Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку
Самостоятельная работа учеников является одной из важнейших составляющих учебного процесса. В связи с этим планирование, организация и реализация самостоятельной работы учеников является важнейшей задачей обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mutygullina_vystuplenie.docx | 19.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Мутыгуллина Александра Валерьевна
Учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №128
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)
Мы живем в такое время, когда высокие требования к жизни, к организации образовательного процесса заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения и в соответствие с современными требованиями. В этом смысле особое значение приобретает проблема внедрения эффективных приемов самостоятельной работы в учебный процесс. Именно умение самостоятельно работать воспитывает у ребят уверенность в себе, они учатся быть самостоятельными, практичными. Несомненно, учащиеся на уроках приобретают очень много теоретических знаний, но не всегда умеют применять эти знания на практике, не умеют самостоятельно мыслить, принимать решения в результате практической деятельности.
Самостоятельная работа учеников является одной из важнейших составляющих учебного процесса. В связи с этим планирование, организация и реализация самостоятельной работы учеников является важнейшей задачей обучения в школе.
Самостоятельную работу учащихся можно использовать, практикуя самые разные формы обучения – фронтальную, групповую, индивидуальную. Задания для самостоятельной работы также могут быть разными, в зависимости от уровня подготовленности класса, задач и типа урока. Приведу примеры некоторых самостоятельных заданий.
- Найти и выписать пословицы, в которых говорится о любви к Родине. В первый столбик сначала выписать пословицы со сравнительной степенью имен прилагательных, а во второй – со сравнительной степенью наречий. Выделить в сравнительной степени суффиксы.
- Подобрать рисунки. По рисункам составить 10 предложений, добавить в каждое предложение деепричастный оборот, чтобы более точно описать основное действие.
- Прочитать сведения о причастиях. Составить сложный план и подготовить сообщение о причастии как об особой форме глагола, приводя примеры из художественных произведений (можно взять любую изучаемую часть речи).
- В журналах, газетах найти примеры статей, написанных в публицистическом стиле. По образцу написать мини-сочинение (тема свободная).
- Послушать любимое музыкальное произведение (желательно классическое). Определить, какие чувства, мысли, настроение оно пробуждает? Слушая музыку, представить какие-либо картины? Написать вариант сочинения на тему: “Слушая…” Желательно использовать словари: “Словарь эпитетов”, “Словарь синонимов”.
- В русском языке более 140 фразеологических сравнений. Составить небольшой текст в публицистическом стиле, используя фразеологические обороты. Обратиться за помощью к Школьному фразеологическому словарю, узнать этимологию сравнений и рассказать об этом в классе и дома.
- Найти в 4 и 5 главах романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин” такие сложные бессоюзные предложения, сравнительная часть которых начинается словом “так”. Записать их.
- Задание: исправить ошибки при постановке знаков препинания (5 класс «Прямая речь»): А-«П». «П» - А. А: «п». «П», а. П: «А»
- Работа по сравнению, сопоставлению, что приобщает детей к поисковой, исследовательской деятельности (сравнительные характеристики героев, сопоставление пейзажа, текстов, текстов с иллюстрациями…).
При планировании самостоятельной работы необходимо:
- предусматривать ее место в структуре урока;
- ее оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала;
- предусматривать затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы;
- определять форму заданий;
- устанавливать оптимальную длительность работы;
- подбирать соответствующий дидактический материал;
- предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.
Развития самостоятельности можно достичь, побуждая ученика к самостоятельным поискам, к сознательному выбору того или иного действия, самооценке результатов своей работы. Развитие самостоятельности является важнейшим элементом учебной деятельности школьников, между тем, считаю, остаётся наиболее слабым местом в системе навыков учебного труда многих учеников. Поэтому целью моей педагогической деятельности является развитие у школьников потребности самообразования, критического отношения к результатам своей учебной деятельности. Самостоятельная работа, включающая использование различных форм самоконтроля и взаимоконтроля, интенсифицирует деятельность школьников, так как происходит активация разнообразных форм общения (общение друг с другом в процессе работы в парах, в группах, общение с помощником учителя – консультантом, с учителем, общение с учебником, словарём, справочником). Повышение качества обучения тесно связано с совершенствованием методики самостоятельной работы на уроке.
Таким образом, организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности. Мы должны понимать, что самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.
Список использованных источников
- Абдуллина Л.И. «Нетрадиционные уроки литературы», Москва, «Вако» 2011г.
- Божко Н.М., М.И. Кирсанова. Литература. Нетрадиционные уроки. 9-11 классы. Волгоград, «Учитель», 2009г.
- Бережная И.Д. Литература 7-11 классы. Уроки учительского мастерства. Волгоград. «Учитель», 2008г.
- Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках.- М., 2001.
- Интернет-ресурсы: Pro.Школу.ру , http://www.uchportal.ru/ , http://fcior.edu.ruhttp://eor.edu.ru http://school-collection.edu.ru., http://lit.1september.ru/index.php, завуч. инфо, http://school-collection.edu.ru
- Юсупова Ф. И. Приемы организации процесса самостоятельной работы учащихся // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у обучающихся навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы приёмами критичекого мышления.
Статья подробно рассказывает о стадиях и некоторых приёмах критического мышления, характерных для каждой из них. А также о влиянии приобретенных навыков на формирование высокоинтеллектуальной, социали...
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)
Самостоятельный поиск информации является одним из ключевых навыков, необходимых для жизни в нашем обществе. Информация постоянно обновляется, поэтому, чтобы быть компетентным и востребованным, челове...
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя английского языка)
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя английского языка)...
"Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке" (из опыта работы учителя математики)
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке(из опыта работы учителя математики)...
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)
Неотъемлемой частью современного урока является инициатива и мыслительная активность обучающихся, но проблема выработки форм и методов обучения не только обеспечивающих прочные знания основ наук, но и...
Статья "Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)"
Данная статья рассматриваает особенности формирования у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке. Данные наблюдения зафиксированы в ходе моей работы на уроках русского языка...
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя английского языка)
Статья о формировании навыков самостоятельной работы у учащихся...