«Формирование мотивации на уроках письма и чтения через использование нетрадиционных форм, приемов и методов»
учебно-методический материал
«Формирование мотивации на уроках письма и чтения через использование нетрадиционных форм, приемов и методов»
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование мотивации на уроках письма и чтения через использование нетрадиционных форм, приемов и методов»
Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели, я считаю, что учитель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. Поэтому в своей работе я сделала акцент на развитие мотивации у учащихся письма и чтения через использование нетрадиционных форм, приемов и методов на уроках письма и чтения.
Для достижения поставленной цели я для себя определила следующие
задачи
- Познакомиться и изучить передовые опыты ведущих специалистов по внедрению технологии нестандартных форм и методов обучения в образовательный процесс.
- Использовать нетрадиционные формы и методы работы в процессе овладения учащимися знаний.
- Выявить эффективность использования нестандартных методов и форм на уроках письма и чтения в старших классах.
Нестандартные формы и методы обучения и воспитания позволяют обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности группы, использовать содержание учебного материала, активизировать познавательную деятельность, культуру речи, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика.
Эффективность нетрадиционных форм обучения и воспитания хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.
Поскольку я работаю в коррекционной школе, учащиеся которой, в основном, имеют невысокую степень мотивации к обучению, передо мной всегда стоит задача повысить интерес детей к процессу обучения, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению знаний и повышению речевой культуры.
Находясь в постоянном поиске, стараюсь подходить творчески к учебному процессу.
Ввожу в урок такие формы работы, которые несут не только обучающую функцию, но являются доступными и интересными каждому ученику.
В начале урока создаю «ситуацию на успех». Удачным, на мой взгляд, является эмоциональный настрой, поэтому в начале урока я использую подобранный занимательный материал, соответствующий тематике урока:
- загадки:
Пример: Черные, кривые. Встанут в ряд - Заговорят.
- пословицы:
Пример: Азбука – к мудрости ступенька.
- стихи:
Пример:
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Мы друг к другу повернемся
И, конечно, улыбнемся.
Первым делом гоним лень.
Заниматься нам не лень!
На уроке не молчать
Всем работать, отвечать!
- притчи, басни о разных частях речи
Пример:
Однажды части слов собрались вместе и стали спорить, кто из них важнее в словах. Корни говорили, что они самые важные, так как без них не может существовать ни одно слово. Приставки перебивали их и твердили, что они стоят впереди корня, значит заметнее и важнее. Суффиксы напоминали, что большинство новых слов образовано при помощи суффиксов, и если бы не они, то люди не узнали бы названия многих детенышей, маленьких предметов, названий профессий и т. д.
- игры:
«Третий лишний», «Цепочка», «За стол сядут, только те, у кого имя начинается на букву…», «Прочитать словарные слова, зашифрованные на доске».
Слайд 4
Пример: ОКОЛИЦАЗАВАЛИНКАКОЛУНЛЕЩИНА
Все школьники учат стихотворения, но не все делают это охотно. Мы знаем, как увлечь ребят и привить им интерес к поэзии. Можно устроить экспериментальные чтения. Пусть каждый ученик рассказывает выученное стихотворение в образе. Подготовьте к уроку бумажки с условиями. Условие — это образ или эмоция, с которой ученик будет читать стихотворение. Можно провести жеребьевку, чтобы каждый ученик не знал заранее, свое условие и вытянул его перед выходом к доске.
Пример:
1.Упражнение «Лицедей»
Примеры условий: вы продрогли, вам очень грустно, вы счастливы, вам скучно, вы спешите.
Слушая одно и то же стихотворение, рассказанное с разной интонацией и эмоциональной окраской, ребята смогут лучше понять его, увидеть, какие эмоции раскрывают художественный замысел поэта, а какие наоборот разрушают его.
Видеоролик с чтением стихотворения сверстников или детей намного младше по возрасту.
Уроки чтения – особые уроки. Здесь дети незаметно для себя впитывают важные в нравственном отношении вещи: трудолюбие, уважение к другим, любовь ко всему земному.
Необходимо научить детей анализировать информацию, уметь выразить своё отношение к ней, отвергать ненужную, т.е. формулировать вопросы и находить на них ответы. Такую задачу ставит технология развития критического мышления. И один из её приёмов - «Ромашка Блума»
Цель приёма : развитие мыслительных навыков, необходимых в учёбе и в жизни.
Созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом
Систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии (учение о принципах и практике классификации и систематизации) учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современного образования. «Блум» можно перевести с немецкого языка как «цветок». Получившийся «цветок» назвали «Ромашкой Блума».
Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопросов. Ценность данной технологии в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, формирует навык работы с текстом. Её можно использовать на любых учебных предметах и на всех ступенях: как в начальном, так и в старшем звене.
На уроках письма и чтения я применяю чередование различных занятий, более напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, направленных на воспитание и сбережение физического и психического здоровья детей. Это укрепляет работоспособность школьников и воспитывает в них желание овладевать знаниями.
Часто на уроках письма и чтения для активизации познавательной деятельности учащихся создаю ситуации затруднения, которые побуждают учащихся к поиску, обоснованию.
Например, даю школьникам предложения с союзами, соединяющими однородные члены и части сложного предложения, предлагаю выявить сходство и различие.
Пример: Слова записаны на доске. Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его.
На уроках чтения, как показала практика, важно, чтобы читательский «круг» не ограничивался только теми текстами, которые даны в учебниках. Например, при для изучения биографии автора эффективным является виртуальные встречи с писателями.
Видеоролик Юрий Коваль. Интервью для ТВ.
Это вызывает интерес у детей, активизирует их внимание, помогает запоминать сложный материал.
Итог урока также провожу в нестандартной форме: Слайд 8
Пример: Среди множества знаков и букв подчеркните только заглавные буквы и сложите из них слова, из слов предложение:
раиСыепТоаАждРсиАраавЯстиСЬ О стнСтссЧАттСбоорбТЬуеЕ
ммвДттрРчсмУюлГитьрИьббХ, МЫ чмсмНббпАхщоХлооОДюИвпМ
бтСчмВюбОЁ биСбюбОчыБюнарСТраеВороЕдоННлооаОпспЕ
рппвСлщдоЧдждАшргСТщрЬЕ
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что мотивация - это одна из самых сложных проблем, с которой приходится работать, но и самая интересная. Положительное отношение к чтению, начинается с той минуты, когда ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем, и когда он сможет ответить на вопросы: Кто я? Какой я? Как бы я поступил в данной ситуации?
Важно помнить, что решающим условием развития творческой личности является ежедневная работа учителя с учеником с учётом его интересов, способностей и подготовленности.
Использованная литература
1. А.И. Шпунтов. Работа над средствами выразительности устной речи, М., 2003 г.
2. Сборник В. Даля в двух томах Пословицы и поговорки русского народа. М., 2003 г.
3. Л.А. Музыка. Журнал “Начальная школа” №6, 2007 г., “Интерес к чтению: как его пробудить?”.
4. Первова Г.М. Детская литература в начальных классах. Тамбов, 2001 г.
5. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе. Уроки литературного чтения. Москва. Вита-Пресс, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии
Моя задача, как учителя-предметника, донести до сознания учащихся учебный материал на основе современных научных данных, используя необходимые инновационные формы и методы обучения на уроке и во внеу...
Опыт работы по теме "Формирование познавательной мотивации учащихся через использование нетрадиционных форм и приемов"
материал будет полезен учителям русского языка и литературы...
Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка в 5-9 классах на основе использования нетрадиционных форм и методов обучения
Усвоение языковой теории на уроках – это искусственная, но неизбежная ступень на пути к естественному речевому общению, и, чтобы поднять учащихся на следующую ступень речевой практики, учителю необход...
Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии
Современный учитель ежедневно входящий в школьный класс, твёрдо знает, чего он хочет, правда не всегда понимает, что желание научить своих учеников тому, что знает сам, зависит не столько от наличия з...
СТАТЬЯ Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии
СТАТЬЯ Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии...
Доклад Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии
Доклад Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии...