Сообщение на педагогическом совете на тему: «Определение уровня готовности к коррекционной образовательной деятельности по результатам диагностического обследования обучающихся 1А класса , с целью выстраивания дальнейшего сопровождения по предмету психом
учебно-методический материал на тему
Рассуждения на тему: "Определение уровня готовности к коррекционной образовательной деятельности по результатам диагностического обследования обучающихся 1А класса , с целью выстраивания дальнейшего сопровождения по предмету психомоторика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_po_diagnostiki.docx | 35.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №7,
осуществляющая деятельность
по адаптированным основным образовательным программам»
г.Сергиев Посад
Сообщение на педагогическом совете
на тему:
«Определение уровня готовности к коррекционной образовательной деятельности по результатам диагностического обследования обучающихся 1А класса , с целью выстраивания дальнейшего сопровождения по предмету психомоторика»
Докладчик:
учитель психомоторики
Макридина В.А.
2016г
Определение уровня готовности к коррекционной образовательной деятельности по результатам диагностического обследования обучающихся 1А класса , с целью выстраивания дальнейшего сопровождения по предмету психомоторика.
Коррекционные занятия по психомоторному и сенсорному развитию призваны создать основу для возможно более полного овладения каждым ребенком школьными знаниями, умением контролировать свое поведение, развивать творческий потенциал. В организации работы мы опираемся на методическое пособие авторов Л.А. Метиевой и Э.Я. Удаловой «РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ»
В связи с тем, что наблюдается неоднородность состава учащихся, в разных уровнях усвоения программного материала определяются степень и содержание конкретной помощи каждому нуждающемуся ученику. Для этого мы проводим полноценное обследование детей 1 класса с позиций системного подхода и основных направлений разделов коррекционной программы чтобы:
- вычленить специфические затруднения, мешающие процессу овладения знаниями, умениями и навыками;
- установить причинность, структуру, выявить особенности познавательной деятельности, определить потенциальные возможности.
Поэтому в начале учебного года в 1 классе в соответствии с предлагаемой программой курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» отводится 1-2 часа на обследование детей. Обследование проводим по схеме.
Схема диагностики обучающегося
(фамилия, имя учащегося, класс) |
МОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 7 по предмету, осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»
"Развитие психомоторики и сенсорных процессов"
на ______________________ месяц 2016- 2017 учебный год.
Диагностируемые показатели | 0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов | |
ВОСПРИЯТИЕ (ощущения) | Слуховые | ||||||
Зрительные: | |||||||
- цвет | |||||||
- форма | |||||||
- контур | |||||||
Тактильные | |||||||
Обонятельные | |||||||
Вкусовые | |||||||
ПАМЯТЬ | Слуховая | ||||||
Зрительная | |||||||
Долговременная | |||||||
ВНИМАНИЕ | Объем | ||||||
Сосредоточенность | |||||||
Устойчивость | |||||||
Переключаемость | |||||||
МЫШЛЕНИЕ | Обобщение | ||||||
Исключение лишнего | |||||||
Сортировка | |||||||
Выделение признаков | |||||||
Ассоциации | |||||||
Причинно-следственные связи | |||||||
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ | На листе бумаги | ||||||
На собственном теле | |||||||
На месте (в пространстве) | |||||||
МЕЛКАЯ МОТОРИКА | Штриховка | ||||||
Шнуровка | |||||||
Обводка | |||||||
Раскраска | |||||||
Копирование по образцу | |||||||
ОБЩАЯ МОТОРИКА | -сохранить равновесие в течение не менее 6-8 с (в позе « аист») - преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. | ||||||
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ | Словарный запас | ||||||
Связная речь | |||||||
Произношение | |||||||
ОБЩАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ | Знания о себе, родных | ||||||
Домашний адрес | |||||||
Обобщающие слова | |||||||
Времена года | |||||||
Временные представления |
Для этого мы используем критерии оценки выполнения диагностических заданий
0 баллов- не выполняет, не принимает помощь
1 балл- выполняет в совместной деятельности по образцу, по подражанию
2 балла- выполняет с помощью, но без переноса
3 балла- выполняет с минимальной помощью
4балла- выполняет самостоятельно, но допускает ошибки
5 баллов- выполнение самостоятельно, без ошибок
На коррекционные занятия зачисляются ученики, результаты выполнения заданий у которых имеют минимальные баллы. Кроме этого проводится беседа с учителем, психолог – педагогическое наблюдение за детьми на уроке. Используем методические приемы для диагностики.
Картотека диагностических методик по психомоторике.
- Диагностика развития восприятия пространства, цвета, времени. ( Упр. «Лабиринт», «Угадай, кого загадали»)
- Диагностика развитие внимания (Упр. «Зашифрованное слово», «Медведи разбрелись»)
- Развитие устойчивости внимания (Упр. «Найди отличия», «Перепутанные линии»)
- Развитие умения переключать внимание. ( Упр. «Найди пару», « Найди зайца»)
- Диагностика развития памяти ( Упр. Что запомнил?», «Что находится на картинке?»)
- Развитие зрительной памяти (Упр. «Чего не хватает?», «Узнай фигуры»)
- Развитие слуховой памяти. (Методика «Запоминание слов», «Повтори»)
- Диагностика мышления- развитие умения сравнивать (Методика «Четвертый лишний», «Найди лишнее слово»)
- Развитие умения находить предметы по заданным признакам. Отгадывание загадок.
- Развитие логического мышления (Упр. «Найди самый низкий забор», «Покажи девочку, у которой самое короткое платье»)
- Диагностика моторной деятельности- развитие движений пальцев и кистей рук, пластичность (Методика «Мозаика», «Обведи»)
Штриховка по методике Потаповой Е.Н
Шнуровка –методика Воскобовича
- Диагностика координации движений (Упр. «Сделай как я»)
- Диагностика развития крупной моторики. Координация движений. (сохранить равновесие, «Игра с волной», «Сделай как я»)
- Диагностика речевого развития (Методика «Найди звук» служит для изучения развития речевой сферы (проверка фонематического слуха)
- Исследование словарного запаса (Мет.«Найди слова», «Расскажи по картинке», «Какой я?» )
Для этого в кабинете педагога имеется соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, необходимые игрушки, иллюстративный материал, альбом, карандаши, ножницы и др.. которые предъявляются ребенку постепенно, по мере необходимости. Особою роль уделяем психологическому состоянию ребенка во время работы, создаем условия для взаимодействия в спокойной, доброжелательной обстановке. Во время диагностики выявляется не только достигнутый уровень развития, но и зона ближайшего развития ребенка. Результаты обследования являются определяющими при формировании подгрупп, которые создаются на основе выявленной зоны актуального уровня развития детей и имеют подвижный характер. Из ходя из обследования 10 человек 1 А класса были сформированы 2 подгруппы в состав 1 подгруппы входят Корешкова А, Павлов В, Титов М. В состав 2 подгруппы входят Гуляев Т, Залетов Д, Васильев А. Каждая подгруппа требует разных мер индивидуальной коррекции. В связи с неразвитостью волевых процессов эти дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно - потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер. У этих детей страдают общие и мелкие моторные способности. Нарушена координация движений целостной системы тела ребёнка и частных систем координации движений (рука-зрение, зрение-слух, рука-зрение-слух, слух- речь и др.) (Гуляев Т, Васильева А).) Моторное недоразвитие тормозит овладение предметными действиями. Отсутствие стремления рассмотреть во всех деталях предмет или явление, своеобразные особенности зрительного и слухового восприятия значительно затрудняют ознакомление детей с окружающим миром: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность и др. Эти дети не умеют решать задачи, связанные с расширением двигательного опыта, с развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять даже отдельные действия по инструкции ( Гуляев Т, Залетов Т., Васильев А). Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек и др.
Для них характерно: искажённость предметно-пространственных представлений, слабость мышц, неумение рационально распределять мышечные усилия, неловкость и рассогласованность движений, или вообще полная несформированность праксиса. .Эти школьники не могут овладеть элементарными пространственными представлениями. У обучающихся 1 класса временные понятия и представления на очень примитивном уровне. Учитывая психологические особенности детей, использую специальные коррекционные моменты, даю материал дробно, с постепенным, чем обычно усложнением, увеличивая количество закрепляющих упражнений, включая в каждое занятие материал для повторения, также, для преодоления вышеперечисленных проблем использую : разделение учащихся на подгруппы, ориентация на внутренние связи учебного материала по развитию психомоторики и сенсорных процессов, связь с другими учебными предметами. Из-за разницы в психофизическом развитии этих детей ставятся и различные задачи данного курса на данном этапе обучения:
В связи с этим и планируются индивидуально- коррекционные занятия, направленные на развитие отдельных психических функций и коррекция выявленных нарушений у детей. Программа по сенсорному и психомоторному развитию детей предполагает коррекционную работу по основным направлениям следующим образом. Учитывая психологические особенности детей, использую специальные коррекционные моменты, даю материал дробно, с постепенным, чем обычно усложнением, увеличивая количество закрепляющих упражнений, включая в каждое занятие материал для повторения, также, для преодоления вышеперечисленных проблем использую : разделение учащихся на подгруппы, ориентация на внутренние связи учебного материала по развитию психомоторики и сенсорных процессов, связь с другими учебными предметами. Из-за разницы в психофизическом развитии этих детей ставятся и различные задачи данного курса на данном этапе обучения:
Для 1 подгруппы- направления работы
1 Совершенствование двигательных функций (развитие и совершенствование общей и ручной моторики, формирование графомоторных навыков)
2. Тактильно-двигательное восприятие.
3.Развитие зрительного восприятия
4. Развитие слухового восприятия
5. Восприятия формы, величины, цветы
6. Восприятие пространства и времени.
Задачи коррекционной работы:
Продолжить формирование умений выполнять различные движения тела и различных групп мышц, формирование чувства равновесия.
Продолжить развивать и закреплять навыки рисования карандашами через рисование по клеточкам, разлиновку, копирование, дорисовывание изображений, графический диктант. Продолжить закрепление навыков осмысленного выполнения двигательных упражнений и их словесного обозначения
Продолжить формирование навыков распознавания формы, величины, цвета в процессе соотнесения свойств предметов с усвоенными эталонами.
Продолжить формирование точности и полноты зрительного восприятия и зрительной памяти.
Продолжить формирование поисковых способов ориентировки в предметном мире через восприятие особых свойств предметов.
Продолжить формирование различения право- и левосторонней организации среды, горизонтального и вертикального расположения предметов, навыков пространственной ориентировки, ориентировки в пространстве листа и парты.
Продолжить формирование временных ориентировок через развитие навыков восприятия различных временных интервалов
Для 2 подгруппы- направление работы
1.Совершенствование двигательных функций (развитие и совершенствование общей и ручной моторики, формирование графомоторных навыков)
2. тактильно-двигательное восприятие.
3.развитие зрительного восприятия
4. развитие слухового восприятия
5. восприятия формы, величины, цветы
6. восприятие пространства и времени
Задачи коррекционной работы:
Продолжить формировать умения и навыки штриховки, закрашивания карандашами.
Продолжить формировать осмысленное выполнение простейших двигательных упражнений.
Продолжить формировать адекватное зрительное восприятие формы и величины предметов, навыки выделения разновидности геометрических фигур.
Продолжить формировать умения целенаправленно рассматривать, зрительно обследовать предметы и объекты.
Продолжить формировать слуховое восприятие через развитие слухомоторных координаций, чувства ритма.
Продолжить формировать различение право- и левосторонней организации среды, горизонтального и вертикального расположения предметов.
Продолжить постепенно развивать чувство времени через знакомство с привычными временными эталонами.
Коррекционные индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов проводятся педагогом 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 15-25 мин. Занятия проводится в кабинете педагога, где имеется необходимое оборудование для сенсорного развития. При планировании коррекционных занятий четко продумываю формулирование целей занятия, отбор конкретных методик и техник для работы, подготовку необходимых материалов и оборудования, выбор формы организации детей на занятий. Одновременно подчеркну, что коррекционно- развивающие занятия способствуют овладению ребенком основными компонентами интеллектуальной деятельности: мотивационно- ориентировочным(умение принять инструкцию в полном объеме), контрольно- оценочным(умение проконтролировать ход работы и оценить ее результат). Задания различной степени трудности предлагаются детям в зависимости от их индивидуальных возможностей и коррекционных задач. Наибольший эффект предметно- практическая деятельность приносит в том случае, если одновременно организуется двигательную активность детей: графические упражнения, игры средней подвижности. Для детей имеющих наиболее выраженные затруднения по определенному разделу программы проводятся дополнительно индивидуальные коррекционные занятия. Более успешное обучение достигается главным образом, только за счет коррекционно- развивающих приемов, направленных на развитие основных составляющих познавательной деятельности ребенка. Каждое коррекционное занятие направлено на развитие умственной активности ребенка, его самостоятельности, работоспособности, способствует усвоению программного материала. В целях получения максимального педагогического эффекта любое занятие организуется при условии положительного эмоционального отношения у ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете . Тема: «Роль письма и чтения в осуществлении адекватной интеграции обучающихся коррекционного ОУ в систему современных социальных отношений.»
Выступление на педагогическом совете (слова к презентации)Тема: «Роль письма и чтения в осуществлении адекватной интеграции обучающихся коррекционного ОУ в систему современных социальных отношений.»...
Сообщение на педагогическом совете на тему: ««Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта через игровую деятельность в ходе реализации ФГОС».
Рассуждения на тему: "Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта через игровую деятельность в ходе реализации ФГОС"...
Статья "Работа с учащимися- спортсменами в рамках подготовки к ЕГЭ. Определение уровня готовности к ГИА" из методического пособия "Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности" под редакцией Г.А.Кузьменко (МПГУ)
Готовность к ГИА. Система работы с учащимися -спортсменами по подготовке к ЕГЭ....
Анкеты на определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности
Анкеты на определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности...
• Анкеты на определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности
Анкеты на определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности...
• Анкеты на определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности
Анкеты на определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности...
Заключение по результатам диагностического обследования «Выявление профессиональной направленностей и склонностей обучающихся 9-11 классов»
Исследование проводилось по плану работы педагога-психолога года с целью определить профессиональные интересы и склонности учащихся 9-11 классов, через типологические черты личности. В исследовании бы...