Доклад на тему: "Составление рабочей программы по ИЗО с учетом личностных метапредметных компетенций (общая структура программы)"
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо) на тему

Корнилов Олег Петрович

Рекомендации преподавателям о составлении рабочих  программ с учетом личностных метапредметных компетенций согласно требованиям ФГОС 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Шпаковского муниципального района

Районный  семинар преподавателей по предмету « Изобразительное искусство»

Составление рабочей программы с учетом личностных метапредметных компетенций (общая структура программы)

                                             Докладчик:

                                                                                 Учитель «ИЗО»  МКОУ СОШ №4

                                                                   Корнилов Олег Петрович





г. Михайловск;  26.08. 2015

      В современном мире происходит объединение (глоболизация) во всех областях человеческих знаний и человеческой деятельности: политической, культурной, экономической и информационной. Можно сделать неутешительный вывод о том, что дробление общей картины мира, слабая связь между школьными предметами обуславливает серьёзные трудности в формировании целостной картины обучения, способствует ограниченному восприятию культуры. Следовательно, что все учебные предметы существуют каждый сам по себе и не удовлетворяют современным реалиям.

Система образования России старается идти в ногу со временем, меняться быстрыми темпами. Это является требованием современного информационного общества, которое развивается ускоренными темпами. Такого роста развития технологий общество не знало никогда.

Поэтому, перед школой стоит труднейшая задача – готовить своих питомцев к такой жизни, о которой она сама ещё и не имеет представления.

Новизна стандарта (ФГОС) современного поколения образовательной области «Искусство» заключается в том, что в нем предлагается развернутое определение целей художественного образования. А именно приобретенные знания и навыки  на уроке «Изобразительное искусство» могут стать основой для духовно-нравственного, гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей… Ведь уважаемые коллеги, посудите сами…  можно ли сказать математика может быть: русской, французской, японской… или биология  бывает – китайская, голландская, американская??? Подавляющее число школьных предметов имеют как раз интегрированную (общую) с миром функциональность… Но наша дисциплина уникальна по своей сути. По моему мнению лишь только предмет «ИЗО» и «Литература» (частично «История»), могут воспитывать в ребенке - Настоящего гражданина своей Родины…   Например, на личном опыте работы с детьми по теме «День Великой Победы в войне 1941-45 гг.»,  я столкнулся с проблемой поверхностного знания этой темы у учеников. Здесь на помощь мне как учителю, пришлось звать свою эрудированность в данном вопросе, и современные ТСО. Мной была создана презентация «Великая Отечественная Война глазами советских и российских  художников». Там были собраны работы художников, начиная с периода военных лет (40-е) Герасимов, Пластов… до современных авторов: Присекин, Васильев …  Когда дети на уроках истории слышат о ужасах войны, жестокости врага и подвиге народа - вербально (устно) это одно восприятие. Когда они видят это визуально (зрительно) в картинах: Пластова «Фашист пролетел», Герасимова «Мать партизана» или Присекина «Лихолетье»; - это совсем уже другое восприятие темы.  Я часто на своих уроках, использую материалы из СБОРНИКА: «Зернышки» - добрые истории для малых ребят», которые я использовал и при работе в Воскресной школе. А так же материалы пособий по «Основам Православной Культуры»… Например в той же теме о ВОВ, я привожу пример рассказа о том, как одинокая, пожилая женщина отдала свой дом (избу), нашим солдатам  для постройки  быстрой переправы через реку.

Общеобразовательные программы старой формации построены на основе более чем полувековой давности и не ставят перед собой задачу обновления знаний. Здесь- то на помощь учителю и приходит - Метапредметный подход, который предлагает такую реорганизацию образования, когда ученик воспринимает знания не как сведения для запоминания, а как знания, которые он осмысливает и может применить в жизни. Используя такой подход, школа способна сформировать у ребёнка представление о дисциплине, как о системе знаний о мире. Например: выраженном в числах (математика), словах (литература), веществах(химия), творчестве (изо), и т.д. Конечно, такой подход делает восприятие школьных предметов на первый взгляд довольно примитивным, но он имеет место быть.


Вот какие рекомендации,  я могу ВАМ  дать,  при составлении рабочей программы по ИЗО,  в соответствии с внедрением ФГОС ООО. 

Рабочая программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности.

Рабочая программа, в отличие от Примерной, конкретизирует соответствующий образовательный стандарт с учетом необходимых требований к её построению. Также описывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обучения в данном образовательном учреждении.

Таким образом, рабочая программа – нормативный документ локального уровня с максимально конкретизированным описанием содержания обучения. Разрабатывается педагогом на основе примерных (авторских) программ и допускает изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п.

Являясь составной частью основной образовательной программы образовательного учреждения, Рабочая программа призвана обеспечить гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования в соответствии с ФГОС и особенностями условий образовательного учреждения.

Это возможно при полной реализации Рабочей программы, где основным условием является необходимость ее поэтапного (пошагового) описания.

Именно поэтому, Рабочая программа по своей структуре и содержанию представляет собой методику собственной реализации с учетом:

  • требований ФГОС;
  • требований к уровню подготовки выпускников;
  • объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов, модулей, спецкурсов, практикумов, исследовательской и проектной деятельности в каждом классе;
  • познавательных интересов учащихся;
  • целей и задач основной образовательной программы образовательного учреждения;
  • выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.

Необходимость отражения в Рабочей программе данных аспектов обуславливает определение элементов ее структуры. К ним относятся:

  • титульный лист;
  • пояснительная записка;
  • результаты обучения;
  • учебно-тематический план;
  • содержание программы учебного курса;
  • средства контроля;
  • учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Титульный лист содержит:

  • наименование образовательного учреждения;
  • гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения);
  • название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);
  • Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);
  • класс (параллель), которым изучается учебный курс, предмет, дисциплина (модуль);
  • год составления программы.

В тексте пояснительной записки к Рабочей программе указывается:

  • название, автор и год издания конкретной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;
  • цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений (задачи формулируются в соответствии ФГОС и с учетом условий данного образовательного учреждения);
  • изменения, внесенные в примерную и авторскую программу, и их обоснование;
  • учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Министерства Образования и науки РФ), используемый для достижения поставленной цели в соответствии с основной образовательной программой учреждения (пособия, входящие в учебно-методический комплект, обозначаются с указанием их названия, класса, ФИО автора, издательства, года издания);
  • количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в т. ч. количество часов для проведения контрольных, практических работ, экскурсий, проектов исследований;
  • особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков.

Пояснительная записка должна быть лаконичной.

Результаты обучения представляют собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных).

В рабочей программе результаты обучения должны быть классифицированы одновременно по двум основаниям:

  • по обобщенности результатов (личностные, метапредметные, предметные)
  • по виду деятельности человека в коммуникативной, нравственной, познавательной, трудовой, эстетической сферах.

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов по разделам и темам, определяет проведение зачетов, контрольных, практических и др. видов работ за счет времени, предусмотренного максимальной учебной нагрузкой. Составляется учебно-тематический план на весь срок обучения.

Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы.

Содержание учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) включает реферативное описание каждого раздела согласно нумерации в учебно-тематическом плане. Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания.

Структурный элемент Рабочей программы средства контроля включает систему контролирующих материалов (тестовых материалов, контрольных работ, вопросов для зачета и др.) для оценки освоения школьниками планируемого содержания, представленного в виде перечня действий учащихся как целей-результатов обучения.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

При разработке рабочей программы необходимо учитывать перечень имеющегося в кабинете (образовательном учреждении) учебного оборудования.

С учетом этого описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса в рабочих программах должно соответствовать содержанию обучения и даваться в следующей последовательности.

1. Средства обучения на печатной основе (программы, учебники, дидактические материалы, литература для учащихся и учителя, карты подготовки к уроку).

2. Натуральные объекты (коллекции, лабораторное оборудование, приборы).

3. Отображения натуральных объектов (муляжи).

4. Изображение натуральных объектов (модели, картины, демонстрационные таблицы, таблицы, аудиовизуальные средства).

5. Технические средства обучения (графопроекторы, видеопроекторы, компьютерная техника и т.д.).

Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.

И напоследок о требованиях к составлению рабочей программы с учетом личностных метапредметных компетенций.

Личностные, метапредметные и компетенционные  результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

         Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России     и мира, творческой деятельности эстетического характера

Уважаемые коллеги,  Спасибо за Ваше внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии с учетом авторской программы И.Б. Агафоновой, В. И. Сивоглазова.

Рабочая программа составлена на основе примерных программ по биологии  с учетом авторской программы  И.Б. Агафоновой, В. И. Сивоглазова. Данная программа составлена в полном соответствии с ф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Бухгалтерский учет в бюджетных организациях Для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Рабочая программа учебной дисциплины изучается при освоении основной профессиональной образовательной программы при очной и заочной форм обучения и  на базе среднего (полного) общего образования ...

Рабочая программа по литературе.Уровень общего образования (класс): основное общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 9 класс

Рабочая программа  по литературе для 9 класса составлена на основе примерной Программы основного общего образования по литературе и Программы по  литературе для 9  класса к учебнику под...

Методические рекомендации по реализации Федеральных рабочих программ в период перехода на обновленные ФГОС основного общего образования и среднего общего образования

Методические рекомендации по реализацииФедеральных рабочих программ в период перехода на обновленные ФГОСосновного общего образования и среднего общего образования...