Опорные схемы и алгоритмы как метод формирования мотивации к обучению на уроках русского языка и при подготовке к ГИА и ЕГЭ
методическая разработка по русскому языку по теме
Метод опорных конспектов эффективен при подготовке к ГИА и ЕГЭ по русскому языку. Имея ограниченное количество часов по предмету, мы должны повторить и обобщить весь учебный материал русского языка за 5-9 класс, чтобы качественно подготовить учащихся к итоговому экзамену. В свете введения ФГОС идея и опыт педагога-новатора В. Ф. Шаталова по использованию опорных сигналов приобретает особую актуальность. Я считаю, применение блочной технологии способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.
В приложениях представлены конспект урока и презентация на тему «Золотой запас русского языка» (использование опорных схем в ходе повторения изобразительных средств при подготовке к ГИА)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_1.zip | 1.39 МБ |
prilozhenie_2.zip | 2.69 МБ |
statya_ob_opyte_raboty_s_opornymi_konspektami.zip | 932.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Золотой запас русского языка Систематизация знаний по теме «Изобразительные средства языка» при подготовке к ГИА
Средства художественной выразительности: фонетические; морфологические; словообразовательные; лексические (тропы); синтаксические (фигуры).
Создают новые сочетания слов с новым значением. Обогащают речь новыми оттенками смысла. Придают речи образность. Придают речи выразительность.
Актуальность темы Для того чтобы справиться с заданием А3, необходимо владеть теорией , а именно знать определения средств речевой выразительности, а также уметь видеть их в тексте. Сегодня на уроке мы не только повторим теоретический материал по теме, но и выполним образцы экзаменационных заданий , а также подробнее остановимся на малоизученных средствах выразительности.
Изобразительно- выразительные средства Тропы Стилистические фигуры Эпитеты Метафоры Метонимия Синекдоха Обращение Риторический вопрос Анафора Парцелляция Градация Гипербола Литота Перифраз Сравнение Инверсия Синтаксический параллелизм Олицетворение Антитеза Оксюморон Эллипсис
Тропы Фигуры речи Троп (от греч. слова, обозначающего поворот оборот, образ) – это употребление слов, фраз в переносном смысле. Фигура (от лат. слова оборот речи, внешний вид, очертание). Такие синтаксические построения используются для выразительности текста. Эпитет. Антитеза. Сравнение. Инверсия. Метафора. Анафора. Олицетворение. Эпифора. Гипербола. Оксюморон.
Метафора Прием, в основе которого лежит перенос значения по сходству явлений. (Скрытое сравнение) Это слово в переносном смысле. Чаще всего выражается глаголами, существительными. Речь льется, бурлит. Говор волн. Бронза мускулов. Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег. (С. Есенин )
Олицетворение Наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. «И звезда с звездою говорит...» Зима недаром злится, Прошла ее пора – Весна в окно стучится И гонит со двора (Ф. Тютчев .)
Эпитет Образное определение предмета или действия. Чаще всего выражаются прилаг. и наречием. Например : Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она. НО : не являются эпитетами прилаг., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики. Например: дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет), осенний день (осенний – НЕ эпитет)
Сравнение прием, который состоит в сопоставлении двух предметов или явлений на основании общего для них признака. «Анчар, как грозный часовой, стоит один во всей вселенной...» (А. Пушкин). Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория (М. Шолохов) Сравнение может оформляться – с использованием сравнительных союзов как, словно, будто, как будто, точно, что(=как) ; – сочетанием глаголов с существительным в творительном падеже « Морозной пылью серебрится его бобровый воротник»; – сочетанием существительного с прилагательным в сравнительной степени, например, «под ним струя светлей лазури».
Гипербола прием, представляющий собой образное выражение, содержащее непомерное преувеличение Я тебе миллион раз говорил. «В сто сорок солнц закат пылал...» (В. Маяковский).
Литота Троп, противоположный гиперболе; художественное преуменьшение тех или иных свойств изображаемого предмета. В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах… а сам с ноготок! Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка .
Риторический вопрос Это вопрос, который ставится с целью усиления утверждения и на него не требуется ответа. «И искусство, выросшее в этой сегодняшней реальности, разве может не быть фантастическим?» ( Е. Замятин). Куда ты скачешь, гордый конь, И где отпустишь ты копыта? (А. Пушкин)
Риторическое восклицание построение речи, при котором в форме восклицания в повышенно эмоциональной форме утверждается то или иное понятие. Да, так любить, как любит наша кровь, Никто из вас давно не любит! (А. Блок)
Фразеологизмы Устойчивые сочетания слов. Не много не мало Как пить дать Набить оскомину За тридевять земель Как кошка с собакой Вешать лапшу на уши
Антитеза фигура речи, основанная на резком противопоставлении понятий, образов. «Познай, где свет, — поймешь, гдё тьма...» (А. Блок). «Я царь, — я раб, — я червь, — я бог!», «Полюбил богатый — бедную, Полюбил ученый — глупую, Полюбил румяный — бледную Полюбил хороший — вредную».
Экскурсия в литературно-художественную галерею Януса Знакомство с понятием антитезы
Возникновение антитезы Молодое лицо Старое лицо ЯН УС
ЯНУС ( лат . Ianus — от ianua — дверь) В римской мифологии божество дверей, входа и выхода, затем — всякого начала. При обращении к богам имя Януса призывалось первым. Он считался первым царем Лациума, жившим на Яникуле, научившим людей кораблестроению, возделыванию земли и выращиванию овощей. Он принял у себя Сатурна и разделил с ним власть. Янус изображался с ключами, 365 пальцами по числу дней в году, который он начинал, и с двумя смотрящими в разные стороны лицами, откуда его эпитет «двойной». Янус считался также богом договоров, союзов. Его двуликость объясняли тем, что двери ведут и внутрь, и вовне дома, а также тем, что он знает и в прошлое, и будущее . В песне салиев Янус именовался «богом богов» и «добрым создателем». Культ Януса в народе не имел широкого распространения. Янус изображался с двумя лицами: одно обращено в прошлое, другое — в будущее. Богу был посвящен месяц январь (януариус). В переносном смысле — «двуликий Янус» — лицемерный человек.
Галерея Януса Прометей приносит человечеству огонь. Генрих Фюгер, 1817 г Бюст Зевса I . Антитезы греческой мифологии
Найти соответствия началу пословицы Злой плачет от зависти, а Сладко естся, Богу молись, а Дружбу помни, а Я одна шью, а Хоть работа черна, да Вора миловать - денежка бела все порют доброго погубить добрый от радости чёрта не гневи плохо спится зло забывай
оксЮморон На основе антитезы создан еще один интересный литературный прием — оксюморон, что в переводе с греческого означает «остроумно-глупое». сочетание несочетаемого «Убогая роскошь наряда...» (Н. Некрасов) «живой труп», «жар холодных чисел». …С кем мне поделиться Той грустной радостью, что я остался жив? (С. Есенин) ФУНКЦИИ: дает художественное изображение человека, предмета, явления в их внутренних противоречиях.
Заглавия книг, картин В. В. Пукирёв. Неравный брак. 1862 Как и прямая антитеза, оксюморон иногда выносится в заглавие: «Барышня-крестьянка» А. С. Пушкина, «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, «Живой труп» Л. Н. Толстого, «Живые мощи» И. С. Тургенева, «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского и др.
Опорная схема 1 для определения тропа
Опорная схема 2 для определения тропа
Оценочный лист
Работа с таблицей. Укажите соответствие между теоретическими понятиями и их определениями. 1.МетАфора 1. Резкое противопоставление образов и понятий, контраст. 2.ФразеологИзм 2. Усиливает внимание читателя, не требуя от него ответа. 3.ЭпИтет 3. Устойчивые сочетания слов, употреблённые в переносном значении. 4.СравнЕние 4. Повторение начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков). 5.ОлицетворЕние 5. Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет. 6. ИнвЕрсия 6. Сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого. 7. АнтитЕза 7. Изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать. 8. Риторический вопрос 8. Сочетание несочетаемого. 9.ОксЮморон 9. Перенесение значения по сходству. Скрытое сравнение. 10.АнАфора 10. Перестановка. Нарушение порядка слов (обратный порядок)
Ключ к тесту: 1 9 2 3 3 5 4 6 5 7 6 10 7 1 8 2 9 8 10 4 Оцени свои знания:
Тест Тренировочные задания А 3 1 1.Укажите предложение , в котором средством выразительности речи является эпитет. 1 вариант 1. Мама, мы нашли странный цветок! 2. И они зашагали к клену с красными листьями. 3. Цветок действительно был похож на белое колесико с желтой сердцевинкой, но и на солнце с белыми лучами тоже. 4. От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми лучами. 2 вариант 1) Круглый шатер из оленьих шкур натянут на шесты. (Болдырев В.) 2) Лишь изредка большая ночная птица бесшумно проносилась над головой. (Автократов Н.) 3) Круглые сутки над тундрой светило солнце. Большое, рыжее, лохматое. (Савин В.) 4) Пламя бушует и ревёт, дерево трещит и коробится, выбрасывая фонтаны искр, струи горячего дыма и множество пылающих головешек. (Автократов Н.)
2 2.Укажите предложение , в котором средством выразительности речи является метафора. 1 вариант 1. Круглое разожженное морозом лицо горело, словно его натерли свеклой, а брови были седыми от инея. 2. И вдруг, словно очнувшись от сна, Савушкин приподнялся над партой и громко крикнул: «Зимний дуб!» 3. Савушкин возился у подножия дуба, запросто обращаясь со своим старым знакомцем. 4. И она вдруг поняла, что самым удивительным в этом лесу был не зимний дуб, а маленький человечек в разношенных валенках. 2 вариант 1) Через несколько дней наконец-то небо нахмурилось и выпал снег. (Савин В.) 2) Слева виднелась широкая расщелина скалы, заполненная осыпью, по которой можно было забраться наверх. (Автократов Н.) 3) Справа площадки, почти у самого леса, позади кустов черёмухи я заметил какое-то сооружение с колесом. (Автократов Н.) 4) На воде дрожит золотая сеть солечных зайчиков. (Пришвин М.)
3 3.Укажите предложение , в котором средством выразительности речи является: риторический вопрос метафора 1 вариант 1. Куда там, она продолжала хлестать, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. 2. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. 3. Могли ли люди принять меня за пьяного? 4. Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным? 2 вариант 1) Исчезла под стеной сарая лиловая туша ноздреватого сугроба. (Тендряков В.) 2) Жизнь была слишком интересной для того, чтобы ломать голову над её смыслом. (Слепухин Ю.) 3) У самого горизонта море было лиловым, тревожным, предвещающим шторм. (Мартьянов с.) 4) Тусклый серый свет проходил сквозь маленькие круглые иллюминаторы. (Рысс Е.)
4 4.Укажите предложение , в котором средством выразительности речи является сравнение. 1 вариант 1. –Давай разберем, что у тебя похоже. Сучок, вон тот, какого цвета? 2. Глаз, что ли, у тебя нет? 3. И дух захватило от осинкиной красоты, от той красоты, мимо которой тысячи раз бегал и не только красоты её не видел, а и вообще осинки не замечал. 4. Думаешь, песок обязательно желтый бывает, а ведь он сейчас серый весь, как зола. 2 вариант 1) Дикий, торжествующий крик огласил пустынные берега. (Куликов А.) 2) До самого утра вокруг пылало небо, красные языки пламени видны были далеко в степи. (Логвиненко И.) 3) В море плавал ковш луны, в луче маяка дремали на рейде баржи, со стороны мола доносился грохот экскаваторов и лебёдок. (Лебеденко П.) 4) Точно лапы погибших гигантских пауков, там и тут изгибаются высохшие распластанные корни и сучья. (Болдырев В.)
5 5.Укажите предложение , в котором средством выразительности речи является фразеологизм . 1 вариант 1. В первом батальоне нашего полка был знаменитый связист. 2. Когда он прочитал «Попрыгунью» Чехова, он долго не мог прийти в себя. 3. Он лежал на плащ-палатке. Очень бледный, потерявший свой девичий румянец. 4. Не думаю, что Хемингуэй стал его любимым писателем, слишком у него много подспудного, недоговоренного, а Лешка любил ясность. 2 вариант 1) И вот перед костром между деревцами в розоватом отблеске пламени появились большие белые птицы, точно снежные комья. (Савин В.) 2) И всё-таки чувствуем себя на льду океана не в своей тарелке. (Болдырев В.) 3) Стучим топорами по голым деревьям, и они звенят, как корабельные мачты. (Болдырев В.) 4) Ветер на лету подхватил горящую солому и остервенело швырял её тяжёлыми пригоршнями в ночную степь. (Логвиненко И.)
6 6.Укажите предложение , в котором средством выразительности речи является эпитет . 1 вариант 1. По-прежнему ясно и спокойно светил месяц и освещал величавую голову Бетховена, его мощную и благородную фигуру. 2. Молодой человек подошел к Бетховену. 3. Никогда и ни перед кем не играл Бетховен так, как играл в жилище бедного сапожника и его слепой сестры. 4. Однажды в лунный весенний вечер я зашел к Бетховену и предложил прогуляться. 2 вариант 1) Чижов легко отыскал дом, в котором жил Дегтярёв: он знал маленький курортный городок, как свои пять пальцев. (Мартьянов С.) 2) Мобильник завибрировал, заскрёбся в ящике тумбочки, как жук в спичечном коробке. (Живов В.) 3) Майское утро дышало особенной прелестью. (Черкасов А.) 4) До сих пор во сне я вижу эту замерзшую, голую и печальную долину. (Болдырев В.)
Ключ к тесту: Оцени свои знания : 1 вариант 2 вариант Номер задания Ответ Номер задания Ответ 1 1 1 3 2 1 2 4 3 4 3 1 4 4 4 4 5 2 5 2 6 1 6 4
Сочинение на лингвистическую тему Формулировка задания Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания ( указан автор ): «( приведена цитата )». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами ( автора ). Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Теоретические рассуждения Тезис Вывод 2 аргумента
Сочинение-рассуждение 6 на ГИА (согласно Проекту 2013 года) Прав был К. Г. Паустовский, утверждавший, что «…нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Прав потому, что русский язык очень богат. Многие слова в нем используются не только в прямом, но и переносном смысле. На этом свойстве языка основываются изобразительные средства: эпитеты, метафоры, олицетворения, которые помогают писателю достигнуть большей выразительности. Обратимся к тексту. Так, в предложении 36 говорится о том, что мальчик зашептал «горячо и непонятно». Перед нами эпитеты, выраженные наречиями. Они помогают писателю передать волнение и страх подростка. В предложении 53 нахожу ярчайшую метафору: «…их вынули из ее души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и ее душа…». Какие волнующие слова, характеризующие состояние бедной матери! Таким образом, могу сделать вывод, что слово может не только назвать предмет или действие, но и передать любое состояние человека.
Работа с текстом Подобрать аргументы 1 вариант – по тесту 11 2 вариант – по тесту 18 3 вариант – по тесту 24 Время работы: 15 мин
С2. С1К2 Наличие примеров-аргументов Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста , верно указав их роль в тексте. 3 Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста , но не указал их роль в тексте, или привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, или привёл 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте. ________________________________________________________ Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, не указав его роль в тексте. _______________________________________________________ Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста 2 _______1 _______0
Оцени свои знания :
Подведение итогов - Чем мы сегодня занимались на уроке? - Над чем ещё надо поработать?
Домашнее задание Написать сочинение-рассуждение: 1 вариант – по тесту 11 2 вариант – по тесту 18 3 вариант – по тесту 24
Рефлексия Вернёмся к эпиграфу нашего урока Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи . Н. В. Гоголь Согласны вы с мнением Н.В.Гоголя? - Найдите тропы в эпиграфе.
Оценочный лист
Оценка урока учащимися Показать условный символ (в своих оценочных листах) Понравился урок Не понравился урок
Пожелание! Пусть этот год вам принесет Здоровье, радость и успех, Не будет тягостных забот, Звучит почаще звонкий смех. Пусть что хочется – то и сбудется, Что не ладится – позабудется, Пусть хорошее приумножится И удачно в дальнейшем сложится!
Желаю выучить тропы и фигуры речи на «5»!
Предварительный просмотр:
Опорные схемы и алгоритмы как метод формирования мотивации к обучению на уроках русского языка и при подготовке к ГИА и ЕГЭ
I. Вступление
Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед школой задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место.
Свою задачу как учителя я вижу в том, чтобы воспитать жизнеспособную личность – человека, который определил в жизни духовно-нравственные приоритеты, самоутвердился, реализовал свои задатки и творческие возможности, который гармоничен и гибок в современных условиях. В создавшейся ситуации естественным стало появление разнообразных личностно- ориентированных технологий.
Одним из приоритетных направлений развития системы образования на современном этапе является повышение качества образования. Именно так данная проблема сформулирована в Программе развития образования. Решение этой проблемы во многом зависит от уровня подготовленности педагогических кадров, их умения работать по-новому.
Сейчас в школьной практике применяется много новаций. Большинство современных образовательных технологий предполагает организацию на уроке активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности. Именно в этом заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока – активная познавательная деятельность детей, особо востребованная в современном мире.
В свете введения ФГОС идея и опыт педагога-новатора В. Ф. Шаталова по использованию опорных сигналов приобретает особую актуальность. Опорные сигналы — это схематическое изображение основных направлений изучаемой темы — позволяют каждому ученику уловить суть идеи, запомнить главное, которое складывается из частностей. Сейчас трудно представить, что законы и правила составления опорных сигналов, разработанные Шаталовым, прежде неведомы были школе.
Не всех учащихся удаётся заставить заучивать многочисленные правила; использование опорных конспектов обеспечивает прочное усвоение теоретических знаний, кроме того, если использовать опорные конспекты в качестве ориентировочной основы при поэтапном формировании умений и навыков, можно добиться свободы оперирования ими при выполнении практических работ.
Компактные, необычные опорные сигналы, вызывая живой интерес учащихся, побуждают их к активному труду, поиску, обостряют внимание ко всем проблемам, которые оказываются в поле их активного восприятия.
Для формирования функционально грамотной личности ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные, что полностью соответствует новому стандарту.
Представим типовые задания (действия, материалы) по русскому языку, направленные на достижение личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты.
Посредством текстов учебника используется воспитательный потенциал русского языка; учащиеся приходят к пониманию необходимости беречь свой родной язык как часть русской национальной культуры; работать над развитием и совершенствованием собственной речи (система речевых упражнений: свободные диктанты, обучающие изложения и сочинения, их анализ, редактирование). Многие тексты упражнений учебников несут духовно-нравственный смысл, и, работая с ними, учитель не может пройти мимо нравственной оценки их содержания.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Развитие организационных умений на уроках русского языка осуществляется, прежде всего, через использование проблемно-диалогической технологии. Материал в учебнике, конспектах, презентациях, сопровождающих поурочные разработки, на уроках открытия нового знания структурирован так, чтобы для учеников была создана обстановка творческого поиска, умственного напряжения: даны проблемные ситуации, организовано наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов и заданий (в презентациях обеспечена интерактивная наглядность, содержатся необходимые формулировки-схемы, модели, с которыми ученики должны сопоставить свои собственные выводы), работа осуществляется не только фронтально, но и в парах и группах.
Возрастосообразным является также использование проектной деятельности по самостоятельно выбранной теме. Многие темы рассматриваются в практическом аспекте, когда присвоенный учениками алгоритм постановки и решения проблем используется в жизненных ситуациях (жизненные, или компетентностные, учебно-практические задачи). Учитель в этом случае является консультантом.
Познавательные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия формируются через использование технологии продуктивного чтения, присвоенную учениками систему приёмов понимания устного и письменного текста. Это могут быть:
– задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации (например, чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на лингвистическую тему и т.д.);
– использование разного ряда визуальных подсказок и ключей, формулировок проблемных вопросов, «иллюстративного» визуального ряда (представлены в учебнике, составляются самими детьми или даются в презентациях в интерактивном режиме);
– приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами;
– система работы с различными словарями.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Коммуникативные умения используются и совершенствуются в ходе учебного взаимодействия в паре или группе учеников, проектной деятельности. Здесь можно выделить два направления: развитие устной научной речи (высказывания на лингвистические темы) и развитие комплекса умений, на которых базируется эффективное взаимодействие, основанное на восприятии (слушании) и понимании автора (собеседника). Чётко выстроенная в учебниках, методических рекомендациях система работы по развитию речи включает совершенствование орфоэпических навыков, количественное и качественное обогащение словарного запаса, оперирование стилистическими ресурсами языка, развитие связной устной и письменной речи.
Как видим, методу опорных схем и конспектов отводится немаловажная роль.
Пристальное внимание учителей словесников направлено сегодня на поиск внутренних резервов повышения эффективности урока. Это прежде всего поиск нетрадиционных форм и методов обучения, опора на опыт известных педагогов-новаторов.
Метод опорных конспектов разработал и воплотил на практике Виктор Федорович Шаталов – народный учитель СССР, профессор. Он показал огромные, еще не раскрытые резервы традиционного классно – урочного обучения.
В.Ф. Шаталов обучал разных детей, с любыми индивидуальными данными.
Принципы методики :
-многократное повторение, обязательный поэтапный контроль , высокий уровень трудности , изучение крупными блоками ;
-личностно ориентированный подход;
-гуманизм ( все дети талантливы );
-учение без принуждения;
-бесконфликтность учебной ситуации, гласность успехов каждого, наличие перспективы для исправления, роста;
-соединение обучения и воспитания.
Ученый призывал учителей быть самокритичными к собственным поступкам.
По его мнению, необходимо найти путь к каждому ученику. « Самое главное – учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить потребность в познании себя, жизни, мира, воспитывать в нем чувство человеческого достоинства… От веры учителя в возможности своего ученика, умения вовремя прийти на помощь зависят успехи его учеников на трудном пути познания».
Особенности содержания:
-материал вводится крупными дозами;
-поблочная компонента материала;
-оформление учебного материала в виде опорных схем – конспектов;
-опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражена подлежащая усвоению информация.
Итак, опорные сигналы для учащихся всех возрастов являются элементами увлекательной игры. Но игры, которая учит и продвигает в познании и развитии. Ускоренное изучение теоретического материала по всем учебным предметам дает значительную экономию учебного времени, снимает с повестки дня проблемы перегрузки и низкой успеваемости учащихся. Опорные сигналы обеспечивают успешную работу всех, без исключения, детей в условиях реально осуществленного принципа равных возможностей и доступности обучения.
II . Актуальность темы
Каждый педагог сталкивается на уроках с проблемой включённости в урок всех учащихся. И я задавала себе вопросы - как оживить урок, поддержать интерес к предмету? Особенно актульным этот вопрос стал в связи с введением обязательных ГИА и ЕГЭ по русскому языку. Имея ограниченное количество часов по предмету, мы должны повторить всю программу русского языка за 5-9 класс, чтобы качественно подготовить учащихся к итоговому экзамену.
Использование опорных схем в данной ситуации очень уместно. На мой взгляд, одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом информации образовании.
Трудно добиться результатов при изучении русского языка и литературы, если школьники неактивны на уроках. Следовательно, у них пропадает мотивация к изучению предмета, что ведёт к снижению качества знаний.
Свою задачу вижу в том, чтобы помочь учащимся активизировать свою деятельность, формировать умение использовать теоретические сведения в практике.
III . Теоретическое обоснование
Всё новое – это хорошо забытое старое. Опорные схемы и алгоритмы использую в своей практике постоянно. С 5 класса мои ученики ведут отдельную тетрадь-справочник, где весь изучаемый материал сводится в крупные блоки (опорные схемы). Теоретической базой моего опыта является, прежде всего, опыт педагога-новатора В. Ф. Шаталова и его последователя – Ю.С. Меженко. Идея их методики – увеличение объема изучаемого материала, сведение данного материала в крупные блоки в виде так называемых «опорных конспектов».
Введение крупных блоков теоретического материала осуществляется с помощью опорных сигналов. Опорный сигнал по Шаталову – это «ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию». Под опорным конспектом понимается «система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов».
Цель метода опорных сигналов отвечает всем современным требованиям:
- Активизация мыслительной деятельности учащихся, а, следовательно, мотивация к предмету.
- Формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной.
- Развитие умений увидеть большую тему в целостном виде.
- Повышение интереса к изучаемому материалу.
- Интеграция с ИКТ- технологиями (преобразование текстовой информацию в цифровую в виде презентаций). Компьютерная (информационная) технология, основанная на эффективности организации и управления процессом обучения, тесно взаимосвязана с технологией обучения на основе конспектов и опорных сигналов В.Ф.Шаталова, способствующей активизации и интенсификации деятельности учащихся.
IV . Описание опыта работы
Использование опорных конспектов и приёма схематизации и алгоритмизации на уроках русского языка и при подготовке к ГИА и ЕГЭ.
В своей работе на уроках русского языка часто использую элементы методики Шаталова В.Ф., Меженко Ю.С., теоретический материал стараюсь вводить крупными блоками. Раскрывая его содержание, включаю, где это возможно, различные средства конкретизации.
С пятого класса мы составляем тетради с опорными конспектами, где собран практически весь материал в крупных блоках. Это позволяет использовать его при подготовке творческих работ: сочинений, рефератов, исследовательских работ, а также при подготовке к ГИА и ЕГЭ.
К числу универсальных учебных действий относится работа с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема), овладение умениями преобразования информации из одного вида в другой.
- На уроках использую таблицы и схемы обобщающего характера.
ЕГЭ – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу. Успешность сдачи экзамена во многом определяется подготовкой, выбором учебного материала. Составленные мною конспекты представляют собой краткий курс морфологии, орфографии, синтаксиса и пунктуации, лексики, фонетики, морфемики и словообразования в таблицах, схемах и алгоритмах, что позволяет оптимизировать изучение и повторение этих разделов.
Фонетика
Алфавит
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Звуки
Гласные звуки - [а], [о], [у], [и], [ы], [э]
Ударные Безударные
Гласные звуки е, ё, ю, я
Обозначают 1 звук и мягкость предыдущего согласного | Обозначают 2 звука |
1. После согласного. [р,э]чь, [л,у]к, [м,а]ч, по[л,о]т. | 1. В начале слова. [й,э]ль, [й,у]г. 2. После гласных. по[й,о]т, ро[й,а]ль. 3. После ъ и ь. разъ[й,э]зд, подъ[й,о]м. |
Согласные звуки
Парные по звонкости – глухости
Звонкие Глухие | б в д з г ж п ф т с к ш |
Непарные
Глухие согласные: х, ц, ч, щ
Звонкие согласные (сонорные): р, л, м, н, й
Парные по мягкости – твёрдости
Мягкие Твёрдые | б в г д з к л м н п р с т ф х б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, |
Непарные: мягкие: ч, щ, й; твердые: ж, ш, ц
- Тематические схемы при изучении нового материала.
Мы составляем опорный конспект на уроке вместе с детьми, извлекая теоретические сведения из текстов параграфов, определений и правил, изложенных в учебнике, а зачастую из собственных наблюдений по предлагаемому материалу и представляя их в виде обобщающих символов, устанавливая логические взаимосвязи между этими сведениями и изображая эти связи графически в опорном конспекте. Таким образом, опорный конспект не даётся детям в готовом виде, а “вырастает” на доске и в тетрадях в ходе активной познавательной деятельности детей под руководством учителя. При этом используются традиционные методы объяснения педагогом материала: слово учителя, беседа, самостоятельная работа над теоретическим материалом учебника. Такое составление опорных конспектов ведёт к реальному сотрудничеству учителя с учащимися.
3. Алгоритмы.
Творчески используя опыт Шаталова, постепенно от опорных конспектов перешла и к составлению алгоритмов, убедившись на практике, что такой подход к решению учебных задач способствует эффективному повышению творческой активности учащихся.
Мы составляем опорный алгоритм при подготовке к экзамену. В процессе повторения и анализа изученной темы по имеющимся опорным конспектам составляется алгоритм. Например, «Н и НН в суффиксах прилагательных и причастиях». При анализе предлагаемого учителем практического материала старшеклассники вполне самостоятельно рисуют блок .
Тема: «Буквы о-е после шипящих»
Определить части речи.
существительное, прилагательное, глагол, причастие, отглагольное
наречие на о-е существительное, отглагольное
прилагательное
определить части слова. Е, Ё
или
е, ё поставить ударение
(Слова – исключения:
шорох, шов, крыжовник, шок,
шорты, шомпол, капюшон,
обжора, трущоба, чопорный) под ударением без ударения
о е
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных
Алгоритм
Определить, от глагола или не от глагола образовано данное слово
Если не от глагола Если от глагола
Только прилагательное
Прилагательное | Причастие –НН- | |
-Н- | -НН- | |
1. Без приставки (кроме не-) Гружёный 2. Без зависимого слова (вязаная кофта) 3. В сочетаниях типа: глаженые-переглаженые, латаная-перелатаная | 1. В прилагательных на –ованный, -ёванный (маринованный) Искл.: кованый, жёваный 2. В прилагательных-исключениях: Виданный Виденный Слыханный Священный Читанный Желанный Негаданный Нечаянный | 1. Если есть приставка (кроме не-) Связанная 2. Если есть зависимое слово (вязанная крючком кофта) 3. Если причастие образовано от бесприставочного глагола совершенного вида Брошенный – бросить Искл.: раненый |
В кратких отглагольных прилагательных сохраняется –НН- | В кратких причастиях всегда –Н- |
Применить следующее правило
-Н | -НН |
1. В суффиксах –ан, -ян, -ин (серебряный) Искл.: оловянный деревянный стеклянный 2. В прилагательных, не образованных от других частей речи Юный, синий, свиной, зелёный, багряный, румяный, пьяный | 1. В суффиксах –енн, -онн (революционный) Искл.: ветреный 2. В прилагательных с основой на –н, образованных с помощью суффикса –н Сон + -н = сонный |
В кратких неглагольных прилагательных столько –н-, сколько и в полных |
1. В наречиях столько –Н-, сколько в слове, от которого оно образовано.
2. В кратких неглагольных прилагательных столько –н-, сколько и в полных.
3. В кратких отглагольных прилагательных сохраняется –НН-: взволнованна, воспитанна.
Искл.: заплаканы, заржавлены, поношено.
Примечание.
Не путать краткие причастия, краткие прилагательные и наречия.
Море взволновано (кр. причастие, т. к. испытывает действие со стороны другого предмета: взволновано штормом, например) - -Н-
Говорить взволнованно (наречие, отвечает на вопрос как? Есть глагол, от которого зависит наречие) – столько –Н-, сколько в слове, от которого оно образовано.
Лица взволнованны (имеет значение прилагательного, качество, можно заменить другим прилагательным: лица нервные, беспокойные) - -НН-
Опорный конспект может выглядеть по-разному: в виде таблицы, схемы, алгоритма или правила. Выбор формы зависит от содержания.
Конспект урока и презентация на тему «Золотой запас русского языка» (повторение изобразительных средств при подготовке к ГИА) представлены в приложениях.
Постоянно работая с опорными конспектами, дети постепенно «раскрепощаются» (ведь всегда приходит на помощь справочная тетрадь: посмотрел и вспомнил, начал сомневаться – проверил). Даже слабые ученики начинают чувствовать себя на каком-то подъеме: они уверены в том, что не зря сидят на уроке, что способны разобраться в таком непростом русском языке. Они мыслят, активно работают; в классе устанавливается атмосфера взаимоподдержки и взаимопонимания. На этой основе вырабатывается и любовь к русскому языку как школьному предмету. Таким образом, работа с опорными конспектами имеет важное воспитательное значение.
V . Результаты
Использование данной методики при изучении русского языка, несомненно, даёт определённые результаты.
Во-первых, значительно увеличился объём изучаемого на уроке материала, сформировался навык самостоятельной работы, исследовательские и проектные умения, учащиеся показывают более прочные знания и умения по предмету.
Во-вторых, использование данной технологии способствует повышению творческого потенциала учащихся, развитию речи, мышления.
В-третьих, повышается мотивация к обучению, что повышает качество знаний при сдаче ЕГЭ и ГИА.
Сведения о результатах государственной (итоговой) аттестации выпускников по русскому языку
2004/2005 уч. г. | 2007-2008 уч. г. | 2011-2012 уч. г. | ||||||
Успева емость | Качес тво | Средний балл | Успева емость | Качес тво | Средний балл | Успева емость | Качес тво | Средний балл |
100% | 50% | 49,8 | 100% | 77% | 64 | 100% | 93,3% | 67 |
VI. Вывод
В итоге хочется отметить, что не следует преувеличивать роль опорных конспектов и считать их единственно возможным способом формирования языковых, орфографических и пунктуационных умений. Выбор способов обучения зависит от многих факторов: типа учебного материала, особенностей интеллектуального развития детей в классе, индивидуальности самого учителя.
Имея значительные «плюсы», опорные конспекты помогут учителю решить проблему успешного обучения русскому языку или другому предмету, если подходить к ним, как и к другим способам обучения, творчески, учитывая возможности каждого способа обучения в соответствии с типом учебного материала и условиями его изучения.
Я считаю, применение блочной технологии способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформирована адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладевают всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся использовать знаково-символические средства, овладеют широким спектром логических действий.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся приобретут умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию.
Завершая анализ моего опыта работы с опорными конспектами, хочу отметить, что педагогическое творчество чаще всего и состоит в том, что учитель испытывает уже испытанное другими, но применительно к условиям своей школы, класса, с учетом особенностей конкретного детского коллектива и каждого ребенка в отдельности. Все наработанное наукой он тщательно “просеивает”, отбирая то, что помогает ему достичь наилучших результатов, внося свои коррективы и достижения.
В своей дальнейшей деятельности я буду стремиться творчески моделировать образовательную среду, опираясь на современные педагогические и информационные технологии для воспитания гармонично-развитой личности.
Список литературы
- Баженова И.Н. Педагогический поиск. – М.: «Педагогика», 1988. – С.-141-204.
- Журнал «Русский язык в школе» №6 – 1991г. С.6.
- Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты общего образования. – М.: «Просвещение», 2010г. – С. – 14.
- Меженко Ю.С. Методическая система В. Ф. Шаталова в обучении русскому языку. Москва, 1992.
- Меженко Ю.С. Опорные конспекты по русскому языку .Пособие для учащихся.- М.: научно- методическое объединение «Творческая педагогика», малое предприятие «Новая школа», 1992. – 109с.
- Шаталов В. Ф. Педагогическая проза. – Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1990.
- Шаталов В.Ф.- Эксперимент продолжается.- М.- Педагогика.- 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мотивация к обучению на уроках русского языка
Выступление на педсовете...
Повышение мотивации к обучению на уроках русского языка посредством нетрадиционных методов работы
В статье представлены нетрадиционные методы работы с учащимися на уроках русского языка и литературы , которые, по мнению автора, повышают мотивацию к обучению школьников по указанной дисциплине...
Статья на тему "Активные формы и методы формирования орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка"
Статья посвящена разнообразным формам и методам, способствующим формированию орфографической зоркости учащихся...
Развитие мотивации к обучению на уроках русского языка
Каждый проработавший в школе хотя бы несколько лет задаёт себе вопрос: «Почему в наше время, в век компьютерных технологий и их широкого применения в образовательном процессе, дети относятся к учёбе с...
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ, ФОРМЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Обобщение опыта работы...
Развитие мотивации к обучению на уроках русского языка
Развитие мотивации...
Методическая разработка на тему: «Приемы и методы формирования функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Цель: формирование функциональной грамотности у обучающихся на уроках русского языка и литературы.Задачи:1. Поделиться опытом работы применения ме...
Комментарии
Опорные схемы и алгоритмы как метод формирования мотивации к обу
Елена Александровна,спасибо за материал!Очень кстати!
Добрый день! Мы участвуем с
Добрый день! Мы участвуем с вами в одном конкурсе давайте поможем друг другу. Я отдаю голос за вас, а вы за меня http://nsportal.ru/node/569817!
конкурс
Елена Александровна. Очень хорошая работа, жаль,что низкий рейтинг, я ставлю Вам все звёздочки.
Большое спасибо за добрые
Большое спасибо за добрые слова, а рейтинг - это не самое главное.