Материалы в помощь учителю для составления рабочей программы
календарно-тематическое планирование по алгебре (6 класс) по теме

Сатвалдинова Салима Кабибуловна

Материалы в помощь учителю

для составления рабочей программы

к учебнику «Математика», 6 класс, авт. Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, Мнемозина,2006.

 

Структура документа

Тематическое планирование включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по данному разделу курса; требования к уровню подготовки выпускников 6 классов.

Пояснительная записка.

Тематическое планирование составлено:

- на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,

- примерной программы по математике основного общего образования,

- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2007-2008 учебный год,

- с учетом требований к оснащению общеобразовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,

-авторского тематического планирования учебного материала,

- базисного учебного плана 2004 года.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся 6 классах.

Организационно-планирующая функция предусматривает  структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик.

Данное тематическое планирование, тем самым содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материалы в помощь учителю

для составления рабочей программы

к учебнику «Математика», 6 класс, авт. Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, Мнемозина,2006.

Структура документа

Тематическое планирование включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по данному разделу курса; требования к уровню подготовки выпускников 6 классов.

Пояснительная записка.

Тематическое планирование составлено:

- на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,

- примерной программы по математике основного общего образования,

- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2007-2008 учебный год,

- с учетом требований к оснащению общеобразовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,

-авторского тематического планирования учебного материала,

- базисного учебного плана 2004 года.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся 6 классах.

Организационно-планирующая функция предусматривает  структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик.

Данное тематическое планирование, тем самым содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Цели

Изучение математики в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  2. интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  3. формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  4. воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

В ходе преподавания математики в 6 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обратить внимание на то, чтобы они овладевали умениями обще учебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

-работы с математическими моделями, приемами их построения и исследования;

-методами исследования реального мира, умения действовать в нестандартных ситуациях;

-решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

-исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

-ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи;

-использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

-проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

-поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Тематическое планирование конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное поурочное  распределение учебных часов.

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 6 классах отводится не менее 175 часов из расчета 5ч в неделю, из школьного компонента можно выделить еще 1 час в неделю, итого 6 недельных часов или 210 часов в год.

Дополнительный недельный час, выделенный из школьного компонента, может быть использован:

-на решение дополнительных развивающих задач;

-на развитие логического мышления, умения действовать в нестандартной ситуации;

-на широкое использование личностно-ориентированного обучения;

-для формирования навыков самостоятельной работы: умению читать математический текст, умению задавать вопросы по тексту; составлять план к пункту;

-для формирования грамотной математической речи учащихся, умению правильно объяснить свои действия и доказывать верность используемых шагов.

Тематическое планирование к учебнику «Математика,6»,

авт. Н. Я.   Виленкина, В.И. Жохова и др.

ТЕМА

Кол-во часов при 5ч в неделю

Кол-во часов при 6ч в неделю

1.

Делимость чисел.

22

26

2.

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

21

25

3.

Умножение и деление обыкновенных дробей.

29

35

4.

Отношения и пропорции

13

21

5.

Положительные и отрицательные числа.

13

16

6.

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.

12

12

7.

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел.

12

12

8.

Решение уравнений.

14

16

9.

Координаты на плоскости.

12

15

10.

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей.

11

12

11.

Повторение. Решение задач.

16

20

Основное содержание

Делимость чисел.

Делимость натуральных чисел. Делители и кратные числа. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Деление с остатком.

Дроби.

Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. Сравнение дробей. Арифметические действия с  дробями.

Рациональные числа.

Целые числа: положительные, отрицательные и нуль. Модуль (абсолютная величина) числа и его геометрический смысл. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Изображение положительных и отрицательных чисел на прямой. Координата точки.

Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный.

Этапы развития представлений о числе.

Текстовые задачи.

Решение текстовых задач арифметическим способом. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений.

Измерения, приближения, оценки

.Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Размеры объектов окружающего нас мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем нас мире.

Представление зависимости между величинами в виде формул.

Проценты. Нахождение процента от величины, величины по ее проценту.

Отношение, выражение отношения в процентах. Пропорция. Пропорциональная и обратно пропорциональная зависимости.

Округление чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений.

Уравнения и неравенства.

Уравнение с одной переменной. Корень уравнения.  Решение линейных уравнений.

Неравенство с одной переменной. Решение неравенства.

Координаты на плоскости.

Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Примеры графиков, диаграмм.

Начальные понятия геометрии.

Возникновение геометрии из практики.

Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии.

Перпендикулярные прямые, параллельные прямые. Построение перпендикуляра к прямой с помощью угольника и линейки. Построение параллельных прямых.

Многоугольники.

Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Дуга, хорда, диаметр

Наглядные представления о пространственных телах: кубе, прямоугольном параллелепипеде, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Примеры разверток. (Материал содержится в задачном материале, который, желательно, рассмотреть)

Измерение геометрических величин.

Расстояние от точки до прямой. Величина угла. Градусная мера угла. Длина окружности, число ..

Площадь прямоугольника. Площадь круга.

Наглядное представление об объеме. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба.

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей

( изучение темы распределено равномерно в течение всего учебного года и содержится в учебниках 2006 и 2007 годов в задачном материале, в основном, имеющем обозначение Р)

Множество. Элемент множества, подмножество. Объединение и пересечение множеств.

Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения.

Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

Примерный календарно-тематический план

I вариант: 5 ч в неделю, всего 170 ч;

II вариант: 6 ч в неделю, всего 204 ч.

Пункт учебника

Содержание обучения

Варианты планирования

I

II

§1. Делимость чисел

22

26

Множество. Элемент множества, подмножество. Объединение и пересечение множеств.

2

2

1

Делители и кратные

3

3

2

Признаки делимости на 10, на 5 и на 2

3

3

3

Признаки делимости на 9 и на 3

2

3

4

Простые и составные числа

2

3

5

Разложение на простые множители

2

3

Решение комбинаторных задач

1

1

6

Наибольший общий делитель

2

3

7

Наименьшее общее кратное

4

4

Контрольная работа №1

1

1

§2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

22

26

8

Основное свойство дроби

2

3

9

Сокращение дробей

3

3

10

Приведение дробей к общему знаменателю

3

4

11

Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Решение комбинаторных задач.

6

7

Контрольная работа № 2

1

1

12

Сложение и вычитание смешанных чисел

6

7

Контрольная работа № 3

1

1

§3. Умножение и деление обыкновенных дробей

32

38

13

Умножение дробей

4

5

14

Нахождение дроби от числа. Понятие пирамиды.

5

6

15

Применение распределительного свойства умножения. Решение комбинаторных задач

5

5

Контрольная работа № 4

1

1

16

Взаимно обратные числа

2

3

17

Деление

5

6

Контрольная работа № 5

1

1

18

Нахождение числа по его дроби.

5

6

19

Дробные выражения. Понятие призмы.

3

4

Контрольная работа № 6

1

1

§4. Отношения и пропорции

19

23

20

Отношения.

4

5

21

Пропорции.

3

3

Практическая работа по сбору и представлению данных в виде таблиц и диаграмм; анализ данных

1

1

22

Прямая и обратная пропорциональные зависимости

3

4

Контрольная работа № 7

1

1

23

Масштаб. Объем призмы и пирамиды.

2

3

24

Длина окружности и площадь круга. Представление данных в виде круговых диаграмм

2

3

25

Шар

2

2

Контрольная работа № 8

1

1

§5. Положительные и отрицательные числа

13

16

26

Координаты на прямой. Понятие о цилиндре.

3

3

27

Противоположные числа

2

3

28

Модуль числа. Понятие о конусе.

2

3

29

Сравнение чисел

2

3

30

Измерение величин.

3

3

Контрольная работа № 9

1

1

§6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.

11

13

31

Сложение чисел с помощью координатной прямой

2

2

32

Сложение отрицательных чисел. Объем цилиндра и конуса.

2

3

33

Сложение чисел с разными знаками

3

3

34

Вычитание

3

4

Контрольная работа № 10

1

1

§7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел

12

15

35

Умножение

3

3

36

Деление. Решение комбинаторных задач

3

4

37

Рациональные числа

2

3

Контрольная работа № 11

1

1

38

Свойства действий с рациональными числами. Понятие графа.

3

4

§8. Решение уравнений

15

17

39

Раскрытие скобок

3

3

40

Коэффициент

2

2

41

Подобные слагаемые. Решение комбинаторных задач

4

5

Контрольная работа № 12

1

1

42

Решение уравнений

4

5

Решение уравнений № 13

1

1

§9. Координаты на плоскости

13

16

43

Перпендикулярные прямые

2

2

44

Параллельные прямые

2

3

45

Координатная плоскость

2

3

46

Столбчатые диаграммы. Полигон частот

3

3

47

Графики. Представление распределения данных выборки в виде полигона частот

3

4

Контрольная работа № 14

1

1

Итоговое повторение курса математики V – VI классов. Решение комбинаторных задач.

16

20

Требования к уровню подготовки шестиклассников.

В результате изучения математики ученик должен

знать/понимать
  1. существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
  2. как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  3. как математический язык может описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  4. как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  5. каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
Арифметика

уметь

  1. выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
  2. переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь – в виде процентов
  3. выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные числа; находить значения числовых выражений;
  4. округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
  5. пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
  6. решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
  7. решать линейные уравнения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
  2. устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов.

Алгебра

уметь

  1. составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, выражать из формул одну переменную через остальные;
  2. решать линейные уравнения;
  3. изображать числа точками на координатной прямой;
  4. определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;

Геометрия

уметь

  1. распознавать изученные геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  2. изображать изученные геометрические фигуры;
  3. распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей

уметь

  1. извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы;
  2. решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
  3. вычислять средние значения результатов измерений;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. распознавания логически некорректных рассуждений;
  2. анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
  3. решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
  4. решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов.

Список литературы

1. Настольная книга учителя математики. М.: ООО «Издательство АСТ».

2. Требование к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования

3. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика 5-11 кл. – М.: Дрофа, 2002.

4. Математика,6. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Н.Я. Виленкина, 2006.

5. Тематическое планирование по математике: 5-9 кл.: Книга для учителя / Составитель Т.А  Бурмистрова. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2004.

6. Ткачева М.В., Федорова Н.В. Элементы статистики и вероятность. Пособие для учащихся 7-9 классов. – М.: Просвещение, 2003.

7. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Элементы статистики и теории вероятностей. Пособие для учащихся 7-9 классов. – М.: Просвещение, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы в помощь учителю

Материал для подготовки к ГИА в 9 классе...

Методические материалы в помощь учителю. МИОО

"Определение целей обучения (деятельностный подход)", Ким Э.В., Крылов А.И.Предметные результаты изучения предметной области «Общественно-научные предметы» СИСТЕМА ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НАУЧНОГО ЗНА...

Материалы для составления рабочей программы по робототехнике

Материалы для составления рабочей программы по робототехнике...

Каков алгоритм действий учителя при составлении рабочей программы по географии ?

Федеральный государственный образовательный стандарт является основой для разработки примерной основной образовательной программы.Уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивают разрабо...

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ

Педагогические приемы – это основа успешного обучения и способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы в обучении учащихся, позволяющие повышать познават...