Доклад на тему «Рефлексия деятельности ФГОС»
методическая разработка на тему
В настоящее время стремительно возрастает объём информации. В этих условиях человеку необходимо обладать не только некоторой фиксированной суммой знаний, умений и навыков, но, главное, уметь ориентироваться в информационном пространстве, быть способным ставить перед собой цель, достигать её, уметь адекватно себя оценить и прогнозировать развитие дальнейших событий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_solov._v.a.docx | 26.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Тема «Рефлексия деятельности ФГОС»
МБОУ Хазанская СОШ
Учитель Соловьёва В.А.
Слайд 1. Тема
Слайд 2 познавательной и личностной рефлексии в начальных классах. «Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперёд» Евгений Доманский
В настоящее время стремительно возрастает объём информации. В этих условиях человеку необходимо обладать не только некоторой фиксированной суммой знаний, умений и навыков, но, главное, уметь ориентироваться в информационном пространстве, быть способным ставить перед собой цель, достигать её, уметь адекватно себя оценить и прогнозировать развитие дальнейших событий.
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.
Слайд 3. «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: … освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии» (из требований ФГОС)
Особенностью новых государственных стандартов общего образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Обучающиеся овладевают ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться. Важное требование - формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Концептуальной идеей построения технологии обучения по федеральным стандартам второго поколения в системе непрерывного образования явилась идея включения ученика в активную познавательную деятельность. Ещё Сократ говорил о том, что научить человека играть на флейте можно только в том случае, когда он сам будет на ней играть.
Слайд 4. Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: Что я думал? Что чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и как строил поведение? и т.п. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой».
Слайд 5. Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.
Слайд 6. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоменджмента. Начальная школа может научить ребёнка азам критического мышления, т.е. умению оценить, осмыслить. Рефлексия в учебной деятельности – это осознанное получение новых знаний, когда ученик: 1) анализирует и актуализирует имеющиеся знания и умения; 2) пополняет их, вдумчиво выполняя задание;3) критически оценивает сделанное;4) проверяет и анализирует результат своей деятельности.
Слайд 7. "Обучение должно приносить радость познания, радость общения. Любой ребёнок - личность, каждому есть, чем гордиться, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно вызовет интерес к учению"
Именно рефлексия помогает ученику формировать желание и умение учиться, обнаруживать незнание в своих знаниях. Рефлексия является своеобразным показателем активности ученика как субъекта учебной деятельности. Рефлексия и умение учиться, сформированные в школе, являются основой для становления зоны ближайшего саморазвития ученика в подростковом возрасте и ранней юности.
Слайд 8. Рефлексия как обязательное условие саморазвития учителя. «Если ты умеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр» Антуан де Сент-Экзюпери.
Всем известно, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. В нашей профессии нет предела совершенству. То, что еще вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желания что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске. Все, что мы делаем сейчас, - это не самоцель, серьезная подготовка к постоянной внутренней рефлексии. Давайте вернемся к рефлексивным вопросам и зададим их себе: Что я делаю? С какой целью? Каковы результаты моей деятельности? Как я этого достиг? Можно ли сделать лучше? Что я буду делать дальше? Пока учитель задает себе эти вопросы – он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым - прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития учителя.
Слайд 9
Результат стандарта должен отражать «...владение навыками познавательной рефлексии, как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения».
При прежних стандартах, когда во главу угла ставились четко определенные знания, умения, навыки, когда процесс контролировался в основном учителем и в целом школой, рефлексия была дополнительным приемом самоконтроля для отдельных, весьма продвинувшихся в обучении детей. А зачем было рефлексировать? Цель ставилась с помощью учителя, путь движения задавался алгоритмом, средства достижения заданы и весьма ограничены, необходимая информация собрана в учебнике, оборудование уже перечислено и стоит на столе, и даже необходимый вывод уже записан в виде вопроса. Например: проверьте, верно ли утверждение, что сумма напряжений на концах участков цепи равна напряжению на всей цепи. Рефлексия становится познавательной, только когда хотя бы один элемент цепочки познания выбирается учеником или учителем самостоятельно, и, непредсказуемо. И хорошо, когда выбор ученика «мучительный», т.е. трудный. Вот тогда рефлексия может либо обрадовать (ах какой я молодец и выбрал правильный путь, или цель, или средство…) либо огорчить (что, на мой взгляд, еще более ценно). Огорчения НУЖНЫ! Осознание неверного выбора дает неоценимый опыт и закаляет.
10 Слайд
Рефлексия является одним из условий воспитывающей деятельности. Рефлексия (от латинского «отражение») – это «принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека». Таким образом, это самоанализ, осмысление собственной деятельности, внутренней жизни. Социальные психологи под рефлексией понимают умение индивида осознавать то, как он воспринимается другими людьми, партнерами по общению. Особо нужно подчеркнуть, что становление и развитие духовной жизни связано прежде всего с рефлексией. Это необходимое условие формирования субъекта, участвующего в деятельности личности, способной отдавать себе отчет в свободном выборе, который он производит, соотносить желаемое и реальное, предполагаемое и свершившееся, поступок и его последствия, интересы собственные и интересы окружающих.
11 СЛАЙД
Если человек не рефлексирует, он не выполняет роль субъекта воспитательного процесса. Мы не можем говорить о развитии личностных качеств ребенка, если не развиваем в нем способность к рефлексивной деятельности. Это важнейшее условие становления субъектности школьников. Это своеобразное зеркальное отражение индивидами друг друга, взаимоотображение, в результате которого воспроизводится внутренний мир партнера по взаимодействию.
Рефлексивность, как личностное качество, стимулирует потребность ребенка в самовоспитании, самосознании, самосовершенствовании и тесно связана с развитием творческих способностей ребенка, осмыслением собственной деятельности не только «для себя», но и «для других».
Важность данного качества выражается еще в том, что оно способствует развитию других личностных качеств, тесно с ним связанных, а именно эмпатии и гибкости.
Так как рефлексия касается самосознания ребенка и кооперации детей, возникающей в воспитательной деятельности, то становится понятным место рефлексии в воспитательной работе.
Во-первых, рефлексивный акт оборачивания на себя становится выходом на следующий этап развития личностных качеств ребенка. Мы учим ребенка останавливаться и задумываться над простыми вопросами: Почему меня это впечатляет? Почему я так раздражен? Или, наоборот, почему я так рад? И т.д.
Во-вторых, рефлексия помогает детям осознать себя в коллективе:
- какое функциональное разделение деятельности существует;
- что «я есть в этой деятельности»;
- как совершенствовать формы кооперации.
Следовательно, в воспитательной деятельности рефлексия является частью и связующим звеном двух процессов: развитие своих способностей и совершенствование функционально – ролевых, групповых норм, регулирующих поведение детей.
Из всего вышесказанного следует, что рефлексивная деятельность может протекать только в обстановке эмпатии, если каждый ребенок имеет возможность говорить и знает, что его настроение, мнение, планы интересны взрослым и сверстникам. Мы должны выстроить воспитательный процесс, в рамках которого ребенок чувствовал бы себя свободным. Это возможно при следующих условиях, которыми мы руководствуемся в нашей воспитательной деятельности.
Условия:
- Главное – не информация, а сам учащийся как личность неповторимая, непохожая на других, со своим набором индивидуальных качеств.
- Воспитатель должен тщательно отбирать материал (содержание бесед, классных часов, игры) на котором или при помощи которого учащиеся познают свои способности.
- Воспитательную деятельность в классе как первичном коллективе, необходимо строить исходя из потребностей учащихся, сообразуясь с их внутренним возможностями. Для этого необходимо создавать такие педагогические ситуации, которые помогли бы детям осознать эти возможности и реализовать их.
- Для осознания себя, становления своего «Я», осуществления своего личностного роста ребенка надо постепенно учить производить рефлексию и осуществлять понимание (учить так же, как и работать с понятиями).
- Для реализации названных выше условий воспитатель должен не только сам владеть рефлексивной деятельностью, обладать самосознанием, осуществлять понимание, но и уметь организовывать такие педагогические ситуации, которые позволили бы ученику овладеть всеми этими способностями.
- Воспитатель должен уважать своих воспитанников, строить отношения с ним как с людьми, возможно обладающими превосходящими, но еще не реализованными талантами и способностями. Воспитатель должен безусловно принимать ценность ребенка как человека, как личности. «Принять – это значит и доверить, впустить, насколько это возможно в свой внутренний мир и соотносить его поведение и интересы с интересами и поведением ученика».
При взаимодействии с воспитанниками педагоги используют, в зависимости от обстоятельств, один из видов рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
- физическую (успел – не успел, сказал – не сказал, и т. д.);
- сенсорную (самочувствие: комфортно–дискомфортно, весело–скучно и т.д.);
- интеллектуальную (понял, осознал, испытал затруднения и наоборот);
- духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушил себя, других).
Все эти виды рефлексии могут быть как индивидуальные, так и групповые. Но все-таки духовную рефлексию лучше проводить письменно, индивидуально и без огласки результатов. В письменной форме детям предлагается недописанная фраза, задающая направление их мыслям. Например: «На уроке я чувствовал себя…, потому что…», «За весь этот день я…».
Естественным логическим поводом к проведению такой рефлексии служат этапные моменты школьной жизни: учебные четверти, каникулы, школьные праздники, учебный год т. п. «Так прошло мое лето», «В последний день учебной четверти я думаю…», «Если бы мой школьный год можно было начать сначала…» (Школа развивающего обучения. Делимся опытом Необходимое условие выхода личности на саморазвитие – это способность ребенка поставить цель, планировать её достижение, выполнить запланированное и проанализировать результат. В воспитательной деятельности это происходит через использование методики коллективной творческой деятельности (автор – академик И.П. Иванов) в делах класса и общешкольных делах. Завершается данная деятельность обязательно рефлексивным анализом в классе. План такого анализа:
- Как вы поняли, зачем проводилось это дело? Можешь ли сформулировать цель и объяснить, в чем ты видишь смысл этой работы?
- Доволен ли ты полученным результатом?
- Принес ли удовлетворение сам процесс деятельности? Если да – то чем, если нет – то почему?
- Какие изменения можно внести в ход деятельности? Как сделаешь, если появится возможность сделать заново?
- Взялся бы ты за эту деятельность, если бы заранее знал её результат?
- Если нет, то что бы предпочел делать в этой ситуации?
- Что прошло наиболее удачно?
- Что можно изменить?
- Что самое интересное? Самое скучное?
- Можно ли было чего-то избежать? Как?
Кроме того рефлексии подвергаются все этапы осуществления творческой деятельности: мотивация (Зачем это нам?), целеполагание (Почему это делали?), планирование и контроль (Как действовали? Какими способами? Получили результат? Это то, что мы ПОЛУЧИЛИ?
Итак: Педагог включается в новую для него деятельность и овладевает ею точно так же, как ученик. Возникает необходимость «взращивания» рефлексивных способностей педагога, так как все компоненты учебной деятельности пронизаны рефлексией.
Развивающее обучение помогает принципиально изменить характер и качество совместной деятельности педагога и ребенка.
Общение и диалог становятся основой всех уроков, способом жизни детей и взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стендовый доклад на тему "Проектная деятельность на уроках английского языка как средство достижения метапредметных результатов"
Данная работа выполнена в форме стендового доклада и может быть использована на пед.советах , конференциях или пед.чтениях. Посвящена работа проблеме использования проектной деятельности на уроках ...
Доклад по теме "Внеурочная деятельность обучающихся по ФГОС: первые результаты"
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образо...
Доклад на тему: «Внеурочная деятельность учащихся как средство развития их социальной компетентности». ( Из опыта работы).
Современное состояние общества, процессы, происходящие в нашей жизни, заставляют по-новому взглянуть на проблему воспитания учащихся, формирования их интеллектуального и творческого потенциала в проце...
Доклад на тему: "Творческая деятельность обучающихся на уроках музыкального воспитания".
Творческая деятельность способствует разрушению стены равнодушия, вызывая у обучающихся положительные эмоции и стимулирует увлеченность в обучении....
Доклад на тему "Системно - деятельный подход на уроках истории в рамках реализации ФГОС."
Данный материал был представлен на методическом совете школы 24.03.2015 года...
Доклад на тему:"Современный урок ФГОС"
Доклад«Современный урок в рамках ФГОС.Введение.В настоящее время происходит изменение структуры образования. Современные детидля которыхсоздаваласьныне действующаясистема образования. В первую о...
Доклад на тему: "Рефлексия на уроках географии"
Сегодня рефлексия является не дополнительной частью урока, а её полноправной составляющей, совершенствующей учебный процесс и выделяющей личность ученика на уроке.Все, что делается на уроке по организ...