Стратегии чтения и понимания текста. ЕГЭ.Английский язык.
материал для подготовки к егэ (гиа) по английскому языку на тему

Стратегии чтения и понимания текста при подготовке к ЕГЭ по английскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стратегии чтения и понимания текста на английском языке при подготовке к ЕГЭ

Чтение является составной частью ЕГЭ. Раздел «Чтение»- объемный вид деятельности в ЕГЭ, который оценивает умение читать. Чтение - трудный вид речевой деятельности. Проблема в том, что анализ результатов подготовки к ЕГЭ показывает, что 50% учащихся трудно дается выполнение раздела.                                                                                       Целью обучения в школах являются  следующие  виды чтения: ознакомительное, поисковое, изучающее, просмотровое, аналитическое. В Единый Государственный экзамен по английскому языку включены задания на проверку сформированности навыков следующих видов чтения:

1. Ознакомительное чтение – чтение с пониманием содержания прочитанного(readingforgist, skimreadingили skimming).Текст прочитывается как можно быстрее с целью понять основное содержание и общую структуру или выбрать главные факты. Для этого вида чтения достаточно понимание 70% текста; главное - это умение выделить и понять ключевые слова. При обучении этому виду чтения необходимо научиться обходить незнакомые слова и не прерывать чтение, если такое встречается. Нужно также учиться догадываться о значении ключевых слов из контекста.

2.Изучающее чтение – чтение с  полным пониманием прочитанного(readingfordetailedcomprehensionили readingfordetail). Этот вид чтения предполагает полное и точное понимание всех основных и второстепенных фактов, их осмысление и запоминание.

3. Поисковое и просмотровое чтение   с извлечением необходимой информации(readingforspecificinformationили scanning).Цель - выяснить, содержит ли этот текст какую-либо  полезную читателю информацию. Если стоит задача отбора текстов по определенной тематике, то в этом случае мы применяем такой  приём «быстрого чтения» как поиск ключевых слов по заданной тематике. Для поиска ответа на вопросы, касающиеся специфической информации, такой как имена, даты, цифры, термины и др.,  используются приемы поискового чтения: прочитайте вопрос, фокусируя внимание на содержащиеся в нем слова, которые и будут сигналами для нахождения ответа.                        Для полного понимания текста применяются приёмы аналитического чтения. Текст считается понятым, если вы правильно определили его основное содержание и основную идею: то есть ответили на вопросы о чем этот текст и что автор хотел сказать своим сочинением.

 Используются следующие приемы аналитического чтения:

 1. Внимательно прочитайте заголовок текста. Как правило, в нем (если это не художественное произведение) заявляется тема высказывания, которая конкретизирует план содержания текста.

 2. Бегло просмотрите начало и конец текста для определения модели построения текста: основная идея может содержаться в его начале и тогда весь текст строится по принципу от общего к частному или в конце — от частного к общему.

 3. В каждом абзаце текста найдите ключевое предложение (topic sentence), которое развивает основную идею текста. Как правило, оно находится в начале абзаца и представляет собой утверждение обобщенного характера. Все остальные предложения либо подтверждают, либо опровергают его.

 4. Если у вас появились трудности при понимании абзаца из-за незнания новых слов, просто продолжайте читать дальше. Очень часто контекст подскажет вам значение незнакомых слов.

 5. Иногда главная идея текста заключена в предложении, которое не поняли. Если это предложение очень длинное, определите в нем главное и придаточные предложения. Как правило, основная идея заключена в главном предложении. Если и в главном предложении есть много незнакомых для вас слов, то, определив подлежащее, сказуемое и дополнение, можно понять суть этого предложения. Придаточные предложения дадут дополнительную информацию и расширят понимание основной идеи текста.                                Если в придаточных предложениях много новых слов, попытайтесь вычеркнуть слова, передающие второстепенную информацию и определить значимую часть этих придаточных предложений.                                                                                                                 Часто придаточные предложения отделены от главного запятой или вводятся словами which, who, that и несут дополнительную информацию. Попытайтесь, вычеркнув сопутствующие идеи, определить основную мысль.                                                         Обратите внимание на важные грамматические и пунктуационные знаки, которые могут изменить значение предложения. Точка с запятой в английском предложении показывает, что после неё идёт объяснение предыдущей части предложения. Запятая в английском предложении может обозначать синонимический ряд объясняемого слова.

 СЛОВА-СИГНАЛЫ, облегчающие понимание сути предложения.

 

• FROM… ТО — указывают на начало и конец периода

 

 

• NOT ONLY .. .BUT ALSO, AS WELL AS, BOTH — указывают, что обе части предложения одинаково важны

 

• IN ORDER ТО — как и IF, указывают, что какое-то событие должно произойти перед другим событием

 

• INSTEAD OF — указывает на то, что произошло нечто, противоположное ожидаемому

 

• AS A RESULT, BECAUSE OF — указывает на причину происходящего действия. В гаком предложении вы можете увидеть причину и следствие.

 

• UNLIKE, ON THE ONE HAND… ON THE OTHER HAND, IN CONTRAST — указывает на отличие одного от другого.

 

• LIKE (не путать с глаголом!) — указывает на сходство предметов.

 

 

 

СЛУЖЕБНЫЕ СЛОВА помогут вам быстрее понять суть предложения.

 

1-относительно:

 • as for

 • as regards/ regarging

 • as to

 • concerning

 • in connection with

 

 

2-если

 • at any rate

 • if

 

 

3-однако

  • at the same time
  •  however
  • nevertheless
  • still

 

 

4-следовательно

  • as a result
  •  consequently
  • in consequence

 

 

5- ввидутого, что

  • in view of concerning that

 

 

6- главнымобразом

  • chiefly
  • mainly
  • finally

 

 

7 -в заключении

 • in conclusion

 

 

 

Знание служебных слов, вводящих герундиальные обороты, поможет ученикам при понимании смысла предложения:

 • by — тем, что

 • of — о том, что

 • to -тому, что

 • in — в том, что, к тому, что

 • in addition to — крометого, что

 • in spite of — несмотря на то, что

 • besides — кроме того, что

 • due to — в следствии того, что, благодаря тому, что

 • owing to — благодаря тому, что

Приложение 1                                               

  ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ

Примерный алгоритм работы учащихся с заглавием перед чтением любого текста.

·        Внимательно прочитайте заглавие и выделите в нем ключевое слово (чаще всего оно выражено существительным).

·        Просмотрите текст и обратите внимание на то, как часто встречается выделенное вами доминирующее слово заглавия в тексте.

·        Найдите слова-заместители для доминирующего слова и всего заглавия в тексте.

·        Перефразируйте заглавие, используя синонимические слова из текста.

Предтекстовый этап.

·        установите, есть ли часть, в которой перечисляются основные темы статьи;

·        найдите в конце вводного раздела статьи перечень вопросов, освещаемых в ней;

Текстовый этап

·        просмотрите текст и скажите, для какой категории читателей он может представлять интерес и почему;

·        скажите, какому из указанных вопросов уделяется в статье особое внимание;

·        отметьте в тексте места, дающие ответы на предложенные вопросы;

Послетекстовый этап

·        зачитайте из текста факты, которые относятся к теме…;

·        подчеркните в тексте определение (вывод, термин).

·        При обнаружении искомой информации цель поискового чтения достигнута.

Упражнения для обучения поисковому чтению.

·         определите тему    или проблему текста (статьи);

·        прочитайте текст, определите, освещены ли в нем указанные вопросы;

·         найдите в тексте основной довод в пользу заголовка;

·        прочитайте два текста на одну тему, назовите расхождение в содержании (в количестве приведенных фактов, разнице оценок и т. д.);

·        найдите на указанной странице характеристики действующих лиц, инструкцию, рецепт, рекомендации и т.д.;

·        просмотрите аннотацию, определите, соответствует ли она содержанию текста;

·        найдите абзацы, посвященные указанной теме;

·        найдите в тексте ответы на вопросы (дающие основания для выводов);

·        просмотрите рисунок, назовите абзац, который он иллюстрирует;

·        найдите в тексте факты, которые автор относит к положительным,  отрицательным;

·        разделите текст на части в соответствии с пунктами плана;

·        выразите свое мнение о содержании текста и соотнесите его со своим собственным опытом и др.

Требования, предъявляемые к учебным текстам.

Коммуникативные цели обучения чтению предполагают использование в учебном процессе различных типов текста - разного жанра и функциональных стилей. При этом их отбор и организация должны осуществляться с учетом этапов обучения:

 В начальной школе это могут быть стихи, рифмовки, короткие рассказы, сказки; личное письмо ровесника из страны изучаемого языка, письмо в газету и детский журнал, открытка, простой кулинарный рецепт, билеты (в театр, на транспорт), программы телепередач, афиши, карта страны изучаемого языка и др.

  В 5—7 классах -  названные выше типы текстов, а также указатели, вывески в магазинах, на вокзалах, этикетки к товарам, расписание поездов, указатели в городах, объявления, прогноз погоды, журнальные и газетные статьи страноведческого характера, отрывки из художественной литературы.

 В 8-9 классах- названные в предыдущем пункте типы текстов, а также реклама, проспекты, публикации из подростковых газет и журналов различного характера (сообщения, обзор, очерки, интервью, статистика) и др.

 В 10-11 классах - указанные для предыдущих классов тексты, а также инструкции, публикации в периодике страноведческого и культуроведческого характера, по проблемам межличностных отношений.

Для успешного овладения чтением необходимо:

·         подбирать тексты в соответствии с возрастными особенностями, речевым и жизненным опытом учащихся, их интересами;

·         тексты должны отличаться занимательностью и привлекательностью сюжета,

·         быть доступными с точки зрения языковых трудностей,

·        отличаться актуальностью с позиций общечеловеческих ценностей,

·        содержать проблему.

Что делать с незнакомыми словами?

·        Приготовьтесь к тому, что вам будут встречаться незнакомые слова, и это хорошо. Если новых слов вы в книге не обнаружили, значит, вам лучше взять книгу, посложнее уровнем или на другую тему.

·        Смотреть в словаре желательно только те слова, без значения которых не понятен общий смысл предложения или отрывок текста. Если же заглядывать в словарь за каждым незнакомым словом, то чтение из удовольствия превратится в пытку.

·        Читая бумажную книгу с простым карандашом в руках, подчеркивайте незнакомые слова. Лишь после прочтения определенного количества страниц выписывайте их в тетрадь, блокнот-словарик,  карточки  и смотрите значения в толковом словаре на английском.

·        Обязательно обратите внимание на примеры употребления в конкретных предложениях и идиомы с этим словом.

·        Когда Вы выписываете незнакомое слово или идиому, то обязательно записывайте всё предложение, чтобы запомнить слово в контексте.

·        Определите части речи и члены предложения  в нем, чтобы запомнить, какие, слова и в какой последовательности употребляются с тем или иным словом.

Список  литературы:

1. Клековкина Е.Е. Материалы курса « Система подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку»: лекции 1-4 .- М.: Педагогический университет « Первое сентября»,2008.

2.Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычной культуре общения.- М.: Русский язык,2007.

3. Соловова Е.Н., Апальков В.Г. « Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы»: лекции 5-8.- М.: Педагогический университет « Первое сентября»,2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие навыков чтения и понимания текстов на английском языке

данный методический материал предлагается для учителей английского языка, которые используют учебно-методический комлекс "English" - 2 и 3 ( под редакцией И.Н. Верещагиной и Т.А. Притыкиной). Также он...

Реализация основных стратегий технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке английского языка

Статья, отражающая описанние, реализацию основных стратегий технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке английского языка, результаты применения....

Совершенствование языковых знаний в процессе чтения оригинальных текстов на английском языке

Выступление на заседании МО учителей филологического цикла по теме самообразования "Совершенствование языковых знаний в процессе чтения оригинальных текстов на английском языке"....

Методическое пособие по развитию навыков чтения аутентичных текстов на английском языке по теме «Chemistry» («Химия»)

Данное учебное пособие предназначено для студентов специальности «Химия неорганических соединений». Пособие ставит целью развитие умения работать с текстом, навыков чтения аутентичной специальной лите...

Особенности психики человека, способствующие формированию смыслового чтения. Уровни понимания текста.

С точки зрения психологии в формировании смыслового чтения у учащихся участвуют все высшие психические функции: мышление, память, внимание, восприятие и понимание. Подробно я хотела бы остановиться се...

“Подводные камни” при чтении текста на английском языке (первое задание в устной части раздела “Говорение” нового формата по английскому языку)

Данная статья посвящена объяснению всех тонкостей, которые следует учесть будущим выпускникам и их педагогам, готовящимся к сдаче ЕГЭ по английскому языку (устная часть экзамена). В ней я также расска...

Тесты на полное понимание текста на английском языке.

4 текста на английском языке с заданиями на полное понимание....