Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы (обучающихся) студентов
учебно-методический материал по информатике и икт (11 класс) по теме
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы (обучающихся) студентов специальность 270802 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._rekomendatsii_informatika_spo.doc | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Строительный колледж»
Рассмотрено и принято
на научно-методическом совете колледжа
Протокол №____от____________201__год
Председатель___________________
Утверждаю
Завуч ____________/_____________/
«________»______________201__год
Методические рекомендации
по организации внеаудиторной самостоятельной работы
(обучающихся) студентов
профессия (специальность) 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
учебная дисциплина (МДК, профессиональный модуль) «Информатика»
преподаватель Черникова О.А.
Содержание
- Введение
- Цели самостоятельной работы (обучающихся) студентов
- Перечень самостоятельных работ по учебной дисциплине
- Рекомендации по выполнению самостоятельных письменных работ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время актуальным становятся требования к личным качествам современного студента – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью. Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учета индивидуально-личностных особенностей обучаемых, предоставления им права выбора путей и способов обучения. Появляется новая цель образовательного процесса – воспитание личности, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.
Решение этих задач требует повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.
Введение в практику учебных программ и модулей с повышенной долей самостоятельной работы активно способствует модернизации учебного процесса.
Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Информатика» по профессиям 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». Максимальная учебная нагрузка: 87 часов, обязательная аудиторная учебная нагрузка: 58 часов, самостоятельная работа обучающихся: 29 часов.
Контроль и оценка выполненной внеаудиторной работы осуществляется преподавателем в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине.
ЦЕЛИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (ОБУЧАЮЩИХСЯ) СТУДЕНТОВ
Основными целями внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются:
овладение знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю специальности;
формирование готовности к самообразованию, самостоятельности и ответственности;
развитие творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Выполнение студентами внеаудиторной самостоятельной работы способствует формированию общих компетенций:
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Самостоятельные работы выполняются индивидуально на домашнем компьютере или в компьютерном классе в свободное от занятий время.
Студент обязан:
перед выполнением самостоятельной работы, повторить теоретический материал, пройденный на аудиторных занятиях;
выполнить работу согласно заданию;
по каждой самостоятельной работе представить преподавателю отчет в виде результирующего файла на внешнем носителе или в печатном виде;
ответить на поставленные вопросы.
При выполнении самостоятельных работ студент должен сам принять решение об оптимальном использовании возможностей программного обеспечения. Если по ходу выполнения самостоятельной работы у студентов возникают вопросы и затруднения, он может консультироваться у преподавателя. Каждая работа оценивается по пятибалльной системе. Критерии оценки приведены в конце методических рекомендаций.
Перечень самостоятельных работ по учебной дисциплине «Информатика»
№ темы | Наименование темы | Наименование тем для самостоятельного изучения |
1.1. | Информация. Двоичное кодирование информации | Информация. Представление информации в компьютере (доклад) |
2.1. | Интерфейс и вид Компаса | Система автоматизированного проектирования AutoCad (реферат) |
2.2. | Вставка | Графический пакет Adobe Photoshop (реферат) |
2.3. | Геометрия | Векторные графические редакторы (реферат) |
2.4. | Размеры | Растровые графические редакторы (реферат) |
2.5. | Обозначения | Графический редактор GIMP (реферат) |
Сравнительная характеристика векторных и растровых графических редакторов (реферат) | ||
Графический редактор Macromedia Director (реферат) | ||
2.6. | Редактор | Графический пакет 3D Studio Max (доклад) |
2.7. | Сервис | Графический пакет ElecticImage (доклад) |
2.8. | Примеры создания чертежа с документацией | Графический пакет Painter3D(доклад) |
Примечание. Тему доклада, реферата нужно выбрать по согласованию с преподавателем.
Рекомендации по выполнению самостоятельных письменных работ
Видами самостоятельной работы при изучении любой дисциплины являются подготовка доклада, реферата.
1) Доклад – это словесное или письменное изложение сообщения на определенную тему.
Составление доклада осуществляется по следующему алгоритму:
- Подобрать литературу по данной теме, познакомиться с её содержанием.
- Пользуясь закладками отметить наиболее существенные места или сделать выписки.
- Составить план доклада.
- Написать план доклада, в заключение которого обязательно выразить своё отношение к излагаемой теме и её содержанию.
- Прочитать текст и отредактировать его.
- Оформить в соответствии с требованиями к оформлению письменной работы.
Примерная структура доклада:
1. Титульный лист
2. Текст работы
3. Список использованной литературы
2) Реферат (от латинского refero – докладываю, сообщаю), краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Как правило, реферат имеет научно - информационное назначение.
В процессе работы над рефератом можно выделить 4 этапа:
- Вводный – выбор темы, работа над планом и введением.
- Основной – работа над содержанием и заключением реферата.
- Заключительный - оформление реферата.
- Защита реферата (на экзамене, студенческой конференции и пр.)
Структура реферата:
- Титульный лист
- Содержание: излагается название составляющих (глав, разделов) реферата, указываются страницы.
- Введение: обоснование темы реферата, ее актуальность, значимость; перечисление вопросов, рассматриваемых в реферате; определение целей и задач работы; обзор источников и литературы. Его объем 1-3 страницы.
- Основная часть: основная часть имеет название, выражающее суть реферата, может состоять из двух-трех разделов, которые тоже имеют название. В основной части глубоко и систематизировано излагается состояние изучаемого вопроса; приводятся противоречивые мнения, содержащиеся в различных источниках, которые анализируются и оцениваются с особой тщательностью.
- Заключение (выводы и предложения): формулируются результаты анализа эволюции и тенденции развития рассматриваемого вопроса; даются предложения о способах решения существенных вопросов.
Объем заключения 2-3 страницы.
При изложении материала необходимо соблюдать следующие правила:
- Не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа. Нужно выбирать безличные формы глагола. Например, вместо фразы «проведение мною эксперимента», лучше писать «проведенный эксперимент».
- При упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией.
- Цитата приводится в той форме, в которой она дана в источнике и заключается в кавычки с обеих сторон.
- Каждая глава начинается с новой страницы.
3. Требования к оформлению и содержанию письменной работы
Письменная работа (реферат, доклад и т.д.) должна отвечать определенным требованиям.
На Титульном листе необходимо указать следующие данные:
Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Строительный колледж» Тема реферата (доклада) Выполнил: ФИО студента, курс, группа Руководитель: ФИО преподавателя 20___ г. |
Список использованной литературы оформляется следующим образом:
- порядковый номер в списке;
- фамилия и инициалы автора;
- название книги (для статьи её заглавие, название сборника или журнала, его номер);
- место издания, издательство и год выпуска.
Например:
- Артамонов В.С., Кищенков Д.Б. Персональный компьютер для начинающих. – СПб.: Издательский дом Герда, 2005.
- Михеева Е.В. Практикум по информатике М.: Академия, 2007.
При ссылке на источник в тексте приводится порядковый номер и номер страницы использованной литературы, заключенный в квадратные скобки, также возможно вынесение ссылки в нижнюю левую часть листа.
Например:
Смирнов Е. П. Практикум по информатике. М.: Изд –во АБФ.
Оформление работы:
Письменная работа выполняется на листах формата А4, на одной стороне листа. Шрифт – Times, размер шрифта – 14 пт, межстрочный интервал – 1.
Рекомендуемый объем:
Доклад - 3-5 листов формата А 4;
Реферат – 10-15 листов формата А 4.
При написании письменной работы необходимо соблюдать следующие поля: сверху 2см, снизу 2см, слева 3см, справа 1,5см.
Абзац должен начинаться с расстояния 3,5см.
Все страницы работы нумеруются арабскими цифрами. Нумерация должна быть сквозной, от титульного до последнего листа текста. На титульном листе нумерация страниц не проставляется.
Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы и т.д.) располагаются непосредственно после текста, где они упоминаются впервые или на следующей странице. Каждая иллюстрация должна иметь название и номер. Нумерация иллюстраций должна быть сплошной по всему тексту, например:
Рис. 1. Общий вид компьютера
Цифровой материал оформляется в виде таблиц, которые располагаются непосредственно после текста. Таблицы нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер таблицы размещают в правом верхнем углу, над её заголовком после слова «Таблица». Заголовок таблицы помещается над таблицей посредине. Заголовки граф начинают с прописных букв, а подзаголовки со строчных. Высота букв в таблице не должна быть менее 8мм, например:
Таблица 1
Расчет заработной платы
Ф.И.О. | Оклад | Премия | Подоходный налог | К выдаче |
Безусловно, при написании реферата недопустимо ограничиваться одним учебником или пособием. Следует изучить несколько источников, что позволит полнее представить рассматриваемую проблему.
Критерии оценки за доклад, реферат
Используется рейтинговая система оценок.
Критерии | Баллы |
Правильность оформления доклада, реферата | 1-5 |
Краткость, четкость изложения материала | 1-5 |
Профессионализм изложения | 1-5 |
Грамотно и четко сделанные выводы | 1-5 |
Наглядность (наличие таблиц, графиков, схем, фотографий, рисунков) | 1-5 |
Выступление с докладом, защита реферата | 1-5 |
Баллы | Оценка |
26-30 | Отлично |
20-25 | Хорошо |
15-19 | Удовлетворительно |
Менее 15 | Неудовлетворительно |
Памятка студентам для самостоятельной работы с источниками информации
Работа с книгой. Необходимую для учебного процесса и научных исследований информацию Вы черпаете из книг, публикаций, периодической печати, специальных информационных изданий и других источников. Успешному поиску и получению необходимой информации содействуют знания основ информационного поиска в информационных системах, источников информации, составов фондов библиотек и их размещения.
Официальные документы, учебная научно-методическая и справочная литература, периодические и информационно-библиографические издания, бюллетени, фильмы, плакаты и схемы, имеющиеся в колледже, составляют учебно-информационный фонд, используемый в учебном процессе. Этот фонд непрерывно пополняется учебниками, учебными пособиями и другой научной и учебной литературой. Следует быстро и умело ориентироваться в этом потоке информации, уметь работать с предметными каталогами библиотеки, уметь пользоваться информационными изданиями типа “Экспресс-информация”, “Реферативные журналы”, “Книжная летопись”, а также автоматизированными поисковыми системами, например, Яндекс, GOOGLE. Каждый студент должен уметь работать с книгой. Без этого навыка практически невозможно овладеть программным материалом, специальностью и успешно творчески работать после окончания учебы.
Умение работать с книгой складывается из умения быстро найти требуемый источник (книгу, журнал, справочник), а в нем — нужные материалы; из умения разобраться в нем, используя при этом различные способы чтения.
Для поиска специальной научной литературы следует использовать:
— предметные и систематические каталоги библиотек;
— библиографические указатели “Новая литература по специальным и гуманитарным наукам”;
— библиографические указатели “Книжная летопись” и “Летопись журнальных статей”;
— реферативные журналы по социальным и гуманитарным наукам;
— указатели опубликованных в журналах статей и материалов, которые помещаются в последнем номере интересующего журнала за истекший год.
Работа с Интернет ресурсами. Интернет сегодня – правомерный источник научных статей, статистической и аналитической информации, и использование его наряду с книгами давно уже стало нормой. Однако, несмотря на то, что ресурсы Интернета позволяют достаточно быстро и эффективно осуществлять поиск необходимой информации, следует помнить о том, что эта информация может быть неточной или вовсе не соответствовать действительности. В связи с этим при поиске материала по заданной тематике следует оценивать качество предоставляемой информации по следующим критериям:
- представляет ли она факты или является мнением?
- если информация является мнением, то, что возможно узнать относительно репутации автора, его политических, культурных и религиозных взглядах?
- имеем ли мы дело с информацией из первичного или вторичного источника?
- когда возник ее источник?
- подтверждают ли информацию другие источники?
В первую очередь нужно обращать внимание на, литературу, которые посоветовали вам преподаватели. Нередко в Интернете выкладываются материалы конференций. Полезным будет поискать специализированные Интернет-журналы и электронные библиотеки. Отсутствие фамилии автора у материала и грамматические ошибки в статье должны насторожить. Используйте подобные материалы как вспомогательные и иллюстративные, но не как основные.
Оформление Интернет - источников:
Как и другие источники информации, сайты обязательно должны быть указаны в списке использованной литературы.
Согласно принятым стандартам оформляется Интернет-источник таким образом:
ссылка на ресурс (не общая ссылка на портал, а именно на страницу с использованным текстом); фамилия и инициалы автора; заглавие статьи, эссе или книги.
Например:
1. http://www.intuit.ru/department/os/ossysob/12/ Назаров С. В., д.т.н Операционные системы, среды и оболочки
Иногда преподаватели просят указывать подобные источники отдельным списком, после «традиционных» источников. Например, под заглавием «Ресурсы Интернет».
Сайты, где выложены коллекции бесплатных рефератов и готовых студенческих работ, не могут быть вписаны как Интернет - источники. Это вторичная информация, уже кем – то переработанная, она может быть не вполне достоверной и актуальной.
Список рекомендуемой литературы для выполнения самостоятельной работы
1.. Е. А. Калмыкова, И.А. Кумскова, Информатика, Москва, Издательский, центр «Академия», 2009, 413 с.
2. Е.В. Михеева, О.И.Титова Информатика, Москва, Издательский, центр «Академия», 2009, 343 с.
3. Е.В. Михеева Практикум по информатике, Москва, Издательский, центр «Академия», 2007 , 184 с.
4. В.А . Острейковский, И. В. Полякова, Информатика, Теория и практика , Москва , Оникс, 2008, 599 с.
5. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 10-й класс. Изд-во БИНОМ.
6. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 11-й класс. Изд-во БИНОМ.
7. Фиошин М.Е., Рессин А.А., Юнусов С.М. Под ред. Кузнецова А.А. Информатика и ИКТ. 10-11-й классы. Изд-во Дрофа.
8. Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И. и др. Информатика и ИКТ. 10-й класс. Изд-во Просвещение.
9. Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И. и др. Информатика и ИКТ. 11-й класс. Изд-во Просвещение.
10. ЕГЭ-2011: Информатика / ФИПИ авторы-составители: Якушкин П.А., Ушаков Д.М.– М.: Астрель, 2010. 10
11. ЕГЭ. Информатика. Тематические тестовые задания/ФИПИ авторы: Крылов С.С., Ушаков Д.М. – М.: Экзамен, 2010.
12. Единый государственный экзамен 2011. Информатика. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: Якушкин П.А., Крылов С.С., Лещинер В.Р. – М.: Интеллект-Центр, 2010.
13. Общая информатика, Новое издание. Универсальный курс . – СПб.: Питер, 2007. – 428 с.: ил.
14. Практикум по информатике и информационным технологиям / Н.Угринович, Л.Босова, Н.Михайлова. – 7-е издание. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 394 с.: ил.
15. Информатика и ИКТ / Профильный уровень: учебник для 10 класса/ Н.Д.Угринович. – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 387 с.
16. Информатика и информационные технологии / Н.Д.Угринович. – 4-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 517 с.:
17. Информатика. Задачник – практикум в 2 т./ Л.А.Залогова, М.А.Плаксин, С.В.Русаков и др. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера: Том. 1 – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 309 с.
18. Информатика. Задачник – практикум в 2 т./ Л.А.Залогова, М.А.Плаксин, С.В.Русаков и др. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера: Том. 2 – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 278 с.
19. Информатика ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К.Хеннер, Т.Ю.Шеина. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 120 с.
20. Турецкий, В.Я. Математика и информатика / В.Я. Турецкий. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Инфра-М, 2000. – 560 с.
______________________________________________
Интернет – ресурсы:
- Интернет – университет информационных технологий http://www.intuit.ru/
2.Графический пакет CorelDraw X4.
- Графический пакет Photoshop CS4.
- Прикладное программное обеспечение (ППО): MS Office, OpenOffice; браузеры: Opera, Mozilla Firefox, Internet Explorer; архиваторы:WinRar, WinZip, 7Z.
- Интернет-энциклопедия «Википедия».
- Интернет Университет Информационных Технологий.
- Федеральный портал «Российское образование».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине: «Английский язык»
Данные методические рекомендации, предназначенные для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся 2 года обучения на базе 9 классов по специальностям 190631 «Техническое обслуживание и ремо...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы разработаны с целью оказания помощи обучающимся при освоении дисциплины «Физическая культура», предусмотренной Федеральным...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОДБ.04.ИСТОРИЯ по специальностям: 33.02.01 «Фармация» 34.02.01 «Сестринское дело"
Самостоятельная работа обучающихся - одна из важныж форм организации учебного процасса. Она играет особую роль в подготовке специалистов, являясь формой, с одной стороны, организации самостоятельной р...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ЕН.01 «Математика»
Методические рекомендации по дисциплине «Математика» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по программам подготовки специалистов среднего звена 13.02.11. «Техн...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по ОУД.03 «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия»
Методические рекомендации по ОУД.03 «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по программам подго...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОДБ.03.Иностранный язык по специальности 33.02.01 Фармация
данный материал содержит методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОДБ.03 Иностранный язык(Английский)...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОДП. 17. ФИЗИКА для специальнотси 34.02.01 Сестринское дело
Методические рекомендации содержат пояснительную записку, рекомендации по распределению времени в процессе работы над заданиями, методические указания для самостоятельной работы студентов, задания для...