«Самостоятельная работа на уроках русского языка и литературы
презентация к уроку по русскому языку на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiyasr.ppt | 2.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Самостоятельная работа на уроке русского языка и литературы МБОУ «Мезенская СОШ»
Реформы российского общества, идущие в настоящее время, требуют подготовки людей , способных обеспечить его развитие и процветание в XXI веке . Подготовка таких людей - профессионалов своего дела - возложена на систему образования.
Немаловажным в этом процессе является формирование навыков самостоятельного умственного труда. Это тем более важно, что, какие бы знания и в каком объеме не получали обучаемые, эти знания имеют необратимую тенденцию устаревать, отставать от потребностей жизни. Где же выход? Выход в решении задачи - научить учащихся учиться самостоятельно, приобретать знания из различных источников информации самостоятельным путем, овладеть как можно большим разнообразием видов и приемов самостоятельной работы.
По данным РАН самостоятельная работа учащихся на уроках в общеобразо -вательной школе занимает только 10% общего учебного времени, а остальные 90% времени уходят на опрос и объяснение нового материала , следовательно, доминирующую активность проявляет учитель, а не ученик, хотя в действительности всё должно быть наоборот. При этом учитель выступает главным образом в роли информатора и контролера, а не руководителя и организатора самостоятельной работы школьника. Свыше 86% учителей считают своей основной функцией только передачу знаний.
Научить школьника всему в жизни нельзя, но можно и нужно научить добывать знания самостоятельно , уметь их применять на практике, работать с книгой . В связи с этим возникает проблема повышения эффективности урока , так как именно в нем достигаются названные цели . Первое , что предстоит сделать, - это увеличить удельный вес самостоятельной работы учащегося на уроке, ибо не секрет что ребятам на уроке часто и подолгу отводится роль пассивных слушателей , так как педагоги много тратят времени на объяснение нового материала, проводят затянутые устные опросы . Второе – нужно расширить тематический диапазон каждого занятия : ведь не всегда оправдано дробление учебной темы и ее изучение малыми частями на длинной цепи уроков.
Систематически организуемая на уроках самостоятельная работа учащихся помогает более успешно осуществлять образовательную, воспитательную и развивающую функции процесса обучения. Ведь в процессе самостоятельной работы дети учатся наблюдать явления, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать - словом, овладевают теми логическими операциями, которые необходимы для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью.
Наиболее эффективна самостоятельная работа учащихся с использованием дифференцированного дидактического материала, с индивидуализацией заданий, с созданием новых нестандартных учебных ситуаций. Основным содержанием деятельности учащихся на уроках является самостоятельное обобщение и систематизация ими знаний . Уроки повторения требуют большого напряжения мыслительной деятельности школьников, т.к. разрозненные факты должны сложиться в систему, чтобы появилось целостное представление об изученном.
Повторительно-обобщающие уроки многообразны. Но непременно включают в себя следующие дидактические компоненты - важные дифференцирующие признаки уроков данного типа: 1) проверка дифференцированных домашних заданий; 2) углубленная работа над теоретическими сведениями в связи с необходимостью осознания изученного материала на понятийном уровне
3) выполнение учащuмися дифференцированных практических заданий с постепенным наращиванием трудностей; 4) контроль за усвоением знаний, умений и навыков, предполагающий высокий уровень самостоятельности учащихся.
Самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности , доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.
Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.
Этапы проведения самостоятельной работы на уроке 1) Подготовительный этап , на котором учитель рассказывает детям о цели их работы, раскрывает возможности ее усиленного выполнения. Этот этап предполагает, чтобы сам учитель заранее подготовил различную литературу, обратил свое внимание на взаимосвязь трех факторов в формировании интересов: помощь ученику в овладении навыками и умениями самостоятельной работы; постоянное побуждение к этому создание условий для проявления и развития приобретенных умений и навыков в процессе работы над различными заданиями как тренировочного, так и усложненного характера .
2) Сам процесс самостоятельной работы ученика . Учитель должен не просто занять подростка умственным трудом и побудить его выполнить определенные требования. Необходимо обеспечить непременное развитие заинтересованности ученика умственной деятельностью, постепенный переход от работы воспроизводящего характера к более сложной, требующей воображения, применения навыков и умений пользоваться справочниками, словарями и т. п.; 3) Итогово-обобщающий этап , включение самостоятельной работы в классе в более или менее сложный вариант домашней работы; 4) Заключительный. Выбор учеником творческих заданий для системы самообразования.
Формы проведения опроса, используемые педагогом, различны. Например: - опрос по плану, записанному на доске (познакомившись с ним, весь класс в течение нескольких минут готовит устный ответ, а затем 2 - 3 ученика отвечают по отдельным пунктам плана); - подбор необходимых примеров по каждому пункту предложенного плана; - индивидуальный опрос с заданием классу составить план ответа ученика, подготовить вопросы отвечающему, прорецензировать ответ; - для ответа вызываются сразу два ученика, учащuеся поочередно предлагают ему заранее подготовленные вопросы; - работа с контрольными вопросами к разделам школьного учебника. Самостоятельная работа при повторении и опросе
Каждый сам исследует изученный материал, и усвоение становится более прочным - письменные ответы на вопросы, заготовленные на отдельных листках для каждого ученика; - самостоятельное составление плана ответа на широкую обобщающую тему (от плана - к ответу, от ответа по теории - к практическому доказательству); - сочинение-миниатюра по теме урока; - составление таблиц, наглядно представляющux повторяемый материал (требования к таблицам: они должны быть максимально лаконичными и минимально трудоемкими ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа на уроках русского языка. Курсовая работа.
В наш век - век бурного развития науки и техники - ни одна школа не в состоянии дать человеку всех тех знаний,которые потребует от него жизнь. Но школа может привить детям необходимые навыки: ум...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплинам Русский язык и Литература для обучающихся груупп СПО
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплинам Русский язык и Литература для обучающихся груупп СПОДля преподавателей русского языка и литературы...
Метод проектов как способ организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы.
Доклад о преимуществах и способах организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы путем применения метода проектов...
Личностно ориентированное обучение как средство развития познавательной активности и творческой самостоятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС
Личностно ориентированное обучение как средство развития познавательной активности и творческой самостоятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы в условиях...
Эффективные приёмы организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы.
Эффективные приёмы организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы....
Эффективные приёмы организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы
В процессе изучения предмета Русский язык и литература учащиеся должны не только овладевать определенным кругом знаний и навыков в области языка, но и приобретать умения самостоятельно добывать любые ...
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы
Самостоятельная работа учеников является одной из важнейших составляющих учебного процесса. В связи с этим планирование, организация и реализация самостоятельной работы учеников является важнейшей зад...