доклад на педсовете на тему "социализация воспитанников с ОВЗ через коммуникацию"
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Доклад о решении задачи социализации воспитанников с ОВЗ через формирование коммуникативных умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_pedsovetu_2017.docx | 25.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Одной из основных задач современного общества является социальная адаптация людей с ограниченными возможностями. Успешность подготовки их к самостоятельной жизни в обществе зависит не только от приобретения определенных знаний по общеобразовательным предметам и профессионально-трудовой деятельности, но и от уровня сформированности коммуникативных умений.
ФГОС НООО с ОВЗ от 19. 12. 2014г.
1. 6. В основу стандарта для обучающихся с ОВЗ положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:
Развитие личности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации.
Понятие «Социализация».
В настоящее время существуют различные определения понятия социализация, социальная адаптация, которые раскрывают его в полной мере.
Социализация – это процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, общепринятых стереотипов поведения, ценностных ориентаций, позволяющих полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия.
Социальная адаптация - процесс активного приспособления к условиям социальной среды путем усвоения ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе.
Стадии социализации.
Первичная социализация (семья)
Вторичная социализация (школа)
Высшим уровнем социализации личности является её самоутверждение, реализация её социального потенциала.
Уже с первых дней жизни ребёнок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека. Социализация, или усвоение ребёнком общечеловеческого опыта, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребёнок овладевает речью, новыми знаниями и умениями, у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.
Задача социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из приоритетных в воспитательной деятельности нашей коррекционной школы. Коллектив воспитателей работает по программе социализации и воспитания. Выполнение программы возможно при одновременной реализации таких условий, как готовность педагогов к созданию благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы, специалистов, родителей. В нашей работе нет мелочей. Важен правильный подбор методов и приёмов для социализации, ранняя диагностика, наблюдение за ребенком и подбор индивидуальных стратегий развития и т. п.
В процессе социализации детей с ОВЗ важная роль принадлежит коммуникативно-речевому общению, которое помогает вхождению воспитанников в мир социальных отношений, готовит их к активной общественно полезной жизни.
Под коммуникативными умениями понимаются умения, связанные с правильным выстраиванием своего поведения: умение выбрать нужную интонацию, жесты, умение сопереживать собеседнику, поставить себя на его место, предугадать реакцию собеседника, выбирать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения.
Первостепенные коммуникативные умения,
которыми должен овладеть каждый ребенок.
- Приветствие ----- Прощание
- Обращение
- Просьба о помощи, поддержке, услуге
- Оказание помощи, поддержки, услуги
- Благодарность ----- Принятие благодарности
- Извинение ------ Принятие извинения
- Отказ
- Требование
- Слушание
- Развернутое высказывание
Важно воспитание не только коммуникативных умений, но и коммуникативной культуры.
К составляющим компонентам коммуникативной культуры относят:
- творческое мышление;
- культуру речевого действия;
- культуру самонастройки на общение;
- психоэмоциональную регуляцию своего состояния:
- культуру жестов и пластики движений,
- культуру эмоций;
Надо отметить, что педагоги постоянно работают над своей речью, демонстрируя воспитанникам эталоны правильного, грамотного и уважительного общения, основанного на доброжелательности, взаимопонимании, чуткости и отзывчивости. Однако, это трудно, так как дети в силу своего диагноза часто бывают грубы, несдержанны, но мудрость, любовь, терпение и понимание ситуации помогают педагогам в принятии правильного решения.
Критериями коммуникативной культуры является ценностное отношение к общению, готовность к сотрудничеству.
Одной из задач нашей педагогической деятельности, является – не только развитие потенциала ребенка, но и сохранение, и укрепление психологического здоровья. Для этого необходимы факторы:
- создание ситуации успеха;
- обеспечение атмосферы комфорта;
- формирование адекватной гибкой самооценки;
- развитие рефлексии;
- повышение стрессоустойчивости при взаимодействии с социумом.
В ходе воспитательной деятельности одна из главных задач, которую мы ставим перед собой - это включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений посредством разнообразных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). А также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников учреждения, вовлечения детей в массовые мероприятия (праздники, развлечения и т. д., проводимые в образовательном учреждении).
Воспитанники участвуют в совместных мероприятиях, в театрализованной деятельности, в проведении совместных спортивных и традиционных праздников в интернате, при обязательной предварительной работе воспитателей и всех специалистов школы - интерната, родителей, их взаимодействии, что даёт положительную динамику развития детей. Активное участие воспитанников и их родителей в жизни интерната и социума дают право говорить об эффективности нашей работы. Используем праздники и развлечения: День знаний, День осени, Праздник урожая, День именинника, Новогодние утренники, День 8 марта, День семьи, День матери, Фестиваль военной песни и т. д.
В ходе подготовки и проведения коллективно-творческих дел его участники осуществляют все этапы самоуправления:
– совместно определяют цель своей деятельности;
– договариваются о средствах и способах ее реализации;
– управляют процессом ее осуществления;
Не менее важно развивать у обучающихся воспитанников познавательные компоненты трудовой деятельности: умение действовать по плану, организованно, точно и аккуратно контролировать и корректировать свои действия, адекватно применять ранее усвоенные знания, умения, навыки, формировать ценные черты личности: трудолюбие, коллективизм, самостоятельность, дисциплинированность, настойчивость, инициативность и инициативность и другие, важные в социальном отношении качества, нацеливать на выбор профессии.
Отдельный большой и важный вопрос – взаимодействие с родителями. Мы все понимаем, что первые, основные навыки социального поведения дети получают в семье. И ни для кого не секрет, что родители детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из самых сложных категорий родителей, что, несомненно накладывает отпечаток на формирование личностных качеств детей. Некоторые родители не принимают своего ребенка, не могут или не хотят признать его особенность, научиться с этим, жить. Другие воспринимают дефект ребенка как некую кару, видят свое предназначение в служении ему, что приводит к гиперопеке, не позволяет ребенку становиться самостоятельным, сильным, он надолго остается зависимым, у него не развиваются стойкость, характер, уверенность в себе. Постоянная работа с родителями, привлечение специалистов, вовлечение их в проектную деятельность, наши совместные события позволяют родителям иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с ограниченными возможностями в развитии.
Интернат становится социальным центром помощи семье в воспитании ребенка.
Социализированость ребенка, как результат усилий семьи и педагогов, возможна только при комплексном подходе, учете всех факторов, влияющих на социальное развитие ребенка.
Волшебное слово, которое может помочь взрослому в
социализации ребенка – слово: ВМЕСТЕ!!!
Приложение 1.
- Здоровье
- Участие в спортивных соревнованиях школы,класса.
- Классные часы: “Скажем нет наркотикам”, “Почему же подростки курят?”, “Скажем нет алкоголю”, “СПИД – миф или реальность”, “Спорт в нашей семье”, “Экстремальные виды спорта”.
- Практикум: “Право выбора”, “Что вы знаете о СПИДе?”, “Навыки отказа”.
- Беседы: “Секреты выживания”, “Как отстоять свою точку зрения”
- Проведение тематической линейки ко Дню борьбы со СПИДом.
2. Общение.
- Тренинг: “Познай себя”, “Секреты общения”, “Самопознание”
- Практикум “Конфликты в нашей жизни”, “Учимся разрешать конфликты”, “Общительность”
- Классный час “Будьте добрыми и человечными”, “Давай поговорим о нас с тобой”.
3. Нравственность и профориенация.
- Дискуссия “Можно ли быть свободным без ответственности”
- Классные часы: “О друзьях и дружбе”, “Моя малая родина”, “Мораль и закон”, “Что в жизни зависит от меня”, “Берегите матерей”.
- Диспут “А если не получилось?.. Что дальше?”
- Деловая игра “Я среди людей, люди среди меня”.
- Этическая беседа “Чувство взрослости. Что это такое?”
- Практикум “Ориентация в жизни”, “Выбор профессии”.
- Игра “Человек – профессия”, “Кто есть кто?”, “Профессия на букву”, “День из жизни…”
- Беседа “Экология: что можно и чего нельзя, чтобы всем жилось хорошо”
- Классные часы: “Поговорим о деньгах”, “Об опасностях, которые рядом”, “Я имею право, я обязан”, “Русь, Россия, Родина моя”, “История событий в мире в газетных материалах”
4.Гражданин.
- Дискуссия “Насилие и закон”, “Основы законодательства”, “Наркотики и закон”.
- Встречи с представителями правоохранительных органов.
12.Викторина “Юные помощники ГАИ”
5.Семья.
- Классные часы: “Дом, в котором я живу”, “Поговорим о семье”, “Семейное законодательство”, “Семья в жизни человека”.
- Родительские собрания: “Курение и статистика”, “Склонности и интересы подростков в выборе профессии”, “Пока не поздно! Права и обязанности родителей, права и обязанности подростка” и др.
- “День семьи”.
- Тренинг для родителей “Вредные привычки и как с ними бороться”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».
Развитие творческих способностей детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...
Доклад на педсовете "Развитие интеллектуальных возможностей и творческого потенциала воспитанников с целью их успешной социализации в самостоятельной жизни"
Конечно, не каждый ребёнок приходит в мир, чтобы стать творцом. И этого во многих случаях не изменят лучшие педагогические методики. Но верно и то, что определённым творческим потенциалом развития обл...
Доклад на педсовете "Индивидуально-ориентированный подход в работе с воспитанниками детского дома по трудовому воспитанию"
Использование труда как эффективного средства социальной реабилитации и воспитания подростков требует от нас серьезно и ответственно отнестись к отбору видов и содержания труда при организации т...
презентация к докладу на педагогическом совете на тему "Социализация воспитанников с ОВЗ через коммуникацию".
Презентация содержит тезисные основы работы по формированию коммуникативных умений у воспитанников сОВЗ, необходимых для их успешной социализации....
Выступление на педсовете:"Развитие эмоциональной сферы воспитанника детского дома через творчество"
Развитие эмоциональной сферы воспитанников детского дома через творчество...
Доклад на педсовет по теме "Профессиональная педагогическая ИКТ компетентность через использование интернет - ресурсов"
Профессиональная педагогическая ИКТ компетентность через использование интернет-ресурсов....
Доклад на педсовет «Формирование экологической культуры через использование игровых технологий на уроках окружающего мира»
laquo;Формирование экологической культуры через использование игровых технологий на уроках окружающего мира»...
- Мне нравится (1)