Работа по формированию и закреплению правильного звукопроизношения и фонематических процессов на уроках письма и чтения.
статья на тему

Данный материал раскрывает особенности работы по формированию и закреплению правильного звукопроизношения и фонематических процессов у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvukoproiznoshenie.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 3 г. Тольятти

Работа по формированию и

закреплению правильного звукопроизношения и

 фонематических процессов.

                                                            Подготовила:

                                                                                Иванченко Т.Н.  

Работа по формированию и закреплению правильного звукопроизношения и фонематических процессов.

Характерным для умственно-отсталых детей является позднее развитие речи. В связи с медленно развивающимися дифференцировочными условными связями в области речеслухового анализатора умственно отсталый ребёнок долго не различает звуки речи, не разграничивает слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и чётко воспринимает речь окружающих.

     Нарушение речи у умственно отсталых детей носит системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы и контроля за речью и т. д.

     Дефекты звукопроизношения в школе 8-го вида встречаются гораздо чаще, чем другие дефекты речи. В их основе лежат не одна, а целый ряд причин: недоразвитие познавательной деятельности, несформированность речеслуховой дифференциации, нарушение речевой моторики, аномалии в строении артикуляционного аппарата.

     У у/о детей чаще нарушаются артикуляторно сложные звуки: свистящие, шипящие, звуки л-л(ь), р-р(ь). Чаще других отмечается нарушение свистящих звуков. Наряду с искажениями звуков наблюдается большое количество замен. Также особенностью нарушений звукопроизношения у у/о детей является большая трудность использования в самостоятельной речи имеющихся правильных артикуляторных установок. Для них характерно резкое расхождение между умением произносить звуки и использовать их в речи.

     Также у у/о детей набдюдается несформированность фонематических процессов: фонематического анализа и синтеза (умственных действий по анализу и синтезу звуковой структуры слова); фонематического слуха (различение и узнавание фонем, составляющих звуковую оболочку слова); фонематического восприятия (ф.в.- специальные умственные действия при дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).

    Коррекцию дефектов звукопроизношения необходимо связывать с развитием познавательной деятельности детей, формированием операций анализа и синтеза, сравнения. Широко используется процесс сравнения. На этапе постановки звука сравнивается правильное и неправильное произношение. На этапе автоматизации этот звук сравнивается с фонетически близким. В процессе коррекции сравнивается звуковой состав различных слов по количеству звуков, месте отрабатываемого звука в словах.

   Большое внимание уделяется развитию общей и речевой моторики, воспитанию слухового восприятия , внимания, памяти, т.е. нормализации всех тех факторов, которые лежат в основе нарушения звукопроизношения у детей и обуславливает особенности их проявления.

   Коррекцию нарушения звукопроизношения связывают с развитием речевой функции в целом, т.е. с развитием фонематической стороны речи, словаря, грамматического строя речи, так как дефекты звукопроизношения у этих детей проявляются на фоне общего системного недоразвития речи.

     При коррекции нарушений звукопроизношения уделяется внимание развитию чётких представлений о звуковом составе слова, выделению звука из слова, определению места звуков в словах, уточнению смыслоразличительной функции звуков речи.

Преодоление недоразвития фонематического анализа, синтеза и представления на уроках письма и чтения.

     Также у у/о детей набдюдается несформированность фонематических процессов: фонематического анализа и синтеза (умственных действий по анализу и синтезу звуковой структуры слова); фонематического слуха (различение и узнавание фонем, составляющих звуковую оболочку слова); фонематического восприятия (ф.в.- специальные умственные действия при дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).

    На важность своевременного формирования фонематических процессов у детей с речевой патологией указывали многие отечественные исследователи ( Г.А.Каше, Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, М.Е.Хватцев, Г.В. Чиркина).

   Следует выделять следующие фонематические процессы:

  1. фонематическое восприятие (узнавание, различение, дифференциация фонем);
  2. фонематические представления на основе фонематического восприятия;
  3. фонематический анализ;
  4. фонематические представления на основе фонематического анализа;
  5. фонематический синтез;
  6. фонематические представления на основе фонематического синтеза.

В зависимости от патогенеза и структуры дефекта конкретного ребёнка , ведущими направлениями системы коррекционного воздействия являются следующие направления:

   1. преодоление недоразвития фонематического восприятия

   2. преодоление недоразвития фонематического анализа

   3. преодоление недоразвития фонематического синтеза

   4. преодоление недоразвития фонематических представлений.

В ходе реализации названных направлений предполагается решение следующих задач:

1. обучение умению воспринимать звук в чужой и собственной речи;

2. уточнение акустико-артикуляционных образов звуков;

3. развитие навыков контроля и самоконтроля за произношением звуков.

     Проеодоление недорозвития фономатического восприятия достигается путём обучения детей следующим умениям и навыкам:

  • выделению звука из состава текстов;
  • выделению звука из состава словосочетаний;
  • выделению звука из состава фраз;
  • выделению звука в составе слова;
  • выделению звука из ряда заданных слогов;
  • выделению звука из ряда заданных звуков.

     Проеодоление недорозвития фономатического анализа достигается  следующим путём:

  • узнавание гласного звука на слух ( в ряду других гласных, в начале слова, в середине слова)
  • вычленение гласного звука ( на слух); из ряда гласных ( в начальной позиции) – поднять букву, соответствующую первому гласному звуку ( уиа, аио, эоы, оиу, иоа, и т. д.).; из серии слогов, из слова.

Аналогичная работа проводится с согласными звуками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Воспитание мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения»

Доклад на тему: "Воспитание мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения"....

Кроссворд на уроке письма и чтения в 5 классе школы VIII вида "1 и 2 склонение имен существительных "

Учащимся 5-х классов очень нравятся игровые моменты на уроках, которые направлены на удовлетворение детской любознательности, расширения кругозора и стимулируют интерес к учению. На уроке применяются ...

Доклад на МО учителе-предметников "Виды работ по развитию речи учащихся на уроках письма и чтения в специально (коррекционной) школе"

Учителем по русскому языку и литературе излагается материал по видам работы с учениками школы 8 вида....

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИНОЯЗЫЧНОМУ АУДИРОВАНИЮИ ЧТЕНИЮ

Целью данной статьи является описание этапа формирования универсальных учебных действий в процессе подготовки школьников аудированию и чтению на уроках английского языка. Так как изучение иностранного...

Доклад "Коррекционная работа по развитию речи с использованием логопедических технологий на уроках письма и чтения у обучающихся с ОВЗ"

Задача коррекционной школы-подготовить ученика к самостоятельной трудовой жизни.  тема доклада- практический характер обучения в коррекционной школе, в том числе и письму  и развитию речи....

«Формирование мотивации на уроках письма и чтения через использование нетрадиционных форм, приемов и методов»

laquo;Формирование мотивации на уроках письма и чтения через использование нетрадиционных форм, приемов и методов»...