Рефлексия деятельности
методическая разработка (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Ошоева Людмила Александровна

Методическая разработка "Рефлексия деятельности" содержит практический материал, который можно использовать на  уроке по любому предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksiya_deyatelnosti.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

Рефлексия деятельности. Приёмы

1. “Лесенка успеха” 

Нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька – у меня были проблемы; верхняя ступенька – мне всё удалось.

 2. “Дерево успеха” 

Зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.

3. “Поезд” 

На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить “веселое личико” в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а “грустное личико” в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика.

4. “Плюс-минус-интересно” (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления).

Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

- В графу “П” – “плюс” записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

- В графу “М” – “минус” записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

- В графу “И” – “интересно” учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

+ (плюс)

- (минус)

(интересно)

5. Синквейн

Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.

Первая строка – название темы (одно существительное);

Вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

Третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами;

Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

Последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

6. Табличка «Фиксация знания и незнания о каком-либо понятии»

Понятие

Знаю

Хочу узнать

Узнал

В начале занятия в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую - формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.

7. «Лесенка успеха» 

Каждая ступень - один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.

8. «Дерево успеха» 

Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.

9. «Вагончики» 

Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас - 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.

10."Знаки" (удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.

11. Фишбоун (графический организатор «рыбья кость»).

12. «Огонёк общения»

Дети встают в круг, обняв друг друга за плечи, и каждый говорит, что, по его мнению, было сегодня самым интересным.

Дети садятся в круг и передают по кругу сердечко. Тот, у кого в руках сердечко, говорит:

- Сегодня меня порадовало…

- Сегодня меня огорчило…

  На парте у каждого ребёнка лежат три кружочка (цветочка) разных цветов. Учитель объясняет детям:

- Голубой цветочек вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня «спасибо»); зелёный – самому уступчивому, покладистому; фиолетовый – самому скромному, с вашей точки зрения.

   Формулировки указаний меняются в зависимости от указаний учителя.

- Посмотрим, у кого сегодня получился самый большой букет. Как вы думаете, почему?

 13. «Дерево творчества»  

По окончании дела (урока, дня) дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды.

   Плоды – дело прошло полезно, плодотворно.

   Цветок – довольно неплохо.

   Зелёный листик – что-то было, конечно, а вообще – ни то ни сё.

   Жёлтый листик – «чахлый», пропащий день.

 14. «Метод пяти пальцев»

   М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

   Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

   С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение?

   У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

   Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

 15. «Гусеница»

Гусеница – ребёнок. Яблоко – его внутренний, неведомый мир.

   Насколько сегодня учитель смог «вытянуть» гусеницу наружу, насколько помог раскрыться, насколько заинтересовал – в зависимости от этого ребята либо прячут гусеницу внутрь, либо максимально достают её из отверстия.

16. «Закрой глаза»

 Обычно предлагается делать в конце урока.

 Учащимся предлагается с закрытыми глазами мысленно ответить на три вопроса:

- Что нового я узнал сегодня на уроке?

- Что было особенно интересным и познавательным?

- В чём я сегодня стал умнее в сравнении со вчерашним днём?        

ИЛИ:

- Поставь точку в любом секторе и объясни, почему ты её поставил именно здесь? (эмоциональное состояние).

Очень хорошо

Многому научился                                                         Не научился ничему

Очень плохо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рефлексия собственной педагогической деятельности учителя

Рефлексия – форма деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов....

Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средства рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности.

Критерии оценки сформированности самоконтроля в поцессе решения простой арифметической задачи умственно отсталыми детьми....

Применение рефлексии в образовательном процессе. Учебно-познавательная деятельность и психолого-педагогические условия её организации.

Один из принципов  развивающего   обучения – принцип активности  и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его де...

Урок рефлексии в рамках реализации программы ФГОС. Виды деятельности, приемы работы на уроках русского языка и литературы.

Данный материал расскажет о структуре  урока рефлексии. В статье приведены некоторые виды и приемы работы на каждом из этапов урока такого типа....

Доклад на тему «Рефлексия деятельности ФГОС»

В настоящее время стремительно возрастает объём информации. В этих условиях человеку необходимо обладать не только некоторой фиксированной суммой знаний, умений и навыков, но, главное, уметь ориентиро...

"Портфолио как инструмент оценки и рефлексии деятельности учителя"

Проект  "Портфолио как инструмент оценки и рефлексии деятельности учителя"...