Особенности детей с синдромом Дауна влияющие на развитие речи и их преодоление. Учитель- логопед Курусь Елена Николаевна, первая квалификационная категория.
консультация по теме
В данной статье рассматриваются основные особенности детей с синдромом Дауна. Педагогические методы и приёмы коррекции занимающие ведущее место среди всех видов работ. Описывается медицинская направленность логопедической работы. Материал помогает педагогам, работающим с такими детьми поближе изучить детей с синдромом Дауна.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКОУ Чумаковская школа- интернат
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ИХ ПРЕОДАЛЕНИЯ.
С.Чумаково 2015 г
Ежегодно в Чумаковскую школу- интернат стали прибывать дети с синдромом Дауна. Основной задачей обучения таких детей является успешная интеграция в общество. И цель всех педагогов- научить этих детей жизни в обществе и в первую очередь коммуникабельности и общению, а какое общение без речи.
Несмотря на врожденное желание общаться, дети с синдромом Дауна зачастую обладают определенными физическими и когнитивными характеристиками, которые затрудняют для них процесс освоения языка и речи. Давайте рассмотрим по порядку особенности, затрудняющие развитие речи этих детей.
1. Физические особенности6
Дети с синдромом Дауна чаще всего отличаются некоторыми особенностями строения лица, которые мешают освоению речи. Эти распространенные особенности включают: гипотонус, пониженный тонус мышц лица, рта, языка, губ, челюсти; трудности в синхронизации движения этих органов, т.н. диссоциация; сравнительно небольшой размер ротовой полости в сравнении с размером языка; тенденция дышать через рот из-за увеличенных аденоидов или гланд, частых простуд или аллергических реакций; высокое узкое («готическое») нёбо, ограничивающее движения языка во рту, равно как и слишком низкое нёбо; недоразвитие (гипоплазия) костей средней части лица; повышенное слюнотечение (что может говорить о пониженной чувствительности); более частая заложенность носа; постоянно открытый рот; часто высунутый язык; трудности в использовании мягкого нёба для «блокировки» воздушного потока, вследствие чего речь ребенка будет «гнусавой»; «открытый» прикус (верхние и нижние зубы ребенка не встречаются, расходятся) и другие аномалии прикуса; нейромышечные особенности строения языка.
Эти проблемы могут повлиять на то, насколько понятной будет речь ребенка. В частности, может пострадать артикуляция – способность двигать и контролировать движения губ, челюсти, языка, нёба для правильного и четкого произнесения звуков; беглость речи, способность разговаривать быстро и ритмично; последовательность произнесения звуков в слове («палата» вместо «лопата»); «резонанс», т.е. качество звука, воспроизводимого ребенком, - дети с синдромом Дауна часто говорят «в нос», «гнусаво».
2.Когнитивные характеристики
Детям с синдромом Дауна обычно труднее учиться из-за задержки в развитии. В освоении речи это проявляется достаточно ярко. С речью в первую очередь связаны такие мыслительные процессы, как логика, понимание, память. Эти проблемы зачастую мешают ребенку, но над ними можно работать всю жизнь, постоянно улучшая результат.
Исходя из особенностей детей с синдромом Дауна, мешающих им в усвоении речи, выстроилась система логопедической работы, в которую включены:
Педагогические методы и приемы коррекции занимают ведущее место среди всех используемых видов работ. Выбор метода определяется характером речевого нарушения, целями и задачами логопедического воздействия, этапом работы, особенностями ребенка. На занятиях используется все разнообразие словесных, наглядных и практических приемов, которые обязательно сочетаются между собой между собой и отвечают теме занятия.
Медицинская направленность логопедической работы занимает чуть меньше места, но она тоже важна. Она включена в структуру каждого логопедического занятия. Здесь находят применение разнообразные виды массажа: ручной и зондовый, по локализации воздействия: сегментарно – рефлекторный и точечный, по характеру воздействия: седативный (успокаивающий) и стимулирующий (возбуждающий). Это релаксационные упражнения, пассивная гимнастика, активная гимнастика как общая, так и артикуляционная, направленная на выработку необходимых движений языка, губ для произнесения каких- либо звуков. Для работы над голосом, дыханием полезна дыхательная гимнастика с сопровождением речи и без нее.
Психологическая направленность логопедической работы также присутствует в программном содержании. Так для детей, имеющих проблемы в эмоционально – волевой сфере, планируется психогимнастика с мимическими упражнениями, во время которой проводится работа по развитию мышц лица и артикуляционного аппарата и обучение умению эмоционально выражать свое настроение.
Значительное место в моей работе занимает развитие коммуникативной функции речи, т.к. она является базовой предпосылкой для вербального, т.е. речевого развития.
Развитие эмоционального общения осуществляю через формирование аффектно – личностных отношений между взрослым и ребенком; через развитие умений понимать, называть базовые эмоции (добрый – злой, грустный – веселый) и узнавать их в графическом изображении.
Развитие делового общения предусматриваю через: формирование интереса к предметно – игровой деятельности; выполнение действий с предметами, называние действий и качественных характеристик предметов, формирование умений действовать совместно с взрослым, по подражанию, по образцу, по словесной инструкции.
Развитие речевого общения провожу через формирование интереса к слову и понимание обращенной речи, формирование речевого подражания;
освоение речевых средств: слоги, звукоподражания, слова, словосочетания,
фразы и предложения и использование их в активной речи; формирование
форм высказываний (обращение – побуждение, просьба, обращение – сообщение, обращение – вопрос); развитие диалогической речи.
На своих занятиях я активно применяю прием по развитию речевой активности – комментированное рисование, когда по поводу появляющегося схематического изображения ситуаций, отражающих бытовой, игровой, познавательный эмоциональный опыт детей.
Нередко использую кукольный театр. Через сценки – диалоги дети более свободно и уверенно учатся общаться, разыгрывают возникающие жизненные ситуации. На более высоком уровне диалог, как прием активизации речевых средств, используется для составления небольших рассказов с использованием игрушек. Обязательно проводится работа по умению соблюдать в разговоре очередность, использовать слова речевого этикета.
Большинство занятий проходит в форме игры и носит единый сказочный или социальный сюжет.
Важно отметить, что воздействие на речевую систему происходит глобально разными средствами и в разных условиях. Звуки речи ставятся на логопедических занятиях, а закрепляются на всех других. Дыхание отрабатывается как на логопедических занятиях, так и на уроках физкультуры и пения. Развитие голоса происходит как на логопедических занятиях, так и на уроках пения. Мелкая ручная моторика развивается на логопедических занятиях и на уроках труда, ИЗО, физкультуры, письма. Обогащение словарного запаса, развития грамматической стороны речи, умение владеть навыками словообразования и словоизменения, совершенствование фонематических процессов находят закрепление на уроках чтения и письма.
Литература:
1.«Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточ-ностью» Е. Ф. Войлокова, Ю. В. Андрухович, Л. Ю. Ковалева.
2. «Общение, речь и язык» Патриция Ле Прево. Москва 1997г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «ГЕОГРАФИЯ» 5 класс. ФГОС Составитель: учитель географии Коптяева Ольга Александровна, первая квалификационная категория
Рабочая программаПо курсу «География. Начальный курс. 5 класс»(35 часов, 1 час в неделю).Общая характеристика учебного предмета и курса Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтичес...
Сотрудничество учителя- логопеда Курусь Елены Николаевны с учителями начальных классов
Данный материал располагает информацией о совместной работе учителя- логопеда с педагогами начальных классов....
статья "Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста с ОВЗ" учитель- логопед Курусь Е.Н. первая квалификационная категория.
Данная статья раскрывает особенности развития памяти у детей дошкольного возраста с ОВЗ. Служит консультативным материалом для педагогов дошкольного возраста. Память ребёнка тесно связана с его личнос...
Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня на 2011-2016 учебный год учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории Храмовой Натальи Владимировны
Изучение и применение новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы....
Рабочая программа по истории 6 класса учитель: Самогаева Елена Николаевна Первая квалификационная категория Г. Красный Кут Саратовская область 2016-2017 учебный год
Рабочая программа по истории 6 классаучитель: Самогаева Елена НиколаевнаПервая квалификационная категорияГ. Красный Кут Саратовская область2016-2017 учебный год...
Рабочая программа по истории 6 класса учитель: Самогаева Елена Николаевна Первая квалификационная категория Г. Красный Кут Саратовская область 2016-2017 учебный год
Рабочая программа по истории 6 классаучитель: Самогаева Елена НиколаевнаПервая квалификационная категорияГ. Красный Кут Саратовская область2016-2017 учебный год...
Индивидуальный план профессионального развития Маловой Марины Васильевны, учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 22» Нижнекамского муниципального райо
Перспективный план педагогической деятельности№Направление работыУчебный год2013-20142014-20152015-20162016-20172017-2018 Аттестация * Курсы повышения квалификации...