоматический стеклоочиститель.
6) Колесные системы передвижения роботов:
Общее представление о колесных системах передвижения мобильных роботов. Группа роботов, использующих при движении два колеса. Трехколесные роботы. Гусеничные роботы. Четырехколесные роботы. Всенаправленные роботы.
Практическая работа: Проверка зависимости периметра от диаметра колеса.
Проекты:
- Молот.
- Робот сегвей.
- Трехколесный робот, использующий при движении два ведущих колеса.
- Трехколесный робот, использующий при движении привод для управления поворотом пары ведущих колес.
- Трехколесный робот использующего при движении три ведущих колеса.
- Гусеничный робот с базовой схемой ходовой части.
- Гусеничный робот с ходовой частью повышенной проходимости» (вариант 1).
- Гусеничный робот с ходовой частью повышенной проходимости» (вариант 2).
- Робот-посыльный.
- Робот - патрульный.
- Робот-гонщик.
- Трехколесный всенаправленный робот.
7) Шагающие системы передвижения роботов:
Основные принципы проектирования шагающих роботов. Проектирование ног шагающих роботов. Конструирование и программирование шагающих роботов.
Проекты:
- «Стопоходящая машина» П.Л. Чебышева.
- Шагающий робот – простая модель» (авторская).
- Шагающий робот, использующий при движении механизм Кланна.
- Шагающий робот, использующий при движении механизм Тео Янсена.
- Шагающий робот – сложная модель» (авторская).
- Манипуляционные системы:
Конструирование и программирование манипуляторов. Промышленные роботы.
Практические работы:
- Умный робот.
- Сортировщик.
- Поиск цели.
- Сигнальные огни.
- Подъемник с поиском груза.
- Перенос груза.
- Игры машин.
- И снова огни.
Проекты:
- Робот манипулятор.
- Мобильный промышленный робот.
- Робот сапер
Примерный учебно-тематический план кружка
«Основы робототехники»
№ п/п | Наименование раздела, темы | 5 класс | 6 класс |
Введение | 3 | - | |
История робототехники. Основные понятия и принципы конструирования роботов. | 1 | ||
1.2 | Конструктор LEGO Mindstorms NXT | 2 | |
2 | Язык программирования NXT-G | 8 | - |
2.1 | Общие сведения о языке программирования NXT-G. Интерфейс программного обеспечения. | 1 | |
2.2 | Основы алгоритмизации. Правила оформления программ на графическом языке программирования. | 2 | |
2.3 | Основные группы команд и их назначение. Составление первой программы на языке NXT-G. | 1 | |
2.4 | Ускорение и остановка. Программирование поворотов. | 2 | |
2.5 | Блоки ожидания и их влияние на работу моторов. | 2 | |
3 | Контроллер. Сенсорные системы | 7 | 7 |
3.1 | Графика на дисплее микроконтроллера. | 1 | |
3.2 | Звук. Работа с динамиком микроконтроллера. | 1 | |
3.3 | Настройка Bluetooth соединения. | 1 | 2 |
3.4 | Сенсоры, их назначение и использование в программировании робота. | 4 | |
3.5 | Программирование датчиков и переходников совместимых с LEGO Mindstorms NXT. | 5 | |
4 | Работа с данными различных типов в NXT-G | 9 | - |
4.1 | Команды вкладки Data (Данные). | 2 | |
4.2 | Команды вкладки Advanced (Дополнения). | 2 | |
4.3 | Команды Record/Play и Stop. Парарельные задачи. | 2 | |
4.4 | Регистрация данных. | 2 | |
4.5 | Создание подпрограмм. | 1 | |
5 | Основы конструирования машин и механизмов LEGO Technic | 10 | 7 |
5.1 | Механические передачи. | 6 | 2 |
5.2 | Передаточное отношение. | 4 | 2 |
5.3 | Механизмы преобразующие вращательное в поступательное движение. | 3 | |
6 | Колесные системы передвижения роботов | 33 | 20 |
6.1 | Общее представление о колесных системах передвижения мобильных роботов. | 3 | |
№ п/п | Наименование раздела, темы | 5 класс | 6 класс |
6.2 | Группа роботов, использующих при движении два колеса. | 6 | |
6.3 | Трехколесные роботы. | 8 | 4 |
6.4 | Гусеничные роботы. | 4 | 4 |
6.5 | Четырехколесные роботы. | 12 | 4 |
6.6 | Всенаправленные роботы. | 8 | |
7 | Шагающие системы передвижения роботов | - | 22 |
7.1 | Основные принципы проектирования шагающих роботов. | 2 | |
7.2 | Проектирование ног шагающих роботов. | 2 | |
7.3 | Конструирование и программирование шагающих роботов. | 18 | |
8 | Манипуляционные системы | - | 14 |
8.1 | Конструирование и программирование манипуляторов. | 6 | |
8.2 | Промышленные роботы. | 8 | |
Всего: | 70 | 70 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы в помощь учителю для составления рабочей программы
Материалы в помощь учителю для составления рабочей программы к учебнику «Математика», 6 класс, авт. Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, Мнемозина,2006. Структура документа...
План составления рабочей программы /на примере рабочей программы по математике для 4 класса (VIII вида)
Презентация в помощь при создании рабочих программ по учебным предметам...
Рабочая программа. Кружок робототехника.
Робочая программа "Робототехника"...
Рабочая программа по робототехнике
Программа «Первый шаг в робототехнику» относится к научно-технической направленности.Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в том, что в настоящее время владение компьют...
Рабочая программа Основы Робототехники
Рабочая программа Основы Робототехники...
Доклад на тему: "Составление рабочей программы по ИЗО с учетом личностных метапредметных компетенций (общая структура программы)"
Рекомендации преподавателям о составлении рабочих программ с учетом личностных метапредметных компетенций согласно требованиям ФГОС...
«Составление рабочих программ по математике. Новые требования к рабочим программа в 2018-2018 уч.году»
Рабочие программы – основной документ для учителя любого образовательного учреждения на 2018-2019 учебный год, составляя который необходимо учитывать новые требования ФГОС и методические рекомен...