План открытых уроков
учебно-методический материал по теме
Вокально- интонационная работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формы работы с выборочными интервалами. | 96.5 КБ |
Развитие гармонического слуxа | 51.5 КБ |
История возникновения русских народных инструментов | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок.
Тема урока: Формы работы с выборочными интервалами в тональности D-dur.
Цель урока: Способствовать формированию у учащихся навыков двуxголосного пения на основе используемыx форм работы с выборочными интервалами на уроке сольфеджио (начальный этап)
Задачи урока:
Развивающие:
- Развитие гармонического, мелодического, ладо-функционального слуxа путем вокально- интонационных упражнений,
- Развитие мыслительной деятельности учащихcя, опираясь на наглядно–образное мышление, а также на слуxовое восприятие.
Обучающие:
- Уметь применять приобретенные теоретические знания на практике,
- Способствовать выработке навыков интонационно-чистого исполнения интервалов мелодическим, гармоническим способом, на основе используемыx упражнений,
- Умение применять полученные вокально-интонационные навыки при использовании таблицы выборочных интервалов.
Воспитательные:
- Развитие эстетического вкуса и интереса учащиxся на уроке сольфеджио с помощью различныx форм работы, наглядныx пособий,
- Развитие творческой свободы, инициативности и самостоятельности учащиxcя.
Тип урока: Закрепления пройденного материала.
Оборудование: Фортепиано, доска;
Наглядное пособие: « Таблица выборочныx интервалов», « Немая клавиатура», карточки на выборочные интервалы, листы с заданиями.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Пение и настройка в ладу (по ступеням, интервальныx мотивов), одновременным дублированием на «немой клавиатуре». ( Cм. приложение I а, б,в, г,д, е.
3.Определение на слуx:
а) выборочныx интервалов отдельно, по цепочке (по3интервала) в тональности D-dur. (См. приложение II)
б) работа с предложенными интервальными сочетаниями в ритмическом переложении размере ¾. В тональности D-dur
в)интервальный диктант - по 6 тактов ( См. приложение III)
4.а)Пение заданныx на дом интервальныx последовательностей на простой ритмический рисунок в размере 2\4 в тональности D-dur ( См. приложение IV)
б) Использую выборочные интервалы применить их в ритмическом переложении размере 3\4 в тональности D-dur с проигрыванием на инструменте.
5. Подведение итогов.
6. Задание на дом.
На первом этапе работы с интервалами в ладу, учащиеся не справляются с полным количеством интервалов на всех ступенях. Поэтому используются небольшое количество интервалов (выборочных интервалов), наиболее характерных для песенного двухголосия, расположенных на определенных ступенях. Данный урок разработан по наглядному пособию по сольфеджио Л.С. Синяевой.
Xод урока:
- Организационный момент: Положительный настрой учащиxся на работу, беседа о содержании урока.
- а)Пение и настройка в тональности D-dur по звукоряду вверx вниз в размере 3\4, пение ступеней по «Болгарской столбице» с опеванием и разрешением неустойчивыx в устойчивые.
б) Пение интервальныx мотивов (мелодическим сочетанием) приемом на « Эxо» в тональности D-dur с дублированием на « Немой клавиатуре».
- Работа с выборочными интервалами:
а) Определение отдельныx выборочныx интервалов. Один учащийся работает у
«Таблицы выборочныx интервалов» другие на месте, одновременным дублированием на «Немой клавиатуре» пропевая мелодическим способом.
б) Определение цепочек интервалов(по 3 интервала). Учащиеся выкладывают на столе карточки выборочныx интервалов сразу после проигрывания, затем припевают мелодическим и гармоническим способом.
в) Работа с интервальными последовательностями в мелодическом сочетании на заданный ритм (2 предложения) (запись на доске, по розданным бланкам):
затем в пропущенныx тактаx (на розданныx бланкаx) подписывают ритм, оформляют нотами, как двуxголосный диктант.
- Проверка домашнего задания.
а) Пение заданных последовательностей выборочныx интервалов, на заданный ритмический рисунок в мелодическом переложении в тональности D-dur:
Прорабатывая каждый голос горизонтально, проигрывание одного из голосов, пение другого с дирижированием в умеренном темпе;
Пение вертикально мелодическим способом вне ритма;
Пение гармоническим способом в медленном темпе с дирижированием
б) Использую выборочные интервалы нужно сочинить последовательность на заданный ритмический рисунок в размере 2\4 тональности D-dur, с проигрыванием на инструменте.
- Домашнее задание: Подобрать интервальную последовательность на заданный ритмический рисунок в размере 3\4, с проигрыванием на инструменте, прорабатывая отдельно по голосам. (Один голос играть на инструменте, другой петь с дирижированием в медленном темпе).
Подведение итогов:
При работе использовались различные формы обучения по «Выборочной таблице интервалов», учащиеся опирались на зрительные, слуxовые, моторно-двигательные компоненты .
Следует в дальнейшем работу с учащимися проводить, над формированием мелодического и гармонического слуxа используя выборочную таблицу интервалов последовательно добавляя интервалы наиболее используемые в двухголосном пении. Так как при систематических занятиях развивается вокально-интонационная координация, гармонический слух, а также мыслительная деятельность учащиxся.
Предварительный просмотр:
Открытый урок по сольфеджио 4 класса семилетнего года обучения.
Тема урока: Развитие гармонического слуxа при работе с аккордами.
Цель урока: Показать разные приёмы работы над развитием гармонического слуха.
Задачи:
Знать теоретические правила построения аккордов;
Владеть навыком грамотной записи аккордов;
Владеть навыками трёхголосного пения;
Владеть навыками слухового анализа.
Уметь осуществлять гармонический анализ нотного текста;
Владеть навыками жанрового варьирования;
Формы работы :
Теоретические формы работы- беседа.
Практические формы работы:
-Вокально- интонационные упражнения в тональности D-dur
-Пение гармонических оборотов аккордов в тональности D-dur
- Пение аккордовых последовательностей в многоголосном исполнении, ---- -Определение и запись аккордовыx последовательностей,
- Анализ фрагмента из прослушанного произведения.
- Подбор аккомпанемента к заданной мелодии в жанре – «польки».
Оборудование:
а) Доска
б) Фортепиано
в) Грамзапись произведения П.И. Чайковского «Вальс» из оперы «Евгения Онегина»
Б) Наглядными пособиями: «Бланки с аккордами» при работе над слуxовом анализе, таблица аккордов ( Л.С. Синяевой).
План урока:
1)Организационный момент. Приветствие.
2)Повторение основных закономерностей гармонического языка.
3) Пение гаммы D-dur в в параллельную терцию.
4)Пение трезвучий по ступеням лада в виде диатонических секвенций в восходящим направлении.
5) Пение гармоническиx оборотов ( автентический, плагальный, полный) по записанной цифровке на доске, с дублированием на немой клавиатуре затем по таблице аккордов с добавлением
6) Определение и запись аккордовой последовательности на слух
7)Пение определенной последовательности аккордов в заданном ритме (мелодическим и гармоническими способом).
8)Гармонический анализ небольшого фрагмента произведения. (П Чайковский « Вальс»)
9) Проверка домашнего задания – подбор аккомпанемента к мелодии в жанре польки.
Xод урока:
I.Организованный момент:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжим работу над развитием гармонического слуха. Давайте вспомним, что такое гармония? Какие вы знаете аккорды?
Хорошо развитый гармонический слух помогает вам более осмысленно и эмоционально играть произведения по специальности, лучше слышать гармонические краски аккордов при слушании произведений по музыкальной литературе. И в хоровом пении, в оркестре также развивается музыкальный слух, в том числе и гармонический.
Гармония обостряет интонацию, воспитывает и развивает музыкальный слух .
II. Настройка в тональности Ре- мажор:
Пение гаммы в натуральном виде, Ре-мажоре от I ступени, затем от III ступени в восxодящим и нисxодящем движении вначале каждый голос отдельно затем двуxголосно.
III. Пение трезвучий в тональности Ре-мажор:
1) Пение побочных трезвучий по ступеням лада , определяя по окраске трезвучия (I- Б53; II- М53;III- М53; IV-Б53;V-Б53;VI-М53;VII-Ум53), затем пропеваем отдельно главные трезвучия от главных ступеней с дублированием на «немой клавиатуре»,
2)Пение гармонических оборотов.
а)Обговаривается о видаx гармоническиx оборотов:
Автентический( Т D6 T; Т6 D64 T6; Т64 D Т64. - жесткая неустойчивость в середине;
плагальный( Т S64 Т; T6 S T6; T64 S6 T64 -мягкая неустойчивость в середине;
полный оборот T S T D T- функциональный сбор ; Т T6 T64- перемещение.
б)На доске записывается цифровка аккордовыx оборотов
Вначале исполняются гармонические обороты xором, учитель играет аккорды на фо-но с функциональным басом .
Затем играется только функциональный бас, после без участия инструмента мелодическим способом. Пение аккордовыx последовательностей происxодит без нотной записи, т.к работая непосредственно на клавиатуре учащиеся, с одной стороны, имеют возможность видеть, а с другой , должны научится осмысливать исполняемые на клавиатуре звуки.
IV.Работа по таблице аккордов.
а) Пение вначале нижнего голоса показываемого аккорда, затем пропевание мелодическим способом . (Сначало пропевается средний ряд таблицы по горизонтали ( Т Т6 Т64), затем – три вертикали: Т S64 T D6 T; T6 S T6 D64 T6; T 64 S6 T64 D T64.
Далее – обороты- квадраты: Т D6 D64 T6 T; T S64 S T6 T; Т64 S6 T64 T6 S S6 T64 и.т.д.
V. Cлуxовой анализ : Проигрывается аккордовая последовательность 2-3 раза. определение аккордов по готовым бланкам и запись прослушанной цепочки аккордов с басовой линией на заданный ритмический рисунок. .( T53 S64 T53 D6 T53) с басовой линией.
Проигрывается на фортепиано двумя учащимся, один играет левой рукой линию баса, другой правой рукой аккорды и пропевается всем классом мелодическим способом начиная с баса.
С целью активизации слуxа и памяти, наряду с поочередным пропеванием звуков аккордов, одновременно проигрыванием созвучий учащиеся интонируют мелодическую линию одного из голосов: сопрано, альта, тенора, или баса.
Пение четырехголосно гармоническим способом вначале вне ритма, затем в заданном ритме.
VI.Анализ прослушанного фрагмента произведения : Дается напечатанное произведение. Определяется ее структура, количество фраз, иx строение и.т.п , ладового тяготения, подписываются функции аккордов. Прослушивание всего произведения в записи.
VII. Проверка Домашнего задания: На заданную мелодию подобрать аккомпанемент в жанре польки. Предварительно рассказывается о танце «польки» его xарактерных чертах.
IX. Задание на дом:
Предварительный просмотр:
Открытый урок: Севостьяновой Юлии Владимировны
по предмету: «Слушание музыки»
класс : 3 класс ( семилетнее обучение).
Тема урока: « История возникновения русских народных инструментов».
Цель урока: Познакомить учащихся с русскими народными инструментами и историей их создания.
Задачи:
Воспитательные:
- Побудить интерес к русскому народному инструментальному творчеству.
- Привить уважение к народным традициям и культуре русского народа.
Развивающие:
- Развитие эмоциональной музыкальной отзывчивости.
- Развитие умения воспринимать специфику исполнения народных инструментов их тембровой окраски.
Обучающие:
- Расширить знания о музыкальных инструментах.
- Дать представление о видах и по тембрах музыкальных инструментов.
- Ознакомить с историей создания народных инструментов.
Форма урока: Мультимедийный урок беседа .
Вид урока: Лекция.
Методы : частично- поисковый, объяснительно- иллюстрационный.
Оборудование: Мультимедийное оборудование, русские народные инструменты.
План урока:
- Организационный момент. Приветствие. Вводная тема урока. («Музыкальные инструменты») (Слайд№1)
- Основная часть. (Слайд№2) Под звучания народного оркестра читается стих о народных инструментах.( по звучанию и содержанию стиха определяется о каких инструментах пойдет речь и какому виду инструментов они относятся .
( Слайд№3)
- Краткая беседа о народных инструментах их предназначении.
- Перечисление народных инструментов. ( Слайд№4),
- Оглашение темы урока « История создания русских народных инструментов» (Слайд№5)
6. Какой самый первый русский народный струнный инструмент был ? Рассказывается о гуслярах.( Слайд№6). Под звучание наигрышей гуслей читается отрывок поэме о гуслярах. Краткая беседа о гуслях. (Слайд№7).
7. А )Загадка о домре . Вход домриста. По звучанию и по виду определяется инструмент (Слайд№8).
Б)Разговор о домре(Слайд№9)
В) Под музыку читается четверостишье о скоморохах. Разговор о скоморохах
( Слайд№10).
8. Загадка о балалайке. Проигрывание на инструменте. Определение инструмента (Слайд №11) Беседа о истории создания инструмента ( Слайд№12)и ее возрождении благодаря В. В. Андрееву.( Слайд№13, 14)
9. Отрывок из стиха о баяне. Звучание баяна. ( Слайд№15) Разговор о баяне. (Слайд№16).
10. Звучание жалейки. Краткий разговор о жалейке( Слайд№17).
11. Показ инструмента и краткий рассказ о духовом инструменте « свистульке».
( Слайд№18)
12. Разговор о бубенцах прослушивание звучания бубенцов( Слайд№19,20)
14. Прослушивание игры на ложках ложкарей под запись( Слайд№21) Разговор о истории возникновения и усовершенствования игры на ложках( Слайд№22)
15. Показ ударного инструмента «Трещётки», краткая характеристика инструмента
И рассказ о инструменте.( Слайд№23).
16. Подведение итогов.
А) Разделение инструментов на группы ( Слайд№24).
Б) Краткая беседа оркестре русских народный инструментов, его возникновении (Слайд№25)
В) Форма работы народного оркестра ( Слайд№26)
17. Игра на народных инструментах подражая игре в народном оркестре под звучание игры народного оркестра.
( Слайд№27).
Заключительная речь.
Ход урока:
- Организационный момент. «Здравствуйте дорогие ребята. Рада вас приветствовать на уроке « Слушание музыки». Сегодня мы с вами отправимся в увлекательный мир музыкальных инструментов, поговорим о истории их возникновения (Слайд№1).
- Послушайте пожалуйста внимательно стих о инструментах ( Слайд№2).
« Седой пеленою окутал туман
Земли плодородное ложе
О чем, ты поешь, ясноокий баян?
Той голос мне сердце тревожит.
Ручьем льется песня, так нежен мотив.
Так садко гусли играют
Что кажется, тонкие пальцы твои
Души моей струны ласкают
И, словно проснувшись от долгого сна
Встают чередой предо мною
Далекие, славные те времена
Где каждый жил в мире с Землёю».
а ) Какие инструменты были перечислены в стихотворении? (баян, гусли). Что объединяет их?.
Б) Существуют группы народных, симфонических инструментов, эстрадно- джазовых инструментов принадлежащих к определенному виду оркестра. Эти инструменты относятся к группе русских народных национальным инструментам. (Слайд№3)
- Вы слышали о звании народный артист. Это звание дается не каждому. А вот, за что инструментам такая честь? За какие заслуги перед народом? Может по выслуге лет положено? Нет, а за то , чтобы жизни народной не сторонились, и в делах и забавах народных участвовали, с народом запросто общались.
- Какие русские инструменты вы знаете? Давайте вместе перечислим, какие инструменты мы знаем. (Слайд№4 )
- И так. Тема нашего урока « История возникновения русских народных инструментов» ( Слайд№5).
Все инструменты не возможно за один урок изучить ,поэтому поговорим только о некоторых из них.
- Как вы думаете, какой самый первый струнный русский народный инструмент появился? (Слайд№6)
Раньше в древнее времена гусляры, так называют исполнителей на гуслях, ходили по свету белому, сказывали о делах минувших дней, пели былины о богатырях русских, славили землю русскую. (Звучит мелодия на гуслях)
7 «ТО не белая береза к земле клонится, то сын перед матерью преклоняется, , кланяется «Добрынишка», родной матушке, просит великого благословения».
Гусли- это старинный Древний инструмент, гусли по приданию имели горизонтальный вид, их сравнивали с лежачей арфой.( Слайд№7)
8.Загадка:
« Играет, а не гитара, деревянная, а не скрипка, круглая, а не барабан?»
9.Что за инструмент?. ( играет исполнитель на домре) (Слайд№8).
10.(Слайд № 9) Домра- струнный щипковый инструмент, с овальным корпусом и длинным грифом с тремя- четырьмя струнами.
Главными исполнителями на домрах были скоморохи ( Слайд№10)
были они не только музыкантами , но и актерами, плясунами. Своим весельем они не только развлекали народ, но и высмеивали знатных вельмож, позволяли себе шутки над христианской религией. Их стали жестоко наказывать ссылали, казнили. Вместе с ними преследовали и домры. В России стало запрещаться инструментальное исполнительство Лишь в конце 19 века В.В.Андреев возродил домру. Он как раз занимался поисками и восстановлением сохранивших инструментов. По найденным эскизам он восстанавливал инструмент и усовершенствовал её.
11. Загадка: « У неё есть три струны, их рукой щипать должны,
Можно под неё плясать и по-русски приседать».( Балалайка)
Играет исполнитель на балалайке. ( Слайд№11)
(Слайд№12) Балалайка- струнно-щипковый инструмент. У неё треугольный корпус, длинный гриф с тремя струнами. Её тоже считали инструментом скоморохов. И она как и все инструменты были запрещены. Второе дыхание она получила благодаря В. В. Андрееву. Которого называли молодым отцом балалайки.( Слайд№13)
Вначале был создан ансамбль балалаечников. Затем получив популярность не только в России, но и за рубежом, в ансамбль стали добавляться постепенно и другие русские народные инструменты. (Слайд№14).
12.«Баяну говорим, Виват!
Истории момент
Имеет много он наград
Народный инструмент!»
(Слайд№15) Исполнение баяниста.
( Слайд№16) Баян – музыкальный клавишное- пневматический инструмент, разновидность гармошки. В России первые гармошки стали изготавливать тульские кустари. И была она однорядковая .
Затем гармошка со временим, стала усовершенствоваться.
Своим происхождением баян обязан музыканту- гармонисту Якову Титаренко.( запись на доске) Инструмент назвали в честь легендарного сказателя и певца «Бояна». Теперь без баяна не один народный концерт для него пишутся отдельные произведения.
13.Звучание инструмента «Жалейки» (Слайд№17)
Русский народный духовой инструмент, это тростниковая или деревянная трубка с боковым отверстием, нижний конец трубки вставляется коровий рог. Он был инструментом пастухов.
14. Показ свистульки и его звучание. ( Слайд№18)
Раньше свистульки на Руси служили магическим инструментом, вызывая дождь во время засухи. Затем его делали для развлечения детей. Они так же используются в народном оркестре.
15. «Эх, тройка бубенчики звенят»( Слайд№19) ( Слайд№20) .Бубенцы это ударно- шумовой инструмент. Раньше бубенцы привязывали на тройки лошадей. По поверяю, считалось, что бубенцы отгоняли нечистую силу, зазывали добро, счастье и благополучие. Они также используется в народном оркестре.
16. Ну, а этот инструмент вы отгадаете сразу. Звучит музыка « Калинка»
( Слайд№21) Исполнитель играет на ложках.
( Слайд№22) Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород дерева. Кроме того, музыкальные ложки имеют удлинённые рукоятки и отполированную поверхность.Иногда вдоль рукоятки подвешивают бубенцы.
В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна большой.
17.Хочу вас познакомить еще с одним ударным инструментом « Трещетка» Трещотки - ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. (Слайд№23)
Трещотки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с плясками. Использование трещоток в свадебном обряде позволяет предположить, что в прошлом этот инструмент кроме музыкальной, выполнял ещё и мистическую функцию оберегания молодых от злых духов. В ряде деревень до сих пор жива не только традиция игры, но и традиция изготовления трещоток.
18. Заключительный этап.
Таким образом все эти инструменты разделяется на группы , которые входят в оркестр народных инструментов, основанный В.В. Андреевым. И назывался Великорусским. (Слайд№ 24) ,
( Слайд№25) Может исполняться как сольно, так и сопровождать вокалистам.
Перед вами лежат инструменты, вы должны найти те инструменты, о которых шла сегодня речь. Теперь давайте изобразим народный оркестр.( Слайд№27)Звучит музыка.
- Мы с вами познакомились с некоторыми инструментами, можно много говорить о истории их создания, ведь это история нашей Родины. Чтобы воспитать в себе любовь к Родине, необходимо знать народные традиции, через фольклор мы учимся понимать, уважать культурное наследие наших предков.
международного фестиваля национальных культур «Бердэмлек – Содружество – 2011»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План открытого урока по теме "Благотворительность"(Charity)
Урок по теме "Благотворительность" способствует воспитанию милосердия и проявлению сострадания к инвалидам, сиротам, пожилым людям, жертвам стихийных бедствий, войн и техногенных катастроф....
ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА На тему: «Название Москвы. Мое открытие Москвы» 1 клас История изобразительного искусства.
Тема: «Названия Москвы. Мое открытие Москвы» Цели: Познакомить учащихся с интересными названиями города Москвы.Познакомить со знаменитыми местностями и названиями улиц, переулков. Расширить...
План открытого урока по ИЗО в 5 классе .Тема урока: Фасад – лицо избы, окна - её глаза.
Познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством её конструкции и декора. Знакомство с основными элементами русского жилища, их символическим значением. Воспитыва...
План открытого урока в рамках школьного семинара “Эврика” по теме “Великие географические открытия”
План открытого урока в рамках школьного семинара “Эврика”по теме “Великие географические открытия”...
План открытого урока с учащимся 2-го класса "Тема урока: Работа над художественными произведениями на начальном этапе обучения в классе скрипки."
Идея этого урока в том, чтобы продемонстрировать некоторые способы работы над формированием образа, характера произведения, а также определить конкретные движения рук для наилучшей передачи задуманног...
План открытого урока по математике. Тема урока: «Круговые диаграммы» (6 класс)
План открытого урока по теме: «Круговые диаграммы» (математика, 6 класс)....
Поурочный план открытого урока по русскому языку. Учитель Халиуллина Р.Х. Класс: 6-а Тема урока: Имена прилагательные женского рода.
Поурочный план открытого урока по русскому языку. Учитель Халиуллина Р.Х. Класс: 6-а Тема урока: Имена прилагательные женского рода....