«Самостоятельная работа на уроках русского языка и литературы
презентация к уроку по русскому языку на тему

Коршакова Людмила Николаевна
Презентация по данной теме поможет педагогам правильно организовать самостоятельную работу на уроке. Научить школьника всему в жизни нельзя, но можно и нужно научить добывать знания самостоятельно, уметь их применять на практике, работать с книгой. В связи с этим возникает проблема повышения эффективности урока, так как именно в нем достигаются названные цели. Систематически организуемая на уроках самостоятельная работа учащихся помогает более успешно осуществлять образовательную, воспитательную и развивающую функции процесса обучения. Ведь в процессе самостоятельной работы дети учатся наблюдать явления, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать - словом, овладевают теми логическими операциями, которые необходимы для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiyasr.ppt2.05 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное образовательное учреждение «Общеобразовательная средняя школа г. Мезень» Автор: учитель русского языка и литературы Коршакова Людмила Николаевна

Слайд 2

Самостоятельная работа на уроке русского языка и литературы МБОУ «Мезенская СОШ»

Слайд 3

Реформы российского общества, идущие в настоящее время, требуют подготовки людей , способных обеспечить его развитие и процветание в XXI веке . Подготовка таких людей - профессионалов своего дела - возложена на систему образования.

Слайд 4

Немаловажным в этом процессе является формирование навыков самостоятельного умственного труда. Это тем более важно, что, какие бы знания и в каком объеме не получали обучаемые, эти знания имеют необратимую тенденцию устаревать, отставать от потребностей жизни. Где же выход? Выход в решении задачи - научить учащихся учиться самостоятельно, приобретать знания из различных источников информации самостоятельным путем, овладеть как можно большим разнообразием видов и приемов самостоятельной работы.

Слайд 5

По данным РАН самостоятельная работа учащихся на уроках в общеобразо -вательной школе занимает только 10% общего учебного времени, а остальные 90% времени уходят на опрос и объяснение нового материала , следовательно, доминирующую активность проявляет учитель, а не ученик, хотя в действительности всё должно быть наоборот. При этом учитель выступает главным образом в роли информатора и контролера, а не руководителя и организатора самостоятельной работы школьника. Свыше 86% учителей считают своей основной функцией только передачу знаний.

Слайд 6

Научить школьника всему в жизни нельзя, но можно и нужно научить добывать знания самостоятельно , уметь их применять на практике, работать с книгой . В связи с этим возникает проблема повышения эффективности урока , так как именно в нем достигаются названные цели . Первое , что предстоит сделать, - это увеличить удельный вес самостоятельной работы учащегося на уроке, ибо не секрет что ребятам на уроке часто и подолгу отводится роль пассивных слушателей , так как педагоги много тратят времени на объяснение нового материала, проводят затянутые устные опросы . Второе – нужно расширить тематический диапазон каждого занятия : ведь не всегда оправдано дробление учебной темы и ее изучение малыми частями на длинной цепи уроков.

Слайд 7

Систематически организуемая на уроках самостоятельная работа учащихся помогает более успешно осуществлять образовательную, воспитательную и развивающую функции процесса обучения. Ведь в процессе самостоятельной работы дети учатся наблюдать явления, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать - словом, овладевают теми логическими операциями, которые необходимы для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью.

Слайд 8

Наиболее эффективна самостоятельная работа учащихся с использованием дифференцированного дидактического материала, с индивидуализацией заданий, с созданием новых нестандартных учебных ситуаций. Основным содержанием деятельности учащихся на уроках является самостоятельное обобщение и систематизация ими знаний . Уроки повторения требуют большого напряжения мыслительной деятельности школьников, т.к. разрозненные факты должны сложиться в систему, чтобы появилось целостное представление об изученном.

Слайд 9

Повторительно­-обобщающие уроки многообразны. Но непременно включают в себя следующие дидактические компоненты - важные дифференцирующие признаки уроков данного типа: 1) проверка дифференцированных домашних заданий; 2) углубленная работа над теоретическими сведениями в связи с необходимостью осознания изученного материала на понятийном уровне

Слайд 10

3) выполнение учащuмися дифференцированных практических заданий с постепенным наращиванием трудностей; 4) контроль за усвоением знаний, умений и навыков, предполагающий высокий уровень самостоятельности учащихся.

Слайд 11

Самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности , доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.

Слайд 12

Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.

Слайд 13

Этапы проведения самостоятельной работы на уроке 1) Подготовительный этап , на котором учитель рассказывает детям о цели их работы, раскрывает возможности ее усиленного выполнения. Этот этап предполагает, чтобы сам учитель заранее подготовил различную литературу, обратил свое внимание на взаимосвязь трех факторов в формировании интересов: помощь ученику в овладении навыками и умениями самостоятельной работы; постоянное побуждение к этому создание условий для проявления и развития приобретенных умений и навыков в процессе работы над различными заданиями как тренировочного, так и усложненного характера .

Слайд 14

2) Сам процесс самостоятельной работы ученика . Учитель должен не просто занять подростка умственным трудом и побудить его выполнить определенные требования. Необходимо обеспечить непременное развитие заинтересованности ученика умственной деятельностью, постепенный переход от работы воспроизводящего характера к более сложной, требующей воображения, применения навыков и умений пользоваться справочниками, словарями и т. п.; 3) Итогово-обобщающий этап , включение самостоятельной работы в классе в более или менее сложный вариант домашней работы; 4) Заключительный. Выбор учеником творческих заданий для системы самообразования.

Слайд 15

Формы проведения опроса, используемые педагогом, различны. Например: - опрос по плану, записанному на доске (познакомившись с ним, весь класс в течение нескольких минут готовит устный ответ, а затем 2 - 3 ученика отвечают по отдельным пунктам плана); - подбор необходимых примеров по каждому пункту предложенного плана; - индивидуальный опрос с заданием классу составить план ответа ученика, подготовить вопросы отвечающему, прорецензировать ответ; - для ответа вызываются сразу два ученика, учащuеся поочередно предлагают ему заранее подготовленные вопросы; - работа с контрольными вопросами к разделам школьного учебника. Самостоятельная работа при повторении и опросе

Слайд 16

Каждый сам исследует изученный материал, и усвоение становится более прочным - письменные ответы на вопросы, заготовленные на отдельных листках для каждого ученика; - самостоятельное составление плана ответа на широкую обобщающую тему (от плана - к ответу, от ответа по теории - к практическому доказательству); - сочинение-миниатюра по теме урока; - составление таблиц, наглядно представляющux повторяемый материал (требования к таблицам: они должны быть максимально лаконичными и минимально трудоемкими ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа на уроках русского языка. Курсовая работа.

В наш век - век бурного развития науки и техники - ни одна школа не в состоянии дать человеку всех тех знаний,которые потребует от него жизнь. Но школа может привить детям необходимые навыки: ум...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплинам Русский язык и Литература для обучающихся груупп СПО

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплинам Русский язык и Литература для обучающихся груупп СПОДля преподавателей русского языка и литературы...

Метод проектов как способ организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы.

Доклад о преимуществах и способах организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы путем применения метода проектов...

Личностно ориентированное обучение как средство развития познавательной активности и творческой самостоятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС

Личностно ориентированное обучение как средство   развития познавательной активности и творческой самостоятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы в  условиях...

Эффективные приёмы организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы.

Эффективные приёмы организации самостоятельной работы на уроках   русского языка и  литературы....

Эффективные приёмы организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы

В процессе изучения предмета Русский язык и литература учащиеся должны не только овладевать определенным кругом знаний и навыков в области языка, но и приобретать умения самостоятельно добывать любые ...

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы

Самостоятельная работа учеников является одной из важнейших составляющих учебного процесса. В связи с этим планирование, организация и реализация самостоятельной работы учеников является важнейшей зад...