Сторителлинг на уроке как технология формирования мотивации к обучению в средней школе.
методическая разработка
Знакомство с отдельной технологией для дальнейшего внедрения в профессиональную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
storitelling_na_uroke.docx | 19.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Сторителлинг на уроке как технология формирования
мотивации к обучению в средней школе
Пашикова Е. А., учитель русского языка и литературы
Каждый наш день связан с сотнями различных историй, которые рассказываем сами, слышим от окружающих, из медиапространства, читаем и передаем другим. Почему же мы рассказываем истории?
Истории – основной инструмент передачи опыта, предостережения.
История – средство убеждения.
История – естественная зацепка для человеческого внимания.
История – популярный формат подачи информации в различных социальных сетях в виде постов, сторис – коротких видеообращений к публике, в мобильных приложениях банков или других платформ. Наша система восприятия привыкла к такому формату подачи материала.
Но еще история – это ступенька к мотивации, ведь в основе любой истории лежит опыт, который слушатель перенимает для себя.
Сторителлинг (в переводе с английского – story – история, telling – рассказывать) – технология, в основе которой лежит рассказанная история на любую тему.
Главная цель сторителлинга – увлечь слушателя и повлиять на его дальнейшее представление о жизни. Принято считать, что обычная информация забывается спустя 72 часа, преподнесенная же интересно, по-особому информация запоминается надолго.
Привлекательная особенность сторителлинга в том, что рассказчиком может стать каждый, ведь в этом заключается концепция активного зрителя.
Данная технология в основном очень популярна в журналистике, в маркетинге, в медиапространстве, кинематографе. Но чтобы учителю замотивировать ребенка на дальнейшее восприятие информации, необходимо захватить его внимание. В таком случае можно применить технологию сторителлинга в том числе и на уроке, так как дети еще больше, чем взрослые, любят слушать истории. Таким образом у них будет возникать поддерживаемый интерес к теме.
На чем основана технология сторителлинга?
Сторителлинг — не просто рассказ о каком-то событии. Это создание цепляющих историй, которые захватывают внимание, воздействуют на чувства и эмоции людей. Для хорошей истории важны три составляющие:
Герой. Он должен вызывать интерес, симпатию, у человека по ходу истории должно возникнуть желание переживать за него.
Интрига. В основе любой истории – постоянно усиливающийся интерес, ожидание дальнейших событий.
Сюжет. История, рассказываемая учителем, должна непременно иметь начало, развитие действия, кульминацию, развязку. По ходу истории, таким образом, слушатель формирует свой опыт восприятия.
Как применить технологию сторителлинга на уроке?
Сторителлинг – это отличный путь к мотивации для изучения темы. Что такое мотивация? Побуждение к действию. Чтобы преподнесенный материал эффективно запомнился школьником, чтобы ему хотелось изучать ту или иную тему, необходимо поддерживать интерес к ней. Приведу в пример способы применения данной технологии на разных этапах урока:
Яркое, эффектное начало урока – интересно рассказанная история для привлечения внимания обучающихся. Эта история может иметь непосредственное отношение к теме урока или выступать параллельно теме.
Например, урок по литературе на тему «Жизнь и творчество А. С. Пушкина» в средней школе может иметь яркое начало в виде истории:
«Однажды на уроке математики ученика вызвали к доске и задали сложную алгебраическую задачу. Мальчик долго думал, почесывая затылок, переминался с ноги на ногу, писал и писал на доске какие-то значки и формулы. Учитель наконец его спросил: «Что ж вышло? Чему равняется икс?» Класс замер. Все стали переживать за отвечающего, ведь на доске не было правильного ответа. Но ученик, не растерявшись, улыбнулся и ответил: «Нулю!» Этого никто не ожидал. Наказание неминуемо последует… Но учитель вдруг произнес довольно приветливо: «Хорошо! У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи».
История в виде однострочника, например, на уроке «Военная лирика поэтов народов России»:
«Извини, солдат, мы продаем ботинки парами»
Объяснение нового материала:
Например, при изучении темы «Правописание суффиксов чик-щик» можно рассказать такую историю:
«В стране Лингвистике проживали суффиксы ЧИК и ЩИК. И хотя ЧИК был тихоня, а ЩИК – задира и непоседа, жили суффиксы дружно. По очереди ходили на работу, по очереди отдыхали. А работали суффиксы строителями, строили слова.
И все у братьев шло ладно да складно, пока однажды ЩИК не заявил своему брату:
- Послушай, ЧИК, а ведь я вполне могу обойтись и без тебя. Послушай, как звучат тобой образованные слова: резчик - ре[ЩИК], смазчик - сма[ЩИК Ну, что, убедился? Словом, я решил: всю работу буду делать я, а ты, ЧИК, сиди дома, в русском языке обойдутся и без тебя.
ЩИК убежал, а ЧИК горько заплакал. Проходила мимо компания друзей-букв, увидели ЧИКа и спрашивают:
- Что случилось?
Объяснил суффикс ЧИК, как брат ЩИК его обманул, захотели буквы ему помочь.
-Мы, буквы, часто завершаем корень. Например, в словах наводчик, летчик, резчик, разносчик, перебежчик. Ты, суффикс ЧИК, нам очень нравишься, и мы считаем тебя своим другом. Поэтому запомни: после нас будешь писаться только ты, суффикс ЧИК.
Так с тех пор и пошло: как только в слове, обозначающем лицо по профессии, роду деятельности, корень оканчивается на некоторые буквы, пишется суффикс –чик». (Что за буквы, ребята?)
Рефлексия и получение мотивации к продолжению практического изучения темы.
«Однажды в класс залетела волшебная птичка. Захотелось и ей поучиться с ребятами на уроке литературы. Но беда была в том, что птичка успела попасть только к концу урока, и весь материал она пропустила. А ведь он ей был необходим для дальнейшего обучения. Попросила она ребят помочь. Но им нужно было бежать на переменку, и они отказали птичке в помощи. Обиделась крылатая, горько ей стало, заплакала она так сильно, что вызвала своими слезами все дожди. Шли они, не переставая, три месяца и три дня, исчезло солнышко, и не хотелось детям бежать на переменку и веселиться на улице, пока однажды они не догадались о своей ошибке. Позвали птичку, провели урок для нее. И сразу вышло солнышко и небо улыбнулось благодаря доброте человека. Ребята, представьте, что и к нам залетела птичка. Что мы ей расскажем по теме «Основы русского стихосложения»?»
Данные этапы урока могут вмещать в себя как истории, рассказанные учителем, так и заранее подготовленным учеником. Истории могут рождаться стихийно, при этом можно включать импровизацию, раздав ученикам ключевые слова для создания дальнейшей истории по теме урока.
Мы с вами сегодня на нашем мастер-классе тоже попробуем научиться создавать истории и применять технологию сторителлинга в своей профессиональной деятельности. Среди вас учителя разных предметов. Запишите 1 тему из курса преподаваемого вами предмета, по которой вы могли бы придумать интересную историю. Найдите место этой истории в структуре урока. Как она будет мотивировать ребят? Запишите в структурный план, который лежит перед вами, кто будет являться героем вашей истории, в чем будет заключаться интрига истории, с чего она начнется и чем закончится.
Перед вами буклеты, которые помогут эффективно включить данный прием для работы на уроках по любому предмету.
Желаю вам успехов в вашей дальнейшей деятельности. Буду рада, если данный прием поможет вам организовать урок и включить в него технологию сторителлинга.
«Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее». Анри Барбюс, французский писатель.
Предлагаю вам формировать мысль подрастающего поколения интересно, чтобы выпустить в будущее умных, творчески мыслящих, гибких людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование лексических навыков англ.яз. на среднем этапе обучения в средней школе
Материал содержит краткий обзор темы "Формирование лексических навыков английского языка на среднем этапе обучения"....
Доклад на тему «Формирование Универсальных Учебных Действий на уроках английского языка на начальном этапе обучения в средней общеобразовательной школе.
Районный педагогический марафон «Современное образование: традиции, инновации, качество»...
Методическая разработка. Статья на тему "Использование современных компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у учащихся средней школы на среднем этапе обучения"
Статья на тему "Использование современных компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у учащихся средней школы на среднем этапе обучения"...
Формирование мотивации к обучению на уроках технологии
Формирование мотивации к обучению на уроках технологии...
Технологии, формы и методы обучения, способствующие развитию переноса как фактора готовности к обучению в средней школе
Технологии, формы и методы обучения, способствующие развитию переноса как фактора готовности к обучению в средней школе...
Доклад. "Использование социокультурного материала в содержании обучения английскому языку как средства формирования коммуникативной компетенции у учащихся средней школы".
Центральными проблемами модернизации обучения иностранному языку в школе являются вопросы определения целей, а также содержания обучения, адекватного им, при разработке которых наиболее эф...
фОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПУТЕМ ИНТЕНСИФИКАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.
quot;Музыкальное воспитание-это тне воспитание музыканта, а, прежде всего. воспитание ЧЕЛОВЕКА." В.А. Сухомлинский....