Рабочая программа по истории 6 класса учитель: Самогаева Елена Николаевна Первая квалификационная категория Г. Красный Кут Саратовская область 2016-2017 учебный год
рабочая программа (6 класс) на тему
Рабочая программа
по истории 6 класса
учитель: Самогаева Елена Николаевна
Первая квалификационная категория
Г. Красный Кут Саратовская область
2016-2017 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_6klass.doc | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 1 г. Красный Кут Саратовской области.
«Согласовано» Руководитель ШМО _____/_Назаренко В.П./ Протокол №_ От «__»______2016г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ СОШ № 1 г. Красный Кут __________/ Казакова Л.Н./ «__»_______2016г. | «Утверждаю» Директор Моу СОШ № 1 г.Красный Кут __________/Закора Л.А./ Приказ № ____ От «___» ______2016 г. |
Рабочая программа
по истории 6 класса
учитель: Самогаева Елена Николаевна
Первая квалификационная категория
Г. Красный Кут Саратовская область
2016-2017 учебный год
Рассмотрена на заседании
Педагогического совета
Протокол № ___________
От «___» ______2016г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «история»
Предметные задачи:
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирования умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса.
- В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами.
3. Работа с историческими источниками.
4. Описание (реконструкция).
5. Анализ, объяснение.
6. Работа с версиями, оценками.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде.
Метапредметные задачи:
- овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы, естествознания.
- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;
- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);
- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы;
- уметь применять полученные знания на практике.
Личностные задачи:
- формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Учащиеся должны владеть:
- способностью решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); -
- чувством патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами.
В 6 - ом классе задачей курса истории является «погружение» учащегося в эпоху, формирование понимания ее «духа» через мысли людей, вещи, события, процессы и явления. Программа предполагает знакомство учащихся с некоторыми документальными источниками. На элементарном уровне происходит ознакомление учащихся с путями формирования исторического знания, вследствие чего у школьников складывается критический взгляд на события и их оценки, на мотивы поступков исторических деятелей.
Реализация данной программы предполагает широкое использование межпредметных связей с географией, изобразительным искусством, литературой, обществознанием, естествознанием.
В преподавании истории предполагается реализовать компетентностный, системно-деятельностный, личностно-ориентированный подходы.
Содержание учебного предмета «история»
История средних веков
Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.
Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.
Средневековое европейское общество
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
Византия и арабский мир. Крестовые походы
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцекии инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Государства Европы в XIV-XV вв.Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.
Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание УотаТайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Культурное наследие Средневековья.Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
История России
Народы и государства на территории нашей страны в древности. Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.
Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.
Восточные славяне в древности (VI-IX вв.) Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.
Древнерусское государство (IX – начало XII в.)
Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.
Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.)
Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).
Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».
Культура Руси в домонгольское время. Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.
Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.
Борьба в внешней агрессией в XIII в.
Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.
Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII – середина XV вв.)
Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.
Завершение образования Российского государства в XV веке.
Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.
Русская культура второй половины XIII-XV вв.Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
Календарно – тематическое планирование:
Класс: 6
УМК :учебник «История России» под ред.А.В. Торкунова; учебник «История Средних веков» Агибалова Е.В., Донской Г.М.
Учитель: Самогаева Е.Н.
Количество часов всего 68, в неделю 2, история России – 34 ч, всеобщая история 34 ч
Административных контрольных работ – 2
№ урока | Тема урока | Дата | Кол-во часов | Основные понятия и термины | Повторение изученного (опора для новой темы) | Самостоятелно- практическая деятельность учащихся |
1 | Введение | 1 | Хозяйство общества, Общественное деление | Работа с таблицей стр 11 | ||
2 | Древние люди и их стоянки на территории современной России. | 1 | Кочевники-скотоводы, Охотники, собиратели | Введение | Работа с таблицей стр. 27 | |
3 | Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. | 1 | Неолитическая револю- ция. | Древние жители Северной Евразии | Работа с таблицей стр 34 | |
4 | Образование первых государств. | 1 | Восточные славяне, балты, Финноугры, тюрки | Северная Евразия в начале Средневековья | Работа с таблицей стр 44 | |
5 | Восточные славяне и их соседи. | 1 | Дружина, дань, полюдье, печенеги | Глава 1 | ||
6 | История заселения территории родного края в древности (повторительно-обоб- щающий урок по содержанию темы | 1 | Работа с таблицей стр 57 | |||
7 | Первые известия о Руси. | 1 | Дружина, дань, полюдье, печенеги | Становление Древнерусского государства | Работа с текстом стр 66 | |
8 | Становление Древнерусского государства | 1 | Соседская община, вотчина. Норманнская теория | Работа с текстом стр 77 | ||
9 | Становление Древнерусского государства | 1 | Жители Древнерусского государства | Работа с текстом стр 86 | ||
10 | Правление князя Владимира. Крещение Руси | 1 | Правление князя Вла- димира. Крещение Руси | Работа с текстом стр94 | ||
11 | Русское государство при Ярославе Мудром. | 1 | «Повесть временных лет» | Работа с текстом стр104 | ||
12 | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах | 1 | «Русская правда» | Глава 2 | ||
13 | Общественный строй и церковная организация на Руси. | 1 | Изгои, рядовичи, зкупы, смерды, огнищане, люди | Работа с таблицей стр 115 | ||
14 | Место и роль Руси в Европе. | 1 | Работа с текстом стр.125 | |||
15 | Культурное пространство Европы и культура Руси. | 1 | ||||
16 | Повседневная жизнь населения. | 1 | ||||
17 | Саратовская земля в древности | 1 | Саратовская земля в древности | Работа с текстом стр.147 | ||
18 | Политическая раздробленность на Руси. | 1 | Работа с текстом стр. 156 | |||
19 | Владимиро-Суздальское княжество. | 1 | Работа с текстом стр.167 | |||
20 | Новгородская республика. | 1 | Работа с текстом стр.175 | |||
21 | Южные и юго-западные русские княжества. | 1 | Работа с текстом стр. 184 | |||
22 | Повторительно-обобщающий урок по теме « Древняя Русь» | 1 | Работа с текстом стр 194 | |||
23 | Монгольская империя и изменение политической картины мира. | 1 | Работа с текстом стр 204 | |||
24 | Батыево нашествие на Русь. | 1 | Глава 4 | |||
25 | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. | 1 | Василий 1,Василий 11 | Работа с текстом Стр 215 | ||
26 | Золотая Орда: го- сударственный строй, населе- ние, экономика и культура. | 1 | Казанское ханство, Большая Орда | Распри в Московском княжестве | Работа с текстом Стр.223 | |
27 | Литовское государ- ство и Русь. 1 | 1 | «Стояние на реке Угре» | Судьба Золотой Орды | Работа с текстом Стр 231 | |
28 | Усиление Москов- ского княжества. | 1 | Дворяне, Боярская Дума, Судебник | Создание Российского государства | Работа с текстом Стр 239 | |
29 | Объединение рус- ских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. 1 | 1 | Бояре-вотчинники, Дворяне-помещики. Тягло, Посадские люди, Юрьев день | Власть в Российском государстве | Работа с текстом Стр 249 | |
30 | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII—XIV в. | 1 | Успенский собор, Московский Кремль | Жители Российского государства | Работа с текстом Стр 258 | |
31 | Родной край в исто- рии и культуре Руси. | 1 | Глава 5 | |||
32-34 | Повторительно-обоб- щающий урок по содержанию темы IV. | 3 | Стр 260-261 | |||
Русские земли на карте Европы и мира в нача- ле XV в. | ||||||
Московское княже- ство в первой половине XV в. | ||||||
Распад Золотой Орды и его последствия. | ||||||
Московское государ- ство и его соседи во второй половине XV в. | ||||||
Русская православ- ная церковь в XV — начале XVI в. | ||||||
Человек в Россий- ском государстве второй по- ловины XV в. | ||||||
Формирование куль- турного пространства единого Российского государства. | ||||||
Урок истории и культуры родного края. | ||||||
Повторительно-обоб- щающий урок по содержанию темы V. |
История средних веков
№ урока | Тема урока | Дата | Кол-во часов | Основные понятия и термины | Повторение изученного (опора для новой темы) | Самостоятелно- практическая деятельность учащихся |
1-2 | Введение | 1 | Гунны, варвары,аскетизм | таблица Стр. 28 | ||
3 | От королевств к империи | 1 | Франкское королевство, Хлодвиг, рыцари | Введение | Текст стр 40 | |
4 | Рождение феодальной Европы | 1 | Зависимые крестьяне, феод, Сеньоры, вассалы, феодалы, оброк, барщина, Феодальные отношения | От королевств к империи | Текст стр. 47 | |
5 | Феодальная раздробленность | 1 | Натуральное хозяйство | Рождение феодальной Европы | Текст стр 55 | |
6 | Времена викингов | 1 | Викинги, конунг | Работа с картой стр. 62 | ||
7 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Запад христианского мира» | 1 | Глава1 | |||
8 | Византийская империя | 1 | Византия | Таблица стр.74, Текст стр 74 | ||
9 | Государства славян и кочевников | 1 | Славяне, тюрки. | Византийская империя | Текст стр 86 | |
10 | Раскол христианского мира | 1 | Православие, католичество | Государства славян и кочевников | Таблица стр.94 Текст стр.94 | |
11 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Восток христианского мира» | 1 | Глава 2 | |||
12 | Свет ислама | 1 | Мухаммед, мусульмане, джихад | Таблица стр. 106 Стр.106 текст | ||
13 | Рождение исламского мира | 1 | Халиф, турки-сельджуки | Свет ислама | Текст стр. 119 | |
14 | Крестовые походы | 1 | Крестоносцы | Рождение исламского мира | Текст стр.129 | |
15 | Монгольские завоевания | 1 | Чингисхан | Крестовые походы | Текст стр. 140 | |
16 | Повторительно-обобщающий урок по теме «пророки и завоеватели Востока» | 1 | Глава 3 | Текст стр. 142 | ||
17 | Города Европы 10-15 веков | 1 | ярмарка | Текст стр.153 | ||
18 | Феодальный мир 10-15 веков | 1 | замок | Города Европы 10-15 веков | Текст стр 162 | |
19 | Сила католической церкви. | 1 | Еретики, инквизиция, ересь | Феодальный мир 10-15 веков | Стр. 172 текст | |
20 | Культура католического мира | 1 | Университет, романский стиль, готика | Сила католической церкви. | Текст стр. 182 | |
21 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Особенности католической Европы 10-15 вв » | 1 | Глава 4 | |||
22 | Раздробленность в Англии и Франции 11-15 вв | 1 | Вильгельм Завоеватель. Великая хартия вольностей, парламент Генеральные штаты | Текст стр. 196 | ||
23 | Столетняя война | 1 | Жакерия, Уот Тайлер Жанна д, Арк | Раздробленность в Англии и Франции 11-15 вв | Текст стр. 206 | |
24 | Централизация в Англии и Франции | 1 | Столетняя война | Текст стр.215 | ||
25 | Итальянское Возрождение | 1 | Данте, Петрарка | Централизация в Англии и Франции | Текст стр. 225 | |
26 | Границы Священной империи | 1 | «Золотая булла» Грюнвальдская битва, гуситы | Итальянское Возрождение | Текст стр. 234 | |
27 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Страны католической Европы 11-15 вв» | 1 | Границы Священной империи | |||
28 | Рубежи православия и ислама | 1 | Византия, Флорентийская уния | Текст стр. 243 | ||
29 | Индийская средневековая цивилизация | 1 | индуизм | Рубежи православия и ислама | Текст стр 252 | |
30 | Дальневосточный мир Китая и Японии | 1 | Конфуцианство, буддизм, Даосизм, синтоизм, самураи | Индийская средневековая цивилизация | Текст стр. 264 | |
31 | Рубеж эпохи Средневековья | 1 | Дальневосточный мир Китая и Японии | |||
32 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Судьбы средневековых цивилизаций» | 1 | Рубеж эпохи Средневековья | |||
33-34 | Общий взгляд на историю Средневековья | 3 |
Приложение к программе:
№ | Тема | Причина корректировки | Способ корректировки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя Новиковой Екатерины Юрьевны первой квалификационной категории по физической культуре 5 класс
Рабочая программа по физической культуре для 5 классов на основе требований ФГОС...
Особенности детей с синдромом Дауна влияющие на развитие речи и их преодоление. Учитель- логопед Курусь Елена Николаевна, первая квалификационная категория.
В данной статье рассматриваются основные особенности детей с синдромом Дауна. Педагогические методы и приёмы коррекции занимающие ведущее место среди всех видов работ. Описывается медицинская направле...
Рабочая программа по истории 6 класса учитель: Самогаева Елена Николаевна Первая квалификационная категория Г. Красный Кут Саратовская область 2016-2017 учебный год
Рабочая программа по истории 6 классаучитель: Самогаева Елена НиколаевнаПервая квалификационная категорияГ. Красный Кут Саратовская область2016-2017 учебный год...
Конспект урока по английскому языку "Рождество в Великобритании" 6 класс .Учитель Грудкина Елена Николаевна МБОУ "СШ № 17" город Смоленск
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО...
описание педагогического опыта учителя английского языка на первую квалификационную категорию
предлагаю Вам описание моего педагогического опыта с пояснительной запиской...
Рабочая программа учителя первой квалификационной категории Жучковой Елены Викторовны, учителя высшей квалификационной категории Черновой Любови Викторовны по русскому языку 5-9 классы
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО....