Сообщение на педагогическом совете на тему: ««Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта через игровую деятельность в ходе реализации ФГОС».
учебно-методический материал на тему
Рассуждения на тему: "Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта через игровую деятельность в ходе реализации ФГОС"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_2.docx | 22.5 КБ |
pedsovet_vera._yanvar_2017.pptx | 2.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №7,
осуществляющая деятельность
по адаптированным основным образовательным программам»
г.Сергиев Посад
Сообщение на педагогическом совете на тему:
««Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта через игровую деятельность в ходе реализации ФГОС».
Докладчик:
учитель психомоторики
Макридина В.А.
2017г
Выступление на тему:
«Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта через игровую деятельность в ходе реализации ФГОС».
“Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности” (В. А. Сухомлинский).
В современном обществе отмечается тенденция увеличения числа детей с нарушением интеллекта. Это констатируют специалисты различных областей: психологи, медики, логопеды, педагоги. На моих занятиях обучающиеся с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Обучающиеся имеют множество ограничений в различных сферах деятельности, в том числе коммуникативной. Дети лишены широких контактов, возможности получать социальный опыт от других. У большинства детей недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, что создает барьеры в межличностном взаимодействии. Это проявляется в следующем: обучающиеся в основном малоразговорчивы с педагогом и со сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание, участвуют в общении часто по инициативе других, хотя многие понимают обращенную к ним речь. Часто это сопровождается повышенной тревожностью, напряженностью в контакте, страхами, агрессивностью, обидчивостью.
Поэтому развитие коммуникативных навыков является актуальным для данной категории детей. Одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей, имеющих большое значение для психологического развития и эмоционального состояния ребенка, является игра.
На моих занятиях обучение играм происходит в различных формах: в свободной деятельности детей, на прогулках, на занятиях. Организация занятий позволяет вести систематическую и последовательную работу по обучению играм. Совместно со своими учениками мы обыгрываем игрушки, подбираем игрушки для игр. Постепенно детям предлагаются предметы — заместители, совместно разыгрываются возможные роли. Я стараюсь учитывать возможности каждого ребенка и находить возможности по-разному обогащать игру.
В процессе игры осуществляется умственное воспитание детей: решение и закрепление представлений об окружающем мире, активность и глубина восприятия. Во время игровой деятельности у детей с нарушением интеллекта развивается речь: увеличивается объем словаря, совершенствуется грамматический строй речи, воспитанники учатся слушать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения.
В игре развиваются и отрабатываются необходимые двигательные умения, эстетические нормы и правила поведения. Игровая деятельность имеет огромное значение для формирования отношений в детском коллективе, формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, формирования стереотипов поведения.
Игра оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка, на становление его личности. Дети получают положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх. И чем полнее и разнообразнее игровая деятельность, тем успешнее идет их развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления.
Основная задача обучения игровой деятельности воспитанников с нарушением интеллекта — формирование самой деятельности: развитие интереса к играм, обучение действиям с игрушками, формирование ролевого поведения, умения использовать предметы заместители, стремление отражать в играх действия людей и их отношения, умение разворачивать и обогащать сюжеты игр. Занятия для обучающихся с нарушением интеллекта должны быть построены ярко и эмоционально, игра должна сопровождаться красочным дидактическим материалом, игрушками, картинками.
Основные требования к подбору игр и игрушек для детей с нарушением интеллекта:
- Соответствие игры возрасту ребенка
-Игрушки и пособия должны быть безопасны
- Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
- Учет принципа смены видов деятельности;
- Соответствие коррекционной цели занятия;
- Учет структуры дефекта;
- Связь содержания игры с системой знаний ребенка;
− Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
В игре могут быть реализованы и другие умения, важные для психического развития ребенка с нарушениями в развитии. Задачи нравственного развития связаны с возможностью отражения в играх отношений людей, норм поведения. Моделируя в играх поступки и взаимоотношения людей, можно влиять на поведение обучающихся, усвоение ими нравственных правил.
В игре через построение сюжетов и действия с партнерами можно донести до обучающегося некоторые нормы поведения и взаимодействия с детьми и взрослыми. Участвуя в коллективных играх, дети учатся подчинять свои действия логике сюжета, организовывать свое поведение, контактировать с другими детьми. Игра предполагает действия с предметами, игрушками, в ходе которых ребенок усваивает их названия, действия, свойства.
В игре отображается то, что дети видят в реальной жизни. Важно, чтобы обучающиеся усвоили логику и последовательность игровых действий, научились объединять в общий сюжет отдельные действия. Проведению игр предшествуют наблюдения за действиями взрослых, используемые ими предметы, рассматривание картинок, обыгрывание игрушек.
Педагог учит детей пополнять игры новыми впечатлениями и знаниями, отражать труд людей, их отношения и чувства. Обучающиеся с нарушением интеллекта дольше усваивают значения слов, обозначающих чувства, эмоции людей, поэтому важно обеспечить уточнение значения этих слов в быту. Необходимо помнить, что игра является важнейшим средством развития личностных качеств ребенка: самостоятельности, инициативности, способствует формированию межличностных отношений в классе.
Через игру обучающиеся включаются в систему социальных отношений. Дети должны знать названия игр, действующих лиц. Вместе с тем необходимо помнить, что излишний диктат со стороны педагога в игре, навязывание им своих действий может разрушить игру ребенка. Тактичный педагог всегда находит оптимальную меру воздействия в каждом отдельном случае, а также учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка.
Таким образом, внедрение в учебный и воспитательный процесс игровой деятельности является одной из важных задач коррекции всех психических процессов ребенка. Игра — это естественная для ребенка форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Игры на развитие коммуникативных навыков
Для развития коммуникативных навыков, можно рекомендовать следующие игры. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, формирование навыков коллективной деятельности.
Хороводная игра «Ау!»
Цель. Развивать внимательное отношение друг к другу, помочь преодолеть барьер в общении.
Ход игры. Ребёнок стоит в кругу с завязанными глазами, он потерялся в лесу. Дети водят хоровод, проговаривая слова «Петя (Маша), ты сейчас в лесу, мы поем тебе АУ! Ну-ка, глазки открывай поскорей, кто тебя позвал, узнай побыстрей. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Дидактическая игра «Вежливые слова»
Цель. Развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Ход игры. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
Игра-драматизация «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель. Формировать у детей представление о хороших и плохих поступках, поведении, умении правильно оценивать себя и других.
Ход игры. Педагог читает детям стихотворение или рассказ по заданной теме, дети изображают ситуации при помощи картинок на столе или фланелеграфе.
"Магазин игрушек"
Цель. Игра учит детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию, закрепляет навыки общения в общественных местах.
Дидактический материал - игрушки.
Ход игры. Дети садятся полукругом перед столом и полочкой с игрушками. Педагог, обращаясь к ним, говорит:
У нас открылся магазин! Посмотрите, сколько в нём красивых игрушек! Вы сможете их купить, но чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть её, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает её и продаст вам.
Короткой считалочкой выбирают продавца. Первым покупает игрушку педагог, показывая, как надо выполнять правила игры:
Здравствуйте! Я хочу купить у вас игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть дети.
Продавец подаёт покупателю мяч.
Спасибо, какой красивый мяч! - говорит педагог и садится на стул, держа в руках мяч. Продавец называет имя любого из играющих. Тот подходит и описывает игрушку, которую он выбрал для покупки: А мне продайте, пожалуйста, такую игрушку: она пушистая, оранжевая, у неё длинный красивый хвост, узенькая мордочка и хитренькие глазки. Продавец подаёт игрушку-лису. Покупатель благодарит и садится на место. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не купят игрушки. Роль продавца могут выполнять несколько ребят по очереди
Список литературы
1. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. , Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.- «Детство-ПРЕСС» СПб, 2010.
2. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. – « Книголюб» М., 2006.
3. Пазухина И.А. Давайте познакомимся! Тренинговые занятия. - “Детство-Пресс” Спб, 2004.
4. Мазурова Н.А. Воспитание эмоциональной отзывчивости и языка чувств у дошкольников средствами сказки. – «Томск», 2004.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В. А. Сухомлинский).
ЭФФЕКТЫ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Во время игровой деятельности у детей с нарушением интеллекта : развивается речь увеличивается объем словаря совершенствуется грамматический строй речи воспитанники учатся слушать выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения
Волшебный кубик Цель : развивать умение называть предметы (объекты) и четко произносить соответствующие им звуки, звукоподражать животным. Ход : Ребёнок бросает кубик и вместе с учителем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись». Затем ученик изображает то, что нарисовано на верхней грани кубика (например, самолёт), и произнести соответствующий звук (У-у-у). Также можно попросить его назвать картинку и рассказать о ней («Что за предмет?», «Посмотри и расскажи»).
Чудесный мешочек Цель : побуждать детей правильно называть предмет, его части. Ход : Ребёнок достаёт из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его. Можно задавать ребенку вопросы: «Какой?», «Что умеет делать?» Усложнение : ребенок пытается угадать предмет на ощупь, а затем рассказать о нем
Игра «У меня зазвонил телефон». Цель : способствовать развитию диалогической речи, пополнению словарного запаса. Ход : Взрослый организует с малышом игру в «Разговор по телефону». В качестве телефона можно использовать любые предметы: кубики, детали от конструктора. Педагог и ребенок по очереди изображают звонок телефона. Воспитатель разговаривает с ребенком от своего имени, задавая простые вопросы. Участники меняются ролями, разговаривают от имени игрушек, животных.
МИМИКА И ЖЕСТЫ Варианты: а) каждый только при помощи рук показывает два противоположных состояния, например: гнев и удовольствие, печаль и радость, усталость и бодрость, напряженность и раскованность н т. д.; б) то же самое только при помощи мимики (без жестов); в) все разбиваются на пары. Каждая пара по очереди перед всей группой выполняет следующее. Один член пары получает задание в форме записки с текстом: «переставить мебель в классе», «стереть с доски и написать новый текст», «выйти из класса и принести воды в стакане» и т. д. Получивший записку должен передать при помощи мимики и жестов-текст напарнику, Второй должен выполнить задание. Группа сравнивает написанное в записке с переданным и выполненным. Невербальное средство общения Эти игры необходимы для развития паралингвистических (внеязыковых) средств общения, а также для выработки свободного, раскованного общения.
В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ ФОРМИРУЮТСЯ: отрабатываются необходимые двигательные умения эстетические нормы и правила поведения взаимоотношения в детском коллективе самостоятельность детей положительное отношение к труду стереотипы поведения
ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ: психическое развитие ребенка становление его личности дети получают положительные эмоциональные впечатления потенциальные возможности и творческие проявления
Основная задача обучения игровой деятельности: развитие интереса к играм обучение действиям с игрушками формирование ролевого поведения умения использовать предметы заместители стремление отражать в играх действия людей и их отношения умение разворачивать и обогащать сюжеты игр
Основные требования к подбору игр и игрушек для детей с нарушением интеллекта: Соответствие игры возрасту ребенка Игрушки и пособия должны быть безопасны Использование ярких, озвученных игрушек и пособий; Учет принципа смены видов деятельности; Соответствие коррекционной цели занятия; Учет структуры дефекта; Связь содержания игры с системой знаний ребенка; Подбор игрового материала с постепенным усложнением
КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР: Игры на развитие коммуникативных навыков Хороводная игра «Ау!» Дидактическая игра «Закончи предложение» Творческая игра «Рукавички» Игра-драматизация «Что такое хорошо и что такое плохо» Творческая игра «Страна вежливости» Творческая игра «Кто здесь кто?» Игра-имитация«Обезьянка» Сюжетно-ролевая игра «Маленькие помощники»
Сюжетно- ролевая игра «Магазин игрушек» Цель: игра учит детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию, закрепляет навыки общения в общественных местах.
Хороводная игра «АУ» Цель: развивать внимательное отношение друг к другу, помочь преодолеть барьер в общении.
Дидактическая игра «Вежливые слова» Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Совместная творческая работа «Зимние аппликации» Цель: развитие творческого воображения, мелкой моторики рук, работа в паре, уважение друг к другу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. , Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.- «Детство-ПРЕСС» СПб, 2010. 2. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. – « Книголюб» М., 2006. 3. Пазухина И.А. Давайте познакомимся! Тренинговые занятия. - “Детство-Пресс” Спб , 2004. 4. Мазурова Н.А. Воспитание эмоциональной отзывчивости и языка чувств у дошкольников средствами сказки. – «Томск», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к докладу на педагогическом совете по теме: "Развитие коммуникативных умений и навыков у учащихся на уроках биологии".
Развитие коммуникативных умений и навыков учащихся в процессе работы в открытом информационном пространстве, создании и защите презентаций....
Методическая разработка на тему: "Развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста через организацию разнообразных форм совместной деятельности".
Федеральными государственными требованиями к организацииобразовательного процесса в ДОУ определили 10 образовательных областей Каждая образовательная область основана на какой-либо детской...
Доклад на педагогическом совете по теме "Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра"
Педагоги-дефектологи в своей работе нередко встречаются с детьми с нарушением интеллекта, которые не пользуются активной речью как средством общения. В докладе представлена методика работы (начальные ...
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Описаны проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта, а также методы и формы, ориентированные на коммуникацию через внеурочную деятельность...
Консультация для родителей "Социализация учащихся начальных классов с нарушениями интеллекта через игровую деятельность"
Консультация для родителей...
Конспекты занятий к программе развития коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями посредством игровой деятельности «Волшебный мир общения»
Конспекты занятийк программе развития коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями посредством игровой деятельности«Волшебный мир общения»...
Выступление на педагогическом совете по теме «Формирование коммуникативных навыков обучающихся с умеренной умственной отсталостью».
Выступление на педагогическом совете...