Работа по формированию и закреплению правильного звукопроизношения и фонематических процессов на уроках письма и чтения.
статья на тему
Данный материал раскрывает особенности работы по формированию и закреплению правильного звукопроизношения и фонематических процессов у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvukoproiznoshenie.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 3 г. Тольятти Работа по формированию и закреплению правильного звукопроизношения и фонематических процессов. Подготовила: Иванченко Т.Н. |
Работа по формированию и закреплению правильного звукопроизношения и фонематических процессов.
Характерным для умственно-отсталых детей является позднее развитие речи. В связи с медленно развивающимися дифференцировочными условными связями в области речеслухового анализатора умственно отсталый ребёнок долго не различает звуки речи, не разграничивает слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и чётко воспринимает речь окружающих.
Нарушение речи у умственно отсталых детей носит системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы и контроля за речью и т. д.
Дефекты звукопроизношения в школе 8-го вида встречаются гораздо чаще, чем другие дефекты речи. В их основе лежат не одна, а целый ряд причин: недоразвитие познавательной деятельности, несформированность речеслуховой дифференциации, нарушение речевой моторики, аномалии в строении артикуляционного аппарата.
У у/о детей чаще нарушаются артикуляторно сложные звуки: свистящие, шипящие, звуки л-л(ь), р-р(ь). Чаще других отмечается нарушение свистящих звуков. Наряду с искажениями звуков наблюдается большое количество замен. Также особенностью нарушений звукопроизношения у у/о детей является большая трудность использования в самостоятельной речи имеющихся правильных артикуляторных установок. Для них характерно резкое расхождение между умением произносить звуки и использовать их в речи.
Также у у/о детей набдюдается несформированность фонематических процессов: фонематического анализа и синтеза (умственных действий по анализу и синтезу звуковой структуры слова); фонематического слуха (различение и узнавание фонем, составляющих звуковую оболочку слова); фонематического восприятия (ф.в.- специальные умственные действия при дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
Коррекцию дефектов звукопроизношения необходимо связывать с развитием познавательной деятельности детей, формированием операций анализа и синтеза, сравнения. Широко используется процесс сравнения. На этапе постановки звука сравнивается правильное и неправильное произношение. На этапе автоматизации этот звук сравнивается с фонетически близким. В процессе коррекции сравнивается звуковой состав различных слов по количеству звуков, месте отрабатываемого звука в словах.
Большое внимание уделяется развитию общей и речевой моторики, воспитанию слухового восприятия , внимания, памяти, т.е. нормализации всех тех факторов, которые лежат в основе нарушения звукопроизношения у детей и обуславливает особенности их проявления.
Коррекцию нарушения звукопроизношения связывают с развитием речевой функции в целом, т.е. с развитием фонематической стороны речи, словаря, грамматического строя речи, так как дефекты звукопроизношения у этих детей проявляются на фоне общего системного недоразвития речи.
При коррекции нарушений звукопроизношения уделяется внимание развитию чётких представлений о звуковом составе слова, выделению звука из слова, определению места звуков в словах, уточнению смыслоразличительной функции звуков речи.
Преодоление недоразвития фонематического анализа, синтеза и представления на уроках письма и чтения.
Также у у/о детей набдюдается несформированность фонематических процессов: фонематического анализа и синтеза (умственных действий по анализу и синтезу звуковой структуры слова); фонематического слуха (различение и узнавание фонем, составляющих звуковую оболочку слова); фонематического восприятия (ф.в.- специальные умственные действия при дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
На важность своевременного формирования фонематических процессов у детей с речевой патологией указывали многие отечественные исследователи ( Г.А.Каше, Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, М.Е.Хватцев, Г.В. Чиркина).
Следует выделять следующие фонематические процессы:
- фонематическое восприятие (узнавание, различение, дифференциация фонем);
- фонематические представления на основе фонематического восприятия;
- фонематический анализ;
- фонематические представления на основе фонематического анализа;
- фонематический синтез;
- фонематические представления на основе фонематического синтеза.
В зависимости от патогенеза и структуры дефекта конкретного ребёнка , ведущими направлениями системы коррекционного воздействия являются следующие направления:
1. преодоление недоразвития фонематического восприятия
2. преодоление недоразвития фонематического анализа
3. преодоление недоразвития фонематического синтеза
4. преодоление недоразвития фонематических представлений.
В ходе реализации названных направлений предполагается решение следующих задач:
1. обучение умению воспринимать звук в чужой и собственной речи;
2. уточнение акустико-артикуляционных образов звуков;
3. развитие навыков контроля и самоконтроля за произношением звуков.
Проеодоление недорозвития фономатического восприятия достигается путём обучения детей следующим умениям и навыкам:
- выделению звука из состава текстов;
- выделению звука из состава словосочетаний;
- выделению звука из состава фраз;
- выделению звука в составе слова;
- выделению звука из ряда заданных слогов;
- выделению звука из ряда заданных звуков.
Проеодоление недорозвития фономатического анализа достигается следующим путём:
- узнавание гласного звука на слух ( в ряду других гласных, в начале слова, в середине слова)
- вычленение гласного звука ( на слух); из ряда гласных ( в начальной позиции) – поднять букву, соответствующую первому гласному звуку ( уиа, аио, эоы, оиу, иоа, и т. д.).; из серии слогов, из слова.
Аналогичная работа проводится с согласными звуками
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Коррекция и развитие связной речи у учащихся на уроках письма и чтения в специальной школе VIII вида»
Презентация по теме самообразования...
Доклад на тему «Воспитание мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения»
Доклад на тему: "Воспитание мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения"....
Кроссворд на уроке письма и чтения в 5 классе школы VIII вида "1 и 2 склонение имен существительных "
Учащимся 5-х классов очень нравятся игровые моменты на уроках, которые направлены на удовлетворение детской любознательности, расширения кругозора и стимулируют интерес к учению. На уроке применяются ...
Доклад на МО учителе-предметников "Виды работ по развитию речи учащихся на уроках письма и чтения в специально (коррекционной) школе"
Учителем по русскому языку и литературе излагается материал по видам работы с учениками школы 8 вида....
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИНОЯЗЫЧНОМУ АУДИРОВАНИЮИ ЧТЕНИЮ
Целью данной статьи является описание этапа формирования универсальных учебных действий в процессе подготовки школьников аудированию и чтению на уроках английского языка. Так как изучение иностранного...
Доклад "Коррекционная работа по развитию речи с использованием логопедических технологий на уроках письма и чтения у обучающихся с ОВЗ"
Задача коррекционной школы-подготовить ученика к самостоятельной трудовой жизни. тема доклада- практический характер обучения в коррекционной школе, в том числе и письму и развитию речи....
«Формирование мотивации на уроках письма и чтения через использование нетрадиционных форм, приемов и методов»
laquo;Формирование мотивации на уроках письма и чтения через использование нетрадиционных форм, приемов и методов»...