Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
статья на тему

Елманова Ольга Юрьевна

С введением ФГОС нового поколения значение СР существенно возрастает. Необходимость ее в обучении обусловлена тем, что развитие субъекта профессиональной деятельности невозможно вне деятельности, в которой самостоятельно ставится ее цель, планируются и реализуются действия и операции, полученный результат соотносится с поставленной целью, способы деятельности корректируются и т.д. Субъектная позиция обучающегося в обучении становится главным условием формирования опыта практической деятельности и на его основе - овладения компетенциями.

Это в свою очередь требует соответствующей реорганизации учебного процесса в части образовательной составляющей, усовершенствования учебно-методической документации, внедрения новых информационно-образовательных технологий, обновления технического и программного обеспечения СР, новых технологий самоконтроля и текущего контроля знаний, умений и владений. В связи с этим качественно изменяется часть работы преподавателей, которая находит отражение в их индивидуальных планах в части, касающейся учебной и учебно-методической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.sovet_.docx101.47 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБПОУ «Кораблинский агротехнологический техникум»

Доклад к педагогическому совету (ноябрь 2015г)

Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

Преподаватель:

Елманова О.Ю.

Согласовано

методической комиссией

Карпухина Л.Н.

Кораблино, 2015

 «Скажи мне и я забуду.
Покажи мне и я запомню.
Дай мне действовать
самому и я научусь»

Китайская мудрость

С введением ФГОС нового поколения значение СР существенно возрастает. Необходимость ее в обучении обусловлена тем, что развитие субъекта профессиональной деятельности невозможно вне деятельности, в которой самостоятельно ставится ее цель, планируются и реализуются действия и операции, полученный результат соотносится с поставленной целью, способы деятельности корректируются и т.д. Субъектная позиция обучающегося в обучении становится главным условием формирования опыта практической деятельности и на его основе - овладения компетенциями.

Это в свою очередь требует соответствующей реорганизации учебного процесса в части образовательной составляющей, усовершенствования учебно-методической документации, внедрения новых информационно-образовательных технологий, обновления технического и программного обеспечения СР, новых технологий самоконтроля и текущего контроля знаний, умений и владений. В связи с этим качественно изменяется часть работы преподавателей, которая находит отражение в их индивидуальных планах в части, касающейся учебной и учебно-методической работы.

Самостоятельная работа - это вид учебной деятельности, которую обучающийся совершает в установленное время и установленном объеме индивидуально или в группе, без непосредственной помощи и указаний преподавателя, руководствуясь сформированными ранее представлениями о порядке и правильности выполнения действий.

Целями СР обучающихся являются: 

  • получение новых знаний;
  • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
  • углубление и расширение теоретических знаний;
  • формирование умений использовать нормативные правовые акты, справочную документацию, специальную литературу;
  • развитие познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • развитие исследовательских умений.

Задачи организации СР состоят в том, чтобы:

  • мотивировать обучающихся к освоению учебных программ;
  • повысить ответственность обучающихся за свое обучение;
  • способствовать развитию общих и профессиональных компетенций обучающихся;
  • создать условия для формирования способности обучающихся к самообразованию, самоуправлению и саморазвитию.

 В условиях роста значимости внеаудиторной работы обучающихся осуществляется деятельность преподавателя и обучающегося.

Роль преподавателя заключается в организации СР с целью приобретения обучающегося ОК и ПК, позволяющих сформировать у обучающихся способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности.

Роль обучающегося заключается в том, чтобы в процессе СР под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать проблему и находить оптимальный путь её решения.

Анализ и обобщение современных практик организации СР свидетельствует о многообразие видов и типов самостоятельной деятельности обучающихся, различных способах педагогического управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью со стороны педагогов.

В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:

  • аудиторная СР выполняется под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Предлагаются преподавателем после изучения каждой темы.
  • внеаудиторная СР выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Обучающимся предоставляется возможность в зависимости от своих индивидуальных особенностей, склонностей по каждой теме выбрать из перечня то или иное задание так, чтобы оно не повторялось по другой теме.

В федеральных государственных образовательных стандартах СПО на внеаудиторную самостоятельную работу отводится не менее трети от объема времени, запланированного на каждую изучаемую дисциплину.

         Для правильного и эффективного  планирования и организации  СР необходимо:

  • обеспечить учебно-методическую поддержку и индивидуальность заданий на самостоятельную работу обучающихся;
  •        выдать задания СР в начале учебного года (семестра);
  •        разработать текущий и рубежный формы контроля;
  •        установить время консультаций по СР.

Этапы организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся:

1. Подготовительный – включает в себя составление рабочей программы с выделением тем и заданий для ВСР, подготовку учебно-методических материалов, диагностику уровня подготовленности обучающихся;
2. Организационный – на этом этапе определяются цели индивидуальной и групповой работы обучающихся, проводятся индивидуально-групповые установочные консультации, устанавливаются сроки и формы представления промежуточных результатов;

3. Мотивационно-деятельностный – преподаватель на этом этапе должен обеспечить положительную мотивацию индивидуальной и групповой деятельности, проверку промежуточных результатов, организацию самоконтроля и самокоррекции;

4. Контрольно-оценочный – включает индивидуальные и групповые отчеты и их оценку. Контроль может осуществляться при помощи тестирования, написания в аудитории письменных контрольных работ, зачетов.

Самостоятельная работа как форма организации обучения, возможна и необходима для получения любого образовательного результата. Однако ее виды для получения разных образовательных результатов будут различными:

– для овладения знаниями: работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; работа с конспектами лекций; работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, статьи, дополнительной литературы, в том числе с материалами, полученными по сети Интернет); конспектирование текстов; ответы на контрольные вопросы; подготовка тезисов для выступления на семинаре, конференции; подготовка рефератов и т.д.;

– для формирования умений и владений: решение типовых задач и упражнений; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчётно- графических работ; решение производственных ситуационных (профессиональных) задач; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ; экспериментальная и конструкторская работа; упражнения на ПК и тренажёре и т.д.

В соответствии с уровнями освоения учебного материала различают следующие виды СР:

1. – ознакомительный - конспектирование литературы;

2. – репродуктивный - написание контрольной работы;

3. – продуктивный - подготовка эссе.

 По охвату обучающихся формы самостоятельной деятельности можно разделить на дифференцированные (индивидуальные или в составе малых групп) и фронтальные формы. Самостоятельная работа в учебном заведении может быть организована индивидуально с каждым обучающимся, с несколькими обучающимися (например, проектными командами) и для учебной группы (лекционного потока), в целом. В значительной степени выбор конкретных форм организации самостоятельной деятельности обучающихся зависит от профиля обучения, изучаемой дисциплины, уровня профессионального образования.

Оформление методических рекомендаций  осуществляется в соответствии с едиными требованиями, установленными образовательной организацией, и может включать следующие структурные элементы:

  • Титульный лист;
  • Пояснительная записка;
  • Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы;

Библиографический список.

Прежде чем приступить к выполнению заданий, прочтите рекомендации по работе с данным учебно-методическим пособием.

Ознакомьтесь с перечнем рекомендуемой литературы.

Прочтите конспект лекции по данной теме.

Откройте рабочую тетрадь по дисциплине. Запишите в неё название темы и цели, которых вы должны достигнуть в процессе работы по предложенной теме.

Выполнение заданий, предложенных в данном пособии, не должно занимать у вас более 2х часов.

Работа должна быть выполнена к следующему занятию. Если возникнут затруднения обратитесь к преподавателю.

Одним из наиболее трудоемких видов деятельности при планировании и проектировании СР выступает конструирование учебно-познавательных и практических заданий. В рамках компетентностной модели образовании задания на самостоятельную работу должны носить деятельностный характер.

Таблица 1

Ориентировочные затраты

времени на выполнение заданий

№ п/п

Основные виды заданий

Затраты времени на единицу задания, ч

Количество баллов

1

Подготовка информационного сообщения

1

2

2

Написание реферата

4

5

3

Написание конспекта первоисточника (статьи, монографии и пр.)

2

4

3

5

4

Написание эссе

4

5

5

Написание рецензии

4

5

6

Написание аннотации

4

5

7

Составление опорного конспекта

2

4

8

Составление глоссария

1

0,1

9

Составление сводной (обобщающей)

таблицы по теме

1

1

10

Составление графологической структуры

0,5

1

11

Составление теста и эталона ответов к нему

0,1

0,1

12

Составление и решение ситуационной задачи

1

3

13

Составление схемы, иллюстрации (рисунка)

1

1

14

Составление кроссворда по теме и ответов к нему

1

1

15

Научно-исследовательская деятельность студента

8

10

16

Формирование информационного блока

2

4

17

Изготовление информационной модели или блока моделей

3

3

18

Создание материалов-презентаций

1,5

2

19

Составление анкеты, вопросов интервью и беседы

1

2


Таб


Контроль СР включает в себя оценку хода и получаемых промежуточных результатов с целью установления их соответствия планируемым. Результаты СР оцениваются в ходе текущего контроля и учитываются в процессе промежуточной аттестации обучающихся по профессиональному модулю, учебной дисциплине. Контроль результатов внеаудиторной СР обучающихся осуществляется на семинарских, практических, лабораторных занятиях по профессиональному модулю, учебной дисциплине или в специально отведенное время (зачет, экзамен).

Форма журнала учета СР

№ занятия

Дата проведения занятия

Темы (задания) для самостоятельного изучения

Кол-во часов

Форма и методы контроля СР

Формы и методы контроля СР разрабатываются каждым преподавателем самостоятельно и прописываются критерии

Предложения о внесении изменений в положение ведения журнала учебных занятий групп.

  • Оценки за самостоятельную работу студентов можно выставлять как текущие оценки, например как за выполнение домашнего задания.
  • Перед выставлением семестровой оценки («итог»)необходимо выделить графу без проставления числа  «С/Р», в которой проставляются отметками "зачтено", "не зачтено ".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся при перехода на ФГОС

Описаны возможности и способы организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся в БОУ НПО ПУ № 22...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИКА»

Автор этой статьи в течение пяти лет занимаеться проэктной деятельностью. Данная статья поможет методически разрабатывать поекты....

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы (обучающихся) студентов

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы (обучающихся) студентов  специальность 270802 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине: «Английский язык»

Данные методические рекомендации,  предназначенные для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся 2 года обучения на базе 9 классов по специальностям 190631 «Техническое обслуживание и ремо...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы разработаны с целью оказания помощи обучающимся при освоении дисциплины «Физическая культура», предусмотренной Федеральным...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОДБ.04.ИСТОРИЯ по специальностям: 33.02.01 «Фармация» 34.02.01 «Сестринское дело"

Самостоятельная работа обучающихся - одна из важныж форм организации учебного процасса. Она играет особую роль в подготовке специалистов, являясь формой, с одной стороны, организации самостоятельной р...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ЕН.01 «Математика»

Методические рекомендации по дисциплине «Математика» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по программам подготовки специалистов среднего звена 13.02.11. «Техн...