Использование компьютерных технологий при изучении английского языка
методическая разработка по теме

Галактионова Любовь Владимировна

Обобщение опыта работы предназначено для учителей английского языка, применяющих ИКТ на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_ikt.rar16.64 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Учитель английского языка: Галактионова Л. В.

                                              2012 год

Использование компьютерных технологий при изучении английского языка

(из опыта работы)

Галактионова Любовь Владимировна, учитель английского языка

                                                  МБОУ Октябрьская средняя общеобразовательная школа

Звук, цвет, изображение.

Перед тобой дисплей и мышь.

Какое это наслаждение,

Ты по-английски говоришь!

Учитель электронный светит,

С него не сводишь глаз.

Задай вопрос, и он ответит,

И повторит хоть сотню раз.

На экране - мир волшебный,

Управляемый тобой.

Ты не просто наблюдатель,

А участник и герой!

К. Н. Альбрехт

В условиях изменения содержания образования, когда на первый план выходит компетентностное образование, приоритетную роль в учебно-воспитательном процессе играют информационно-коммуникационные технологии. Наиболее актуальной задачей образования в стандартах второго поколения является формирование коммуникативной компетенции учащихся. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, а

также активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения иностранным языкам.         

В отличие от традиционных методик, где учитель привык давать и требовать определенные знания, ИКТ становятся самым эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современной школы и позволяющими ученику стать главной действующей фигурой. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция - организация и стимулирование учебного процесса.

Информационными технологиями, как правило, называют технологии, использующие такие технические средства как аудио, видео, компьютер. В моей педагогической практике широкое использование получили компьютерные технологии, так как они открывают для учителя новые возможности в преподавании иностранного языка:

• улучшение эффективности и качества образования;
• ориентирование на современные цели обучения;
• повышение мотивации учащихся к обучению;
• использование взаимосвязанного обучения различным видам речевой деятельности;
• создание эмоционального фона занятия;

• реализация личностно - ориентированного подхода в обучении;
• развитие самостоятельности школьников;
• повышение качества наглядности.

На уроках английского языка с помощью компьютера можно решать целый ряд задач:

  1. формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
  2. совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов;
  3. отрабатывать грамматику и совершенствовать умения письменной речи;
  4. пополнять свой словарный запас лексикой современного иностранного языка;
  5. тренировать произношение;
  6. знакомить с культурой и традициями страны изучаемого языка.

Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, групповую и фронтальную формы работы. Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда он действительно необходим.

Мультимедийные презентации        

В настоящее время широко используются мультимедийные технологии. Использование мультимедийных средств обучения - закономерный этап развития педагогических технологий. На уроках я часто использую мультимедийные презентации, выполненные в программе Power Point.

При введении нового материала, особенно грамматики, презентации позволяют существенно экономить время, представляя вводимый материал в виде красочной таблицы. Здесь же можно организовать первичное закрепление, выведя на экран задания на подстановку и работая в режиме учитель-класс. Можно также организовать самостоятельную работу учащихся с последующей самопроверкой, показав ответы на экране. (Приложение 1 - Презентация «Страдательный залог»)

Большую роль тематические презентации играют при предъявлении страноведческих реалий, при знакомстве с культурой англоговорящих стран. В своей работе я использую как собственные презентации, созданные при помощи фотографий взятых с сайтов в Интернете, так и разработки моих коллег. (Приложение 2 - Презентация  «Лондон»)

При отработке лексики, особенно на младшей ступени обучения, прекрасно зарекомендовало себя использование презентаций. Задания  могут

быть составлены дифференцировано, с учетом уровня обученности ученика:

  1. сопоставь картинку и слово;
  2. составь слово из букв;
  3. заполни кроссворд;
  4. вставь слово в предложение;
  5. заполни web-таблицу и т.д.

Такие задания обеспечивают моментальную обратную связь, помогают организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом. (Приложение 3 -  Презентация  «Дружба»)

        Традиционно изучение темы или раздела заканчивается повторением, закреплением и обобщением. Все эти элементы можно объединить, предложив учащимся на завершающем каждую тему этапе создать мультимедийный проект вместо традиционного реферата. Создавая презентацию, ученикам предоставляется великолепная возможность систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации интеллектуального потенциала и способностей. Очень важно учащимся почувствовать интерес к самостоятельной творческой работе, ощутить значимость результатов своей работы, т.к. презентация – это готовый методический материал для урока. Ощущение собственной успешности стимулирует изучение языка, культуры страны изучаемого языка и своей страны. Из практики хочу отметить, что в течение 5 лет учащиеся 7-11 классов представляли свои проекты на районном конкурсе исследовательских, проектных и творческих работ учащихся и становились дипломантами 2 и 3 степени. (Приложение 4 - Исследовательская работа «День, в который я родился»)

Также проектные работы учащихся размещены на официальном сайте издательства «Просвещение» в разделах «Интерактивная карта России» (http://prosv.ru/umk/spotlight/info.aspx?ob_no=29645) и «Региональный компонент» ( http://www.prosv.ru/umk/we/info.aspx?ob_no=17467 ).

        

        

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)

        В своей педагогической практике я применяю CD и MP3 диски, а также ЦОР Интернет.

Хочется отметить следующие мультимедийные курсы:

  1. «Живой английский» беседы носителей языка (Великобритания) по 19 темам (с параллельным русским переводом, контрольными заданиями и ответами). Под ред. А. И. Пахатина. - 4 издание. - М.: Издатель Карева А. К., 2007. Данный курс дает богатый материал для обучения аудированию с последующим переходом к речи и письму.
  2. «Английский язык 6-11 классы» Волгоград, Издательство «Учитель», 2008. Темы с переводом, теоретический курс с практическими заданиями по грамматике, а также словари.
  3. Мультимедиа-пособие для компьютера «Грамматика. Сборник упражнений» Ю. Голицинский, Изд. MagnaMedia Publisher, 2008. Интерактивные упражнения с автоматической проверкой и выставлением оценок. Краткое разъяснение основных правил перед каждым упражнением, все правила озвучены.
  4. «Репетитор по английскому языку Кирилла и Мефодия» ООО «Кирилл и Мефодий», 2008. Материалы для аудирования с заданиями.
  5. Программно-методический комплекс. Электронное издание. Английский язык. Грамматика: глагол. Предназначено для учащихся 7-11 классов общеобразовательных школ. Теоретический материал наглядно представлен интерактивными таблицами, рисунками и анимациями. В плакат включен дополнительный материал по темам, упражнения и тестовые задания. (Демоверсию можно скачать на сайте http://www.pmedia.ru/products/show.php?product_id=309)
  6. Программно-методический комплекс. Электронное издание. Английский язык. Грамматика: части речи. Предназначено для учащихся 7-11 классов общеобразовательных школ. Теоретический материал наглядно представлен интерактивными таблицами, рисунками и анимациями. В плакат включен дополнительный материал по темам, упражнения и тестовые задания. (Демоверсию можно скачать на сайте http://www.pmedia.ru/products/show.php?product_id=293)

К линии УМК «Английский язык 2-11» авторов Кузовлева В. П., Лапа Н. М., Перегудовой Э. Ш. и др. в каждом классе я использую аудиокурсы и СD.  В настоящее время коллектив авторов полностью переработал УМК, и он соответствует стандартам второго поколения. УМК направлен на развитие основных компетенций учащихся, и компьютерные технологии прекрасно вплетаются в методическую структуру учебника.

        Интернет предоставляет широкие возможности для получения ЦОР. Так, благодаря проекту издательского дома 1 сентября (https://1september.ru/) «Школа цифрового века» я получила электронные издания, которые применяла на уроках и во внеклассной работе.    

На своих уроках я также использую материалы сайтов. (Приложение 5 - Интернет - ресурсы в помощь учителю английского языка)

        Для эффективного контроля за качеством знаний я применяю компьютерную тестирующую программу «My Test» (http://mytest.klyaksa.net/htm/download/). Программа «My Test» работает с восемью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении. В тесте можно использовать любое количество любых типов, можно только один, можно и все сразу. При наличии компьютерной сети можно организовать централизованный сбор и обработку результатов тестирования, используя модуль журнала «My Test».

В последнее время широко применяется on-line тестирование. В Интернете существует большое число сайтов, предлагающих этот вид контроля знаний. Работая индивидуально, каждый ученик имеет возможность сразу оценить свои знания, а также самостоятельно тренироваться. Часто используемые сайты: http://www.study.ru/test/, http://www.ucheba.ru/ и др. В школе имеется компьютерный класс с доступом в Интернет, поэтому данный вид деятельности может проводиться как на уроке, так после уроков. В классе на одном из рабочих стендов есть рубрика «Welcome to Internet», где размещены названия сайтов с указанием их адресов в сети, которые желательно посетить для получения интересной и полезной информации, а также для самостоятельной работы над языком.

        

        Внеклассная работа

Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны. Сквозь призму этих знаний внеклассная работа позволяет более активно осваивать культуру своей страны.

Во внеклассной работе мною широко используются мультимедийные презентации, игры по страноведению, ресурсы глобальной сети Интернет.

Всемирная паутина является:
• источником информации для учеников в ходе подготовки того или иного проекта или мероприятия;
• помощником в обмене опытом с коллегами;

• источником идей и вдохновения.

Ежегодно проводится «Неделя английского языка», в рамках которой  организуются олимпиады среди учащихся 2-11классов, а также всевозможные конкурсы между командами разных классов. Все соревнования проводятся с использованием красочных мультимедийных презентаций, что позволяет сделать мероприятие настоящим праздником. (Приложение 6 - Внеклассное мероприятие «Самый умный») На стенде, оформленном к неделе английского языка, учащиеся могут потренироваться в решении различных кроссвордов, ребусов и т.д., выполненных в Microsoft Office Word и Excel. (Приложение 7 - Сканворд)

Мы организуем праздники Хэллоуин и Рождество, в рамках которых проводятся мероприятия с использованием ИКТ.

Количество учеников, принимающих участие в различных проектах и внеклассных мероприятиях, постоянно увеличивается. Растет мотивация к изучению английского языка и интерес к предмету. Необходимо отметить еще один положительный эффект от использования ИКТ во внеклассной работе. Привлекая учеников, не отличающихся примерным поведением, к реализации подобных проектов, наблюдаются положительные сдвиги в их поведении и появление интереса к предмету.

В настоящее время я размещаю свои разработки на странице сайта Интернет портала ProШколу.ru http://www.proshkolu.ru/user/ga68la/folder/   и на персональном сайте http://gala-angl-yazik.jimdo.com/. Надеюсь, что учителя английского языка, учащиеся и любители английского языка смогут найти здесь полезную для себя информацию.

Заключение

Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Растет мотивация учащихся, что способствует активизации их познавательной деятельности в процессе работы с информацией. Используя данные технологии, учитель осуществляет системно-деятельностный подход в обучении. Как следствие, эффективно развиваются ключевые компетентности учащихся. ИКТ дают возможность учителю вовлечь учащихся в творческий процесс учения, увеличить скорость восприятия и прочность их знаний. При этом применение ИКТ облегчает труд учителя и экономит время на уроке.

Несмотря на все плюсы, компьютеризированное обучение на базе технологии мультимедиа не может заменить человека - преподавателя,  но оно может дополнить и усовершенствовать его деятельность, особенно в тех областях, в которых развиваются самостоятельность  и творческое мышление.

 

Источники

  1. Г. К. Селевко. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. Москва. НИИ Школьных технологий. 2005
  2. http://tm.ifmo.ru/tm2004/src/467.doc 
    Национальный Фонд Подготовки Кадров. Федерация Интернет Образования. Информационные технологии в деятельности учителя-предметника. Программа повышения квалификации и методические рекомендации.
  3. http://www.virtlab.ru 

К. Н. Альбрехт.  Компьютер как эффективное средство обучения

    иностранному языку.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий в преподавании английского языка в МАОУ «Лицей гуманитарных наук»

Информатизация учебного процесса - одна из важнейших задач современного образования. Она связана с развитием материально-технической базы учебных заведений, переподготовкой учителей, разработкой метод...

Интегрированный элективный курс «Использование компьютерных технологий при обучении английскому языку»

Элективный курс обучает  технологиям создания различных продуктов на английском языке с помощью компьютерных программ....

Использование компьютерных технологий на уроках английского языка

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ– воспитание личности, способной вступать в межкультурную коммуникацию, личности, желающей и умеющей работать с информацией. Для достижения этой цели став...

Использование компьютерных технологий на уроках английского языка.

Преимущества и недостатки обучения ИЯ с помощью ПК. Персональный компьютер может применяться учителем для решения личных дидактических задач в течение урока: а) предъявление информации в раз...

Использование компьютерных технологий на уроках английского языка.

Преимущества и недостатки обучения ИЯ с помощью ПК. Персональный компьютер может применяться учителем для решения личных дидактических задач в течение урока: а) предъявление информации в раз...

Использование компьютерных технологий на уроках английского языка. Выступление на РМО учителей английского языка 01.11.2012

Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика. При обучении аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при об...