«Использование компьютерных технологий при изучении математики»
статья на тему

Квасова Кристина Витальевна
«Использование компьютерных технологий при изучении математики». Это была моя курсовая работа по методике обучения математики, которая мне впоследствии не аз пригодилась для написания различных докладов на данную тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx60.87 КБ

Предварительный просмотр:

Квасова Кристина Витальевна

«Использование компьютерных технологий при изучении математики»

Содержание

Введение        2

1. Описание методической проблемы        5

2. Цели и задачи использования ИКТ        6

3. Использование ИКТ на этапах процесса обучения        9

4. Виды реализации ИКТ        10

5. Формы использования ИКТ        12

Заключение        18

Литература        21

Введение

Бурное развитие современных информационных технологий и внедрение их в России наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности – игры, изменяются и его любимые герои и увлечения [цитата 1 из 4].

Начиная процесс обучения в школе, ребенок может почувствовать определенный дискомфорт. Не во всех образовательных учреждениях в настоящее время еще есть оснащенные технологические учебные классы, устаревшие учебные программы и методические приемы приводят к ощутимому снижению мотивации обучения школьников, заставляя преподавателей искать более современные средства, формы и методы обучения.

Одним из таких средств, обладающих уникальными возможностями и широко распространенных и апробированных в школах индустриально развитых держав, и является компьютер [цитата 2 из 4].

Современный компьютер является для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. Терпеливый товарищ и мудрый наставник, творец сказочник миров и персоналий, вершина интеллектуальных достижений человечества, компьютер играет все большую роль в досуговой деятельности современных детей и в формировании их психофизических качеств и развитии личности [цитата 3 из 4]. Использование компьютеров в образовательной  деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона [цитата 1 из 3].

Актуальность темы использования информационых технологий в образовательном процессе объясняется общечеловеческой значимостью затрагиваемого материала. Проблема информатизации и непосредственно связанной с ней компьютеризации всех сфер человеческой деятельности является одной из глобальных проблем современного мира. Причина тому является неслыханное для предшествующих эпох повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Происходящий параллельно стремительный скачок в развитии аппаратных средств, т.е. собственно компьютеров как технических устройств за последние 2-3 года сделал эту технику достаточно доступной [цитата 1 из 7]. Поэтому внедрение информационных технологий в образование можно охарактеризовать как логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. Подтверждением этого может служить возникновение большого количества специальных научных центров, непосредственно занимающихся проблемами информатизации и компьютеризации образования, разработкой образовательных компьютерных технологий.

Такой факт, как появление специализированных изданий, литературы общепедагогического порядка по проблемам компьютеризации и множества соответствующих методических разработок говорит о существовании и острой актуальности данной проблемы для современной школы на всех ее уровнях [цитата 2 из 7].

Современная наука концентрирует внимание на теоретической разработке концепции и структурно-организационных моделей компьютеризации образования, так как на данный момент, ввиду отсутствия стабильных позиций в этом вопросе, реальная компьютеризация учебного процесса на местах фактически отсутствует.

В рамках данной работы рассмотрены вопросы применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения математики, рассмотрена актуальность, формы применения ИКТ на уроках. Показаны психологические, методические, технологические аспекту применения компьютерных технологий в образовательном процессе. Также рассмотрены наиболее распространенные в настоящее время виды ИКТ и возможность их применения в процессе изучения учебного материала на конкретных примерах.


1. Описание методической проблемы

В настоящее время открытым является вопрос об оптимальности использования современных автоматизированных информационных систем в процессе обучения школьников, в том числе, в сегменте точных наук. Поэтому актуальной становится методическая проблема внедрения современных информационно-коммуникационных технологий на уроках математики, как средство повышения мотивации обучения.

Задачей школы как образовательного учреждения является не только сообщение определенного набора знаний учащимся, но и развитие у них познавательных интересов, творческих способностей, стремления к самостоятельности в процессе обучения. Главный труд учащихся - это изучение материала, и поэтому очень важно научить их рационально подходить к данному процессу. Общеизвестно, что математика как представитель точных наук, является наиболее трудоемким учебным предметом, который требует от учащихся постоянной, кропотливой и большой по объему самостоятельной работы, причем, весьма специфичной и разнообразной. Поэтому одной из главных задач преподавателя математики является формирование и развитие навыков изучения точных наук, элементов культуры обучения и формирования математического мышления. Для достижения этого необходимо досконально проработать содержательный аспект обучения и отобрать из всего многообразия форм, методов, технологий такие, которые смогут привести  учащихся к усвоению понятийного аппарата, позволят развивать познавательный потенциал учащихся, их активность в учебной деятельности, а также позволят обеспечить формирование и развитие коммуникативных навыков учащихся. Увеличение интеллектуальной нагрузки на уроках математики заставляет поставить вопрос о том, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока.  Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет сохранить интерес к предмету и повысить качество учебно-воспитательного процесса. Активная работа с компьютером  у учащихся способствует повышению уровня самообразовательных навыков и умений в части анализа и структурирования получаемой информации. При этом известно, что новые средства обучения позволяют органично сочетать информационно – коммуникативные, личностно – ориентированные технологии с методами творческой и поисковой деятельности. В настоящее время внедрение ИКТ в технологию учебного процесса становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Общеизвестно, что использование ИКТ в образовательных технологиях неизбежно, поскольку при этом существенно повышается эффективность обучения и качество формирования знаний и умений.

2. Цели и задачи использования ИКТ

Перечислим основные цели использования ИКТ на уроках математики:

- формирование компьютерной грамотности; развитие самостоятельной работы учащихся на уроке;

- развитие межпредметных связей математики и информатики;

- реализация индивидуального, личностно-ориентированного подхода.

Основные задачи учителя математики:

- Обеспечить фундаментальную математическую подготовку детей;

- Формировать информационную и методическую культуру, творческий стиль деятельности учащихся;

- Подготовка учащихся к  использованию ИКТ и других информационных структур.

Применение информационных технологий на уроках математики дает возможность преподавателю уменьшить временные затраты на изучение материала за счет наглядности и увеличения скорости выполнения работы, дает возможность проверки знаний учащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность процесса обучения, помогает более полной реализации  потенциала личности – познавательного, морально-нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического компонента, способствует развитию интеллектуальных способностей, информационной культуры учащихся.

Применение информационных технологий в учебном процессе дает возхможность повышения качества образования, таким образом решает одну из насущных проблем  современного общества.

Процесс организации обучения с использованием информационных технологий позволяет:

  • повысить интерес к предмету, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, повысить увлекательность по форме обучения за счет применения средств мультимедиа;
  • повысить эффективность решения проблемы наглядности обучения, расширить возможности визуализации изучаемого материала, делая его более понятным и повышая доступность для учащихся свободно осуществлять поиск необходимого учащимся изучаемого материала с использованием Интернет-технологий;
  • индивидуализировать технологию обучения за счет использования разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения изучаемого материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
  • раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. использование компьютера позволяет фиксировать результаты, самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою работу благодаря использованию технологии обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;
  • осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (разработка презентаций, моделирование, проектирование, работать с публикациями и т.д.), тем самым развивая у учащихся творческую активность.

Информационное общество в настоящее время ставит перед всеми типами учебных заведений и в том числе перед образовательными учреждениями задачу подготовки выпускников, способных:

  • самостоятельно критически мыслить;
  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях,
  • проводить грамотную работу с информацией;
  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллектуальных способностей, общего культурного уровня.

Применение ИКТ в образовательных технологиях базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, при условии активного участия ученика  в процессе [цитата 1 из 1].

Для повышения интенсивности процесса обучения, наряду с ранее использовавшимися на уроках математики классическими формами обучения в школе и в самостоятельной работе учащихся всё чаще используются следующие типы программного обеспечения:

- программы-учебники;

- программы-тренажёры;

- справочники, словари и энциклопедии;

- видеоуроки;

- библиотеки электронных наглядных пособий;

- тематические компьютерные игры.

Возможности компьютера, при использовании адаптированных к нему  технологий: программных продуктов, средств Интернета, сетевого и демонстрационного оборудования, составляют материальную базу ИКТ.

3. Использование ИКТ на этапах процесса обучения

ИКТ на уроках математики могут  применяться в следующих формах:

— самостоятельное обучение с помощью учителя-консультанта;

— использование тренинговых (тренировочных) программ;

— работа с программными продуктами для вычислений, построения графиков;

— самостоятельное обучение с ограничением деятельности учителя;

— частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);

— использование игровых и занимательных программ;

— использование диагностических и контролирующих материалов;

— выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;

— работа с программами-эмуляторами лабораторных экспериментов;

— работа с информационно-справочными системами.

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то применение их в процессе изучения материала с использованием компьютерных технологий позволяют повысить эффективность обучения. Этому способствуют следующие компоненты:

— графика и мультипликация помогают учащимся понимать сложные логические математические построения;

— возможности манипулирования (исследования) различными объектами на экране монитора, изменять параметры их движения, размер, цвет и т. д. позволяют учащимся усваивать материал с наиболее полным использованием органов чувств и коммуникативных связей головного мозга.

ИКТ могут использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика они выполняют различные функции: преподавателя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.

ИКТ позволяют усилить мотивацию обучения путем активизации диалога учащегося с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет), через ориентацию процесса обучения на достижение успеха (напрмер, позволяют довести решение любой задачи, используя встроенную справочную систему), используя игровой фон общения человека с компьютером и, что важно, выдержкой, спокойствием и «дружественностью» машины по отношению к ученику.

Кроме вышеперечисленного, важным является то, что в процессе работы учащегося и преподавателя с использованием ИКТ, ученик, во-первых, постепенно входит в реальный мир взрослых, производственную деятельность современного человека.

Во-вторых, повсеместное внедрение в жизнь современного человека компьютерных технологий ставит преподавателя перед дилеммой: либо  идти ногу со временем, учить детей по-современному, с использованием современных обучающих технологий, либо отстать и в перспективе уходишь из профессии вследствие снижения эффективности работы.

При выборе условий для использования компьютерных технологий преподавателем учитываются:

— наличие программ, соответствующих изучаемой теме;

— количество компьютеризированных рабочих мест;

— готовность учеников к работе с использованием ИКТ;

— возможностями ученика использовать компьютерные технологии вне класса.

4. Виды реализации ИКТ

Математика является одним из тех предметов, в котором применение компьютерных технологий способно активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовку и проверку домашнего задания, самостоятельную работу, проверочные и контрольные работы, внеклассную работу, творческую работу. На базе использования компьютерных технологий многие методические цели могут быть реализованы более эффективно.

ИКТ, по мнению Г.К. Селевко могут быть реализованы в трех вариантах:

  • как «проникающая» (использование ЭВМ при изучении отдельных тем, разделов, для решения отдельных дидактических задач);
  • как основная (наиболее значимая в используемой педагогических технологиях);
  • Как монотехнология (когда все обучение и управление учебным процессом, включая все виды диагностики, контроля и мониторинга, опираются на применение компьютерных технологий).

При этом идеальным вариантом, к которому стремится каждый учитель - это монотехнологическое обучение, т.е. самостоятельная учебная работа учащегося в интерактивной среде обучения, использование готовых электронных учебных курсов. Использование ИКТ необходимо рассматривать в контексте в неразрывного единства всех компонент образовательного процесса:

  • создания уроков с использованием ИТ;
  • творческой проектной работы учащихся;
  • дистанционного обучения, конкурсов;
  • библиотек, Интернет-ресурсов;
  • элективных курсов;
  • социально – психологического мониторинга становления личности ученика;
  • творческого взаимодействия с педагогами.

5. Формы использования ИКТ

В технологии преподавания математики, ИКТ могут применяться в различных формах. Наиболее используемые направления можно представить в виде следующих основных блоков:

  • подготовки к ЕГЭ (спецкурс)
  • мультимедийных сценариев уроков;
  • проверки знаний на уроках;
  • внеурочной деятельности

Мультимедийные сценарии уроков.

Одним из преимуществ применения компьютерных является резкое увеличение времени самостоятельной работы. Такая технология обучения способствует развитию мышления, активизации мыслительных процессов. Работа будет более творческой, если в ней есть проявления собственного замысла учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются с использованием вновь приобретаемых знаний [цитата 1 из 14].

Применение на занятиях мультимедийных технологий реализует слкдующие принципы:

- Принцип наглядности предполагает применение на любом занятии иллюстративного материала, аудиоматериала, ресурсов редких иллюстраций. Наглядность материала дает возможность повысить его усвоение учащимися, так как при этом задействованы все основные каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

- Принцип природосообразности предполагает использование материалов, полученных из сети Интернет, вызывает интерес учащихся старших классов. Использование мультимедийных презентаций целесообразно применять на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Подача учебного материала в форме мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей [цитата 1 из 16].

- Принцип прочности предполагает применение уроков-презентаций, технически позволяет неоднократно возвращаться к ранее изученному или изучаемому в настоящий момент материалу. Использование обучающих программ дает возможность на одном уроке вызывать материал предыдущих уроков.

- Принцип научности: преобразование этого принципа при мультимедиа обучении получает более фундаментальную основу.

- Принцип доступности: данная технология интегрируется с технологией дифференцированного обучения и позволяет одновременно на занятии выводить на монитор или экран задания разного уровня сложности, контрольно-тестовые задания, задания повышенной сложности.

- Принцип системности: использование уроков- презентаций дает возможность разработки системы уроков по одной теме, а также вывода на экран элементов предыдущих уроков с объясненением нового материала.

- Принцип последовательности: как и на традиционных уроках, изучаемый материал запоминается в большем объеме и более прочно.

Целесообразно практиковать проведение таких уроков как при изложении нового материала, так и при повторении пройденного [цитата 1 из 2].

Электронные учебники

Среди самых основных достоинств формирования материала на электронном носителе, можно отметить разнородность видов учебного материала (текст, иллюстрации, анимация), интерактивность, возможность мгновенного поиска. Все это информационное многообразие, открывающее большие перспективы для преподавателя, конечно, недоступно без применения компьютерных технологий. Электронный учебник обладает рядом, достоинств, выгодно отличающих его от традиционных учебников — текст мультимедийного учебника сопровождается большим количеством слайдов и видеофрагментов, усиливающих эмоционально-личностное восприятие учащимися изучаемого материала; применение такого учебника дает возможность повысить эффективность урока, чем с помощью традиционных средств, повысить интерес к точным наукам. Однако, не все имеющиеся в школьной медиатеке диски, обучающие программы соответствуют изучаемому материалу, учитывают особенности класса, содержания программы. Поэтому к использованию таких материалов необходимо подходить с учетом специфики контингента учащихся. Кроме того, преподавателям необходимо проходить переподготовку для возможности использования ИКТ в полном объеме, а в некоторых случаях при условии наличия достаточной подготовленности и возможности разработки своих электронных учебных пособий.

По функциональному назначению учебные компьютерные программы условно можно разделить на четыре основных типа:

  • информационно-иллюстративные, заменяющие обычные наглядные пособия и традиционные аудио-визуальные средства обучения;
  • развивающие программы, ориентированные на развитие памяти, внимания, логики, пространственного мышления учащихся;
  • обучающие программы, предполагающие исследовательскую работу учащихся за компьютером или программы-тренажеры для получения определенных навыков;
  • контролирующие программы (чаще всего программы тестирования уровня обученности учащихся. Данные программные продукты предполагают индивидуальный опрос каждого учащегося).

Рассмотрим возможности некоторых электронных средств обучения, поставленных в стандартный набор школьных медиатек.

Диск «Математика 5-11 классы. Практикум» может быть использован как для объяснения нового материала, так и в качестве закрепления пройденного учащимися при самостоятельной работе с компьютером. Данный диск можно применять как на уроках математики в 6 классе, так и на уроках алгебры и геометрии в 7-11 классах. Электронное издание представляет собой комплекс лабораторных работ по геометрии, алгебре, алгоритмике и теории вероятностей, предназначенный для поддержки этих курсов практическими заданиями творческого характера. В комплекс включены задания на конструирование, моделирование, математический эксперимент, рассчитанные на все уровни и профили обучения [цитата 1 из 12].

При изучении темы «Линейная функция» в 7 классе можно применять диск Л.Я. Боревского «Курс математики XXI века».

При закреплении изученного материала, для самостоятельной работы учащихся используется диск «Учебное электронное издание. Математика 5-11 классы». Применение указанного диска позволяет реализовывать такие цели как:

- индивидуализация и дифференциация обучения;

- стимулирование разнообразной творческой деятельности учащихся;

воспитание навыков самоконтроля;

- увеличение доли содержательной работы ученика за счет снятия проблем технического характера;

- повышение удельного веса исследовательской деятельности в учебном процессе;

- возможность увеличения объема информации и собственной практической деятельности ученика [цитата 2 из 12].

На уроках геометрии, где необходимо построение чертежей, а также на уроках алгебры при изучении графиков функции используется «Электронное учебное пособие. «Интерактивная математика 5-9 классы». Пособие состоит из 12 виртуальных лабораторий. В каждой лаборатории есть примеры задач, которые можно решать с помощью инструментария лаборатории. Задачи распределены по классам и «привязаны» к соответствующим пунктам учебников. В ходе решения предполагается контроль за действиями учащихся, как со стороны компьютера, так и учителя, предусмотрена отправка выполненных заданий от ученика к учителю по сети, а также возможность самоконтроля с помощью компьютера [цитата 1 из 11].

Среди источников информации следует особо отметить сеть Интернет, необходимо рекомендовать учащимся сайты, содержащие теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, тесты в режиме on-line.

Интернет представляет собой важный источник информации. В связи с ростом объёмов информации необходимо формирование информационной культуруы, под которой понимается знание источников информации, приёмов и способов рационализации работы с ними, применение их в практической деятельности. Поэтому вместе с преподавателем математики учащиеся используют ресурсы сети Интернет

Контроль знаний на уроке

В данном блоке реализован принцип доступности, ИКТ выступают в роли рабочего инструмента как средство подготовки и хранения заданий и тестов и оценивании знаний учащихся [цитата 1 из 9].

Тестирование с использованием компьютера.

Преподаватель предварительно вводит в базу данных вопросы теста и предлагает учащимся выполнить. Ученик работает самостоятельно в течение отведенного времени. Прооцесс проверки знаний практически не имеет временных затрат, таким образом, экономится время, раньше затрачиваемое на проверку тетрадей.

Кроме того, тестирование с использованием ИКТ позволяет учащемуся подшгготовиться к ЕГЭ.

Важно обучать учащихся работать с тестом и в диалоговом режиме с компьютером, с использованием программы для создания тестов "Simylator", а также дисков - подготовка к ЕГЭ из серии "Репетиторы Кирилла и Мефодия" [цитата 2 из 9].

Подготовка к ЕГЭ

Наиболее важными при подготовке к ЕГЭ являются следующие факторы:

- наличие вычислительных навыков. Пользоваться калькулятором не рекомендуется, при этом необходимо объяснять его вред (исключение составляют темы, где необходим калькулятор). Необходимо показывать учащимся некоторые способы быстрого умножения чисел (например на 11), возведения в квадрат и др. Так, после изучения теоремы Виета в 8 классе, необходимо приучать учащихся использовать ее при решении приведенных квадратных уравнений. В старших классах знание этой теоремы помогает при решении показательных, логарифмических уравнений и неравенств введением новой переменной. Если хорошо владеть теоремой Виета, то можно решать очень быстро;

- обязательное знание правил, формул. Для этого после изучения теоретических вопросов темы, необходимо преведение на 7-10 минут математического диктанта, в котором часть вопросов касается теории и вторая часть - простейшие примеры на ее применение (с самопроверкой). При этом возможно применение ИКТ как на стадии опроса по теоретическому материалу, там и для проведения самого математческого диктанта;

- необходимость внести в программу некоторые коррективы. За счет часов, выделенных на повторение, необходимо учеличить количество часов на изучение некоторых очень важных тем, добавляя задания из КИМов;

- проведение элективных курсов. Поэтому для проведения занятий разработал программу подготовки к ЕГЭ [цитата 1 из 10].

Применение ИКТ также позволяет проводить аналитическую работу через статистическую обработку результатов контрольных измерений, проведенных с использованием специализированного программного обеспечения. Статистическая обработка результатов позволит выявить «узкие места», наличие массовых пробелов в знаниях учащихся, что позволит педагогу получить данные об эффективности методики проведения учебных занятий, а также даст адиминистрации образовательного учреждения объективные данные для аттестации сотрудника.


Заключение

Школьный урок — это социальный заказ общества в системе образования, обусловленный социально-психологическими запросами общества, уровнем его развития, нравственными и моральными запросами  общества. К сожалению, необходимо признать, что модернизация в системе образовательной сфере проходит трудно. Связано это с тем, что педагогические работники нацеливают учащихся только на получение твердых теоретических знаний, большая часть которых не получит практического применения в будущей жизни.

Сложившуюся практику преподавания математических дисциплин характеризуют традиционное изучение математических формул, абстрактность математических понятий,  обычно запоминающихся механически без полноценного осмысления.

Поставленная проблема на уроках математики в какой-то степени может быть решена через использование ИКТ, которые, во-первых, имеют в своей основе четкий алгоритм действий учащегося. Необходимо учитывать, что не каждый ученик, выучив правила, может правильно ими пользоваться. Использование алгоритмов, схем-карт, таблиц, то есть ориентирующих схем, способно упорядочить процесс обучения.

Во-вторых, в связи с наличием острой проблемы экономии времени в ходе образовательного процесса перед современной школой также поставлена задача нахождения средств и приёмов обучения, позволяющих оптимизировать временные затраты на уроке. Использование ИКТ на уроках и является одним из таких средств.

В-третьих, обучение с использованием ИКТ — это и уровневая дифференциация, предполагающая наличие права выбора учеником  содержания своего образования, уровня усвоения. При этом деятельность преподавателя должна обеспечить возможность каждому учащемуся овладеть знаниями на обязательном или более высоком уровне (по выбору ученика).

В соответствии с поставленными целями, ИКТ должны помочь ученику получить более качественные знания, которые необходимы для успешной сдачи ЕГЭ.

Кроме этого, в качестве ожидаемых результатов применения ИКТ в образовательном процессе, можно выделить следующие:

  • формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения и во внеурочной деятельности;
  • повышение мотивации к обучению учащихся;
  • овладение компьютерной грамотности учащимися, повышение уровня компьютерной грамотности преподавателей;
  • организация самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся;
  • создание собственного банка учебных и методических материалов, готовых к использованию в учебно-воспитательном процессе.
  • развитие пространственного мышления, познавательных способностей учащихся;
  • эстетическая привлекательность уроков.

Опыт показывает, что применение ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем по информатике, что, в итоге, ведет к интенсификации процесса обучения.

Из выше сказанного следует, что знания усваиваются учеником благодаря его собственной деятельности, организуемой и управляемой так, чтобы ученик имел перед собою реальные ориентиры, позволяющие ему совершать все действия правильно и одновременно контролировать себя.

Последнее десятилетие уходящего века поставило школу в ситуацию необходимости введения существенных изменений в систему обучения и воспитания учащихся. Эти изменения должна обеспечить реформа школы, которая продиктована модернизацией образования, компьютеризацией школ. Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в какой-то степени способствуют решению этой проблемы.


Литература

1. Беляева И.Н. Перспективы и возможности курса информатики на современном этапе [Текст]: // ИНФО, 2007.- № 4. – 254с.

2. Бешенков С.А., Гейн А.Г., Григорьев С.Г. Информатика и информационные технологии [Текст]: Учеб. Пособие для математических факультетов педвузов / Урал. Гос. Пед. Ун-т Екатеринбург, 2003. - 144 с.

3.Бочкин А.И. Методика преподавания информатики [Текст]: Учеб. пособие. - Мн.: Высш. шк., 2004. - 431 с.

4. Велихов Е.П. Новая информационная технология в школе [Текст]: // ИНФО, 2006.-№ 1. - 140с.

5. Громов Г.Р., Агапова О.И., Шолохович В.Ф. Компьютерные технологии обучения [Текст]: / Г.Р. Громов. – М: Просвещение, 2005. – 258с.

6. Гриценко В.И. Сущность информационных технологий [Текст]: / В.И. Гриценко. – М: Просвещение, 2006.- 354c.

7. Данилов, М.А. Теоретические основы обучения и проблемы воспитания познавательной активности и самостоятельности [Текст]: / М.А. Данилов. – Казань, 2005. – 163с.

8. Дринь Б.М. Подготовка будущих учителей к преподаванию профильного курса информатики в средней школе [Текст]: // Дисс. канд. пед. наук. - 2003.- 132 с.

9. Ершова Ф.П., Роберт И.В. Дидактические проблемы компьютеризации [Текст]: – М: Просвещение, 2005. – 465с.

10. Курашов, И.В. Познавательная самостоятельность учащихся в процессе изучения новых знаний как результат организации их деятельности учителем [Текст]: / И.В. Курашов // Об условиях развития познавательной самостоятельности активности учащихся на уроке / Под ред. М.А. Данилова. – Казань: Таткнигиздат, 2003. – 198с.

11. Кривошеев О.А. Информационные технологии [Текст]: / О.А. Кривошеев. – М: Просвещение, 2006. – 259с.

12. Клейман Г. Возможности использования информационных технологий [Текст]: / Г. Клейман. - М: Просвещение, 2006. – 398с.

13. Кузнецов А.А. Проблемы компьютеризации [Текст]: / А.А. Кузнецов. – М: Просвещение, 2005. – 217с.

14. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК [Текст]: / Б. Т. Лихачев. - М.: Прометей; Юрайт, 2004. - 464 с.

15. Мануйлов В.Г. Основы информационных технологий (Программа прикладного курса для VI—IX классов с экономической подготовкой) [Текст]: // ИНФО, 1995. - № 3. – 368 с.

16. Марков С.А. Информатика как базовая наука образования [Текст]: // ИНФО, 1998. - № 6. – 89 с.

17. Машбиц Е.И., Гершунский Б.С., Талызина Н.Ф. Методические проблемы компьютеризации [Текст]: / Е.И. Машбиц. – М: Просвещение, 2005. – 456с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий при изучении английского языка

Обобщение опыта работы предназначено для учителей английского языка, применяющих ИКТ на уроке....

Использование компьютерных технологий на уроках математики

Компьютерные технологии на уроках математики...

Использование компьютерных технологий при изучении темы: «Графический способ решения систем уравнений» - алгебра 9 класс Конспект комбинированного урока с использованием ЦОР (цифровых образовательных ресурсов).

Данное пособие составлено как методическая разработка для проведения уроков по алгебре в 9 классе по теме «Графический способ решения систем уравнений» (в тематическом планировании - 2 часа).Пособие с...

«Применение компьютерных технологий в изучении математики»

В качестве объекта исследования выступает учебные занятия по алгебре в 11 классах.Предметом исследования является обучение школьников алгебре и подготовка к сдаче ЕГЭ с помощью компьютерных технологий...

Использование компьютерных технологий на уроках математики в условиях компетентностного подхода.

Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядно...

Использование компьютерных технологий на уроках математики с целью повышения эффективности урока

Использование компьютерных технологий на уроках математики с целью повышения эффективности урока...