Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».
статья по теме

Семенкова Лариса Юрьевна

 

            Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не только классные занятия, но и внеклассную деятельность учащихся. Такая система образования обеспечивает не только получение обширных знаний, но и способствует формированию ключевых компетенций.

            Ключевые компетенции включают в себя широкое разнообразие умений и навыков, помогающих детям адаптироваться в изменяющемся обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_pedsovetu_ot_27_marta_2013_g.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г.

Тема доклада:

«Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Докладчик: Семенкова Л.Ю. - учитель ритмики, педагог доп. образования.

        Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не только классные занятия, но и внеклассную деятельность учащихся. Такая система образования обеспечивает не только получение обширных знаний, но и способствует формированию ключевых компетенций.

        Ключевые компетенции включают в себя широкое разнообразие умений и навыков, помогающих детям адаптироваться в изменяющемся обществе.

        Достоинством же кружковой деятельности является то, что ребенок имеет право сам, на свое усмотрение выбирать тот вид творческой деятельности, который в большей степени соответствует его интересам, склонностям и способностям. Таким образом, обучающийся получает право самостоятельно извлекать полезные знания и умения, овладеть тем конкретным видом деятельности, которая в перспективе может стать их профессией.

        Еще одним достоинством кружковой деятельности является то, что кружок обеспечивает возможности и для осуществления более тесной связи и общения между обучающимися разных возрастов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей.

        Кроме того, кружкам присуща организационная четкость и планомерность, сложившиеся традиции, которые создают благоприятные условия и психологическую установку на творческую  работу в области добровольно избранного и интересующего обучающегося занятия.

        Кружковая деятельность в процессе обучения формирует у обучающихся ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на формировании  продуктивных компетенций. Практика убеждает, что для формирования богатого внутреннего мира детей выбираются такие приемы и способы побуждения  к активной творческой деятельности, которые раскрывают перед ними заманчивую перспективу преодоления трудностей, развитие творческого потенциала.

        Для того чтобы у детей развивался творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. Необходимо также всемерно стимулировать стремление учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятое решение, теряет способность к творческой деятельности.

        Компетентностный подход предполагает значительное усиление практической направленности образования.

        Особую ценность приобретают те знания и умения, которые будут востребованы в реальной жизни. Школа готовит своих учеников к переменам  и развивает такие качества как мобильность, динамизм, необходимость творческого подхода к адекватным, нестандартным решениям. Темпы современной жизни требуют постоянного пополнения знаний и повышения квалификаций. Теперь человек должен учиться всю жизнь.

        Продуктивная компетенция – это умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них (кружковые занятия, мероприятия, в ходе которых создаются различные творческие работы, проекты, презентации и т. д.).

        Продуктивное образование призвано помочь детям, которые не испытывают стремления к получению знаний, т.е. к тем нашим ученикам (а их сегодня большинство), которые стремятся получить образование с помощью практико-, опытно-ориентированной индивидуальной образовательной траектории. Таким детям интереснее создавать, и, благодаря этому испытывать ощущение от собственной социальной значимости. Это, кстати, вполне соответствует удовлетворению естественных потребностей детства как социокультурной реальности: потребности в приключении, удовлетворению любознательности, стремлению к созидательности и подражательности, общению и прочему.

        Для учеников школы посещение кружков и секций, где можно что-то «произвести», «сделать», каким-либо образом создать продукт, имеющий социальную и творческую значимость, становится не разовым мероприятием, а естественной формой образовательного процесса наравне с традиционным уроком.

        Обучение различным навыкам и умениям происходит через деятельность кружков и секций. Самым ярким и простейшим примером является деятельность кружков декоративно-прикладной направленности. Декоративно-прикладное  искусство – это один из видов трудовой деятельности. Оно, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности, с формированием эстетического вкуса вооружить учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду и выбору профессии.

        Дети реально, своими руками создают реальный продукт своего труда.

        К примеру, занимаясь художественной обработкой древесины (педагог Сидоров Д.Ф.), учащиеся познают не только ее свойства, но и приобщаются к художественному и техническому творчеству. Взяв в руки резец, ученик становится участником увлекательного процесса – создания полезных и красивых изделий. В программе кружка «Художественная обработка древесины»  80 % учебного материала отведено практическим знаниям, где обучающиеся закрепляют азы графики, черчения, основы геометрической резьбы и ручной обработки древесины, полученные на уроках технологии и 3 года обучения в кружке. После окончания школы ученики смогут самостоятельно чертить сложные орнаменты, украшать резьбой изделия и многое другое делать своими руками.

        Практические методы  лучше других способствуют приучению обучающихся к добросовестному выполнению заданий, способствуют формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность, умение подходить к процессу творчески. У обучающихся формируется привычка тщательной организации трудового процесса (осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов).

        Основными компетентностями, формируемыми у обучающихся, которые посещают кружки «Электродело», «Резьба по дереву», являются: технологическая компетентность, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов. Кружки журналистики и краеведения формируют готовность к социально-трудовому взаимодействию, коммуникативную компетентность. Занятия в кружках «Оч. Умелые ручки», «Рукодельница», в кружке изобразительного искусства способствуют углублению знаний по предмету «Технология», «Труд» в начальной школе. В процессе обучения у учащихся совершенствуются практические навыки и умения в изготовлении швейных изделий, изделий из дерева, глины, ткани и др. материалов. Формируется художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, пробуждается фантазия. Занятия в студии ритмопласти ,в хоровой студии имеют профессионально-ориентированную направленность: развивается художественный вкус, танцевально-музыкальные способности, формируются музыкальность и ритмичность, развиваются физические способности, внимание, память, воображение, воспитываются такие черты характера, как  самокритичность, самоконтроль, трудолюбие, целеустремленность, умение преодолевать трудности. Все полученные знания и умения имеют практический выход: конкурсы, концерты, выступления на праздничных мероприятиях. Занятия в секциях и кружках физкультурно-спортивной направленности («Айкидо», «Настольный теннис», «Легкая атлетика») основаны на взаимосвязи физического воспитания детей, их спортивной подготовки и культуры здорового образа жизни, реализуют задачи формирования у детей устойчивого интереса к физической культуре и спорту, обучения их различным видам спортивных игр и развития соответствующих способностей. Что имеет практический выход: участие в соревнованиях городского, областного и всероссийского уровней.

        Таким образом, кружковая деятельность способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей детей, обогащает  их личный опыт, способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желание активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности.

        Трудно переоценить профориентационную и коммуникативную значимость продуктивного подхода. Проживая разнообразные культурные практики, ребенок более осознанно совершит выбор сферы будущей деятельности, научится общаться не только со сверстниками, но и с людьми различного статуса и положения.

        Программы дополнительного образования в нашей школе не всегда преследуют непременную ориентацию на дальнейшее профессиональное продолжение этих занятий. Их цель значительней и шире: они призваны развить творческий потенциал ребенка, обогатить его духовно и стать повседневной необходимостью в будущей жизни, специалистом какого бы профиля он в ней не стал.

27. 03. 2013.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках географии

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на дос...

Формирование ключевых компетенций через проектную и исследовательскую деятельность учащихся

Понятие «ключевые компетентности» является центральным для научно-ме-тодологических оснований модернизации, обладает интегративной природой, объединяет знание, навыковую и интеллектуальную соста...

Формирование ключевых компетенций через творческую деятельность учащихся

В  настоящее  время  возросла  роль некоторых качеств  личности, ранее  не  особо  важных  в  обществе, таких как  предприимчивость,  мобиль...

Тема инновационного педагогического опыта «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках искусства».

Тема инновационного педагогического опыта     «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках  искусства»....

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и обла...

Статья на тему "«Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства»."

Статья на тему "«Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства»."...

Доклад по теме: «Воспитание патриотических качеств личности через реализацию авторской программы внеурочной деятельности «Земля Самарская» для учащихся 5-9 классов»

1.1 Актуальность.Особенности реализации политики в области патриотического  воспитания заключаются в том, что Россия находится в состоянии, когда одни ценности, являющиеся базовыми для ...