Чтение без понимания.
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Нередко учителя начальной школы и родители сталкиваются с такой ситуацией: дети успешно овладевают навыком чтения, но не понимают прочитанный материал и могут воспроизвести его лишь с помощью зубрежки. Решить эту проблему можно с помощью специальных упражнений, направленных на понимание текста.
Чтение без понимания.
Одним из первых и самых важных навыков, которым овладевают дети в начальной школе, является навык чтения. Многие родители начинают обучать своих детей чтению уже в раннем детстве, считая, что это окажет им в будущем большую помощь. Однако овладеть навыком чтения еще не значит научиться читать в полном смысле этого слова.
Самое главное — чтобы ребенок мог не только прочитать текст, но и осмыслить его. А между тем данные исследований показывают, что не только учащиеся начальной школы, но даже и старшеклассники далеко не всегда понимают прочитанный текст. Они лишь механически запоминают прочитанное, занимаются "зубрежкой" и при самостоятельном чтении зачастую не могут понять даже фабулу произведения.
Решить проблему "чтения без понимания" можно, если целенаправленно работать в этом направлении уже с первого класса, используя специальные упражнения на понимание прочитанного.
Традиционные упражнения на понимание текста:
- найти в незнакомые слова и узнать их значение;
- озаглавить текст, разделить его на абзацы;
- составить план;
- выделить основную мысль и тему текста;
- найти в тексте описание природы или героя;
- ответить на вопросы по тексту.
Есть и другие упражнения на понимание текста, которые используются учителями в начальной школе гораздо реже, но при этом имеют хороший эффект. Выборочно некоторые из них можно использовать и с дошкольниками.
Упражнения для работы со словом и предложением:
На первом этапе нужно научить детей внимательно относиться к слову и его частям, развивать логику. Для этого можно использовать загадки, ребусы, шарады, кроссворды.
Следующий этап — упражнения, направленные на понимание текста на уровне предложения. Для развития этого навыка полезно пользоваться такими способами:
- Чтение текста с пропущенными в словах слогами.
- Чтение текста с пропущенными словами (ученики должны вставить подходящие по смыслу слова или словосочетания, при этом текст может быть как уже знакомым ученикам, так и новым).
- Восстановление текста, который был написан крупными буквами и разрезан на кусочки.
- Соединение начала и конца предложения.
- Распространение предложений.
- Исправление языковых или содержательных нарушений в тексте, текстовых "несуразиц".
- Составление рассказа или предложения по ключевым словам.
Упражнения на понимание и осмысление всего текста: - Восстановление логической последовательности текста (ученики должны восстановить разрезанный на части текст по смыслу или следуя плану).
- Составление диафильма/презентации (ученики делят текст на части, каждую часть иллюстрируют и подписывают, после этого пересказывают текст по картинкам).
- Определение содержания текста по иллюстрациям.
- Подбор иллюстрации к тексту.
- Творческое преобразование текста (ученики должны придумать продолжение текста, или изменить какое-то условие, например, место действия, характер героя, и попытаться представить, как развивались бы события в этом случае).
- Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
- Выбор верных и неверных суждений по тексту (учитель читает суждения, ученики определяют, верные они или нет).
- Творческий пересказ текста от лица кого-то из героев произведения.
- Прогнозирование дальнейших событий (по ходу чтения можно останавливаться, задавать вопросы "Как вы думаете, что будет дальше?", "Как вам кажется, к чему это приведет?").
- Проведение викторин (игровых опросов) по тексту или группе текстов.
- Проставление отметок в тексте по ходу чтения (условными обозначениями помечается знакомая информация, новые знания и то, что непонятно, что хочется обсудить).
Что дают ученикам такие упражнения?
В результате систематического использования подобных упражнений на уроках ученики могут научиться:
- воспроизводить прочитанный текст, делить его на законченные части;
- находить в тексте существенное, видеть смысл текста, его главную мысль;
- с помощью воображения воссоздавать авторские образы;
- видеть текстовые "сигналы" — ключевые слова, образы;
- читать "активно", соотнося прочитанное с собственным опытом, задавая вопросы, прогнозируя содержание;
- осознавать авторскую оценку событий и героев произведения;
- размышлять над прочитанным и определять свою позицию по этому вопросу;
- при чтении текста подключать внимание, память, мышление, воображение, эмоции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развитие навыков чтения и понимания текстов на английском языке
данный методический материал предлагается для учителей английского языка, которые используют учебно-методический комлекс "English" - 2 и 3 ( под редакцией И.Н. Верещагиной и Т.А. Притыкиной). Также он...
7 класс.Задания по физике на чтение и понимание учебного и научно-популярного текста по темам: «Строение атома»,«Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»,«Атмосферное давление»,«Энергия».
7 класс.Задания по физике на чтение и понимание учебного и научно-популярного текста по темам: «Строение атома»,«Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»,«Атмосферное давление»,«Энергия»....
Особенности психики человека, способствующие формированию смыслового чтения. Уровни понимания текста.
С точки зрения психологии в формировании смыслового чтения у учащихся участвуют все высшие психические функции: мышление, память, внимание, восприятие и понимание. Подробно я хотела бы остановиться се...
Чтение на понимание Немецкий язык
Чтение на понимание , тестовая работа для 8-9 классов...
Формирование навыков чтения и понимания на среднем и старшем этапах обучения поисковому чтению в средней общеобразовательной школе
Роль чтения в формировании личности школьника и механизма зрелого чтения возрастает от этапа к этапу обучения. Поэтому, одной из первостепенных задач практическому обучению курса чтения является форми...
контроль чтения с пониманием основного содержания
Данный текст используется для контроля понимания основного содержания прочитанного для учащихся 9 класса....
Стратегии чтения и понимания текста. ЕГЭ.Английский язык.
Стратегии чтения и понимания текста при подготовке к ЕГЭ по английскому языку....