Выступление на педсовете:"Развитие эмоциональной сферы воспитанника детского дома через творчество"
статья по теме
Развитие эмоциональной сферы воспитанников детского дома через творчество
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.docx | 22 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом (смешанный) №13» с.Надежда Шпаковского района
педагогический совет №2:
«Особенности социально-педагогической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей»
Выступление на тему:
«Развитие эмоциональной сферы у воспитанников детского дома через творчество»
Подготовила:
инструктор по труду
Беспалова Н.Н.
с.Надежда
2018г.
Многие годы образование в России было ориентировано на обеспечение интеллектуального развития детей. Развитию эмоциональной сферы не всегда уделялось достаточное внимание. Но для гармоничного развития детей недостаточно определённого уровня развития знаний и умений, обязательно должна быть развита эмоциональная сфера ребенка.
Эмоции – реакции человека на внешние и внутренние раздражители. В узком смысле под эмоциями понимают переживания отношений, возникшие в данный момент. Они носят ситуативный характер и выражают оценку ситуации.
Без эмоций - как положительных, так и отрицательных - человек лишается побуждений к деятельности, теряет способность развиваться. Эмоции поддерживают интерес к жизни, к происходящему вокруг нас. Отсутствие раздражителей, вызывающих эмоции, приводит к эмоциональному голоду.
Особо остро проблема нарушения эмоциональной сферы прослеживается у детей, воспитывающихся в детских домах. В последнее время число таких детей резко возрастает. Причины разные для попадания детей в детский дом, но, несмотря на это, все дети испытывают похожие чувства — это тоска, отчаяние, агрессивность по отношению к детскому дому и тем, кто в нем работает и живёт, что в свою очередь приводит к трудностям в взаимоотношениях с окружающими.
Согласно исследованиям, проводимыми психологами, детей, испытывающих эмоциональный голод можно выявить по следующим признакам:
- Дети легко вступают в контакт с любым человеком, который приходит в учреждение;
- Вместо совместной деятельности, игре, общению, беседе с взрослыми дети предпочитают непосредственный физический контакт: забраться на колени, обнять, погладить по голове, прижаться, взять за руку — это своеобразная форма личностного общения;
- Активность в сотрудничестве, стремление и способность что-либо делать вместе с взрослыми у детей не возникает;
- Попытка взрослого аргументировать привлекательность совместной игре, деятельности может вызвать внезапное отчуждение, демонстрацию показного безразличия, представляющего вариант защитного поведения, которое маскирует испуг, неуверенность в себе и т. п.
Цель педагогической деятельности: формирование эмоционально развитой личности каждого ребенка.
Задачи:
- Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать их;
- Развивать эмоциональную отзывчивость детей по отношению к важнейшим объектам в каждой сфере (продукты труда людей, объекты природы, произведения искусств), уметь разбираться в эмоциональном состоянии другого человека, выраженное разными средствами: языком живописи, кино и т.д.
- Совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
Поскольку эмоции не всегда желательны, так как при своей избыточности они могут дезорганизовать деятельность или их внешнее проявление может поставить ребёнка в неловкое положение, желательно научиться управлять ими и контролировать их внешнее проявление. Настойчивые попытки воздействовать на очень взволнованного ребёнка при помощи уговоров, убеждения, внушения, как правило, не бывают успешными из-за того, что из всей информации, которая сообщается волнующемуся, он выбирает, воспринимает и учитывает только то, что соответствует его эмоциональному состоянию.
В таких случаях снятию эмоционального напряжения способствуют:
- сосредоточение внимания на деталях задания, тактических приемах, а не на значимости результата;
- получение дополнительной информации;
- дать возможность ребёнку выговориться;
- физическая разрядка; смена деятельности (физминутки, динамические паузы). Иногда такая разрядка происходит у ребёнка как бы сама собой: ребёнок может на занятие подойти к педагогу или другому ребёнку; пройти по группе и посмотреть на полученные результаты других детей;
- изображение на лице улыбки в случае негативных переживаний улучшает настроение, снижает тревожность.
Педагогические средства развития эмоциональной сферы включают в себя:
1. Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода.
2. Создание условий для психологического раскрепощения, эмоциональной увлеченности детей.
3. Постановка реально достигаемых целей.
4.Обеспечение ситуации успеха на занятии.
1. Для формирования эмоций ребенка требуется какая-нибудь деятельность, где ребенок не стесняясь и не боясь, может выразить свое состояние, о том, что ему нравиться и не нравиться, хочет он этого или нет, и более подходящими являются творческая деятельность (аппликация, лепка, вышивание и т.д.). Этот вид деятельности имеет большое значение для гармоничного развития ребёнка. Она способствует развитию у него творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение, воспитывает волю, художественный вкус, развивает ручные умения, учит вносить изменения в технологию изделия, осуществлять собственные замыслы. Но важно чтобы дети испытывали потребность в такой деятельности. При организации работы мною учитывается этот факт. Содержание занятий отвечает интересам детей, в результате ребенку предоставляется возможность проявить свою индивидуальность. Позволяю детям самим предлагать способы работы, экспериментировать, вносить новшества. Тематика, содержание, сложность и трудоёмкость этих заданий подбираются с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В наше время каждый ребёнок стремится быть непохожим на остальных. Поэтому главной задачей для меня является уделить внимание индивидуальным желаниям и требованиям детей. В результате каждая созданная вещь имеет свою индивидуальную неповторимость. Дети неистощимы на выдумку, они относятся к изготовленным вещам с огромной душевной теплотой, им весело и радостно их делать.
2.Большое внимание в своей работе уделяю созданию условий эмоционально-положительного фона общения. Во время занятия воспитанник чувствует себя раскованно, свободно. На занятиях, в процессе практической деятельности я постоянно опираюсь на положительные чувства детей, стараюсь поддерживать высокий эмоциональный настрой; помогаю детям переживать соответствующие чувства в связи с процессом и результатами их деятельности.
Но самое главное, что должно присутствовать в работе педагога с детьми, - это умение удивляться и радоваться самому. Ведь именно эмоциональный отклик взрослого ("Как красиво!") выводит сознание ребёнка за пределы обыденности и включает их в эмоциональные отношения. Если любовь к природе и восторг перед её красотой не привиты к человеку в детстве, то они, как правило, уже совсем не приходят потом, сколько ни бейся, или эти эмоции, пробудившись, наконец, носят поверхностный характер.
Для эмоционального сближения и взаимодействия детей на занятии предлагаю выполнять коллективные работы. Часто коллективные работы использую в кружке «Работа с бумагой и тканью», при проведении открытых занятий, конкурсов, творческих мастерских «Модные фантазии» Такие совместные работы воспитанников способствуют развитию умения и стремления действовать вместе, уступать, воспитывать и развивать эмоционально-волевой настрой, воспитывать чувства симпатии, способствуют единению и развитию детского коллектива.
3.Для развития эмоциональной сферы детей при выполнении практической деятельности должны стоять реально достигаемые цели.
4. Развитие эмоциональной сферы идет в тесной взаимосвязи с развитием творческой активности. Одним из основных условий для развития творческих способностей является создание ситуации успеха. Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности. Принцип воспитания успехом является одним из факторов развития личности ребенка. Этот принцип способствует формированию положительного отношения к познанию, к труду, то есть способствует эффективности обучения и воспитания. Ожидание успеха, надежда на успех, вера в успех - всё это важнейшие побудители активности личности, они обладают огромным зарядом положительной энергии, которая питает и поддерживает человека в процессе выполнения работы.
Заключение: Развитие эмоциональной сферы детей, является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка для развития творческих способностей у воспитанников детского дома через народное творчество "Праздник урожая!.
Открытое мероприятие по фольклору, направленное на развитие творческого потенциала у воспитанников детского дома через народное творчество....
Реферат на тему: "Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедических занятиях."
Реферат на тему:"Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедических занятиях"Сегодня наиболее о...
Презентация к реферату "Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедических занятиях."
Представляю свою презентацию к реферату "Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедическ...
Сюжетно-ролевая игрв как средство эмоционального, познавательного, коммуникативного развития воспитанников детского дома
Основная цель- способствовать развитию познавательной активности детей через сюжетно-ролевые игры...
«Развитие творческого потенциала и эмоциональной сферы воспитанников через искусство ручного вязания».
«Развитие творческого потенциала и эмоциональной сферы воспитанников через искусство ручного вязания».Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с яр...
«Развитие творческого потенциала и эмоциональной сферы воспитанников через искусство ручного вязания».
Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и пробл...
«Духовно – нравственное развитие воспитанников детского дома через волонтерскую деятельность»
Материал о работе волонтерской группы в условиях детского дома....